» Шляпы, чтобы мыслить


Шляпы, чтобы мыслить


06.07.2010

Эдвард де Боно основатель нескольких организаций, занимающихся вопросами мышления и творчества, лауреат международных премий, автор более 60 книг, переведенных на 35 языков мира. Самой важной из них сам он считает «Я прав — вы заблуждаетесь», но наиболее популярна «Шесть шляп мышления».

Мария Мацковская

Шляпы, чтобы мыслить

В 1969 году вышла в свет ключевая книга Эдварда де Боно «Механизм мышления» (The Mechanism of Mind), в которой он знакомит читателя с созданной им концепцией латерального мышления* и предлагает свои практические методики ее использования.

Традиционное мышление связано с анализом, созданием суждений и дискуссией как ведущим механизмом оценки. Еще не так давно этого было достаточно, поскольку, выявив типичные ситуации, можно было разработать для них стандартные решения. Однако в современном быстро меняющемся мире, говорит де Боно, ощущается огромная потребность в творческом, конструктивном подходе, позволяющем создавать новые идеи и пути развития. Методики, предложенные Эдвардом де Боно, как раз и являются инструментами такого нового мышления.
Мыслить нестандартно

Чтобы облегчить усилия по переработке огромных информационных массивов, человеческий мозг работает в режиме постоянного добавления новых фактов, при этом актуализации всего этого массива не происходит. В результате сопоставления сложившейся ситуации с аналогичной выдается шаблонное решение.

Объясняя суть технологии, де Боно прибегает к следующему образу: представьте, что человеческая голова это «кладовка», в ней много «полочек», где обычно без труда можно найти то или иное решение, посветив в темноте «фонариком». Латеральное мышление позволяет осветить всю «кладовку» целиком. Правильное применение технологичных инструментов инновационного мышления помогает выйти за рамки предсказуемых моделей и концепций. При этом технология эффективна во всех областях человеческой деятельности.

Де Боно уверен, что для ведения бизнеса в XXI веке необходимо латеральное мышление и «шесть шляп мышления» еще одна изобретенная им технология, ставшая очень популярной в мире бизнеса. К ней прибегают в таких компаниях, как IBM, Prudential, Shell и др. В результате время совещаний и работы в группах сокращается иногда на четверть. Например, менеджмент компании ABB Finland раньше обсуждал каждый из своих мультинациональных проектов примерно месяц, а теперь решает аналогичный спектр вопросов в течение двух дней. «В США менеджеры расходуют 70% своего времени на совещания, констатирует де Боно, но если они станут тратить его на 40% меньше, можно практически вдвое увеличить административный ресурс без дополнительных затрат».

Почему именно шляпы? В английском языке существует множество выражений, связывающих мышление и этот головной убор: «Я в своей шляпе мышления», «Давайте наденем наши шляпы мышления» и т.д. Де Боно, используя эти ассоциации, объясняет свою мысль так: «Шляпу легко надеть и снять. Кроме того, шляпы указывают на роль человека в обществе. Солдаты носят специальные каски, полицейские фуражки, судьи особые головные уборы. Итак, надевая шляпу мышления, мы начинаем играть роль, на которую эта шляпа указывает». Очень важно, чтобы каждый мыслитель умел менять роли так же свободно, как и шляпы.

Обычно, начиная думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с некоторыми трудностями. Во-первых, часто руководствуемся эмоциональной реакцией, определяющей наше дальнейшее поведение. Во-вторых, испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящуюся к задаче, сохранять собственную логику, следить за логикой наших собеседников, быть креативным, конструктивным Все это, как правило, не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Метод «шести шляп» помогает преодолеть подобные трудности, разделив процесс мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен «шляпой» своего цвета.

При печати, чтобы получить полноцветное изображение, цвета прокатываются по очереди, накладываясь друг на друга, и на выходе мы получаем цветную картинку. Метод «шести шляп» предлагает сделать то же самое в отношении мышления. «Вместо того чтобы думать обо всем сразу, следует научиться оперировать различными аспектами нашего мышления по очереди. В конце работы все эти аспекты будут собраны вместе, и мы получим «полноцветное мышление», рекомендует де Боно.
досье
Эдвард де Боно

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 г. Окончив Мальтийский университет, продолжал изучать психологию, физиологию и медицину в Оксфорде. Номинант Нобелевской премии 2005 г., всемирно признанный авторитет в области творческого и концептуального мышления, де Боно работал более чем с 50 крупными компаниями, преподавал в университетах Гарварда, Лондона, Оксфорда и Кембриджа. Он активно применяет свои методики в бизнесе они внедрены в известнейших международных корпорациях: IBM, Du Pont, Prudential, AT&T, British Airways, British Coal, NTT, Ericsson, Total, Siemens.

Программы обучения по методикам де Боно используют тысячи школ в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Великобритании, Китае, Индии, Южной Кореи.

В основе методик де Боно задача максимально задействовать мыслительные способности человека. Умея нестандартно мыслить, вы должны совершенствоваться в этом направлении. «Если у вас есть потенциал, то почему же не раскрыть его?», спрашивает де Боно. Он уверен: «Всегда нужно исходить из того, что можно стать лучше. К примеру, если вы водите машину, у которой четыре передачи, мы предлагаем вам автомобиль с пятиступенчатой коробкой. А если у вас уже есть пять передач, то следующая модель будет с шестиступенчатой. При этом данная технология выполняет функцию «рычага» там, где получить дополнительные возможности непросто, в сфере нестандартного мышления».
CoRT

CoRT это базовый курс де Боно по обучению навыкам мышления. Он был создан в начале 1970х и сегодня включен в программы тысяч учебных заведений по всему миру. Де Боно уверен, что мышление, в отличие от природных умственных способностей, можно развить. Во время обучения методикам де Боно преподаватель перестает быть недосягаемым носителем знаний, которыми ученик не обладает. Его роль не «вещать», а тренировать.

Суть метода CoRT в том, что внимание студента сознательно направляется на различные аспекты мышления. Эти аспекты сочетаются в конкретных инструментах, а затем применяются на практике. В результате у студента вырабатываются соответствующие навыки мышления, а инструменты со временем отходят на второй план.

Так, чтобы рассмотреть идею со всех сторон, вам нужен так называемый PMI (плюсы, минусы, интерес) учащийся должен научиться видеть в идее и «плюсы», и «минусы», и ее интересные стороны.

Уроки CoRT являются своего рода каркасом, позволяющим фокусироваться на каждом аспекте мышления, вместо того чтобы пытаться в общем «думать лучше» или углубляться в дискуссии.

*Латеральное мышление (lateral thinking) из области творческого, это метод нестандартного подхода и решения задач. Сам термин (описывающий принцип целой научной концепции) предложил в конце 1960-х гг. Эдвард де Боно.

Источник: журнал «КАДРОВИК.РУ»



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит