» Результаты проверок реализации национального проекта «Образование»


Результаты проверок реализации национального проекта «Образование»


21.03.2010

Представленный в статье материал отражает выявленные в ходе контрольных мероприятий, проведенных в 2008 году органами Росфиннадзора, нарушения при использовании средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, выделенных на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 — 2007 годах. Анализ подготовлен по обзорно-аналитическим материалам опубликованным на официальном сайте Росфиннадзора (http://www.rosfinnadzor.ru/). Руководствуясь изложенной ниже информацией, бухгалтеры смогут своевременно выявить и устранить нарушения, допущенные ими нарушения при ведении финансово-хозяйственной деятельности.

Территориальными управлениями Росфиннадзора проведены проверки использования средств, выделенных из федерального бюджета в 2006 — 2008 годах, на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» по следующим направлениям расходования средств:
— субсидии на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений;
— субсидии на внедрение инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждениях;
— средства федерального бюджета на внедрение инновационных образовательных программ для образовательных бюджетных учреждений;
— средства федерального бюджета на приобретение с последующей передачей в собственность субъектов РФ автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, учебного и учебно-наглядного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений, внедрение современных образовательных технологий;
— субсидии бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств.
По результатам проверок были выявлены нарушения по следующим направлениям использования средств.

Вознаграждения за выполнение функций классного руководителя

При проверке использования субсидий, выделенных из федерального бюджета на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, выявлены следующие нарушения законодательства.
1. Размер выплаченного вознаграждения не соответствует фактической наполняемости классов, установленной нормативами. В ходе проверок соответствия выплаченных педагогическим работникам сумм вознаграждения за классное руководство нормативам, установленным законодательством на проверяемый год, и данным классных журналов были выявлены необоснованные выплаты такого вознаграждения педагогическим работникам.
Субсидии, выделяемые из федерального бюджета, предоставляются бюджетам субъектов РФ для выплаты вознаграждения педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений за выполнение ими функций классного руководителя в соответствии с ежегодно устанавливаемыми правилами, утверждаемыми постановлениями Правительства РФ:
— в 2006 году — от 30.12.2005 N 854;
— в 2007 году — от 28.12.2006 N 814;
— в 2008 — 2009 годах — от 12.12.2007 N 860.
Отметим, порядок предоставления и расходования данных субсидий начиная с 2006 года не претерпел особых изменений. Они предоставляются каждому субъекту РФ в пределах сумм, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий период, из расчета 1 000 руб. в месяц за классное руководство.
Расчет ежемесячного вознаграждения преподавателя, выполняющего функции классного руководителя, должен производиться с учетом наполняемости класса. Вознаграждение за классное руководство в размере 1 000 руб. выплачивается преподавателю при наполняемости класса:
— не менее наполняемости, установленной для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями об образовательных учреждениях (не менее 25 человек);
— 14 человек и более в общеобразовательных учреждениях, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, кадетских школах, кадетских школах-интернатах, общеобразовательных школах-интернатах, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательных школах-интернатах с первоначальной летной подготовкой и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, расположенных в сельской местности.
Для классов, наполняемость которых меньше установленной, расчет размера субсидии осуществляется с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся. Формула данного расчета приведена в Письме Минобразования РФ от 08.02.2006 N 17ю-50-93 «О расчете размера вознаграждения за выполнение функций классного руководства в классах с пониженной наполняемостью»:

S = 1 000 руб., при N >= M, где:

S — ежемесячное вознаграждение за классное руководство в одном классе;
N — количество обучающихся в классе;
M — расчетная наполняемость полнокомплектного класса (M = 25 человек для классов общеобразовательных учреждений, расположенных в городах, M = 14 человек для классов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности).

Если N < M, то расчет производится по формуле:

S = 1 000 руб. / М x N

Например, расчетная наполняемость полнокомплектного класса в городском МОУ — 25 человек. По состоянию на 1-е число месяца наполняемость составила 20 человек. В этом случае размер ежемесячного вознаграждения будет равен 800 руб. (1 000 руб. / 25 чел. x 20 чел.). Вместе с тем в учебном учреждении, несмотря на то что наполняемость класса — 20 человек, выплата классному руководителю производилась в размере 1 000 руб. Таким образом, сумма ежемесячного нецелевого использования средств составила 200 руб. (1 000 — 800).
2. Невключение сумм вознаграждения в расчет среднего заработка для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, отпускных. В ходе проверок было выявлено, что в некоторых учреждениях в расчет среднего заработка для выплаты пособия по временной нетрудоспособности и отпускных не включались суммы начисленного преподавателям вознаграждения за выполнение функций классного руководителя, что привело к недоплате отпускных и больничных (за первые два дня нетрудоспособности).
Согласно ст. 139 ТК РФ, п. 2 положений N 213, 922*(1) и п. 8 Рекомендаций по применению законодательства РФ при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, приведенных в Письме Минобрнауки РФ от 25.04.2006 N АФ-100/03 (далее — Рекомендации N АФ-100/03), при расчете среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Таким образом, данные выплаты следовало учитывать при расчете среднего заработка.
Здесь будет нелишним отметить, что по результатам проверок периода с 2006 по 2007 год выявлены случаи обвинения проверяющими в нарушении законодательства бюджетных учреждений, включивших суммы вознаграждения за классное руководство в расчет среднего заработка. Контрольные органы аргументировали свою позицию следующим образом.
3. Выплата вознаграждения без учета рабочего времени. Проверяющими были выявлены необоснованно начисленные и выплаченные педагогическим работникам за счет субсидий из федерального бюджета вознаграждения за классное руководство за периоды их нахождения в учебных и очередных отпусках во время осенних, зимних, весенних и летних каникул, а также за период их нахождения на курсах повышения квалификации и за период временной нетрудоспособности.
Из пункта 10 Рекомендаций N АФ-100/03 следует, что периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, а также периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников, не являются для работников рабочим временем. В связи с этим вознаграждение за классное руководство в это время педагогическим работникам не выплачивается. Если перечисленные выше периоды не совпадают с основным и дополнительным оплачиваемым отпуском работников, то вознаграждение за классное руководство также не выплачивается. Подобное относится к периоду нахождения преподавателя на курсах повышения квалификации и к периоду временной нетрудоспособности.
4. Неиспользованные остатки целевых средств в конце года не перечислены в доход бюджета. Неперечисление в доход федерального бюджета неиспользованных остатков средств субсидии, выделенной из федерального бюджета на выплату вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам, при отсутствии бюджетных обязательств было выявлено в ряде учреждений в ходе проверки финансово-хозяйственных операций 2007 года. Здесь были нарушены п. 4 ст. 52 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", положения Приказа Минфина РФ от 17.01.2008 N 6н "Об общих требованиях к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов". Из данных документов следует, что неиспользованные целевые средства, потребность в которых в 2007 году отсутствовала, подлежат возврату в федеральный бюджет.
5. Расчет размера вознаграждения с арифметической ошибкой. Вследствие допущенных арифметических ошибок в некоторых учреждениях недоплачены суммы ежемесячного вознаграждения, начисляемого за классное руководство с учетом фактически отработанного времени и наполняемости класса.

Обеспечение общеобразовательных учреждений материальными ценностями за счет средств федерального бюджета

При проверке расходования субсидий на внедрение инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждениях были выявлены следующие нарушения.
1. Нарушение законодательства при осуществлении закупок для государственных нужд. При заключении государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг бюджетное учреждение обязано руководствоваться нормами Федерального закона N 94-ФЗ*(2). Согласно ст. 10 данного нормативного акта государственный (муниципальный) заказ размещается следующими способами:
— путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
— без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика, на товарных биржах).
В тех случаях, когда величина закупок одноименных товаров (работ, услуг) не превышает в течение квартала установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, бюджетное учреждение вправе разместить заказ у единственного поставщика без проведения конкурса (пп. 14 п. 2.1 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ). По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты и иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ.
В ходе проверок муниципальных общеобразовательных учреждений установлено, что расходование ими субсидий, полученных в рамках инновационных образовательных программ, осуществлялось на основании договоров, заключенных с нарушением норм ст. 423, 424, 457, 702 — 709 ГК РФ. Договоры купли-продажи, заключенные отдельными образовательными учреждениями со сторонними организациями, не содержали таких существенных условий, как определение цены договора и сроков поставки приобретаемых материальных ценностей. К тому же оплата отдельных работ производилась без заключения договора подряда.
Кроме того, выявлены случаи расходования средств федерального бюджета в рамках инновационных образовательных программ на поставку компьютерной техники и периферийных устройств по договорам, заключенным с нарушением требований п. 1.1 ст. 38 Федерального закона N 94-ФЗ, то есть ранее чем через 10 дней со дня проведения аукциона и размещения его результатов на официальном сайте.
2. Размер авансового платежа не соответствует установленным нормам. В ходе проверки использования субсидии на внедрение инновационных образовательных программ в образовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждениях выявлено осуществление авансовых перечислений за учебное оборудование, учебные и методические пособия в размере 100% их стоимости. Учреждениями были нарушены пп. 2 п. 3 ст. 115 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", п. 6 Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", п. 6 Постановления Правительства РФ от 24.12.2008 N 987 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
3. Нарушение сроков постановки на учет материальных ценностей, приобретенных за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета. В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. В нарушение этого пункта бюджетные учреждения образования часто ставили на учет полученные материальные ценности несвоевременно (учебное оборудование и мебель, полученные в июле, августе и октябре 2007 года, приняты к учету в декабре 2007 года, а полученные в декабре 2007 года приняты к учету в январе 2008 года).
4. Несвоевременное оформление первичных документов, отражающих совершение финансово-хозяйственных операций. В нарушение Положения о передаче в собственность субъектов РФ автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, учебного и учебно-наглядного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 551 (далее — Положение N 551), департаментами образования отдельных субъектов РФ, департаментами общего и профессионального образования отдельных областей в течение длительного срока не были оформлены акты приема-передачи учебно-наглядного оборудования и школьных автобусов в собственность муниципальных образований. Напомним, согласно п. 7 Положения N 551 этот срок составляет пять рабочих дней, фактически же он составлял пять месяцев и более.
5. Неправильно сформирована первоначальная стоимость основного средства. В нарушение п. 12 Инструкции N 25н*(3) и п. 11 Инструкции N 148н*(4) при формировании первоначальной стоимости основного средства не учтены расходы, связанные с его монтажом. Напомним, в соответствии с требованиями данных нормативных актов первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается вся сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление этих объектов, с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме приносящей доход деятельности, если иное не предусмотрено налоговым законодательством).
6. Неправильное отражение на счетах бюджетного учета. В ходе проверок были установлены следующие нарушения методологии учета образовательных учреждений. Например, видеокамера учитывалась на счете аналитического учета 101 06 000 "Производственный и хозяйственный инвентарь", тогда как согласно п. 22 Инструкции N 25н и п. 20 Инструкции N 148н ее следует учитывать на счете 101 04 000 "Машины и оборудование".
Далее, спортивная одежда учитывалась на забалансовом счете "Основные средства стоимостью до 1 000 руб.", тогда как она в ОКОФ не значится и согласно п. 65 Инструкции N 25н и п. 68 Инструкции N 148н является одним из видов мягкого инвентаря и относится к материальным запасам. Методические пособия оприходованы в качестве объектов прочих основных средств, тогда как они в ОКОФ не значатся и согласно п. 65, 66 Инструкции N 25н и п. 69 Инструкции N 148н относятся к прочим материальным запасам.
В некоторых образовательных учреждениях субъектов РФ полученное для разных кабинетов в количестве 10 единиц учебное и учебно-наглядное оборудование было оприходовано по данным бюджетного учета как одна единица инвентарного объекта, что в соответствии с п. 18 Инструкции N 25н и п. 19 Инструкции N 148н неверно. Инвентарный объект — это отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.
В некоторых муниципальных образованиях до получения актов приема-передачи основных средств в муниципальную собственность в нарушение п. 236 Инструкции N 25н и п. 263 Инструкции N 148н не отражено на забалансовом счете полученное на ответственное хранение учебное и учебно-наглядное оборудование.
7. Неэффективное использование материальных ценностей. В ходе проверки было выявлено неиспользование материальных ценностей. В частности:
а) отдельные материальные ценности находятся (находились) на складе и не переданы в эксплуатацию в течение длительного периода;
б) отдельные материальные ценности используются не по прямому назначению (компьютеры установлены в кабинете руководителя учреждения и используются для административных целей, а не в общеобразовательном процессе);
в) компьютерное оборудование, вышедшее из строя через две недели после начала эксплуатации, в течение длительного времени находится в неисправном состоянии и не используется в образовательном процессе;
г) учебно-наглядное оборудование не используется в учебном процессе в связи с отсутствием специалиста по его установке;
д) школьные автобусы не используются в муниципальных образовательных учреждениях в связи с отсутствием денежных средств на оплату страхования гражданской ответственности.
В департаментах образования отдельных субъектов РФ в течение срока, превышающего установленный в п. 5 Положения N 551, числятся на забалансовом счете на ответственном хранении комплекты учебно-наглядного оборудования для кабинетов физики, предназначенные для оснащения муниципальных общеобразовательных учреждений.

Государственная поддержка подготовки рабочих кадров

В ходе проверки использования субсидий, выделенных бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку подготовки рабочих кадров и специалистов, были выявлены факты нецелевого использования бюджетных средств. Расходы на оплату неисключительных (пользовательских) прав на лицензионное программное обеспечение офисного назначения были произведены в нарушение уведомлений о бюджетных ассигнованиях, составленных на основе заявки на участие в конкурсном отборе государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, и в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 08.12.2006 N 168н, за счет субсидии, выделенной по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" ЭКР. Вместе с тем данные расходы должны быть произведены по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" ЭКР.

Неверное исправление ошибок в бюджетном учете

Напомним, в соответствии с п. 4 инструкций N 25н и 148н исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета, должно производиться в следующем порядке:
— ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленной суммы и текста. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись "Исправлено";
— ошибочная запись, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера оформляется по способу "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;
— ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.
В ряде образовательных учреждений данный порядок нарушался (бухгалтерские записи просто замазывались корректирующей жидкостью, отсутствует надпись "Исправлено"), что было отмечено в актах проверок.

Т. Сильвестрова,
зам. главного редактора журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"

"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 7, июль 2009 г.

—————————————————————————
*(1) Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 (действовало до 06.01.2008), и Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (распространяется на правоотношения, возникшие с 06.01.2008).
*(2) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(3) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н.
*(4) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит