» Концепции и виды обучения персонала


Концепции и виды обучения персонала


21.03.2010

В статье речь идет о профессиональном образовании персонала, которое осуществляется посредством его обучения в организации. на что ориентирует отечественный опыт и зарубежный при выборе видов и методов обучения сотрудников.
Целью обучения является получение образования.
Уровень образования обусловливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями. Образование делится на общее и профессиональное. Образование должно осуществляться непрерывно.
Непрерывное образование — процесс и принцип формирования личности, предусматривающий создание таких систем образования, которые открыты для людей любого возраста и поколения и сопровождают человека в течение всей его жизни, способствуют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения (общения). Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку при изменяющихся условиях и стимулирование постоянного самообразования.
В Российской Федерации профессиональное образование дает система учебных заведений, включающая в себя: профессионально-технические училища, колледжи, техникумы, высшие учебные заведения, институты и факультеты повышения квалификации и переподготовки кадров, учебные центры, специальные курсы и семинары. Профессиональное образование осуществляется как на основе государственных образовательных стандартов по подготовке специалистов, так и с использованием гибких учебных программ.
В дальнейшем речь пойдет о профессиональном образовании персонала, которое осуществляется посредством его обучения в организации.
Различаются три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров.
Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения.
Повышение квалификации кадров — обучение кадров в целях усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
Переподготовка кадров — обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров.
1. Концепция специализированного обучения, ориентированного на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеющего отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.
2. Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.
3. Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Эта концепция относится, в первую очередь, к людям, имеющим склонность к научным исследованиям и обладающим талантом руководителя, педагога и т.п.
Предметом обучения являются: знания — получение теоретических, методических и практических знаний, необходимых работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте; умения — способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте; навыки — высокая степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль; способы общения (поведения), форма жизнедеятельности личности — совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.
Дадим характеристику видам обучения (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика видов обучения кадров

——————————T———————————————————————¬
¦ Виды обучения ¦ Характеристика видов обучения ¦
+—————————-+———————————————————————+
¦1. Профессиональная подго-¦Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения,¦
¦товка кадров, в том числе: ¦направленным на выполнение определенных производственных задач.¦
¦ ¦Подготовка считается законченной, если получена квалификация для¦
¦ ¦осуществления конкретной деятельности. Обучается учащаяся молодежь ¦
+—————————-+———————————————————————+
¦1.1. Профессиональная нача-¦Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамент для¦
¦льная подготовка ¦дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бака-¦
¦ ¦лавров) ¦
+—————————-+———————————————————————+
¦1.2. Профессиональная специ-¦Предназначена для получения специфической профессиональной квалифика-¦
¦ализированная подготовка ¦ции. Углубление знаний и способностей в целях овладения определенной¦
¦ ¦профессией (например, специалист, магистр) ¦
+—————————-+———————————————————————+
¦2. Профессиональное совер-¦Расширение знаний, умений, навыков и способов общения в целях приве-¦
¦шенствование (повышение ква-¦дения их в соответствие с современными требованиями производства, а¦
¦лификации), в том числе: ¦также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в¦
¦ ¦производстве работники, имеющие практический опыт) ¦
+—————————-+———————————————————————+
¦2.1. Совершенствование про-¦Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями време-¦
¦фессиональных знаний и спо-¦ни, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонталь-¦
¦собностей ¦ная мобильность) ¦
+—————————-+———————————————————————+
¦2.2. Профессиональное совер-¦Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются¦
¦шенствование в целях продви-¦руководители (вертикальная мобильность) ¦
¦жения по службе ¦ ¦
+—————————-+———————————————————————+
¦3. Профессиональная перепод-¦Получение знаний, умений, навыков и овладение способами общения¦
¦готовка (переквалификация) ¦(поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профес-¦
¦ ¦сиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники¦
¦ ¦или безработные, имеющие практический опыт) ¦
L—————————-+———————————————————————-

Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между всеми видами обучения.
Потребности в обучении квалифицированных кадров необходимо рассматривать дифференцированно, то есть по целевым группам или целевым лицам с тем, чтобы качественно составить программу профессионального обучения для конкретного работника. Для отдельных целевых групп выделяются главные задачи (табл. 2).

Таблица 2

Задачи обучения для отдельных целевых групп

——————————T———————————————————————¬
¦ Целевая группа ¦ Главные задачи обучения ¦
+—————————-+———————————————————————+
¦1. Учащаяся молодежь ¦Теоретическая начальная подготовка вне сферы деятельности в сочетании¦
¦ ¦с практической подготовкой по специальности на рабочем месте (так¦
¦ ¦называемая двойственная система образования: профессиональная школа -¦
¦ ¦производство) ¦
+—————————-+———————————————————————+
¦2. Специалисты с опытом ра-¦Повышение квалификации для углубления специальных знаний по специаль-¦
¦боты ¦ности ¦
+—————————-+———————————————————————+
¦3. Руководители с опытом ра-¦Отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций,¦
¦боты ¦ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержаннос-¦
¦ ¦ти и т.п. ¦
L—————————-+———————————————————————-

Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение). Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических результатов работы), с другой — внушительные расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы. Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводственная — со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято определенное количество человек и имеется соответствующая инфраструктура. Отметим, что обучение квалифицированных кадров на своем производстве имеет преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым и наглядным способом, результат легко контролируется. В противоположность этому внепроизводственное обучение квалифицированных кадров проводится, как правило, опытными преподавателями в широком диапазоне их опыта, однако потребности предприятий при этом не всегда в достаточной степени учитываются.
Профессиональное обучение вне рабочего места предназначено прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки. Оно использует следующие методы (табл. 3).

Таблица 3

Методы обучения персонала вне рабочего места

——————————T———————————————————————¬
¦ Методы обучения ¦ Характерные особенности метода ¦
+—————————-+———————————————————————+
¦1. Чтение лекций ¦Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и¦
¦ ¦методических знаний, практического опыта ¦
+—————————-+———————————————————————+
¦2. Программированные курсы¦Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических¦
¦обучения ¦знаний ¦
+—————————-+———————————————————————+
¦3. Конференции, семинары,¦Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое¦
¦беседы за «круглым столом»,¦мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях ¦
¦экскурсии, дискуссии, встре-¦ ¦
¦чи с руководством ¦ ¦
+—————————-+———————————————————————+
¦4. Метод обучения руководя-¦Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участ-¦
¦щих кадров, основанный на¦ники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и¦
¦самостоятельном решении кон-¦практические навыки, предусматривает обработку информации, конструк-¦
¦кретных задач из производ-¦тивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия¦
¦ственной практики ¦решений ¦
+—————————-+———————————————————————+
¦5. Деловые игры ¦Обучение поведению в различных производственных ситуациях, при веде-¦
¦ ¦нии переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтер-¦
¦ ¦нативные точки зрения ¦
+—————————-+———————————————————————+
¦6. Тренинг ¦Ежедневное обучение, в ходе которого один инструктирует или тренирует¦
¦ ¦другого относительно основ его деятельности путем интенсивного обуче-¦
¦ ¦ния, демонстрации и практической работы в целях повышения эффектив-¦
¦ ¦ности деятельности ¦
+—————————-+———————————————————————+
¦7. Самостоятельное обучение ¦Наиболее простой вид обучения, для которого не требуется ни инструк-¦
¦ ¦тор, ни специальное помещение, ни определенное время: обучающийся¦
¦ ¦учится там, тогда и так, как ему удобно, но для этого нужна созна-¦
¦ ¦тельность и желание самого обучающегося усваивать новые знания ¦
+—————————-+———————————————————————+
¦8. Методы решения производ-¦Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях.¦
¦ственно-экономических проб-¦Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой¦
¦лем с помощью моделей ¦условных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны при-¦
¦ ¦нять соответствующие решения для нескольких стадий производства про-¦
¦ ¦дукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопро-¦
¦ ¦сы и т.д.) ¦
+—————————-+———————————————————————+
¦9. Кружок качества («вместо¦Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам¦
¦учебы»), рабочая группа ¦управления организацией, объединившись в рабочие группы. Разработан-¦
¦ ¦ные в рабочих группах предложения передаются руководству организации,¦
¦ ¦которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и инфор-¦
¦ ¦мирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений ¦
L—————————-+———————————————————————-

Остановимся более подробно на характеристике девятого метода обучения вне рабочего места. В последнее время существенно возросло значение методов обучения квалифицированных кадров, согласно которым члены рабочих групп в регулярных встречах (до 10 человек) вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и вместе занимаются поиском возможностей решения проблемы (речь идет о японском методе «кружки качества», который применяется в США и Европе). В Германии этот метод называется «вместо учебы». Оба метода имеют ряд одинаковых, аналогичных особенностей: рабочие группы хотят управлять самостоятельно. Производственная иерархия в рабочей группе не имеет значения, результаты работы группы представляются вышестоящим инстанциям. Группы отличаются друг от друга прежде всего постановкой цели. Кружок качества старается подчеркнуть ориентированную на результат экономическую эффективность обучения квалифицированных кадров, в то время как группа «вместо учебы» на передний план выставляет элементы обучения квалифицированного работника, ориентированные на личность, то есть выработку манеры поведения, способов общения.
Кроме обучения на рабочем месте и вне его возможно сочетание того и другого метода. К таким формам обучения относится:
опытное или эмпирическое обучение — обучение путем самостоятельной работы, но в некотором логическом порядке;
демонстрация и практика под руководством — обучающий показывает стажеру, как делать, затем обучающий дает возможность сделать это самому работнику, но под его руководством;
программируемое обучение — книга или машина, которая «ведет» читателя и периодически проверяет его знания постановкой вопросов;
обучение с помощью компьютера — собственно программируемое обучение путем взаимодействия с компьютером, использование сети Интернет;
обучение действием — обучение в ходе выполнения действий, например, участие вместе с другими в разработке проекта или группового задания, или работа «во втором составе» другого подразделения.
Говоря об экономической и социальной эффективности обучения квалифицированных кадров, необходимо отметить следующее. Обучение квалифицированных кадров является эффективным в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибками в найме рабочей силы. Поскольку определение результатов, достигаемых с помощью обучения квалифицированных кадров, сопряжено с определенными трудностями, налицо экономическая эффективность обучения в форме снижения издержек, которые поддаются точному расчету. Обучение квалифицированных кадров затрагивает важные факторы социальной эффективности. Повышение профессионального мастерства положительно отражается на гарантии сохранения рабочего места, на возможностях повышения в должности, на расширении внешнего рынка труда, на величине доходов организации, на чувстве собственного достоинства и возможностях самореализации.

А. Кибанов,
д.э.н.,
профессор,
заведующий кафедрой управления персоналом
Государственного университета управления,
дважды лауреат Премии Правительства РФ

«Кадровик. Кадровый менеджмент», N 9, сентябрь 2008 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит