» Нормативные правовые акты о труде работников гидрометеорологической службы. Часть 2


Нормативные правовые акты о труде работников гидрометеорологической службы. Часть 2


21.03.2010

Существование гидрометеорологической службы в условиях экономических преобразований, происходящих в нашей стране, выявило ряд противоречий между характером фактически сложившихся отношений субъектов рынка гидрометеорологических услуг и правовой основой этих взаимоотношений, что непосредственно влияет на трудовые ресурсы отрасли и требует совершенствования нормативных правовых актов в области Александр Иванов, трудовых отношений.

Особым видом отраслевых нормативных правовых актов являются руководящие документы Росгидромета (РД), которыми, в частности, вводятся в действие Наставления гидрометеорологическим станциям и постам, содержащие нормы трудового права. Специфика руководящих документов состоит в том, что они содержат в себе технические (технологические) нормы и нормы трудового права. Например, Наставление гидрометеорологическим станциям и постам выпуск 11, часть 1 «Основные агрометеорологические наблюдения»*(1) устанавливает квалификационные требования к персоналу станции (поста), осуществляющего агрометеорологические наблюдения и их обработку, основные правила производства наблюдений, обязанности наблюдателей.
Инструкция под названием «Порядок разработки и обращения отраслевых руководящих документов и рекомендаций»*(2) устанавливает требования к разработке, регистрации, изданию, учету, хранению, изменению, пересмотру и отмене отраслевых руководящих документов и рекомендаций.
Организации гидрометеорологической службы применяют в качестве нормативных руководящие документы и рекомендации, разработанные специализированными научными организациями (Центральное конструкторское бюро гидрометеорологического приборостроения, Главная геофизическая обсерватория и т.д.) по заказу Росгидромета.
При помощи руководящих документов и рекомендаций устанавливаются организационно-методические или технические правила проведения работ в основных областях деятельности, закрепленных за Росгидрометом, в том числе в организации и проведении наблюдений.
В зависимости от содержания руководящие документы официально подразделяются на следующие виды:
1) Положения (типовые положения) — устанавливают задачи, функции, правила, обязанности организаций в определенных направлениях их деятельности. Действие положений (типовых положений) распространяется на все соответствующие структурные подразделения Росгидромета.
2) Наставления (руководства) — устанавливают организацию, порядок проведения, методы, средства, условия производства комплекса взаимосвязанных наблюдений и других видов производственной деятельности (или их отдельных этапов) в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.
3) Методические указания — устанавливают методы (способы, приемы) проведения различных работ, в том числе методики выполнения измерений, поверки, химического анализа состава и свойств объектов окружающей среды, методы прогнозирования, сбора, обработки, передачи и хранения информации о состоянии окружающей среды.
4) Инструкции — устанавливают содержание, порядок и условия проведения работ, регулирующих организационные и научно-технические стороны деятельности организаций.
5) Нормы — устанавливают правила, меры, количества наблюдений, обработки информации о состоянии и загрязнении окружающей среды, по результатам сравнения с которыми обосновываются потребности в трудовых и материальных ресурсах, необходимых для выполнения гидрометеорологических и гелиогеофизических наблюдений.
6) Коды — устанавливают систему сокращенных обозначений, названий, символов, применяемых для передачи, обработки и хранения информации.
7) Таблицы — применяют для занесения в них данных, гидрометеорологических, актинометрических и других наблюдений для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.
8) Перечни — содержат обязательный для применения систематизированный свод названий (наименований) нормативных и методических документов, должностей, инвентаря и принадлежностей, работ, приборов и оборудования.
Рекомендации официального подразделения на виды не имеют.
По нашему мнению, рекомендации можно подразделить на рекомендации общего характера (непосредственно действующие) и типовые рекомендации. Рекомендации общего характера не требуют утверждения в применяющих их организациях, расширяют содержание иных отраслевых документов. Например, рекомендации, по улучшению психологического климата на труднодоступных станциях Госкомгидромета, утвержденные Госкомгидрометом 5 февраля 1982 г.,*(3) в дополнение к Типовому положению о труднодоступной гидрометеорологической станции, утвержденному председателем Госкомгидромета СССР 22 января 1982 г. и введенному в действие указанием Госкомгидромета СССР от 21 апреля 1982 г. N К-628,*(4) устанавливают принципы подбора и методы психологической оценки работников труднодоступных станций гидрометеорологической службы, которые необходимо учитывать при формировании коллектива труднодоступной станции.
Типовые рекомендации содержат типовые нормы, которые вводятся в действие непосредственно на уровне организации. К типовым рекомендациям следует отнести типовые правила внутреннего трудового распорядка, отраслевые нормы времени, нормативы численности, типовые проекты организации труда на рабочих местах.*(5)
Среди нормативных правовых актов, регулирующих труд работников гидрометеорологической службы в постсоветский период, особое место принадлежит актам социального партнерства — отраслевым (тарифным) соглашениям по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее — соглашения по гидрометеорологии) и коллективным договорам, которые являются одной из форм решения социально-экономических проблем работников любой отрасли, защиты их законных прав и интересов.
Отраслевое тарифное соглашение по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2005-2007 гг., подписанное 17 февраля 2005 г., продленное 12 декабря 2007 г. на 2008 г., — десятое социально-партнерское соглашение, заключенное в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды России.
Содержанием коллективных договоров и соглашений в гидрометеорологической службе являются преимущественно дополнительные по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, положения об условиях труда, социальные гарантии и льготы, предоставляемые работникам. Акты социального партнерства практически не содержат норм-изъятий. Нормы-приспособления в них также редки. Нормой-приспособлением является п. 4.4. коллективного договора Государственного учреждения «Диксонский специализированный центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на 2007 год, в котором для подразделений, где работа ведется в сменном режиме, установлен учет рабочего времени за период продолжительностью в один месяц, что обусловлено особенностями производства метеорологических наблюдений.
Нормы, содержащиеся в актах социального партнерства и устанавливающие особенности регулирования труда, можно разделить на несколько групп.
1. Нормы отраслевой дифференциации — нормы, учитывающие условия труда в отрасли. Например, согласно п. 4.5. Отраслевого тарифного соглашения по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2005-2007 гг. работникам гидрометеорологической службы за замещение отсутствующего работника на гидрометеорологических станциях, производящих работы круглые сутки, со штатом до 7 человек (в том числе, на труднодоступных станциях) предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 2 календарных дня за каждый месяц замены. Данная норма отраслевого тарифного соглашения учитывает особенности условий труда на гидрометеорологических станциях, производящих круглосуточную работу, и является нормой отраслевой дифференциации.
2. Нормы-льготы — нормы, устанавливающие дополнительные льготы и гарантии работникам отрасли и не основанные на учете условий труда в отрасли, а потому, не являющиеся нормами отраслевой дифференциации. Примером такого рода нормы является положение пп. «б» п. 7.6 коллективного договора Читинского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями на 2006-2008 гг., которым предусматривается поощрение за добросовестный труд работников, достигших 50 лет, денежной премией. Данная премия не связана с условиями труда, а представляет из себя выплату социального характера. К нормам-льготам следует отнести услуги и льготы социально-культурного назначения, предоставляемые работникам организации в соответствии с коллективным договором (социальная помощь, санатории, профилактории, центры психологической разгрузки, спортивные площадки, комнаты для кормления грудных детей, лагеря отдыха для детей, детские сады, библиотеки и др.).
3. Нормы-конкретизации — нормы, конкретизирующие, развивающие трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права в направлении, указанном в данных актах. Так п. 3.8 коллективного договора Государственного учреждения «Диксонский специализированный центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на 2007 год конкретизирует ч. 6 ст. 136 ТК РФ, устанавливая конкретные дни выплаты заработной платы.
4. Нормы информационного характера — воспроизводят положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Информационная составляющая должна присутствовать в любом коллективном договоре и содержать в себе наиболее важные для конкретной организации общие нормы трудового права.
К сожалению, в некоторых коллективных договорах встречаются нормы, не основанные на законе, учете объективных факторов и вводящие необоснованные ограничения прав работников. Так, правила внутреннего трудового распорядка Государственного учреждения «Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации» (ГУ «Гидрометцентр России»), являющиеся приложением к коллективному договору между работодателем и работниками ГУ «Гидрометцентр России» на 2005-2007 гг., продленного на 2008 год, предоставляют право представителю работодателя требовать от поступающего на работу несовершеннолетнего лица письменное согласие родителей. Данная норма коллективного договора вступает в противоречие со ст.ст. 63 и 65 ТК РФ и ущемляет трудовые права несовершеннолетних, достигших возраста 16 лет, соответственно, не должна применяться.
Для социально-партнерских соглашений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды характерно ограниченное число гарантий, компенсаций и льгот работникам отрасли, которые предоставляются непосредственно на основании соглашения, наличие значительного количества норм, которые могут быть реализованы только после их включения в коллективные договоры.
Целевое финансирование гидрометеорологии из федерального бюджета ограничивает возможности для предоставления дополнительных льгот работникам отрасли. Большинство из этих льгот должно финансироваться из средств от хоздоговорной деятельности. У организаций гидрометеорологической службы, находящихся в различных регионах, имеются существенные различия в возможностях привлечения таких средств.
В последние годы наблюдается самоустранение органов федеральной исполнительной власти от участия в работе над отраслевыми соглашениями по гидрометеорологии. Если в отраслевую комиссию по заключению соглашения по гидрометеорологии на 1994 г. входили представители Минфина РФ, Минэкономики РФ, Минтруда РФ, то в соглашении по гидрометеорологии на 2005-2007 гг. органы исполнительной власти представлены лишь Росгидрометом. Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ*(6) из ст. 35 ТК РФ исключена часть шестая, устанавливавшая, что соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджета, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти, являющихся стороной соглашения.
В соответствии со ст. 47 ТК РФ тарифные соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Несмотря на это, в гидрометеорологической службе сложилась практика заключения соглашения без связи с проектом федерального бюджета, что также не способствует решению многих насущных проблем. Например, Соглашение по гидрометеорологии на 2005-2007 гг. было заключено в феврале 2005 г., хотя Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год*(7) был принят Государственной Думой РФ еще в декабре 2004 г.
Некоторые вопросы, не упомянутые в первых отраслевых соглашениях по гидрометеорологии, были достаточно подробно решены последующими отраслевыми соглашениями. В этой связи нельзя не упомянуть включение в раздел «Работа с кадрами» Соглашения по гидрометеорологии на 2005-2007 гг. положений по актуальной в настоящее время кадровой проблеме с учетом взаимосвязанных факторов старения кадров и низкого уровня оплаты труда сложности привлечения в отрасль молодежи. Нормы названного раздела — пример проявления субъектной дифференциации, в ее переплетении с дифференциацией отраслевой. Например, молодым специалистам, прибывшим на работу по распределению, выплачивается в течение трех лет заработная плата в размере не ниже средней заработной платы инженерно-технического состава путем введения стимулирующих надбавок.
В нормах названного раздела учитываются два фактора — возраст работника и его отраслевой статус. Их сочетание дает право работнику претендовать на предоставление соответствующих преимуществ, установленных соглашением (надбавки к заработной плате и т.д.)
Некоторые из особенностей правового регулирования труда работников гидрометеорологической службы учтены в локальных нормативных актах. Устав организации или Положение об организации — ее основной локальный руководящий документ — содержат нормы трудового права. Например, Положение о Северо-Западном филиале автономной некоммерческой организации «Агентство Росгидромета по специализированному гидрометобеспечению», утвержденное приказом генерального директора «Агентства Росгидромета по специализированному гидрометобеспечению» от 2.09.2005 г. N 52, содержит раздел 9 «Персонал СЗФ», в котором закреплены отдельные нормы трудового права, в частности, права директора и работников Северо-Западного филиала.
В систему локальных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения работников гидрометеорологической службы, входят также коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положения об отделах и технических службах, должностные инструкции, положения об оплате труда, о премировании, об оказании материальной помощи, инструкции по охране труда, документы, определяющие технологический и технический процесс. Например, утвержденное приказом директора Арктического и Антарктического НИИ (ААНИИ) и начальника Российской антарктической экспедиции (РАЭ) от 13.11.2003 г. Положение о расчете заработной платы и выплате надбавок к должностным окладам работникам ААНИИ определяет порядок расчета заработной платы и исчисления надбавок к должностным окладам участникам очередных российских антарктических экспедиций, а также определяет размер и порядок установления надбавок и условия, при которых они начисляются.
Многочисленные административные преобразования, проходившие в гидрометеорологической службе, негативно сказывались на ее работе, в том числе, и на нормативно-правовом регулировании трудовых отношений работников отрасли.
Несмотря на все сложности, переживаемые отраслью в период ее «перманентного реформирования», были приняты нормативные правовые акты, имеющие большое значение для регулирования труда работников гидрометеорологической службы России. Это постановление Правительства РФ «О выплате ежемесячных надбавок к тарифным ставкам (окладам) за выслугу лет работникам оперативно-производственных организаций гидрометеорологической службы» от 27.06.1996 г. N 757;*(8) постановление Минтруда РФ 20.11.1992 г. N 39 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников гидрометеорологической службы России»;*(9) постановление Минтруда РФ от 29.06.1994 г. N 51 «О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации»;*(10) приказ Росгидромета от 30.12.2003 г. N 272 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников оперативно-производственных организаций Росгидромета, их структурных подразделений, имеющих особый характер работы»*(11) и другие.
Для нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения в гидрометеорологической службе, принятых в последние годы, характерны две тенденции. Во-первых, унификация норм, регулирующих трудовые отношения в организациях, финансируемых из федерального бюджета, во-вторых, постепенное исключение из нормативных актов необоснованных ограничений для работников гидрометеорологической службы.
Примером первой тенденции служит Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников оперативно-производственных организаций Росгидромета, их структурных подразделений, имеющих особый характер работы, в которое включено значительное число норм, уже содержащихся в ТК РФ.
Указанная тенденция является негативным результатом появления так называемой «дифференциации по источникам финансирования»,*(12) когда действительно существующие особенности трудовой деятельности в нормативных правовых актах не учитываются.
Примером постепенного исключения из нормативных правовых актов необоснованных ограничений для работников гидрометеорологической службы является отмена нормы о включении в должностные оклады работников гидрометеорологической службы доплаты за работу в ночное время.*(13) В настоящее время оплата труда работников гидрометеорологической службы в ночное время устанавливается в повышенном размере по сравнению с оплатой в нормальных условиях труда.
Касаясь проблемы упорядочения действия подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих труд работников отрасли, следует признать, что их практическое применение осложняется отсутствием системного подхода к разработке, принятию, изменению и отмене этих нормативных правовых актов.
Существование гидрометеорологической службы в условиях экономических преобразований, происходящих в нашей стране, выявило ряд противоречий между характером фактически сложившихся отношений субъектов рынка гидрометеорологических услуг и правовой основой этих взаимоотношений, что непосредственно влияет на трудовые ресурсы отрасли и требует совершенствования нормативных правовых актов в области трудовых отношений.
Анализ нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения работников гидрометеорологической службы, приводит к выводу о многообразии названных актов, о необходимости приведения различных актов в соответствие с законодательством, учета в действующем законодательстве особенностей трудовых отношений в указанной сфере, создании стройной системы взаимосвязанных актов о труде в данной отрасли.
Формирование развернутой системы нормативных правовых актов, которая бы адекватно регулировала трудовые отношения в гидрометеорологической службе, — настоятельная необходимость.

А. Иванов,
начальник юридического отдела Профсоюзов авиаработников

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», N 5, май 2008 г.

————————————————————————-
*(1) Зарегистрировано Центральным конструкторским бюро гидрометеорологического приборостроения (ЦКБ ГМП) за N РД 52.33.217-99 от 15.12.1999 г. и утверждено Росгидрометом 30.12.1999 г. М.: Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. 2000.
*(2) Разработан ЦКБ ГМП; Утвержден и введен в действие приказом Росгидромета от 21.05.98 г. N 63; Зарегистрирован ЦКБ ГМП за N РД 52.14.28-98 от 05.06.98 г.; Взамен РД 52.07.28-84 и указания Госкомгидромета от 04.01.84 г. N ТУ-11 «О присвоении обозначений нормативно-техническим документам (ТУ, ОСТ, РД)».
*(3) Сборник нормативных документов по охране труда, действующих в системе Госкомгидромета СССР. Часть 1. Л.: Гидрометеоиздат. 1989. С. 162-176.
*(4) Там же. С. 35-39.
*(5) Например, Р 52.04.277-90. Отраслевые нормы времени на метеорологические наблюдения и работы, выполняемые на гидрометеорологических станциях, утверждены Госкомгидрометом СССР 26.11.1990 г. М. 1991; Р 52.19.602-98. Нормы времени и нормативы численности на рабочих местах по эксплуатационному обслуживанию системы обработки режимной гидрологической информации, утверждены Всероссийским научно-исследовательским институтом гидрометеорологической информации — Мировым центром данных (ВНИИГМИ-МЦД) 21.12.1998 г. М. 1995; Р 52.19.555-95. Типовой проект организации труда на рабочих местах работников по мониторингу загрязнения поверхностных вод по гидрохимическим показателям, утверждены Росгидрометом 18.04.1995 г. М. 1995.
*(6) СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878
*(7) СЗ РФ. 2004. N 52 (часть 1), ст. 5277.
*(8) СЗ РФ. 1996. N 27. Ст. 3284.
*(9) документ опубликован не был.
*(10) БНА. 1994. N 10.
*(11) БНА. 2004. N 14.
*(12) И.О. Снигирева выступление на Международной научно-практической конференции в Московской государственной юридической академии «Гарантии реализации права на жизнь в трудовом праве и праве социального обеспечения» 31 января-4 февраля 2007 года (находится в печати).
*(13) п. 15 Положения о рабочем времени и времени отдыха работников сетевых организаций Главгидрометслужбы при Совмине СССР, утвержденного приказом Главгидрометслужбы при Совмине СССР от 17.10.1973 г. N 228 / / Сборник руководящих материалов по вопросам труда и заработной платы работников Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. С. 208-210.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит