» Имеет ли право главный бухгалтер бюджетного учреждения совмещать должности кассира, а также специалиста по кадрам, и получать за это соответствующую доплату, или имеются законодательные ограничения этого для работников руководящего состава?


Имеет ли право главный бухгалтер бюджетного учреждения совмещать должности кассира, а также специалиста по кадрам, и получать за это соответствующую доплату, или имеются законодательные ограничения этого для работников руководящего состава?


21.03.2010

Согласно положениям статьи 151 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Конкретные размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются по соглашению сторон трудового договора, и фиксируются в приказе (распоряжению), издаваемом в организации, или непосредственно в трудовом договоре, заключаемом с работником.
В силу положений статьи 423 ТК РФ отдельные правила совмещения профессий (должностей) регулируются в том числе постановлением Совмина СССР от 4 декабря 1981 года N 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (в редакции изменений и дополнений).
Согласно пункту 15 данного постановления до недавнего времени возможность совмещения должностей не была предусмотрена для таких категорий работников, как руководитель предприятия (учреждения, организации), его заместителей и помощников, главные специалисты, руководители структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместители.
Определением Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 25 марта 2003 года N КАС 03-90 указанные нормы в части «руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей» признаны не действующими, а потому на данные категории работников в полной мере распространяются нормы трудового законодательства о возможности совмещения должностей с получением за это дополнительной оплаты труда.
Однако предметом рассмотрения указанного Определения не являлись руководители учреждений, их заместители и помощники, а также главные специалисты (в указанные категории входят также и главные бухгалтера), а потому действующий в настоящее время пункт 15 постановления Совмина СССР от 4 декабря 1981 года N 1115 до настоящего времени содержит ограничения на возможность совмещения должностей указанными работниками.
Также обращают на себя внимание и положения статьи 135 ТК РФ, согласно которым вопросы оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета, регулируются соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
Учитывая тот факт, что в вопросе речь ведется о бюджетном учреждении, возможность совмещения профессий главным бухгалтером учреждения должен решаться также с учетом внутриведомственных нормативных актов. В большинстве своем положения данных нормативных актов основаны, в том числе и на постановлении Совмина СССР от 4 декабря 1981 года N 1115, а потому не допускают совмещения главными бухгалтерами других должностей. При этом возложение на главного бухгалтера дополнительных обязанностей может быть компенсировано путем начисления большей суммы премии из фонда материального стимулирования и (или) установления работнику из данного фонда надбавки стимулирующего характера. Вопросы использования фонда материального стимулирования регулируются в бюджетных учреждениях положениями коллективного и (или) трудового договора, положениями о материальном стимулировании или иных локальных нормативных актов.

1 ноября 2003 г.

«Консультант бухгалтера», N 11, ноябрь 2003 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит