» Дисквалификация как мера наказания руководителя


Дисквалификация как мера наказания руководителя


21.03.2010

За нарушение трудового законодательства ст. 419 ТК РФ предусматривает возможность привлечения не только к дисциплинарной и материальной ответственности, но и к административной, гражданско-правовой и уголовной. В последнее время широкое применение получило административное наказание в виде дисквалификации. Что же такое дисквалификация, к кому она может применяться и за какие правонарушения, расскажем в данной статье.

Понятие дисквалификации

Мера наказания в виде дисквалификации установлена Кодексом об административных правонарушениях. В статье 3.11 КоАП РФ определено, что дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Дисквалификация может быть применена к:
— лицам, осуществляющим организационно-распорядительные функции (например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий)*(1);
— лицам, осуществляющим административно-хозяйственные функции (например, управление и распоряжение имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организации и ее подразделений, принятие решений о начислении заработной платы, премий, определение порядка хранения и движения материальных ценностей)*(2);
— членам совета директоров (наблюдательных советов);
— индивидуальным предпринимателям;
— арбитражным управляющим (лицо, назначенное арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Обобщив весь перечень, можно сказать, что дисквалификация может быть применена к физическим лицам (руководителю или иному лицу, участвующему в управлении организацией, действующему на основании доверенности), работающим в организациях любой формы собственности, являющихся юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы.
Руководитель среднего звена, выполняющий организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции и в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ несущий административную ответственность как должностное лицо, не может быть подвергнут такому административному взысканию, как дисквалификация.
По общему правилу наказание в виде дисквалификации назначается только судьями. Если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (административное расследование), в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ, постановление о дисквалификации выносится судьей районного суда, если дополнительных действий не проводится — мировым судьей. При привлечении к административной ответственности конкурсного управляющего решение о наказании может принять и арбитражный суд.
Однако законодатель не определил круг лиц, которые могут выступить инициаторами дисквалификации руководителя. Это значит, что в качестве такого инициатора может выступить любое юридическое или физическое лицо, например акционер или участник хозяйственного общества. Но на практике инициаторами являются должностные лица трудовой инспекции.
Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Срок давности привлечения к данному виду ответственности установлен не позднее года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — не позднее года со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Когда может быть применена дисквалификация

Дисквалификация может быть применена к руководителю только в том случае, если она предусмотрена в санкциях статей КоАП РФ. В частности, предусмотрена возможность дисквалификации за следующие правонарушения:
— нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27);
— фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);
— неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);
— ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21);
— совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22);
— представление в ИФНС документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25);
— невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства (ст. 19.5).
Рассмотрим подробнее нарушения законодательства о труде и охране труда, предусмотренные ст. 5.27 КоАП РФ:
— отсутствие локальных нормативных актов или при их наличии содержание условий, ухудшающих положение работника по сравнению с трудовым законодательством;
— нарушение оформления трудовых отношений (не заключаются письменные трудовые договоры, как того требует ст. 67 ТК РФ, несвоевременное ознакомление работников с приказами, в частности о привлечении к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ);
— несоблюдение порядка ведения и хранения трудовых книжек *(3) (не производятся записи о приеме на работу, отсутствуют журналы учета и движения трудовых книжек и вкладышей к ним и т.д.);
— необоснованное заключение срочных трудовых договоров при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность заключения договоров на неопределенный срок, подмена трудовых договоров гражданско-правовыми;
— непредоставление ежегодных оплачиваемых отпусков более двух лет подряд;
— невыплата командировочных, компенсаций, окончательного расчета или неполная их оплата;
— выдача заработной платы один раз в месяц, расчетные листки не выдаются.
Заметим, что количество норм трудового законодательства, которые может нарушить руководитель, очень велико и теоретически даже за незначительное нарушение инспектор ГИТ может поставить вопрос о дисквалификации. На практике обычно все-таки сначала руководителя привлекают к административной ответственности в виде штрафа.
Чаще всего перед судом ставится вопрос о дисквалификации за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Согласно п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда.
Не стоит думать, что если аналогичные правонарушения совершены за время работы в разных организациях, то руководителя нельзя дисквалифицировать. Кодекс об административных правонарушениях наступление ответственности не ставит в зависимость от места работы руководителя — главное, что оно совершено в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6).

Процедура дисквалификации

При обнаружении нарушений норм трудового законодательства первым делом органы, осуществляющие контроль (в нашем случае Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда), составляют протокол об административном правонарушении.
Поступившие из правоохранительных, государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, а также сообщения и заявления юридических и физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, могут послужить поводом для возбуждения дела об административном правонарушении (ст. 28.1 КоАП РФ).
Протокол является основным документом, на основании которого судом может быть принято решение о дисквалификации. Его составляют немедленно при выявлении правонарушения в силу ст. 28.2 КоАП РФ. Необходимо обратить внимание на заполнение протокола. В нем должны быть указаны:
— дата и место его составления;
— должность, фамилия и инициалы лица, его составившего, а также сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
— фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (при их наличии);
— место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение.
Лицо, составившее протокол, в соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ должно его направить на рассмотрение в суд в течение трех дней с момента составления. По результатам рассмотрения дела судья выносит постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу.

Особенности исполнения решения суда

Статья 32.11 КоАП РФ устанавливает порядок исполнения постановления о дисквалификации, в соответствии с которым оно должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. Таким образом, постановление суда о дисквалификации является поводом для расторжения трудового договора с руководителем (п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ). Если работодатель не исполнит решение суда, то его могут привлечь к уголовной ответственности в соответствии со ст. 315 УК РФ — в виде штрафа до 200 000 руб. или иного наказания, предусмотренного данной статьей.

——T———————T—————————————————T———————¬
¦ N ¦ Дата ¦ Сведения о приеме на работу, переводе на другую ¦Наименование, дата и ¦
¦за- +—-T——T———+ постоянную работу, квалификации, увольнении (с ¦ номер ¦
¦писи¦чис-¦месяц ¦ год ¦ указанием причин и ссылкой на статью, пункт ¦ документа, на ¦
¦ ¦ ло ¦ ¦ ¦ закона) ¦ основании которого ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внесена запись ¦
+—-+—-+——+———+—————————————————+———————+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+—-+—-T——T———+—————————————————+———————+
¦ _ ¦ _ ¦ _ ¦ _ ¦ _ ¦ _ ¦
+—-+—-+——+———+—————————————————+———————+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Общество с ограниченной ответственностью ¦ ¦
+—-+—-+——+———+—————————————————+———————+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦»Солнечный круг» ¦ ¦
+—-+—-+——+———+—————————————————+———————+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ООО «Солнечный круг» ¦ ¦
+—-+—-+——+———+—————————————————+———————+
¦ 10 ¦ 04 ¦ 03 ¦ 2009 ¦Трудовой договор прекращен в связи с ¦Приказ от 04.03.2009 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦дисквалификацией работника, ¦N 12-к ¦
+—-+—-+——+———+—————————————————+———————+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦пункт 8 части первой статьи 83 Трудового кодекса ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской Федерации ¦ ¦
+—-+—-+——+———+—————————————————+———————+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Начальник отдела кадров Волкова ¦ ¦
+—-+—-+——+———+—————————————————+———————+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦М.П. ¦ ¦
L—-+—-+——+———+—————————————————+———————-

При исполнении решения суда о дисквалификации руководителя общества с ограниченной ответственностью могут возникнуть трудности с немедленным его исполнением. Ведь в Федеральном законе от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ) сказано, что образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий относится к исключительной компетенции собрания общества. А это значит, что после вынесения решения суда о дисквалификации необходимо созвать внеочередное собрание участников в соответствии со ст. 35 Закона N 14-ФЗ для решения вопроса о досрочном снятии полномочий с руководителя организации. При этом необходимо соблюсти сроки созыва такого собрания, установленные ст. 36 Закона N 14-ФЗ: лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее чем за тридцать дней до его проведения уведомить об этом каждого участника общества заказным письмом по адресу, указанному в списке участников общества, или иным способом, предусмотренным уставом общества.
Если решением суда дисквалифицировали члена или председателя совета директоров акционерного общества или его руководителя (президента, генерального директора и т.д.), необходимо будет пройти процедуру внеочередного собрания акционеров, установленную Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», поскольку досрочное прекращение полномочий исполнительного органа также относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
Обратите внимание, что с 13.04.2009 начинает действовать новая редакция КоАП РФ*(4), в соответствии с которой за нарушение порядка или срока направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров, а равно непредоставление или нарушение срока предоставления информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, при подготовке к проведению общего собрания акционеров ст. 15.23.1 КоАП РФ установлены административные штрафы в размере:
— от 2 000 до 4 000 руб. — для граждан;
— от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация на срок до года — для должностных лиц;
— от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Расторгать трудовой договор по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ можно, если нельзя перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ч. 2 ст. 83 ТК РФ).
Если же дисквалифицированное лицо продолжает работать после вступления в силу постановления суда, то его можно привлечь к ответственности в силу ст. 14.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб.

Нужно ли проверять нового руководителя?

Пункт ст. 32.11 КоАП РФ обязывает запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица, претендующего на должность руководителя организации, прежде чем заключать с ним трудовой договор.
Вся информация о дисквалификации физических лиц хранится в реестре дисквалифицированных лиц*(5), который ведется МВД России и МВД, УВД и ГУВД субъектов РФ. Порядок предоставления сведений определен Инструкцией о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утвержденной Приказом МВД РФ от 22.11.2006 N 957 «Об утверждении Наставления по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц и Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах».
Информация, содержащаяся в реестре, является открытой и включает в себя такие сведения, как:
— фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
— наименование организации, где лицо работало во время совершения правонарушения, и его должность;
— дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья Кодекса), наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
— срок дисквалификации;
— даты начала и истечения срока дисквалификации;
— наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
— сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
— основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
— дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.
Такие сведения предоставляются заинтересованным лицам за плату — 100 руб. Срок предоставления сведений, содержащихся в реестре, составляет пять дней с даты получения соответствующего запроса. Приведем образец запроса.
Запрос необходимо делать и потому, что заключение договора с дисквалифицированным лицом на управление юридическим лицом влечет наложение штрафа на организацию в размере до 100 000 руб.
(ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).
Если же организация заключила трудовой договор с руководителем, который оказался дисквалифицированным, такой договор подлежит прекращению ввиду нарушения установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора по п. 11 ст. 77 ТК РФ. При этом необходимо учитывать, что если правила заключения трудового договора были нарушены по вине самого работника вследствие представления им подложных документов, то трудовой договор с таким работником расторгается по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ*(6).

Т.В. Шадрина,
редактор журнала «Отдел кадров коммерческой организации»

«Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», N 4, апрель 2009 г.

—————————————————————————-
*(1) Постановление Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 06.02.2007 N 7).
*(2) Там же.
*(3) Установлен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках».
*(4) Федеральный закон от 09.02.2009 N 9-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг».
*(5) Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц».
*(6) Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит