» Краснодар: учет и финансы плодородного края


Краснодар: учет и финансы плодородного края


21.03.2010

Основой экономического развития Краснодарского края всегда являлся агропромышленный комплекс. Это и неудивительно, ведь именно здесь сконцентрирована большая часть плодородных земель страны. А как отражается специфика экономики этого региона на местных бухгалтерах?

Нелегкая история

Земля кубанская — древняя земля. Благоприятные природные условия и мягкий климат способствовали тому, что человек начал заселять эти края очень давно. Открытые на территории края стоянки древних людей позволяют проследить практически все археологические эпохи. Древняя Кубань имеет бурную историю: какие только племена и народы ни ступали на эту землю! Здесь основывали свои города древние греки, сюда вторгались полчища гуннов, хазар, печенегов, половцев и монголо-татар. Были и колонии итальянских купцов, поддерживавших тесные связи с адыгейскими племенами. Позднее свое влияние на эти земли распространила и Османская империя.
Первое славянское поселение появилось на Кубани еще в Х веке после основания на Таманском полуострове русского города Тмутаракани, просуществовавшего до монголо-татарского нашествия. Вторая волна русских переселенцев связана с поражением восстания Кондратия Булавина, когда его сподвижник Игнат Некрасов привел сюда оставшихся в живых повстанцев.
В начале XX века география края была сформирована территориями, на которых до революции размещались Кубанская область и Черноморская губерния. Эти две административные единицы в 1920 году были объединены в Кубанско-Черноморскую область, площадь которой составила 105,5 тыс. кв. км. В 1924 году был образован Северо-Кавказский край с центром в Ростове-на-Дону, а в 1934 году он разделился на Азово-Черноморский и Северо-Кавказский края, центрами которых были, соответственно, Ростов-на-Дону и Ставрополь.
13 сентября 1937 года Азово-Черноморский край оказался разделен на Ростовскую область и край. Последний включал в себя Адыгейскую автономную область, а в целом размер нового территориального образования был равен 85 тыс. кв. км. В 1991 году Адыгейская автономная область вышла из состава края и была преобразована в Республику Адыгея.

Сельское хозяйство

Сегодня, как и в былые времена, развитие сельского хозяйства во многом предопределяет социально-экономические успехи Краснодарского края. Об этом свидетельствуют и последние достижения региона.
Так, во всех категориях хозяйств произведено продукции на 49,6 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке составляет 105% от уровня соответствующего периода 2004 года (на 4 процентных пункта выше, чем месяц назад, в 2004 году — 96,5%). Основной причиной такого прогресса стал существенный прирост продукции растениеводства нового урожая: валовые сборы зерновых и зернобобовых культур составили по состоянию на 15 июля текущего года 5137 тысяч тонн или 133% к аналогичной дате прошлого года. При этом прирост производства озимой пшеницы превысил 1,8 раза, ячменя ярового — 1,4, гороха — 2,5 раза. Средняя урожайность зерновых культур составила 45,8 ц/га.
Помимо непосредственно уборки урожая зерновых, в хозяйствах края не прекращаются «уходные» работы на посевах технических культур (сахарной свеклы, сои, подсолнечника), где ведутся междурядные обработки и осуществляются защитные мероприятия. Продолжаются работы по уходу за посевами риса: посевы подкормлены на площади 92,8 тысяч гектаров, обработка гербицидами проведена на 84% площадей посевов. Погодные условия для вегетации культуры складываются благоприятно, и состояние посевов хорошее.
В то же время в животноводстве сохраняется нестабильная ситуация. Хотя рост продуктивности животных в сельхозорганизациях составил от 3% до 24%, это не обеспечило увеличения производства продукции отрасли из-за продолжающегося сброса поголовья скота. Сокращение численности крупного рогатого скота составило почти 10%, свиней — 4,5%, производство мяса в живой массе сложилось на уровне 98,6% от января-июня 2004 года, молока — 97,1%. Иная ситуация в птицеводстве: численность птицы в сельхозорганизациях выросла на 11,5%, производство мяса птицы — на 18%. Впрочем, количество поступивших на рынок яиц снизилось на 1,4%.
Одной из главных проблем большинства хозяйствующих субъектов отрасли является недостаток финансовых ресурсов. Большая кредиторская задолженность, изношенность основных средств (до 90%), отсутствие обеспеченности залогом (ипотека) и многие другие факторы не позволяют использовать Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» в качестве инструмента, который позволил бы осуществить финансовое оздоровление предприятий, восстановить их платежеспособность, снять социальную напряженность. В настоящее время 287 предприятий аграрного сектора находятся на стадии банкротства.
Негативное влияние на развитие отрасли и ее эффективность оказывает постоянный и зачастую неоправданный рост цен на энергоносители, недостаточно контролируемая государством ценовая политика на продовольственном и, особенно, зерновом рынке страны. Свой разрушительный вклад вносит и продовольственная интервенция из-за рубежа.
Решением проблемы может стать система государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей по примеру развитых стран. Необходимо ввести компенсации на приобретение горюче-смазочных материалов — соответствующая норма могла бы быть составлена по образцу статьи о субсидировании затрат на средства химизации.

Под давлением

Первым бухгалтером, с которым нам удалось побеседовать, стала Ирина Зуева, сотрудница «Фирмы Ависта — Плюс» с 2005 года.
— Мой стаж работы в сфере бухгалтерского дела следует отсчитывать с 1984 года. Когда я пришла в нашу фирму, самое трудное было найти хорошего наставника, так как я начинала здесь в качестве рядового бухгалтера. Нужен был человек, который бы четко и правильно мог все преподнести, ввести в курс дела. Ведь на первых порах молодым специалистам поддержка просто необходима.
— А какие у вас требования к своим подчиненным?
— Сегодня в бухгалтерии работает четыре сотрудника. Самое главное для работников учета — это честность. Помимо этого, необходимы и другие важные качества — например, стремление к самообучению и даже коммуникабельность. Ведь все мы работаем в одной команде.
Как говорит Ирина Николаевна, их организация пока не будет переходить на сдачу отчетности через Интернет. По мнению главного бухгалтера, эта система пока не совершенна, в некоторых регионах страны часто случаются сбои, а платить необоснованные штрафы не хочется.
— А как у вас складываются отношения с налоговой инспекцией?
— Все зависит от ситуации, ведь каждый защищает свои интересы. К сожалению, сегодня законодательство страны несовершенно, поэтому его каждый может трактовать на свой лад. Каждый бухгалтер должен уметь отстаивать свою позицию.
Сегодня немало говорят о поддержке предпринимателей со стороны государства, однако Ирина Зуева и ее фирма пока на себе этого не ощутили.
— Никакой поддержки мы не чувствуем — лучше бы меньше давили на малое предпринимательство. Сегодня нужно применить немало мер, чтобы ситуация в сфере бизнеса стала более стабильной. Например, можно было бы урегулировать законодательство в сфере налогообложения.

Рынок труда

Краснодарскому рынку труда свойственно немало проблем — впрочем, то же самое относится и к другим регионам. Так, численность экономически активного населения на 1 июня 2005 года составила 2372,2 тысяч человек, из которых 2196,2 тысячи заняты в экономике, 176 тысяч человек — безработные, и 19,7 тысяч из них зарегистрировано в службе занятости. Для обеспечения населения трудом в 1 полугодии 2005 года в крае проведено 433 ярмарки вакантных рабочих и учебных мест, и этими мероприятиями было охвачено 78,2 тысяч человек.
Заявленная предприятиями и организациями в органы службы занятости потребность в работниках в январе-июне 2005 года составила 146,1 тысяч человек, что на 11,2% больше соответствующего периода прошлого года. Количество вакансий на 1 июля 2005 года составило 48,4 тысяч, и эта цифра на 15,8% превышает прошлогодние данные: в среднем на одного незанятого гражданина приходится 2,5 свободных должности.
В январе-июне текущего года трудоустроено 60,8 тысяч граждан, из них 9,7 тысяч человек — после завершения профессионального обучения. На профподготовку направлено около 4,5 тысяч безработных. Всего проходили соответствующие курсы более 10,5 тысяч человек.
В общественных работах приняли участие около 13 тысяч человек. Организовано трудоустройство 1028 граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Оказано содействие 100 безработным в организации самозанятости и предпринимательской деятельности.
Уровень регистрируемой безработицы на 1 июля 2005 года уменьшился по сравнению с началом года на 0,2% и составил 0,8% от численности экономически активного населения. Во многом это обусловлено снижением количества обращений граждан в органы службы занятости в весенне-летний период, увеличением спроса на рабочую силу сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, а также предприятий санаторно-курортного комплекса.

Ищем кадры

О том, как обстоит ситуация с кадрами у местных бухгалтеров, нам поведала Юлия Ткаченко, главный бухгалтер магазина «СИСТЕМА».
— У нас небольшой магазин, поэтому объемы в целом невелики. В бухгалтерии нас трое, все четко выполняют свою работу на приуроченном участке. Небольшие трудности возникают, если приходят молодые специалисты, ведь зачастую их ВУЗовская подготовка не дает им никаких практических навыков. Уходит немало времени, прежде чем они начинают полноценно осваивать рабочие моменты.
Как отмечает Юлия Петровна, сегодня экономическая жизнь в крае бьет ключом. Появляется больше рабочих мест, заработная плата постепенно увеличивается, но пока все же этого недостаточно, чтобы люди перестали ощущать нужду.
— Конечно, по-прежнему много проблем, но уже сегодня наметились положительные сдвиги. У нас неплохо развивается и предпринимательство — в последнее время открывается все больше новых фирм. Все это, безусловно, будет способствовать процветанию Краснодарского края.

Рост налоговой культуры

Следующим нашим собеседником стал Геннадий Черных, руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, советник государственной гражданской службы Российской Федерации I класса, который отметил, что сегодня одна из первоочередных задач налоговиков — это улучшение обслуживания налогоплательщиков и внедрение системы сдачи отчетности по каналам связи.
— Привлечением налогоплательщиков к сдаче отчетности в электронном виде по каналам связи мы занимаемся с 2003 года, — сообщил Геннадий Васильевич, — за это время наработан определенный положительный опыт. Первоначально разрабатывались демо-версии программы для сдачи отчетности через Интернет, проводились акции бесплатного подключения к спецоператорам связи, сотрудники налоговых инспекций обучали налогоплательщиков, рассказывали об удобствах и преимуществах такой формы сдачи отчетности. В результате пятилетней работы более 167 000 организаций и индивидуальных предпринимателей заключили договоры со специализированными операторами связи для сдачи отчетности в электронном виде по каналам связи. В прошлом году в крае 70% предпринимателей и 57% организаций сдали налоговую и бухгалтерскую отчетность по ТКС. О значительных объемах электронного документооборота говорит и тот факт, что 57% документов поступили в 2007 году в налоговые органы по каналам связи. Сегодня все больше налогоплательщиков сдают отчетность в налоговые органы края по каналам связи через спецоператоров. Теперь в краснодарских инспекциях созданы максимально удобные условия, а очередей практически нет.
С 1 января 2008 года в соответствии со ст. 80 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, имеющие среднесписочную численность более 100 человек, обязаны представлять отчетность в электронном виде по ТКС.
— Следует отметить, что все представители данной категории в нашем крае выполнили это требование закона, — замечает представитель ФНС, — в этом отношении у нас законопослушные налогоплательщики.
Для их удобства развивается подсистема информационных услуг (ИОН): в четвертом квартале 2007 года более 8% компаний и индивидуальных предпринимателей воспользовались электронными сервисами, предоставляемыми налоговыми органами. А в первом квартале 2008 года этот показатель составил уже более 30%. Эти услуги, в первую очередь, доступны налогоплательщикам, сдающим отчетность через Интернет. Одна из них — получение информации о состоянии расчетов (баланс расчетов). Эта форма более удобна, нежели справка, предусмотренная Единым стандартом обслуживания налогоплательщиков, поскольку она позволяет бухгалтеру самостоятельно найти проблемные моменты и оперативно решить их. Также в электронном виде можно получить информацию об исполнении обязанностей по уплате налогов, выписку из лицевого счета, акт сверки (Формы полная и краткая), перечень налоговой и бухгалтерской отчетности, а также другую информацию по неформализованному документообороту.
— А какие успехи есть в сфере налоговых поступлений?
— В 2007 году налогов, сборов и иных платежей, с учетом сумм, зачисляемых во внебюджетные фонды, мобилизовано в размере 158 млрд. руб., что на 37,6 млрд. руб. или на 31,3% больше, чем в 2006 году. Прирост налоговых платежей и других поступлений в консолидированный бюджет составил 32,5%, в том числе: в бюджеты территорий — 32,4%, в федеральный бюджет — 32,5%. Поступления взносов во внебюджетные фонды возросли на 28%.
На налог на прибыль от общей суммы налоговых поступлений приходится 29,7 млрд. руб. (или 25,4%), на налог на доходы с физических лиц — 29,1 млрд. руб. (или 24,9%), на налог на добавленную стоимость — 26,1 млрд. руб. (или 22,3%).
В сравнении с 2006 годом значительно увеличились суммы НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, транспортного и земельного налогов.
В Федеральный бюджет за 2007 год мобилизовано 42,6 млрд. рублей налогов и платежей. По сравнению с 2006 годом налоговые поступления увеличились на 10,4 млн. рублей, и прирост составил 32,5%.
Федеральный бюджет сформирован в основном за счет налога на добавленную стоимость, на долю которого от общей суммы налоговых поступлений соответствующего бюджета приходится 26,1 млрд. руб. или 61,3%. На налог на прибыль приходится 7,5 млрд. руб. или 17,6%; на НДПИ — 4,2 млрд. руб. или 9,8%; на акцизы — 4,2 млрд. руб. или 9,8%; на долю остальных налогов приходится 0,5 млрд. рублей или 1,4%.
В консолидированный бюджет края в течение 2007 года поступило 74,3 млрд. рублей налогов и платежей, администрируемых налоговыми органами (или 63,6% к общим поступлениям). По отношению к 2006 году поступления увеличились на 18,2 млрд. руб. или 32,4%.
Сумма налоговых поступлений консолидированного бюджета края в основном обеспечена следующими налогами: налогом на доходы физических лиц, налогом на прибыль, налогом на имущество.
Из общих доходов консолидированного бюджета края в бюджеты муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений) за 2007 год мобилизовано 18,8 млрд. руб., уровень их поступления к соответствующему периоду 2006 года увеличился на 4,5 млрд. руб. или 31,3%.
В собственно краевой бюджет в 2007 году перечислено 55,5 млрд. руб. налоговых платежей. По сравнению с 2006 годом поступления увеличились на 13,7 млрд. руб. или 32,8%.
— А какие налоги сегодня можно отнести к наиболее проблемным? Стали ли налогоплательщики более ответственными?
— По одному из основных федеральных налогов — НДС — регулярно возникают проблемные моменты, связанные с зачетным механизмом, поиском контрагентов и т. д. Вызывает определенные трудности и земельный налог — в основном из-за отсутствия четко прописанного механизма взаимодействия между ведомствами, а также неопределенности с кадастровой стоимостью участков под многоквартирными домами, паев (долей) сельскохозяйственных угодий. По налогу на имущество физических лиц основные вопросы заключаются в соотношении инвентаризационной стоимости и рыночной, а также по применению в связи с этим ставок налогообложения.
Что касается ответственности плательщиков, то определенных критериев оценки здесь нет. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что общая культура и правовая грамотность заметно возросли. Этому также способствовало создание внутри нашей службы отделов налогового аудита, которые призваны объективно рассматривать возникшие при проверках разногласия. Раньше из-за изменений налогового законодательства много ошибок допускалось предпринимателями по незнанию. На данный момент можно сказать, что Налоговым кодексом достаточно четко прописаны основные положения для налогообложения. Ведь когда понятны правила игры, их легко соблюдать. А людей, желающих уклониться от уплаты налогов, везде хватает: по данным социологических исследований, даже в экономически развитых странах таких около 10%.

Успешное развитие

О том, что в Краснодарском крае экономика развивается полным ходом, свидетельствуют следующие цифры.
В экономику края в 1 полугодии 2005 года за счет всех источников финансирования вложено 33,2 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что на 5,6% ниже уровня того же периода прошлого года. Сокращение объемов инвестиций связано с завершением в 2004 году программы телефонизации села ОАО «ЮТК» (объем инвестиций сократился в 3,7 раза) и строительства Сочинской ТЭС (в 6,3 раза). Финансирование капитальных вложений осуществлялось на 90% за счет собственных, заемных средств и сбережений населения. Бюджетные финансы направлялись преимущественно на выполнение федеральных и краевых программ.
В 2005 году на территории региона реализуется 16 федеральных целевых программ и 22 подпрограммы. На 1 июля годовой лимит государственных инвестиций на их выполнение составил 4,4 млрд. рублей, что на треть превышает фактически полученные средства в 2004 году. Профинансировано за шесть месяцев 2,1 млн. рублей, то есть годовой лимит оприходован на 48%.
Основной объем государственных капиталовложений приходится на Федеральную адресную инвестиционную программу. В текущем году в нее включено 75 объектов с годовым лимитом средств, равным 4,3 млрд. рублей, что в 1,5 раза (в сопоставимой структуре) превышает объем госинвестиций, полученный в 2004 году. За январь — июнь на финансирование объектов ФАИП получено 2 065,5 млн. рублей или 48% средств, предусмотренных на год.
На выполнение программных мероприятий намечено направить из всех источников финансирования 4,6 млрд. рублей, в том числе: 722,2 млн. рублей — из федерального бюджета, из них 283,2 млн. рублей — в рамках программы и 439 млн. рублей в рамках других ФЦП. Из краевого бюджета планируется выделить 205,3 млн. рублей, из местных бюджетов — 165,5 млн. рублей, внебюджетных источников — 3,5 млрд. рублей.
Средства федерального бюджета (ФРР) предусмотрены на строительство 14 объектов муниципальной и краевой собственности, относящихся в основном к инженерной инфраструктуре курортов (водоснабжение, водоотведение, строительство очистных сооружений). Значительная часть этих денег сконцентрирована на завершении пусковых комплексов и объектов. Запланирован ввод шести объектов, в их числе детская поликлиника N 2 в г. Сочи на 300 посещений в смену.
В 1 полугодии 2005 года на выполнение программы из всех источников выделено 1,1 млрд. рублей инвестиций, что составляет 24% запланированного на год объема. Из федерального бюджета получено 84 млн. рублей (30% лимита) в рамках программы и 216,8 млн. рублей (49%) — по другим ФЦП. Из краевого бюджета выделено 64,2 млн. рублей, из местных бюджетов — 44,7 млн. рублей, внебюджетных источников — 699,8 млн. рублей (20% планируемого объема).
В краевом бюджете 2005 года на реализацию краевой адресной инвестиционной программы предусмотрено 1,4 млрд. рублей, из которых 45% приходится на софинансирование объектов, включенных в ФАИП. За отчетный период выделено 592,5 млн. рублей, или 42% предусмотренного на год объема. Средства направлены на строительство жилья, объектов социальной сферы, коммунального назначения, газификацию и водоснабжение населенных пунктов края.
Самое главное сегодня, чтобы край, набравший столь внушительные обороты, не останавливался на достигнутом. В этом случае успех в социально-экономической сфере этому субъекту РФ обеспечен.

В. Таймазов

«Расчет», N 6, июнь 2008 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит