» Дополнительное образование государственных служащих


Дополнительное образование государственных служащих


21.03.2010

В статье рассматриваются основные показатели состояния дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. Показана динамика исполнения государственного заказа на их профессиональное обучение. Рассматриваются рекомендации по повышению эффективности и качества обучения государственных служащих в современных условиях.

Современный этап развития государственной гражданской службы обуславливает необходимость повышения профессионализма государственных служащих, адекватных потребностям органов государственной власти. В этой связи научные исследования по проблемам состояния дополнительного профессионального образования (далее — ДПО) государственных служащих [1] и их профессионального развития [2] имеют практическую значимость для государственной службы, осуществляющей свою деятельность в условиях социально-экономического и финансового кризиса. Это может быть достигнуто только за счет более эффективной государственной стратегии в области ДПО на основе научных исследований и инновационных методов обучения [3]. В то же время исследования, проведенные Академий народного хозяйства при Правительстве РФ, показали, что система ДПО не отвечает современным требованиям, а ее масштабы недостаточны для обеспечения потребности в повышении квалификации и переподготовке кадров (в том числе государственных служащих) [4]. В Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» подчеркивается, что «качество профессионального обучения государственных служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития государственной службы» [5].
Анализ статистических данных современного состояния ДПО государственных служащих [6] позволил выявить тенденции неустойчивого функционирования ДПО. В частности, возникло несоответствие между рыночным спросом и низким уровнем содержания образовательных программ по их удовлетворению [7]. Данное несоответствие породило в системе ДПО государственных служащих ряд проблем, требующих их решения.
Первая проблема — это наличие нерешенных вопросов, связанных с планированием и проведением организационных мероприятий по подготовке государственных служащих на календарный год. Дело в том, что организаторы курса повышения квалификации для государственных гражданских служащих очень поздно получают из Аппарата Правительства и других государственных структур государственный заказ на ДПО государственных служащих.
Вторая проблема — это значительный рост объемов подготовки государственных служащих, т.к. каждый из них должен пройти соответствующее обучение один раз в три года. Это требует совершенно другого объема финансового, материально-технического и кадрового обеспечения ДПО.
Третья проблема — явно недостаточное финансирование системы дополнительного профессионального образования. Действующие с 1 января 2009 г. экономические нормативы стоимости образовательных услуг по программам ДПО государственных служащих, даже после их двукратного повышения все же остаются недостаточными. Следует отметить, что данные экономические нормативы утверждены постановлением Правительства РФ от 26.05.2008 N 393 «Об определении размеров стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение». В соответствии с экономическими нормативами стоимости образовательных услуг по дополнительному обучению государственных служащих для категории руководителей она составляет немногим более 128 руб., помощников (советников) и специалистов высшей, главной, ведущей и старшей групп должностей — 105 руб., обеспечивающих специалистов младшей группы должностей — 83,6 руб.
Четвертая проблема — сохранение традиционной подготовки государственных служащих, профессиональное образование которых не соответствует квалификационным требованиям [8].

Таблица 1

Соотношение количества государственных служащих,
прошедших обучение по программам ДПО за 2007-2008 гг.

—————————T—————————————————¬
¦ Наименование ¦ Количество государственных служащих, прошедших ¦
¦ образовательных ¦ обучение (чел.) ¦
¦ программ +—————T——————-T—————+
¦ ¦ 2007 г. ¦ 2008 г ¦ Изменение ¦
¦ ¦ ¦ ¦ (чел.) ¦
+—————————+—————+——————-+—————+
¦Профессиональная ¦ 1135 (0,96%) ¦ 992 (0,92%) ¦ -143 ¦
¦переподготовка ¦ ¦ ¦ ¦
+—————————+—————+——————-+—————+
¦Повышение квалификации ¦ 116 540 ¦ 106 490 (98,9%) ¦ -10 050 ¦
¦ ¦ (99,03%) ¦ ¦ ¦
L—————————+—————+——————-+—————-

Вышеназванные проблемы обусловлены общим состоянием ДПО государственных служащих. Выделим основные его показатели.
1. Количественные показатели обучения государственных служащих. Их анализ позволяет сделать следующие выводы:
во-первых, анализ соотношения количества государственных служащих, прошедших обучение по программам ДПО за 2007-2008 гг., свидетельствует о том, что в 2008 г. наблюдается его снижение (табл. 1);
во-вторых, анализ исполнения государственного заказа министерствами РФ за 2008 год показал, что министерствами не выполнен в полном объеме план по ДПО государственных служащих; количество прошедших обучение ниже, нежели количество госслужащих, подлежащих обучению. К числу министерств, которые перевыполнили план обучения, следует отнести Минэкономразвития России — обучено 1047 человек, а планировалось — 788 человек; Минфин России — соответственно 330 и 283 человек;
в-третьих, работа министерств по ДПО государственных служащих оказала влияние на исполнение плана государственного заказа по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственными служащими соответствующих федеральных служб и агентств. К числу федеральных служб и агентств, перевыполнивших план исполнения государственного заказа, следует отнести: Федеральную миграционную службу, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную налоговую службу, Федеральное казначейство, Федеральную службу государственной статистики, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. К числу федеральных служб и агентств, не выполнивших план (не обучено ни одного человека) государственного заказа относятся: Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Высший Арбитражный Суд РФ. В этих органах планировалось обучить 1150 человек, но практически не обучено ни одного человека.
2. Финансовые показатели. Их анализ свидетельствует о том, что:
во-первых, выделенный в соответствие с государственным заказом на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных служащих объем бюджетных ассигнований на 2008 год в целом освоен не полностью (табл. 2);
во-вторых, из 85 федеральных органов исполнительной власти, участвовавших в исполнении государственного заказа в 2008 г., 32 федеральных органа исполнительной власти (38% от общего числа участников государственного заказа) в полном объеме освоили выделенные им бюджетные ассигнования. Аналогичная ситуация наблюдалась в 2007 г. Всего в 2007 г. из 695 734,9 тыс. руб., предусмотренных на оплату обучения гражданских служащих, федеральные органы исполнительной власти освоили 644 700,37 тыс. руб. (92,66% от общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение заданий государственного заказа на 2007 г.). Не освоено 51 034,53 тыс. руб. бюджетных ассигнований;
в-третьих, основные причины частичного неосвоения выделенных средств заключаются в следующем:
в связи с неукомплектованностью штатной численности в большинстве федеральных органов исполнительной власти происходит замена запланированного обучения по программам профессиональной переподготовки гражданских служащих на обучение по программам повышения квалификации;
недостаточно четко организована работа отдельных федеральных органов исполнительной власти, имеющих сеть территориальных органов, по организации проведения ДПО гражданских служащих соответствующих территориальных органов.

Таблица 2

Объем бюджетных средств, выделенных на реализацию государственного заказа по ДПО государственных служащих на 2008 год

————————————————————————————-¬
¦Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственного заказа ¦
¦ на 2008 год (тыс. руб.) ¦
+—————T—————T—————————————————-+
¦Государственный¦ Фактически ¦ В т.ч. выделено на ¦
¦ заказ на 2008 ¦ освоено +———————T——————T————+
¦ год ¦ ¦ профессиональную ¦ повышение ¦ ДПО за ¦
¦ ¦ ¦ переподготовку ¦ квалификации ¦ рубежом ¦
+—————+—————+———————+——————+————+
¦ 774 017,1 ¦ 564 904,18 ¦ 27 251,83 (4,8%) ¦ 537 652,35 ¦ ¦
¦ ¦ (72,9%) ¦ ¦ (95,2%) ¦ ¦
L—————+—————+———————+——————+————-

Таблица 3

Динамика исполнения государственного заказа на ДПО государственных
служащих за 2004-2008 гг.

——————T———T———————T——————T——————T——————-¬
¦ Наименование ¦ 2004 г. ¦ 2005 г. ¦ 2006 г. ¦ 2007 г. ¦ 2008 г. ¦
¦ показателей +———+————T——-T+———T———+———T——-+———-T———+
¦ ¦ Кол-во ¦ Кол-во ¦ % к ¦ Кол-во ¦% к 2005¦ Кол-во ¦ % к ¦ Кол-во ¦% к 2007¦
¦ ¦ ¦ ¦2004 г.¦ ¦ г. ¦ ¦2006 г.¦ ¦ г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—————-+———+————+——-+———+———+———+——-+———-+———+
¦Объем ¦83 243,17¦106 997,87 ¦ 128,5 ¦613 960,0¦ 573,8 ¦756 233,6¦ 123,2 ¦564 904,18¦ 74,7 ¦
¦финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦госзаказа (тыс.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦руб.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—————-+———+————+——-+———+———+———+——-+———-+———+
¦Обучено ¦ 12 279 ¦ 18 093 ¦ 147,3 ¦ 104 395 ¦ 576,9 ¦ 117 675 ¦ 112,7 ¦ 107 601 ¦ 91,4 ¦
¦гражданских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦служащих (чел.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—————-+———+————+——-+———+———+———+——-+———-+———+
¦Количество ФОИВ,¦ 54 ¦ 68 ¦ 125,9 ¦ 76 ¦ 111,8 ¦ 76 ¦ 111,8 ¦ 85 ¦ 111,8 ¦
¦участвующих в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦госзаказе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—————-+———+————+——-+———+———+———+——-+———-+———+
¦Средняя ¦ 6 779 ¦ 5 914 ¦ -12,8 ¦ 5 881 ¦ -0,56 ¦ 6 426 ¦ 109,3 ¦ 5 249 ¦ -18,3 ¦
¦стоимость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обучения одного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦слушателя (руб.)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—————-+———+————+——-+———+———+———+——-+———-+———+
¦Средняя ¦ 94 ¦ 82 ¦ -13% ¦ 81,7 ¦ -1,4 ¦ 89,3 ¦ 1,9% ¦ 72,9 ¦ -18,4 ¦
¦стоимость одного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦часа обучения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(руб.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L—————-+———+————+——-+———+———+———+——-+———-+———

3. Показатели динамики ДПО государственных служащих. Они позволяют выявить тенденции и закономерности в этой области, а также выработать на их основе соответствующие управленческие решения. В нашем случае такой анализ осуществлен за период с 2004 по 2008 гг. (табл. 3)
По результатам анализа динамики системы ДПО государственных служащих за период с 2004 по 2008 гг. можно сделать следующие выводы:
за исследуемый период наблюдается стабильный рост бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на исполнение заданий государственного заказа, а также количества федеральных органов исполнительной власти — участников государственного заказа. Кроме того, положительная динамика сохраняется и по основному показателю реализации государственного заказа — количеству гражданских служащих, успешно освоивших программы дополнительного профессионального образования в рамках государственного заказа;
положительная динамика сохраняется по объему финансирования государственного заказа на обучение государственных служащих. В 2007 г. относительно 2004 г. рост составил 908,4%, т.е. более чем в 9 раз. Наибольший объем финансирования был в 2006 г., рост по отношению к 2005 г. составил 573,8%. Этот факт роста можно объяснить принятием в 2004 г. Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определившего порядок и сроки обучения государственных служащих один раз в три года. Это потребовало существенно увеличить объем финансирования. В 2008 же году объем финансирования составил 74,7% от государственного заказа;
рост количества обучения государственных служащих также наблюдается в 2006 г. (576,9%), который связан с формированием федеральных органов исполнительной власти и реорганизацией организационной структуры государственной гражданской службы, ее реформированием, а также административной реформой;
в 2008 г. по сравнению с 2004 г. увеличилось более чем в 1,5 раза (с 54 до 85) количество федеральных органов исполнительной власти, участвующих в государственном заказе на ДПО государственных гражданских служащих;
несмотря на положительную динамику показателей государственного заказа по обучению государственных служащих, наблюдается снижение средней стоимости обучения одного слушателя. Так, например, если в 2004 г. она составила 6779 руб., то в 2005 г. наблюдается снижение до уровня 5914 руб. и 5881 руб. в 2006 г. И только лишь в 2007 г. средняя стоимость обучения одного слушателя увеличилась и составила 6426 руб. (это примерно уровень 2004 г.). В 2008 г. средняя стоимость обучения одного слушателя снизилась и составила 5249 руб.;
аналогичная ситуация выглядит и со стоимостью нормы одного академического часа (из расчета программы повышения квалификации в объеме 72 часов). В 2004 году она составила 94 руб., 2005 г. — 82 руб., 2006 г. — 81,7 руб., 2007-89,3 руб., т.е. не вышли на уровень 2004 г. В 2008 г. средняя стоимость одного академического часа обучения снизилась на 18,4% .
Таким образом, процесс дополнительного обучения государственных служащих необходимо формировать с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию государственных служащих, основанных на индивидуальных планах их профессионального развития. В систему ДПО государственных служащих необходимо внедрять новые механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения.

Литература

1. Обучение государственных служащих: современное состояние и перспективы: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2002; Состояние и особенности государственной службы Российской Федерации финансово-экономического профиля: Учеб. пособие / Под ред. проф. Е.Д. Богатырева. — М.: ФА, 2007.
2. Атаманчук С.Г., Матирко В.И. Государственная служба: кадровый потенциал. — М.: Дело, 2001; Кузнецов О.В., Иванов А.В. Мониторинг реформирования государственной службы в финансово-экономической сфере // Вестник Финансовой академии. М.: ФА, 2007. N 4.
3. Разовский Ю.В., Ольшанский Ю.П. Анализ функционирования стратегии развития учреждения дополнительного профессионального образования // Высшее образование для XXI века. Третья международная научная конференция 18-20 октября 2006 г. Доклады и материалы. Выпуск 4. М.: МГУ, 2006.
4. Мониторинг экономики образования. Спрос на рабочую силу — мнение работодателей. Информационный бюллетень N 1 [19] 2006. М., ГУ-ВШЭ. С.6.
5. Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». Указ Президента РФ от 10.03.2009 N 261 // «Собрание законодательства РФ», 16.03.2009, N 11, ст. 1277.
6. Кузнецов О.В. Повышение квалификации или профпереподготовка? // Государственная служба, 2009. N 1.
7. Болотина Ю.О., Халитова С.А. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг региона // Дополнительное профессиональное образование, 2008. N 1.
8. О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации. Указ Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 (ред. от 12.2007) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 203.

О. Кузнецов,
к.э.н., доцент, проректор по бизнес-образованию
Финансовой академии при Правительстве РФ

Словарь управления персоналом
Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего на основании ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются:
1) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
3) результаты аттестации гражданского служащего.

«Кадровик. Кадровый менеджмент», N 6, июнь 2009 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит