» Чтобы потом не разочароваться в выбранной профессии…


Чтобы потом не разочароваться в выбранной профессии…


21.03.2010

Одной из важнейших социальных групп, составляющих российскую молодежь, являются учащиеся старших классов общеобразовательных школ. Данная группа находится в стадии своего интенсивного личностного становления в системе общего образования. Старшеклассники, также как и все население России, испытывают на себе трудности трансформации общества, что сказывается на процессе формирования их социально-профессиональных ориентации. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором профессии. Его манят десятки специальностей. Многие из них очень привлекательны. Но надо выбрать одну. Ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. А этот выбор сделать не так уж легко. Исследования, проведенные социологами под научным руководством И.М. Ильинского, П.И. Бабочкина, показали, что довольно значительная часть студентов разочаровывается в избранной профессии. Немало юношей и девушек руководствуются при выборе профессии не призванием, а престижностью вуза, модой и т.п. Социологические исследования также показывают, что ряд студентов, проучившись более двух лет. отсеивались из желания сменить специальность. Ошибки неизбежны, но если человек находит в себе гражданское мужество заявить: «Я допустил ошибку, поступив в этот вуз (или ошибся в выборе специальности), поэтому ухожу (или ищу возможность перевода на другую специальность)», — его не надо за это осуждать. Однако немало и тех. кто, разочаровавшись в выборе профессии, продолжают занимать чужие места в вузах, мучить себя и других.
Особая роль в жизни каждого человека принадлежит правильному выбору профессии. Выявить дарование, помочь человеку определить призвание — важная задача школы и вуза. Хорошо, если к моменту окончания школы у молодого человека сформировались четкие жизненные планы, и он твердо решил, кем он станет, какую профессию выберет. Но иногда бывает и так: «Вот уже и школу заканчиваю, а ответить на вопрос о выборе профессии не могу. Мне нравятся несколько специальностей, и я еще не решила, на какой из них остановиться: юрист, экономист, врач-хирург или артистка, — пишет старшеклассница в социологической анкете при ответе на вопрос: «Определились ли вы с выбором своей будущей специальности». Диапазон мечтаний автора настолько широк, что, действительно, глаза разбегаются. Профессиональные планы у молодежи возникают, как правило, под влиянием различных причин: мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач, собственных размышлений. Существенное влияние на выбор профессии оказывает внутренняя структура личности, в которую входят ценностные ориентации, потребности, способности, интересы, свойства характера. По результатам социологических опросов система профориентации и профдиагностики в школе не является сколько-нибудь значимым фактором выбора профессии, но существует разница между обычной общеобразовательной школой и специализированной, где действенность профориентации в три раза выше, чем в обычной школе.
Учащиеся специализированных школ (лицеев, гимназий, колледжей) в большей мере чем учащиеся обычных государственных школ, обнаруживают желание заниматься любимым делом, чаще проявляют стремление наиболее полно реализовать собственные способности и задатки, самосовершенствоваться, углублять знания и умения по специальности, трудиться творчески, общаться с людьми, работая в дружном коллективе, участвовать в общественной жизни.
Низкая эффективность системы профориентации подтверждается также и тем, что более половины опрошенных школьников проходили профориентационное тестирование, но это не воздействовало определяющим образом на выбор профессии.
На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе — это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса. Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации.
Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; теоретические и методические основы профконсультации молодежи, создание банка профессиокарт; системный подход к профориентации школьников; общественно-значимые мотивы выбора профессии; особенности профориентации студентов в условиях высшей школы; формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии. Для педагогических коллективов школ очень важно знать социо-психологический портрет современного старшеклассника для того, чтобы адекватно осуществлять целенаправленное профориентационное влияние на становление молодого поколения российских граждан. Все обозначенные направления требуют исследования как социологическими, таки психологическими методами с целью получения информации об особенностях формирования профессиональных ориентации учащихся старших классов.
Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях все еще не достигает своих главных целей — формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному работнику. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности. в том числе и в избираемой; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов — профориентаторов.
О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем ее окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек к требованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.
Но не менее значимы и противоречия социально-экономические: между возросшими требованиями к современному специалисту и профессиональными планами молодежи; потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах — профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны.
Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.
Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции. Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему совпадали с его личностными качествами и возможностями. Создание эффективной профориентационной системы в школе невозможно без применения различных методик и опросов. Например, применение методики выявления коммуникативных и организаторских способностей школьников, разработанной В.В. Синявским и Б.А. Федоришиным, базируется на принципе отражения и оценки школьником некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях, знакомых по личному опыту.
Программа изучения коммуникативных особенностей включает 20 вопросов, помогающих выяснить особенности поведения:
а) проявляет ли школьник стремление к общению, много ли у него друзей;
б) любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество;
в) быстро ли привыкает к новым людям, к новому коллективу;
г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых;
д) любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях;
е) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми;
ж) легко ли даются выступления в аудитории слушателей.
Программа изучения организаторских способностей включает также 20 вопросов, помогающих оценить такие личностные качества, как:
а) быстрота ориентации в сложных ситуациях;
б) находчивость, инициативность, настойчивость, требовательность;
в) склонность к организаторской деятельности;
г) самостоятельность, самокритичность;
д) выдержка;
е) отношение к общественной работе, общительность.
Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы: кто я? чего я хочу? что я могу?, оказывает психодиагностика — одно из самых молодых направлений в психологии.
Вот главные принципы этой области знаний.
1. Всеобщая талантливость. Бесталанных нет. а есть занятые не своим делом.
2. Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже, чем у других, — значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.
3. Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.
Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов, их применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения.
Выяснить свою принадлежность к художникам или мыслителям по биологическим признакам поможет несложный экспресс-анализ.

Экспресс-анализ
А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.
Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый.
B. Встаньте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?
Теперь посмотрите, что у вас получилось.
ПППП — обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения.
ПППЛ — темперамент слабый, преобладает нерешительность.
ППЛП — характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не мешают решительность и чувство юмора.
ППЛЛ-характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.
ПЛПП — аналитический склад ума, основная черта — мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ — слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.
ПЛЛП — артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.
ПЛЛЛ — а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП — один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ — похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП — это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
ЛПЛЛ — характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛПП — характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ — простодушие, мягкость, доверчивость — вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.
ЛЛЛП — эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ — обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.
По мнению авторов этого теста, совпадающие результаты тестирования разных людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как полные антиподы совместимы очень редко. Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур.
Предложенная классификация — лишь первый шаг к познанию самого себя. Ответив на вопросы ниже приведенной анкеты, пользуясь одиннадцатибалльной системой, можно также определить к какому типу относится ребенок.

Художник или мыслитель
Ответьте на следующие вопросы. Категорическому отрицанию соответствует О баллов, безоговорочному согласию — 10. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, то в вашем распоряжении все остальные баллы — от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку «за настроение».
1. У меня преобладает хорошее настроение.
2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.
3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.
4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.
5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
6. Мне трудно дается алгебра.
7. Я легко запоминаю незнакомые лица.
8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
10. У меня преобладает плохое настроение.
Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 7, 10 (правое полушарие).
1. Если ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П), то значит, вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы, в общем-то, оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно. Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, пилотом, водителем, чертежником…
2. П больше Л. Это означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению — художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.
3. Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец — все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.

Говорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьется успехов в науке. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным, то прежде чем посвятить себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конечно, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать, что подавляющее большинство художников, скульпторов, музыкантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа.
Но что делать, если ученик считает, что недобрал нужных баллов? Тут-то учителю и необходимо дать совет не отчаиваться, а больше работать над собой. Сумела же обыкновенная женщина, которой, как известно, до недавних пор был закрыт путь на флот, стать капитаном дальнего плавания, а инвалид, обреченный из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в постели — победить судьбу и вернуться в цирк. Таких людей, сумевших сделать себя, множество. Такие примеры прибавят ребятам сил — ведь волю и настойчивость ничем не заменить.
Главная задача профессиональной ориентации — сформировать у каждого школьника общую направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу выбора профессии. Социальный опыт старшеклассников нередко оказывается узким и ограниченным и последующее более глубокое знакомство с жизнью (поступление в вуз. адаптация к новым условиям, различные уровни общения и т.п.) очень часто меняет сложившиеся представления. И здесь необходимо объяснить ученикам, что человек меняет профессию в среднем 5-6 раз в течение жизни и можно оставаться преданным любимой профессии всю жизнь, но сама-то профессия неизбежно будет меняться, поэтому необходимо периодически обновлять свои знания. Важно заметить и поддержать интерес молодого человека к определенной отрасли знаний, уменьшить процесс случайного выбора. В юношеском возрасте сделать правильный выбор нелегко, но его надо вовремя скорректировать.
Еще до того, как подросток или старшеклассник вплотную приступит к решению вопроса: «Кем быть?», у него должно быть сформировано прочное убеждение относительно того, каким надлежит быть в любой профессии (добросовестным, дисциплинированным, неустанно совершенствуя свое мастерство).
С тех пор как в школе исчезли идеологические структуры, как исчезла система пионерской, комсомольской работы, в школе образовался вакуум, который не может сейчас быть заполнен окончательно. Сегодня школы представляют своеобразные учебные комбинаты, куда ребенок приходит, чтобы изучить физику, химию, биологию… и уходит. Школа перестала быть воспитательным учреждением.
Школе необходим психолог. С одной стороны, школьный психолог -узкий специалист: он детский психолог, с другой стороны, он специалист широкого профиля — это также и социальный психолог, социолог, специалист по научной организации ученического и учительского труда и профориентации. Профориентация сейчас превращается в самостоятельную профессию, и настанет время, когда вместе будут работать и психолог и профориентатор.

М. Ушакова,
к.с.н., доцент кафедры управления персоналом
Государственного университета управления

«Кадровик. Кадровый менеджмент», N 11, ноябрь 2006 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит