» Надбавка к денежному довольствию за военную службу в районах Крайнего Севера


Надбавка к денежному довольствию за военную службу в районах Крайнего Севера


21.03.2010

Лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера, законодательством установлены гарантии и компенсации, что связано с экстремальными природно-климатическими условиями данного региона. В частности, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, установлены процентные надбавки к денежному довольствию, а также подъемные пособия при переезде на новое место службы. Вместе с тем Порядком *(1) были установлены ограничения для выплаты указанных сумм, которые оспорены в суде, и принятые судебные постановления послужили основанием для внесения изменений в приказ министра обороны, утвердивший Порядок.

Увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта не является основанием для исключения из выслуги периодов военной службы в отдаленных местностях и отказа в выплате соответствующей надбавки за выслугу в случае повторного приема гражданина на военную службу.

Согласно Решению ВС РФ от 23.01.2009 N ВКПИ08-99 К. с 21.05.1990 проходил военную службу в различных воинских частях, дислоцированных в Мурманской области. В декабре 2004 года он был уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта. С 29.09.2008 К. вновь проходил службу по контракту в Мурманской области.
К. обратился к командиру воинской части 06.11.2008 с рапортом об установлении ему процентной надбавки к денежному довольствию за военную службу в районах Крайнего Севера, однако ему было отказано в этом как уволенному ранее с военной службы в связи с невыполнением условий контракта (п. 297 Порядка).
Заявитель посчитал, что данное положение противоречит п. 5 ст. 13 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон N 76-ФЗ), Постановлению N 1012*(2), Постановлению N 692*(3) и положениям ст. 146, 148, 315 и 317 ТК РФ. В связи с этим К. просил признать указанное оспариваемое положение незаконным и не действующим в части слов «в связи с невыполнением им условий контракта» с момента издания Приказа N 200.
ВС РФ нашел данное заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Военнослужащим установлена единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения. Виды обеспечения, размеры выплат и т.д. могут отличаться только в зависимости от занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы (п. 1 ст. 3 Закона N 76-ФЗ). В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона N 76-ФЗ к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к денежному довольствию в размерах и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. Пунктом 292 Порядка конкретизировано, что процентные надбавки выплачиваются в зависимости от продолжительности военной службы в этих районах и местностях.
Периоды военной службы (работы) для выплаты надбавок военнослужащим, проходящим военную службу в отдаленных местностях, где эти надбавки установлены, исчисляются в порядке, установленном п. 5 ст. 13 Закона N 76-ФЗ, постановлениями N 1012 и N 692 и Постановлением Минтруда РФ N 37*(4), с учетом особенностей, определенных Порядком (п. 295). Такой особенностью, в частности, является установленное в п. 297 Порядка положение о том, что в случае повторного приема на военную службу по контракту военнослужащих, ранее уволенных с военной службы в связи с невыполнением ими условий контракта, периоды их предыдущей военной службы в отдаленных местностях, где установлена выплата надбавок, в выслугу для выплаты надбавки не засчитываются. Суд пришел к выводу, что данное положение не соответствует п. 5 ст. 13 Закона N 76-ФЗ, содержащему лишь одно ограничение для выплаты надбавок, а именно — их размер не может превышать пределы, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для граждан, работающих и проживающих в указанных местностях. Это ограничение, как отмечено в решении суда, не связано с вопросами исчисления периодов военной службы для выплаты военнослужащим процентной надбавки за военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Кроме того, названное положение Порядка не соответствует ТК РФ и Закону РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», не связывающим предоставление гарантий и компенсаций гражданам, работающим и проживающим в указанных местностях, с причинами расторжения трудового договора и не предусматривающим оснований, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем работы в особых климатических условиях.
Суд обратил внимание на следующий момент: исключая из общей продолжительности военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях время предыдущей военной службы в таких же климатических условиях, оспоренное предписание фактически подменяет установленное законодательными актами понятие «продолжительность военной службы» на «непрерывную продолжительность военной службы», что не согласуется с п. 5 и 7 ст. 3 Положения*(5), которым в качестве базового предусмотрено понятие «общая продолжительность военной службы военнослужащего». Последнее определяется в календарном либо льготном исчислении, включает в себя все время военной службы, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу за исключением периодов, не засчитываемых в выслугу лет, в перечень которых не входит время военной службы, предшествующее увольнению в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.
Поскольку в оспоренном положении право на процентную надбавку поставлено в зависимость не от общей продолжительности военной службы в особых климатических условиях, а от причины увольнения с военной службы, это является ограничением права военнослужащего на вознаграждение за труд, поскольку снижает установленный на основании закона размер денежного довольствия на величину имевшейся у него процентной надбавки. Кроме того, данное ограничение фактически является дополнительной санкцией за увольнение в связи с невыполнением условий контракта. Применение такого ограничения ставит военнослужащего в неравные условия с другими военнослужащими, имеющими равную с ним продолжительность военной службы в таких же условиях, что противоречит ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, запрещающей дискриминацию при вознаграждении за труд.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Права и свободы военнослужащих могут быть ограничены лишь на основании федеральных конституционных законов и федеральных законов (п. 2 ст. 1 Закона N 76-ФЗ). Однако Закон N 76-ФЗ и федеральные законы, регулирующие вопросы выплаты процентной надбавки гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, таких ограничений не устанавливают.
Исходя из вышесказанного, ВС РФ принял решение об удовлетворении заявления К. и признании недействующим п. 297 Порядка в части слов «в связи с невыполнением им условий контракта» с момента вступления решения суда в законную силу.

*

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, находящиеся в распоряжении командира (начальника), переехавшие в другой населенный пункт в связи с передислокацией воинской части, в списках (на обеспечении) которой они находятся, и члены их семей не лишаются права на выплату подъемного пособия.

*

Из Определения ВС РФ от 27.01.2009 N КАС08-752 следует, что Щ. с 30.01.2007 находился в распоряжении командира войсковой части. В связи с ее передислокацией Щ. 01.09.2007 прибыл из поселка Сокол Владимирской области в город Клин-5 Московской области. При этом ему не было выплачено подъемное пособие, установленное п. 3 ст. 13 Закона N 76-ФЗ для военнослужащих при переезде на новое место службы. Решением Военной коллегии ВС РФ от 10.12.2008 заявление Щ. удовлетворено.
Судом признаны противоречащими п. 3 ст. 13 Закона N 76-ФЗ и недействующими с момента вступления решения в законную силу п. 301, 307, абз. 2 п. 309 и пп. «в» п. 313 Порядка в той части, в которой они лишают права на выплату подъемного пособия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, находящихся в распоряжении командира (начальника), переехавших в другой населенный пункт в связи с передислокацией воинской части, в списках (на обеспечении) которой они находятся, и членов их семей.
Минобороны в кассационной жалобе просило отменить указанное судебное решение, считая, что суд неправильно истолковал закон (п. 3 ст. 13 Закона N 76-ФЗ), который предоставляет социальные гарантии для военнослужащих с учетом занимаемых воинских должностей. Было указано, что военнослужащие, находящиеся в распоряжении командира (начальника), при передислокации воинской части, в списках которой (на обеспечении) которой они находятся, не переводятся в установленном порядке к новому месту службы, а переводятся к новому месту пребывания для последующего увольнения. Поэтому на указанную категорию военнослужащих распространяются не все социальные гарантии, установленные законодательством. Положения Порядка, не предусматривающие выплату подъемного пособия таким военнослужащим и членам их семей, считают правомерными.
Кассационная коллегия, рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, не нашла оснований для ее удовлетворения, сославшись на следующее.
Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Минобороны (п. 3 ст. 12 Закона N 76-ФЗ), которое во исполнение указанного положения издало Приказ N 200, утвердивший Порядок, зарегистрированный в Минюсте и официально опубликованный в «Российской газете».
Согласно п. 4 ст. 42 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий может проходить военную службу не на воинской должности в связи с нахождением его в распоряжении командира (начальника). Зачисление в распоряжение командира (начальника) по ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы производится для решения вопросов дальнейшего прохождения им военной службы.
Проанализировав указанные нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нахождение военнослужащего в распоряжении командира (начальника) является прохождением военной службы. А лица, относящиеся к данной категории, сохраняют за собой статус военнослужащих и обладают совокупностью прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, установленных для военнослужащих законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона N 76-ФЗ выплата подъемного пособия производится военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, переезжающим на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года, или в связи с передислокацией воинской части. Суд обоснованно указал, что эта правовая норма в качестве обязательного условия выплаты подъемного пособия предусматривает только переезд на новое место службы в другой населенный пункт в связи с возникновением вышеперечисленных обстоятельств, в том числе в связи с передислокацией воинской части, и не содержит каких-либо других условий. Однако пп. «в» п. 313 Порядка устанавливает, что подъемное пособие не выплачивается военнослужащим, находящимся в распоряжении соответствующих командиров (начальников).
Пункт 301 и абз. 2 п. 309 Порядка, регламентирующие порядок исчисления подъемного пособия, указывают, что его выплата военнослужащим производится лишь при вступлении в исполнение обязанностей по воинским должностям, на которые они назначены (зачислении на обучение в военное образовательное учреждение профессионального образования) или которые они занимают на день прибытия воинской части (подразделения) в пункт новой постоянной дислокации. Членам семьи, переехавшим не одновременно с военнослужащим, подъемное пособие выплачивается исходя из окладов по воинскому званию и основной воинской должности, занимаемой военнослужащим на день регистрации по новому месту военной службы.
Пункт 307 Порядка в свою очередь предусматривает, что военнослужащим, освобожденным от воинских должностей и в период нахождения в распоряжении соответствующего командира (начальника) переехавшим в другой населенный пункт в связи с передислокацией воинской части (подразделения), в которой они проходили военную службу перед зачислением в распоряжение, подъемное пособие выплачивается один раз — при назначении на воинские должности и вступлении в исполнение обязанностей по ним в воинской части (подразделении) вне прежнего места ее дислокации.
Исходя из приведенных норм, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что п. 301, 307 и абз. 2 п. 309 Порядка вводят дополнительное условие для выплаты подъемного пособия военно-служащим, проходящим военную службу по контракту, находящимся в распоряжении командира (начальника), переехавшим в другой населенный пункт в связи с передислокацией воинской части, в списках (на обеспечении) которой они находятся, и членам их семей, а именно вступление военнослужащих в исполнение обязанностей по воинским должностям, на которые они назначены, — что не предусмотрено Законом N 76-ФЗ.
В свою очередь пп. «в» п. 313 Порядка исключает указанную категорию военнослужащих и членов их семей из числа имеющих право на подъемное пособие при любых условиях, что также противоречит п. 3 ст. 13 Закона N 76-ФЗ.
Таким образом, правилен следующий вывод суда: довод представителей Минобороны о том, что военнослужащие, находящиеся в распоряжении командира (начальника), при передислокации воинской части, в списках которой (на обеспечении) которой они находятся, не переводятся в установленном порядке к новому месту службы, не может повлиять на обоснованность указанных выводов, поскольку п. 3 ст. 13 Закона N 76-ФЗ в качестве основания для выплаты пособия устанавливает переезд военнослужащего.
Довод представителей Минобороны о том, что социальные гарантии, предусмотренные законодательством для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не распространяются на указанную категорию военнослужащих, является несостоятельным, поскольку виды обеспечения, размеры выплат и т.п. могут отличаться только в зависимости от занимаемых воинских должностей, воинских званий, продолжительности военной службы и т.п. Каких-либо ограничений для военнослужащих, проходящих военную службу и находящихся в распоряжении, ни ст. 3, ни ст. 13, ни иными нормами Закона N 76-ФЗ не установлено.
Нельзя согласиться и с доводом кассационной жалобы о том, что порядок выплаты подъемного пособия и премии за образцовое выполнение воинского долга военнослужащим, находящимся в распоряжении, определен аналогичным образом, поскольку эти выплаты имеют различные основания и назначение.
На основании изложенного Кассационная коллегия ВС РФ решение Военной коллегии ВС РФ от 10.12.2008 оставила без изменения, а кассационную жалобу Минобороны без удовлетворения.

Изменения законодательства

Во исполнение названных выше Решения ВС РФ от 23.01.2009 N ВКПИ08-99, Решения Военной коллегии ВС РФ от 10.12.2008 N ВКПИ08-81 и Определения Кассационной коллегии ВС РФ от 23.01.2009 N КАС08-752 министром обороны РФ был издан Приказ от 28.04.2009 N 269 «О внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200», вступивший в силу 14.06.2009. В частности:
1. В пункте 297 Порядка слова «в связи с невыполнением им условий контракта» исключены (действие положения распространяется на правоотношения, возникшие с 06.02.2009).
2. Абзац 1 п. 301 Порядка после слов «или которую занимают» дополнен словами «(ранее занимали — для военнослужащих, находящихся в распоряжении соответствующего командира (начальника)».
3. В пункте 307 Порядка слова «по назначению на воинские должности и вступлении в исполнение обязанностей по ним в воинской части (подразделении) вне прежнего места ее дислокации» заменены словами «по прибытии в пункт новой постоянной дислокации воинской части (подразделения)».
4. Абзац 2 п. 309 Порядка после слов «основной воинской должности, занимаемой военнослужащим» дополнен словами «(ранее занимаемой воинской должности по прежнему месту дислокации воинской части (подразделения) — для военнослужащих, находящихся в распоряжении соответствующего командира (начальника)».
5. Подпункт «в» п. 313 Порядка после слов «командиров (начальников)» дополнен словами «кроме военнослужащих, переехавших в другой населенный пункт в связи с передислокацией воинской части (подразделения)».
Действие последних четырех положений распространяется на правоотношения, возникшие с 27.01.2009.

А.П. Крючков,
эксперт журнала «Отдел кадров бюджетного учреждения»

«Отдел кадров бюджетного учреждения», N 8, август 2009 г.

————————————————————————
*(1) Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от 30.06.2006 N 200 (далее — Приказ N 200) (ред. от 28.04.2009).
*(2) Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера»
*(3) Постановление Правительства РФ от 26.06.1999 N 692 «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда».
*(4) Постановление Минтруда РФ от 16.05.1994 N 37 «Об утверждении разъяснения «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия».
*(5) Положение о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ «Вопросы прохождения военной службы» от 16.09.1999 N 1237.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит