» Если вам нужен работник-иностранец


Если вам нужен работник-иностранец


21.03.2010

В условиях финансового кризиса работодатели стремятся снизить издержки, а привлечение дешевой иностранной рабочей силы кажется оптимальным решением. Данная статья предназначается для тех, кому понадобился работник-иностранец. В ней рассмотрим, нужно ли оформлять разрешение на трудовую деятельность, существуют ли какие-либо особенности приема на работу таких сотрудников и на какие еще моменты обратить внимание работодателю.

Ежегодно Правительство РФ устанавливает квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в РФ. В частности, на 2009 год было запланировано выдать чуть меньше 4 млн таких разрешений. С учетом высокого уровня безработицы в стране данные цифры были уменьшены, но все равно прием на работу иностранцев распространен. Конечно, оформление документов — длительный процесс, мы попробуем разобрать его последовательно.

Немного об иностранцах

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ) иностранные граждане могут:
— временно пребывать в РФ (лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание);
— временно проживать в РФ (лицо, получившее разрешение на временное проживание);
— постоянно проживать в РФ (лицо, получившее вид на жительство).
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы (ст. 5 Закона N 115-ФЗ). Разрешение на временное проживание на территории нашей страны выдается иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия такого разрешения — три года. В соответствии со ст. 8 Закона N 115-ФЗ в течение этого срока и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство сроком пять лет.
Работодателям следует знать, какие документы удостоверяют личность иностранца. В частности, в ст. 10 Закона N 115-ФЗ сказано, что документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
А вот для личности без гражданства такими документами могут быть:
— документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
— разрешение на временное проживание;
— вид на жительство;
— иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях

Трудится иностранный гражданин на основании трудового договора или гражданско-правового на выполнение работ (оказание услуг). Работодателем может быть физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее их труд на основании заключенных с ними трудовых договоров. При этом иностранец имеет право трудиться только при наличии разрешения на работу. Данный порядок не распространяется на иностранных граждан (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ):
— постоянно проживающих в РФ;
— являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом*(1), и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ;
— являющихся сотрудниками дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств в РФ, международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
— являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;
— являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;
— обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
— обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
— приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).
Обратите внимание. Иностранцы, получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание, не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого они получили разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). А иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание, не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
С учетом особенностей региональных экономических связей Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 N 97 были утверждены случаи осуществления трудовой деятельности иностранцем, временно пребывающим в РФ, вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, и временно проживающим в РФ — вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание:
— направление в служебную командировку. При этом общая продолжительность работы временно пребывающих в РФ иностранцев вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, а временно проживающих в РФ иностранцев — 40 календарных дней;
— если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. Но общая продолжительность работы вне пределов указанного субъекта РФ у временно пребывающих в РФ иностранцев не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, а у временно проживающих в РФ иностранцев — не более 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.
Обратите внимание. В силу ст. 14 и 15 Закона N 115-ФЗ иностранный гражданин не имеет права:
— находиться на муниципальной службе;
— замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;
— быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
— быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
— быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ;
— быть призванным на военную службу (альтернативную гражданскую службу).

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию и разрешение на работу для иностранцев из «визовых» стран

Квота на выдачу иностранным гражданам (за исключением иностранцев, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы) приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ. Так, на 2009 год в Постановлении Правительства РФ от 07.11.2008 N 836 установлен лимит в 1 250 769 приглашений.
Приглашение на въезд в нашу страну иностранного работника выдается ФМС по ходатайству, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг)*(2). Одновременно с ходатайством работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в территориальный ФМС, если выдача приглашения осуществляется указанным федеральным органом (ст. 18 Закона N 115-ФЗ):
— разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
— документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается данное разрешение.
Также работодатель должен предоставить гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в РФ в силу п. 5 ст. 16 Закона N 115-ФЗ. Порядок предоставления указанных гарантий определен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 N 167.
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается ФМС при наличии заключения службы занятости субъекта РФ о целесообразности привлечения иностранных работников. Заключение выдается сроком на один год. Порядок его получения раньше регулировался инструкцией, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 15.07.2003 N 175 «Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников». В настоящее время в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития РФ от 21.07.2009 N 531н данная инструкция утратила силу.
Для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодателю необходимо подать непосредственно или по почте заказным письмом в ФМС заявление с приложением следующих документов (п. 6 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации*(3)):
1) для российского юридического лица:
— копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
— копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;
2) для иностранного юридического лица:
— копия свидетельства о регистрации юридического лица;
— копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации в РФ;
— копия свидетельства об открытии филиала и копия свидетельства о его аккредитации;
— копия разрешения на открытие представительства и копия свидетельства о его аккредитации;
3) для индивидуального предпринимателя:
— копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
— копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность и место регистрации индивидуального предпринимателя;
— копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;
4) проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников;
5) документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников*(4).
Вместе с приглашением на въезд выдается и разрешение на работу для каждого иностранного работника. Данные документы работодатель должен передать работникам еще до начала трудовой деятельности (п. 2 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).
Обратите внимание. Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории России, то есть имеющие вид на жительство, вправе работать без оформления разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Работодатель, получивший разрешение на привлечение и использование иностранных работников и заключивший с таковыми трудовой или гражданско-правовой договор, обязан в месячный срок направить:
— в территориальный центр занятости населения — сведения о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ и ФМС РФ от 26.10.2007 N 670/421;
— в государственную инспекцию труда по соответствующему субъекту РФ — сведения о заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.10.2008 N 610н.

Если иностранец из «безвизовой» страны

Положениями Закона N 115-ФЗ установлен упрощенный порядок привлечения иностранных работников из стран, не требующих получения визы. Из приведенной в Письме МИД РФ от 27.09.2006 N 32253/19 таблицы можно сделать вывод, что к таким странам в основном относятся страны ближнего зарубежья, например, Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия. Чтобы принять на работу граждан этих стран, работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Но необходимо уведомить о таком привлечении и использовании территориальный орган ФМС и службу занятости субъекта РФ (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ) не позднее трех рабочих дней с даты заключения трудового договора. Форма и порядок подачи уведомления утверждены Постановлением Правительства РФ N 183*(5).
Тем не менее, разрешение на работу такому сотруднику все же придется получить. Для этого он самостоятельно или через работодателя подает заявление *(6) о выдаче ему разрешения на работу. Одновременно с заявлением представляются:
— документ, удостоверяющий личность иностранца;
— миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде иностранного гражданина в РФ или с отметкой территориального органа ФМС о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;
— квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу*(7).
Не позднее десяти рабочих дней со дня принятия указанных документов ФМС обязана выдать разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения (п. 7 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Решение об отказе в выдаче разрешения на работу может быть обжаловано в ФМС или суд в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об этом.
Если разрешение на работу выдано на срок более 90 суток, иностранный гражданин обязан в течение 30 суток со дня получения такого разрешения представить в ФМС документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией, ВИЧ-инфекцией и иных инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих и предусмотрены перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 188.

Обязанности работодателя, принявшего на работу иностранца

Работодатель или заказчик работ (услуг), пригласивший иностранного гражданина на работу и заключивший с ним трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан (п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ):
— иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
— обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
— представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ;
— уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности. Форма такого уведомления рекомендована в Письме ФНС РФ от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676@. Также налоговый орган уведомляется и при наступлении других событий, например, при приостановлении или аннулировании разрешения на работу иностранному работнику;
— содействовать выезду иностранного работника из РФ по истечении срока заключенного с ним трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
— оплачивать расходы, связанные с депортацией иностранца, принятого на работу с нарушением установленного Законом N 115-ФЗ порядка привлечения и использования иностранных работников;
— направлять в ФМС (его территориальный орган) информацию о нарушении иностранным работником условий трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;
— направлять в территориальный орган ФМС и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Ответственность работодателя за нарушения при трудоустройстве иностранцев

КоАП РФ предусмотрены административные санкции за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Для наглядности приведем таблицу.

—————T—————————————————T———————————————————¬
¦ Статья КоАП ¦ Основание привлечения к ответственности ¦ Размер штрафа, руб. ¦
¦ РФ ¦ +—————T—————T—————————+
¦ ¦ ¦ Граждане ¦ Должностные ¦ Юридические лица ¦
¦ ¦ ¦ ¦ лица ¦ ¦
+————-+—————————————————+—————+—————+—————————+
¦ 18.15 ¦Привлечение к трудовой деятельности иностранного ¦ 2 000-5 000 ¦ 25 000-50 000 ¦250 000-800 000 или ¦
¦ ¦гражданина при отсутствии у него разрешения на ¦ ¦ ¦приостановление ¦
¦ ¦работу, если наличия последнего требует федеральный¦ ¦ ¦деятельности на срок до 90¦
¦ ¦закон ¦ ¦ ¦суток ¦
+————-+—————————————————+—————+—————+—————————+
¦ 18.15 ¦Привлечение к трудовой деятельности иностранного ¦ 2 000-5 000 ¦ 25 000-50 000 ¦250 000-800 000 или ¦
¦ ¦гражданина без получения разрешения на привлечение ¦ ¦ ¦приостановление ¦
¦ ¦и использование иностранных работников, если такое ¦ ¦ ¦деятельности на срок до 90¦
¦ ¦разрешение требуется ¦ ¦ ¦суток ¦
+————-+—————————————————+—————+—————+—————————+
¦ 18.15 ¦Неуведомление территориального органа ФМС, службы ¦ 2 000-5 000 ¦ 35 000-50 000 ¦400 000-800 000 или ¦
¦ ¦занятости в субъекте РФ или налогового органа о ¦ ¦ ¦приостановление ¦
¦ ¦привлечении к трудовой деятельности в РФ ¦ ¦ ¦деятельности на срок до 90¦
¦ ¦иностранца, если такое уведомление требуется ¦ ¦ ¦суток ¦
+————-+—————————————————+—————+—————+—————————+
¦ 18.9 ¦Нарушение правил миграционного учета, если ¦ ¦ 40 000-50000 ¦ 400 000-500 000 ¦
¦ ¦организация является для иностранного работника ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принимающей стороной ¦ ¦ ¦ ¦
+————-+—————————————————+—————+—————+—————————+
¦ 18.11 ¦Непредставление или несвоевременное представление ¦ ¦ 40 000-50 000 ¦ 400 000-500 000 ¦
¦ ¦по требованию ФМС необходимых документов или ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации об иностранных гражданах ¦ ¦ ¦ ¦
+————-+—————————————————+—————+—————+—————————+
¦ 18.17 ¦Несоблюдение работодателем или заказчиком работ ¦ ¦ 45 000-50 000 ¦ 800 000-1 000 000 ¦
¦ ¦(услуг) установленных в отношении иностранных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦граждан ограничений на осуществление отдельных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦видов деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
L————-+—————————————————+—————+—————+—————————

И это далеко не полный перечень штрафных санкций, которые могут быть применены к нерадивому работодателю.

А.И. Сувернева,
эксперт журнала «Отдел кадров коммерческой организации»

«Отдел кадров коммерческой организации», N 12, декабрь 2009 г.

————————————————————————-
*(1) Указом Президента РФ от 22.06.2006 N 637 (в ред. от 30.06.2009).
*(2) Приказом ФМС РФ от 06.06.2008 N 142 утвержден административный регламент ФМС по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
*(3) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 681.
*(4) В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 333.28 НК РФ государственная пошлина составляет 3 000 руб. за каждого привлекаемого работника.
*(5) Постановление Правительства РФ от 18.03.2008 N 183 «Об утверждении правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу».
*(6) Форма заявления приведена в приложении 2 к Приказу ФМС РФ от 25.12.2006 N 370.
*(7) В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 333.28 НК РФ государственная пошлина составляет 1 000 руб. за каждого привлекаемого работника.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит