» Можно ли при направлении работников в командировку оформлять только приказ о направлении в командировку (формы N Т-9 и Т-9а) и служебное задание (форма N Т-10а), без оформления командировочного удостоверения (форма N Т-10)? Ведь информация, содержащаяся в приказе о направлении работника в командировку, в значительной степени дублирует командировочное удостоверение, а обоснованность и производственный характер расходов на командировки подтверждаются приказом о направлении в командировку, служебным заданием, авансовым отчетом, проездными билетами и иными первичными документами.


Можно ли при направлении работников в командировку оформлять только приказ о направлении в командировку (формы N Т-9 и Т-9а) и служебное задание (форма N Т-10а), без оформления командировочного удостоверения (форма N Т-10)? Ведь информация, содержащаяся в приказе о направлении работника в командировку, в значительной степени дублирует командировочное удостоверение, а обоснованность и производственный характер расходов на командировки подтверждаются приказом о направлении в командировку, служебным заданием, авансовым отчетом, проездными билетами и иными первичными документами.


21.03.2010

Минфин в Письме от 19.11.2009 N 03-03-06/1/764 указал, что расходы, произведенные на командировку, принимаются к учету, если имеется утвержденный руководителем организации авансовый отчет (подлежит утверждению при наличии письменного отчета о выполненной работе в командировке, согласованного с руководителем структурного подразделения).
Действующий порядок оформления документов, связанных с командированием работников, установлен Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки». В качестве неотъемлемого приложения к авансовому отчету предусматривает наличие следующих оправдательных документов:
— командировочное удостоверение, оформленное надлежащим образом. Его форма (N Т-10) утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее — Постановление N 1). Указанный документ не оформляется только при командировании за пределы РФ (кроме поездок в государства — участники Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы). В случаях командировок по территории РФ и в указанные государства — участники СНГ заполнение реквизитов «прибыл-убыл» предусматривается, если местом командирования является юридическое лицо;
— о найме жилого помещения;
— о фактических расходах по проезду (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей);
— об иных расходах, связанных с командировкой.
Указанные документы должны быть надлежащим образом оформлены, то есть составлены по унифицированным формам, если таковые установлены, а в иных случаях — заполнены по формам, предусмотренным организацией-продавцом (исполнителем) и содержащим реквизиты, поименованные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». При этом согласно Постановлению Госкомстата РФ от 24.03.1999 N 20 «Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации» в утвержденные Госкомстатом унифицированные формы документов организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты, а также менять форматы бланков. Исключение отдельных реквизитов из унифицированных форм или их изменение не допускается.
Оформление авансового отчета с нарушением установленных законодательством требований, а также отсутствие необходимых приложений к авансовому отчету (или ненадлежащее их оформление) влечет несоответствие авансового отчета требованиям законодательства РФ. Соответственно, указанная в нем сумма расходов не может быть включена в состав расходов в целях налогообложения прибыли как не имеющая надлежащего документального подтверждения. Поэтому необходимо оформление командировочного удостоверения. Ранее такая же позиция была высказана в Письме Минфина РФ от 10.11.2009 N 03-03-06/1/733.
Вместе с тем в Письме Минфина РФ от 14.09.2009 N 03-03-05/169 относительно других документов, которыми должна оформляться командировка по нормам Постановления N 1 (приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (формы N Т-9 и Т-9а), служебное задание (форма N Т-10а)), указано, что их наличие и оформление определяется внутренним документооборотом организации и для документального подтверждения в целях налогообложения прибыли организаций не является обязательным.

К.В. Шестакова,
эксперт журнала «Отдел кадров бюджетного учреждения»

1 января 2010 г.

«Отдел кадров бюджетного учреждения», N 1, январь 2010 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит