» Использование новых технологий в подготовке и переподготовке бухгалтерских кадров


Использование новых технологий в подготовке и переподготовке бухгалтерских кадров


21.03.2010

Современный бухгалтер должен не только знать действующее законодательство, но и владеть вопросами финансового менеджмента. Сегодня социально-экономическая ситуация в России обусловливает необходимость переосмысления теоретических подходов и практических решений по подготовке и переподготовке бухгалтерских кадров. Практика показывает, что оптимальный уровень качества подготовки должен определяться условиями рынка. Такой подход получает все большее распространение в профессиональном образовании Европейского союза. Основным критерием качества образования является соответствие целям и задачам основных пользователей: учащихся, покупателей образовательных услуг на рынке труда и общества в целом. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается необходимость обеспечения опережающего развития среднего профессионального образования.
Профессиональное образование направлено на развитие у человека потенциально природных способностей к активному мышлению, формированию у него инновационного, преобразующего интеллекта, реализующегося в такой же деятельностной практике. Полнота и интенсивность обучения находятся в зависимости от качественного процесса обучения. Природные способности реализуются лишь в процессе «научения» человека использовать их при методической постановке алгоритма его мыслительной и практической деятельности. Повышение качества обучения и применение новых методик «научения» могут быть реализованы путем использования информационных телекоммуникационных технологий (мультимедиа, дистанционное обучение на основе электронных средств связи, технологии «виртуальной реальности», программно-тестовое обучение) и др., которые в последнее время широко применяются в учебном процессе профессиональных образовательных учреждений.
Эффект от использования компьютерных средств складывается из сокращения аудиторного времени, затрачиваемого преподавателем на разноуровневую подготовку учащихся, а также из увеличения внеаудиторного времени, затрачиваемого ими для изучения дисциплины за персональным компьютером. При этом в обоих случаях эффект достигается как по содержанию дисциплины, так и по контролю усвоения.
Инновационные педагогические технологии, использующие компьютерные средства, предполагают личностно-ориентированный подход. При таком подходе учащиеся должны демонстрировать свое понимание идей, фактов, концепций, теорий, а не только их запоминание.
При подготовке и переподготовке бухгалтерских кадров также получили широкое распространение различные методики, ориентированные на применение инновационных технологий. При этом используются различные методы обучения: технология активного обучения, дидактическая игра, технология модульного обучения, адаптивная модульно-рейтинговая система; технология проблемного обучения, технологии дистанционного обучения. В любом случае при подготовке специалистов учетных специальностей с использованием новых технологий должны быть рассмотрены такие разделы, как учет оборотных и внеоборотных активов, учет капитала и обязательств, налогообложение и пр.
При разработке курсов, связанных с областью знаний по блоку учетных дисциплин, необходим инструментарий, который позволит обучающемуся получить не только теоретические, но и практические навыки работы по избранной специальности. В учетной практике специалист должен ориентироваться в изменениях и нововведениях законодательной и нормативной базы.
Как показывает опыт работы со студентами по профилирующим учетным дисциплинам, изучение и анализ конкретных хозяйственных ситуаций или эпизодов учетных процедур не дают общей картины взаимосвязи отдельных участников учетной работы. В связи с этим на завершающем этапе обучения необходимо использовать методики, основанные на применении новых технологий для выполнения заданий с оформлением действующей учетной документации на основе материалов конкретной организации.
Одной из разновидностей таких методик является бизнес-игра — виртуальная модель бизнес-процессов, предназначенная для развития навыков управления компанией в условиях конкуренции. Бизнес-игра моделирует ситуации, возникающие в бизнес-процессах, в которых необходимо уметь принимать самостоятельное решение. Она способствует приобретению практических навыков профессиональной работы: владение тактикой принятия решения, методами работы в команде, испытание собственных деловых качеств и интеллектуальных способностей. На наш взгляд, помимо моделирования учетных процессов для обучения студентов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» актуальны и такие бизнес-игры, как корпоративные финансы, моделирование учетного процесса на предприятии, оптимизация прибыли в целях минимизации налогов, инвестиционный анализ.
В настоящее время определенный интерес представляют следующие разработки в области обучения бухгалтерских кадров.
Чистов Д.В. «1С: Учебное предприятие. Бухгалтерский учет». Курс ориентирован на бухгалтеров-практиков, стремящихся использовать передовые технологии для автоматизации учета на предприятии, при этом учитываются три достаточно важные тенденции: увеличение сложности методологии бухгалтерского учета, повышение требований к ведению учета на предприятиях, стремление пользователей иметь высокую степень автоматизации ведения учета. Кроме того, бухгалтерский учет сегодня — это преимущественно компьютерный учет, следовательно, знание «1С:Бухгалтерии» 7.7 — одной из наиболее распространенных бухгалтерских программ — расценивается как составной элемент квалификации специалиста в области бухгалтерского учета.
В рассматриваемом учебном курсе реализуется учебная модель «от документа». Каждый участник игры попадает в виртуальную среду функционирования условного предприятия, в которой по каждому факту хозяйственной деятельности предлагается реальный первичный документ (платежное поручение, кассовый ордер, банковская выписка и т.п.), оформленный в соответствии с установленными требованиями. На основе первичных документов требуется принять решение о способе отражения хозяйственных операций, а затем выполнить их ввод в бухгалтерскую систему.
Реализация данной методики обучения способствует освобождению обучаемого от рутинных операций и расчетов. Информационно-справочная правовая система позволяет быстро найти ответы на возникающие вопросы в области нормативного регулирования бухгалтерского учета и получить практические навыки работы с ней.
Деловую игру «1С:Учебное предприятие. Бухгалтерский учет» можно эффективно использовать и при самостоятельном изучении бухгалтерского учета. Программно-методические компоненты игры помогут приобрести и отработать профессиональные навыки учетной работы, а правильный порядок обработки бухгалтерских документов отражает базовый сценарий.
Интерес представляет и то, что в игре отрабатывается процесс ведения бухгалтерского учета в бухгалтерии условного предприятия начиная с момента его государственной регистрации и постановки на учет в налоговой инспекции и далее, в течение одного квартала, до получения итоговой отчетности.
Одним из разработчиков деловых игр на базе информационных технологий является «Открытый колледж», который предлагает несколько программных продуктов. Целью игры «Консультант по налогам» является систематизация знаний по дисциплине «Налоги и налогообложение». По условиям игры студентам необходимо выступить в роли консультантов по налогам и найти законный путь снижения размера налогового бремени для конкретного индивидуального предпринимателя. В деловой игре «Баланс» рассматривается практический пример составления бухгалтерского баланса. Особенность игры «Документооборот» — активное погружение участников групп в содержание специального модуля бухгалтерского учета, а также развитие у них профессиональных навыков. В процессе решений заданий игры «Лабиринт» участникам необходимы знания по бухгалтерскому учету. Только хорошие знания по этой дисциплине помогут студентам найти выход из лабиринта. Деловая игра «АФХД» ориентирована на систематизацию знаний, полученных в результате изучения дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», а также на применение навыков, приобретенных при изучении курса бухгалтерского учета. Студентам предстоит в течение ограниченного времени ознакомиться с бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках условного предприятия и решить поставленные задачи. В процессе решений заданий деловой игры «Аудиторская проверка организаций» закрепляются знания, полученные по предметам «Основы аудита» и «Бухгалтерский учет». Каждой аудиторской фирме (группе студентов) предлагается определенная ситуация для рассмотрения и анализа правильности ведения бухгалтерского учета в проверяемой компании.
Ряд продуктов, направленных на обучение и повышение квалификации бухгалтерских кадров, разработан специалистами Некоммерческого партнерства содействия профессиональному росту специалистов в области экономики и финансов «Специалист + Квалификационный Аттестат».
Структура и функциональные возможности обучающих и тестирующих программных комплексов подразумевают автоматизированный механизм регулярного пополнения и обновления базы знаний, что в свою очередь позволяет в достаточно короткие сроки тиражировать опыт и знания наиболее квалифицированных и опытных преподавателей. Помимо этого относительно простой способ пополнения и обновления компьютерного курса дает возможность привлечь знания и опыт не только теоретиков, но и практиков.
Использование обучающих и тестирующих программных комплексов можно условно подразделить на два этапа. Программы серии «Тест-Наставник профессионального бухгалтера» охватывают первый этап, который можно определить как альтернативное тестирование (принцип «multiple choice»), когда на поставленный вопрос (тест) дается несколько вариантов ответов, из которых нужно выбрать верный. При этом в процессе ответа на поставленный вопрос программа предлагает краткий комментарий к ответу (подсказку) и ссылку на учебно-методические пособия и нормативные документы.
Данный вид тестирующих программ может предусматривать дополнительные опции в виде возможности распечатки наиболее интересных с точки зрения обучения тестов, формирование их персонального списка (по сложности или неверно данному ответу) для дальнейшего закрепления знаний по выбранной теме. Кроме того, система гиперссылок на нормативные документы позволяет раскрыть и распечатать определенный документ или его часть, на который была ссылка в комментариях к выбранному вопросу (тесту).
Программы серии «Флеш-Наставник профессионального бухгалтера» могут использоваться на втором этапе обучения. Здесь применяется система с произвольным ответом на поставленный вопрос в рамках заданной темы программы обучения, который необходимо сравнить с заложенным в обучающей программе образцом. В качестве образца используются выдержки из нормативных документов либо позиция признанных авторов учебно-методических пособий в той или иной сфере экономических знаний, в частности, учебники которых рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации. Сравнивание произвольного текста, написанного самим пользователем, с «шаблоном» позволяет в процессе самостоятельного обучения достигнуть максимального приближения к правильному ответу на теоретические вопросы.
Функциональным преимуществом программного комплекса «Наставник профессионального бухгалтера», несмотря на огромный массив информации, заложенной в тестах (более 8000 вопросов по разным темам — бухгалтерский учет, экономический анализ, налогообложение, хозяйственное право, основы аудита и т.д.), является возможность оперативно учитывать все изменения, происходящие в нормативной базе хозяйственной деятельности.
Принципиальное отличие программного комплекса — это направленность на тестирование, которое ориентирует пользователя на активный метод обучения. В отличие от существующих на рынке решений, которые по большей части представляют собой тот или иной вариант электронного учебника, программа предлагает отвечать на тесты в пределах жестких временных рамок. Используемая методика позволяет за относительно короткий период перевести в область активного знания как теоретический материал, полученный на лекциях, так и владение действующей нормативной базой.
Во время работы с программой пользователь может по своему усмотрению самостоятельно выбрать интересующий его раздел и тему или пройти полное тестирование по всей базе знаний. При ответе на вопрос сразу же дается комментарий (подсказка), например выдержка из соответствующего нормативного документа. Таким образом, пользователь имеет возможность одновременно и проверить свои знания, почерпнуть новую для себя информацию, и вспомнить то, что изучал ранее.

Рассмотрим еще один программный продукт «Аттестация персонала», который позволяет руководителям предприятий регулярно проводить аттестацию работников финансовых служб и осуществлять подбор персонала на соответствующие вакантные должности. Благодаря статистической обработке результатов тестирования, их наглядному отображению в виде статистической таблицы и диаграммы руководитель может выбрать из множества претендентов на открытую вакансию наиболее квалифицированного специалиста, а также получить общую картину пробелов в знаниях всех работников учетно-бухгалтерской сферы предприятия.
Программный комплекс «Наставник аудитора» предназначен для самостоятельного тренинга аудиторов, бухгалтеров и финансовых менеджеров в рамках Программы подготовки и аттестации аудиторов, одобренной Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, и соответствует программе проведения квалификационных экзаменов. База тестов содержит более 10 000 вопросов с подробными комментариями и гиперссылками на нормативные документы.
Для развития навыков управления предприятием в условиях рыночной экономики, изучения основ учета и финансового менеджмента предназначена компьютерная деловая игра «БИЗНЕС-КУРС. Корпорация Плюс», разработанная ИНФОРТ (ВККБ).
Важная особенность программы состоит в том, что вопросы бухгалтерского учета, налогообложения и финансовой отчетности здесь отражены в строгом соответствии с российским законодательством. При этом она представляет собой своеобразный интерактивный учебник по управлению и финансам с большим количеством примеров из российской действительности, порождаемых действиями самих участников тренинга. Участники должны принимать решения по стратегии поведения компании на рынке, приоритетам развития, инвестициям, маркетингу, финансовому анализу и т.д.
Участник деловой игры «Бизнес-курс: Корпорация» должен руководить открытым акционерным обществом, акции которого обращаются на фондовом рынке. Наряду с теми решениями, которые предусмотрены в игре «Бизнес-курс: Предприятие», здесь можно осуществлять эмиссию акций с целью привлечения дополнительных средств для развития компании. В то же время расширены возможности для инвестиций: допускается производство трех продуктов не только с разным уровнем начальных капитальных вложений, но и с разной экономической отдачей. Благодаря этим новым элементам игра позволяет отчетливо осознать ключевые вопросы финансового менеджмента: выбор направления долгосрочных инвестиций и источников их финансирования (нераспределенная прибыль, кредиты, эмиссия), согласование дивидендной и эмиссионной политики и т.д. Одновременно усложняются текущие проблемы производственного менеджмента. В этом случае игровой курс продолжается 6 условных лет, что позволяет больше внимания уделять стратегическим вопросам управления. Эффективность управления измеряется рейтингом, который базируется на следующих «публичных» показателях деятельности компании: годовая чистая прибыль, годовая рентабельность собственного капитала, рыночная цена акции.
В программе деловой игры «Бизнес-курс: Предприятие» студент выступает в роли руководителя и единственного учредителя закрытого акционерного общества. Игровой курс состоит из 5 условных лет с месячным шагом. В каждом месяце можно принимать управленческие решения по следующим вопросам деятельности предприятия: покупка и списание оборудования; покупка сырья; производство продукции двух видов; оплата труда; контроль качества; реализация продукции в условиях конкуренции; получение кредитов и открытие депозитов. Кроме того, можно устанавливать любой размер личного дохода (дивидендов) в пределах годовой чистой прибыли общества, при этом остаток прибыли служит источником его дальнейшего развития. Задача студента — добиться к концу игры наибольшего значения рейтинга, одновременно оценивающего совокупный личный доход и экономический рост предприятия с начала курса. Учащиеся наглядно познают здесь проблему оптимальных пропорций потребления и накопления, имеющую общеэкономическое значение. В качестве результатов деятельности предприятия им предоставляется детальная управленческая отчетность, основные формы финансовой и налоговой отчетности, общепринятые финансовые показатели. В процессе изучения этой информации, что необходимо для достижения высокого результата в игре, учащиеся приобретают базовые знания по экономике предприятий.
В контексте изложенного следует рассмотреть структуру и содержание интерактивного учебно-тренингового практикума «Бухгалтерский учет», разработанного Высшей финансово-банковской школой совместно с Российской экономической академией им. Г.В. Плеханова. По мнению разработчиков данного практикума, основным недостатком подготовки и повышения квалификации специалистов по бухгалтерскому учету является оторванность от практики. При этом в качестве основы реформирования системы обучения предлагается концепция «обучение действием». Главное назначение данного практикума не только обучение как получение новых знаний, а «научение», т.е. возможность приобретения навыков практической работы.
Погружение обучающегося в виртуальную среду предприятия (организации) позволяет кардинально изменить сущность образовательного процесса, отличительной чертой которого является то, что в основу обучения положен не «предметный» подход, а интегрированный, т.е. все хозяйственные операции, задачи и операции рассматриваются в контуре комплексного изучения всех управленческих функций конкретного предприятия. Обучающиеся вместо пассивного участия в учебном процессе активно участвуют в принятии решений и формировании бухгалтерской, налоговой и плановой информации. В процессе решения задач они выполняют работу, близкую по своему содержанию к обязанностям главного бухгалтера, тесно взаимодействуя с другими должностными лицами (заведующим складом, директором и др.). Контроль над учебным процессом осуществляется не по отдельным темам и заданиям, а исходя из степени достижения конечной цели. Процесс обучения осуществляется дистанционно, и появляется возможность самотестирования полученных знаний и навыков. Учебно-тренинговый практикум включает базу данных, содержащую информацию о финансово-хозяйственной деятельности предприятия (первичные документы, учетные регистры и др.), методическое пособие и программное обеспечение.
Программный продукт представляет собой компьютерную бухгалтерию виртуального предприятия, которая содержит более 620 бухгалтерских записей (проводок), основанных на более чем 450 первичных документах, что в свою очередь предполагает большое количество заданий и подсказок, появляющихся в случае осуществления некорректных действий и, как следствие, принятия неправильных решений.
Разработчики учли, что при формировании базы данных бухгалтерских операций возможны ошибки. В зависимости от моделируемой ситуации и допущенной ошибки подсказка может быть методической (выдержка из нормативного документа), логической (объяснение ситуации и возможность получения правильного ответа) или просто содержать правильный ответ. Методические подсказки представлены в виде извлечений из действующих нормативных актов.
Настоящий учебный компьютерный практикум подготовлен на основе действующих положений и нормативных актов по бухгалтерскому и налоговому учету. Предназначен для студентов вузов, колледжей, обучающихся по экономическим специальностям, курсов повышения квалификации. Содержание учебно-тренингового практикума может дифференцироваться исходя из уровня компетенции обучающегося (бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, главный бухгалтер), т.е. подобный продукт может охватывать специалистов с совершенно разной подготовкой, практическими навыками и умениями.
Таким образом, активная роль инновационных технологий в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения определенных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики, создание новых форм обучения и образования.
Использование инновационных технологий в учебном процессе способствует повышению качества обучения, снижению затрат на организацию и проведение учебных мероприятий, перераспределению нагрузки преподавателей с рутинной на творческую деятельность (решение научно-исследовательских и методических пособий, подготовка нестандартных учебных заданий, индивидуальная работа с обучаемыми и др.), уменьшению потребностей в учебно-методических пособиях на бумажных носителях, снижению нагрузки на средства материально-технического обеспечения учебного процесса (помещения, лабораторное оборудование).

Е. Лапшина,
главный бухгалтер
ЗАО «Открытые технологии 98»

«Финансовая газета. Региональный выпуск», N 29, 30, июль 2006 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит