» Будет ли соответствовать российскому законодательству следующая ситуация: организация, осуществляющая подбор персонала, предоставляет свои услуги по ведению делопроизводства отдела кадров (и всего, что связано с трудовыми кадрами) на предприятиях, в которых отсутствует отдел кадров?


Будет ли соответствовать российскому законодательству следующая ситуация: организация, осуществляющая подбор персонала, предоставляет свои услуги по ведению делопроизводства отдела кадров (и всего, что связано с трудовыми кадрами) на предприятиях, в которых отсутствует отдел кадров?


21.03.2010

У любой организации должен быть необходимый минимум кадровых документов. Но их список ни в одном нормативном акте не указан. Отсутствуют и единые правила работы с кадровыми документами. Сведения о них содержатся в различных нормативных актах.
1. Основные документы кадрового делопроизводства предусмотрены ТК РФ. К ним, в частности, относятся: трудовой договор (ст. 67 ТК РФ); приказы о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), об увольнении, о переводе, о предоставлении отпуска и др.; трудовая книжка (ст. 66 ТК РФ); заявления работника; график отпусков (ст. 123 ТК РФ); командировочные документы (статьи 166, 168 ТК РФ); положения по защите персональных данных (ст. 87 ТК РФ), об оплате труда (ст. 135 ТК РФ) и т.п.; правила внутреннего трудового распорядка (ч. 3 ст. 189 ТК РФ); табель учета рабочего времени (ст. 100 ТК РФ); инструкция по охране труда (ст. 225 ТК РФ) и т.п.
При этом процедуру, в соответствии с которой должно осуществляться ведение указанных документов, Трудовой кодекс РФ не содержит.
2. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете) Госкомстат России Постановлением от 05.01.2004 N 1 утвердил унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, в том числе формы приказов о приеме на работу, о предоставлении отпуска; формы графика отпусков, штатного расписания и других документов.
Руководители организаций согласно подп. «в» п. 1 ст. 6 Закона о бухучете наделены правом передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.
Учитывая изложенное, ни ТК РФ, ни Закон о бухучете не запрещают организациям заключать договоры о ведении кадрового делопроизводства со сторонними организациями.
Единственное исключение из этого правила усматривается в Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225. Указанные Правила приняты в соответствии с п. 3 ст. 66 ТК РФ и предусматривают (ч. 2 п. 45 ТК РФ), что ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет «специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя».
Исходя из смысла приведенной формулировки можно сделать вывод, что ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек вправе осуществлять только работник организации, состоящий в ее штате.
Поэтому заключение договора о передача функций по ведению трудовых книжек сторонним лицам может вызвать возражения у проверяющих органов.

Л. Зуйкова,
эксперт АКДИ «ЭЖ»

1 ноября 2006 г.

«ЭЖ Вопрос-Ответ», N 11, ноябрь 2006 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит