» Проведение аттестации в учреждениях силовых ведомств


Проведение аттестации в учреждениях силовых ведомств


21.03.2010

Ни одно бюджетное учреждение не обходится без проведения аттестации сотрудников. Аттестация, в частности, позволяет определить квалификацию работника, если он претендует на дальнейшее продвижение по служебной лестнице. Кроме того, в ходе нее устанавливается уровень знаний практически всех работников. Не обходит стороной аттестация и военнослужащих. Как определено п. 1 ст. 26 Указа Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (далее — Указ Президента РФ N 1237), аттестация военнослужащих проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе.
Рассмотрим в статье особенности проведения аттестации военнослужащих в соответствии с законодательством РФ.

Общие положения

Обязанность проведения аттестации военнослужащих и ее основные задачи установлены в ст. 26-27 Указа Президента РФ N 1237. Нормы данных статей применяются к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также офицерам, проходящих военную службу по призыву.
Конкретный порядок организации и проведения аттестации определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Например, такие нормативные документы разработаны в Минобороны — Приказ от 06.04.2002 N 100 «О порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации», МВД — Приказ от 02.09.2005 N 717 «О порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» и ГУСП — Приказ от 27.06.2006 N 11 «Об утверждении Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, аттестации и переаттестации граждан, поступающих на военную службу по контракту в Службу специальных объектов при Президенте Российской Федерации» (далее — Порядок проведения аттестации в ГУСП).
Пунктом 2 ст. 26 Указа Президента РФ N 1237 установлен перечень условий проведения аттестации военнослужащих. К ним относятся:
— определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования;
— подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;
— создание резерва кандидатов для выдвижения и направления на учебу;
— определение служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений;
— представление военнослужащих к награждению государственными наградами РФ и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;
— оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы.
Рассмотрим порядок проведения аттестации в Главном управлении специальных программ Президента РФ (далее — Служба).

Организация аттестации

Пунктом 1 Порядка проведения аттестации в ГУСП установлены сроки ее проведения. Так, военнослужащие обязаны проходить аттестацию не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы.
Стоит отметить, что обязанность проходить аттестацию не менее чем за четыре месяца возлагается на военнослужащего, достигшего предельного возраста нахождения на военной службе и заключившего новый контракт, срок которого истекает. В ином случае прохождение аттестации бессмысленно, так как согласно п. 10 ст. 9 Указа Президента РФ N 1237 военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта.
В отношении военнослужащих женского пола, находящихся в отпуске по беременности и родам либо в отпуске по уходу за ребенком, аттестация осуществляется не ранее чем через год после выхода из соответствующего отпуска.

*

Военнослужащие, исполняющие обязанности по замещаемой воинской должности менее года, не подлежат аттестации (п. 1 Порядка проведения аттестации в ГУСП).

*

Результаты аттестации рассматриваются на заседаниях аттестационных комиссий. По всем возникающим вопросам аттестационные комиссии выносят заключения, утверждаемые начальником Службы (начальниками структурных подразделений Службы, обладающими правом издания приказов по личному составу), командиром отдельного батальона охраны (далее — ОБО).
Для проведения аттестации соответствующими кадровыми подразделениями ГУСП до 1 сентября составляются и утверждаются графики ее проведения. Форма графиков приведена в приложении 1 к Порядку проведения аттестации в ГУСП. Указанный график в дальнейшем доводится до аттестуемых не позднее чем за два месяца до начала аттестации.
Как определено п. 4 Порядка проведения аттестации в ГУСП, в целях более полной подготовки военнослужащего к аттестации его командир (начальник) обязан:
— всесторонне изучить и оценить деловые и личные качества аттестуемого военнослужащего;
— определить на основе всестороннего изучения военнослужащего содержание выводов по его аттестации;
— представить по команде в утверждающую инстанцию аттестационный лист для получения заключения и утверждения.
При изучении и оценке деловых и личных качеств аттестуемого военнослужащего командир (начальник) обязан:
— проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им воинской должности;
— провести с аттестуемым военнослужащим индивидуальную беседу по вопросам прохождения им военной службы, совершенствования профессиональной подготовки, стиля и методов его работы;
— дать необходимые советы и рекомендации по устранению недостатков аттестуемого военнослужащего, улучшению личной подготовки и выполнению им служебных и должностных обязанностей.
Аттестация военнослужащего невозможна без составления на него аттестационного листа. Его оформление возложено на командира. В аттестационном листе отражаются следующие характеристики аттестуемого военнослужащего:
— уровень профессиональной подготовки, знание общевоинских уставов, наставлений, своих обязанностей по занимаемой воинской должности и их выполнение, готовность к выполнению обязанностей при переводе с мирного на военное и в военное время, совершенствование профессиональных знаний в системе командирской (профессионально-должностной) подготовки и самостоятельно, ученая степень и ученое звание, умение применять полученные знания на практике, область деятельности, в которой аттестуемый проявил наибольшие способности и достиг высоких результатов, наличие боевого опыта;
— личная дисциплинированность и исполнительность, требовательность к себе и подчиненным;
— организованность в работе, умение определить главное направление в обеспечении высокого уровня боевой и мобилизационной готовности, способность качественно выполнять поставленные задачи, проявлять инициативу, быстро ориентироваться и умело действовать в сложной обстановке;
— умение руководить, обучать и воспитывать подчиненный личный состав и сочетать высокую требовательность с заботой о нем;
— оценка состояния подразделения, которым командует, или участка работы, за который отвечает аттестуемый;
— способность критически оценивать свою деятельность, творчески подходить к делу, настойчивость в выполнении должностных обязанностей, авторитет в коллективе, умение организовать обеспечение защиты государственных секретов, моральные и психологические качества;
— состояние здоровья в соответствии с медицинскими заключениями, работоспособность и физическая подготовка.
Также обязательно отражаются требование о соответствии (несоответствии) военнослужащего занимаемой воинской должности, рекомендации по его дальнейшему служебному использованию, а также указание на недостатки по военной службе и в личном поведении, которые должен устранить военнослужащий, если таковые имеются.
Ознакомившись с изложенным в аттестационном листе, военнослужащий имеет право представить в аттестационную комиссию, ответственную за ее проведение, дополнительные сведения о своей служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленной аттестацией.

Работа аттестационной комиссии

Далее рассмотрим особенности работы аттестационной комиссии.
Ее заседания проводятся не реже одного раза в месяц. Состав аттестационной комиссии включает в себя председателя комиссии, членов комиссии и секретаря.

*

Заседание аттестационной комиссии и голосование ее членов проводятся при участии в заседании не менее двух третей списочного состава (п. 17 Порядка проведения аттестации в ГУСП).

*

Как определено п. 10 Порядка проведения аттестации в ГУСП, она проводится в отношении:
— военнослужащих Службы, назначенных на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, а также назначенных на иные воинские должности военнослужащих, имеющих воинские звания высших офицеров, — центральной аттестационной комиссией Службы;
— военнослужащих Службы, назначенных на воинские должности, для которых штатом предусмотрено воинское звание полковник, назначенных на иные воинские должности и имеющих воинские звания до полковника, капитана I ранга включительно, военнослужащих структурных подразделений Службы, за исключением военнослужащих, указанных в абз. 4 и 5 настоящего пункта, — аттестационной комиссией Службы;
— военнослужащих структурных подразделений Службы, начальники которых обладают правом издания приказов по личному составу, назначенных на воинские должности, для которых штатом предусмотрено воинское звание подполковник, назначенных на иные воинские должности и имеющих воинские звания до подполковника, капитана II ранга включительно, — аттестационными комиссиями этих структурных подразделений;
— военнослужащих ОБО, назначенных на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания до старшего прапорщика включительно, — аттестационной комиссией ОБО.
В сферу деятельности аттестационной комиссии органов ГУСП входит рассмотрение:
— результатов аттестации военнослужащего;
— кандидатов для поступления на военную службу по контракту;
— кандидатов для назначения на воинские должности, а также целесообразность заключения новых контрактов, в том числе контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе;
— кандидатов для направления на учебу;
— представления к награждению государственными наградами РФ военнослужащих и гражданского персонала ГУСП;
— представления к присвоению очередного воинского звания досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;
— представления к досрочному увольнению с военной службы военнослужащих, увольняемых по решению командования или по собственному желанию;
— иных вопросов, для решения которых в соответствии с законодательством РФ и другими нормативными правовыми актами требуется заключение аттестационной комиссии;
— иных вопросов, связанных с прохождением военнослужащими военной службы, по решению начальника (начальника структурного подразделения Службы, обладающего правом издания приказов по личному составу, командира ОБО).
Как установлено п. 5 ст. 27 Указа Президента РФ N 1237, рассмотрение аттестационных документов проводится в отсутствие военнослужащего, кроме отдельных случаев. Такими случаями, когда военнослужащий ГУСП приглашается на заседание аттестационной комиссии, являются:
— аттестации с выводом о несоответствии занимаемой воинской должности;
— аттестации, в которых отмечается наличие у аттестуемого существенных недостатков в исполнении общих, должностных и специальных обязанностей;
— аттестации по вопросам досрочного увольнения с военной службы военнослужащих, увольняемых по решению командира (начальника), увольнения по собственному желанию, а также при наличии рапорта аттестуемого военнослужащего о своем несогласии с представленной аттестацией.

Порядок проведения аттестации

Перед проведением аттестации, не позднее чем за 10 дней, в комиссию представляются списки аттестуемых военнослужащих, а также приложенные к ним аттестационные листы, контракты, представления и справки по каждому военнослужащему.
Оценка деятельности военнослужащего принимается открытым голосованием членов комиссии в отсутствие аттестуемого. Также не присутствуют в комиссии члены аттестационной комиссии, в отношении которых рассматривается вопрос об аттестации.
Решение принимается простым большинством голосов от списочного состава комиссии. При равенстве голосов членов комиссии — в пользу аттестуемого.
Все решения аттестационной комиссии оформляются в письменном виде секретарем. Заключение аттестационной комиссии вносится в представленные документы и протокол заседания аттестационной комиссии. Данный протокол подписывается всеми участниками аттестационной комиссии. Как определено п. 19 Порядка проведения аттестации в ГУСП, по результатам аттестации комиссия может дать следующие рекомендации:
— о включении в резерв кандидатов для выдвижения и (или) направлении на учебу;
— о выдвижении военнослужащего на высшую воинскую должность — в порядке продвижения по службе (на какую и когда);
— о направлении военнослужащего на учебу или курсы (какие и когда);
— о перемещении военнослужащего на равную воинскую должность с указанием конкретной воинской должности и причин перемещения;
— о перемещении военнослужащего на другую воинскую должность — командную, штабную, к новому месту службы или другую с указанием причин и срока перемещения;
— о перемещении военнослужащего на низшую воинскую должность с указанием, на каком основании и на какую воинскую должность целесообразно назначить;
— об увольнении военнослужащего с военной службы в случаях, когда в соответствии с законодательством РФ он подлежит аттестации, а также о предназначении его в военное время.
После оформления заключения аттестационный лист в течение недели представляется на утверждение соответствующим начальникам (командирам) вместе с протоколом заседания аттестационной комиссии и материалами, рассмотренными на заседании. Утверждение аттестации производится в течение 10 дней с момента получения заключения.
Утверждение аттестационных листов возлагается на соответствующих должностных лиц в зависимости от должности аттестуемого, а именно (п. 20 Порядка проведения аттестации в ГУСП):
— начальником ГУСП — в отношении назначенных на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, а также назначенных на иные воинские должности военнослужащих, имеющих воинские звания высших офицеров;
— начальником Службы — в отношении назначенных на воинские должности, для которых штатом предусмотрено воинское звание полковник, назначенных на иные воинские должности и имеющих воинские звания до полковника, капитана I ранга включительно, военнослужащих структурных подразделений Службы, за исключением военнослужащих, указанных в пп. «в» и «г» настоящего пункта, по заключению аттестационной комиссии Службы;
— начальниками структурных подразделений Службы, обладающими правом издания приказов по личному составу, — в отношении назначенных на воинские должности, для которых штатом предусмотрено воинское звание подполковник, назначенных на иные воинские должности и имеющих воинские звания до подполковника, капитана II ранга включительно, по заключению аттестационной комиссии соответствующего структурного подразделения Службы;
— командиром ОБО — в отношении назначенных на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания до старшего прапорщика включительно, по заключению аттестационной комиссии ОБО.
Утвержденные аттестационные листы доводятся до аттестованных военнослужащих непосредственными (прямыми) начальниками в десятидневный срок после их утверждения и затем приобщаются в личное дело аттестованного.
Если по результатам аттестации выявлено несоответствие военнослужащего занимаемой воинской должности, его непосредственный начальник обязан потребовать от данного военнослужащего устранения недостатков, оказывая ему в этом помощь, контролировать процесс их устранения или ходатайствовать перед вышестоящим командиром (начальником) о назначении его на равную воинскую должность, но с меньшим объемом должностных обязанностей. В то же время военнослужащего могут понизить. Однако такой перевод осуществляется в случае наложения на него дисциплинарного взыскания или же по его личной просьбе.
Вместе с тем военнослужащий может быть не согласен с вынесенным решением аттестационной комиссии. В таком случае военнослужащий вправе обжаловать его у вышестоящего начальника (командира) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации, а также в суде. Если жалоба военнослужащего по итогам ее рассмотрения признается обоснованной, то в аттестационный лист вносятся соответствующие изменения или составляется новый аттестационный лист.
В пункте 20 Порядка проведения аттестации в ГУСП также уделено внимание и аналитике, а именно на соответствующие кадровые подразделения Службы возлагаются обязанности, которые они должны осуществлять ежегодно, не позднее 20 января года, следующего за годом проведения аттестации:
— составлять отчеты о результатах аттестации военнослужащих по установленной форме (приложение 4 к Порядку проведения аттестации в ГУСП);
— представлять данные отчеты на рассмотрение соответствующим начальникам структурных подразделений Службы, обладающим правом издания приказов по личному составу, командиру ОБО;
— после рассмотрения направлять данные отчеты в отдел кадров Службы.
Отдел кадров Службы после получения вышеуказанных отчетов формирует сводный отчет по Службе и представляет его на рассмотрение начальнику Службы.
В пункте 20 Порядка проведения аттестации в ГУСП также сообщается и о возможности переаттестации военнослужащих. Под нее подпадают граждане, поступившие на военную службу по контракту в Службу, проходящие или проходившие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или иных правоохранительных органах и имеющие специальное звание, им может быть присвоено воинское звание, равное специальному званию, в порядке переаттестации.
Порядок проведения переаттестации идентичен порядку проведения аттестации.

Судебная практика: законность проведения аттестации

В заключение приведем судебное решение по вопросу законности проведения аттестации в отношении военнослужащего. Его суть заключалась в следующем.
Военнослужащий проходил военную службу по контракту в учреждении силового ведомства по субъекту РФ в должности начальника отделения. Срок действия контракта о прохождении им военной службы истекал 11.04.2005. В связи с тем, что 11.04.2004 он достиг предельного возраста пребывания на военной службе, установленного для военнослужащего, имеющего воинское звание подполковник, 28.09.2004 он в надлежащем порядке обратился к командованию с рапортом о заключении с ним нового контракта о прохождении военной службы. 04.03.2005, рассмотрев вышеуказанный рапорт без фактического проведения его аттестации, аттестационная комиссия учреждения силового ведомства пришла к выводу о нецелесообразности заключения с военнослужащим нового контракта, а 09.03.2005 ходатайствовала об увольнении его с военной службы в связи с достижением им предельного возраста пребывания на военной службе, о чем в дальнейшем вынесен соответствующий приказ. Однако военнослужащий не согласился с увольнением, посчитав, что его права были нарушены, так как согласно ст. 26 Порядка проведения аттестации в ГУСП для определения целесообразности заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, проводится их аттестация. В результате он обжаловал решение аттестационной комиссии в военном суде, который отказал в удовлетворении заявленных требований, указав, что увольнение военнослужащего, достигшего предельного возраста пребывания на военной службе, но изъявившего желание продолжить службы, без фактического проведения аттестации является законным. Верховный суд оставил в силе решение военного суда.
Не согласившись с судебными решениями, военнослужащий обратился с заявлением в Кассационную коллегию ВС РФ, которая в Определении от 15.01.2008 N КАС07-749 рассмотрела его заявление и, изучив доводы кассационной жалобы, не нашла оснований для ее удовлетворения.
Суд первой инстанции в решении правильно указал, что ст. 26 Порядка проведения аттестации в ГУСП, на которую ссылается заявитель, определен общий порядок аттестации военнослужащих, в частности порядок организации и проведения аттестации определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором проводится аттестация. Из статьи 27 Порядка проведения аттестации в ГУСП следует, что аттестационные комиссии рассматривают как результаты аттестации военнослужащих, так и вопросы целесообразности заключения новых контрактов, в том числе контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе.
Руководствуясь изложенным в ст. 26, 27 Порядка проведения аттестации в ГУСП, суды обоснованно указали в своем решении, что эти нормы не содержат в себе каких-либо положений, освобождающих уполномоченных должностных лиц от обязанности учитывать при решении вопроса о заключении контракта о дальнейшем прохождении военной службы с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на ней, их деловые качества, состояние здоровья и другие обстоятельства, которые могут послужить причинами невозможности дальнейшего прохождения военной службы.

А. Беляев,
редактор журнала «Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера»

«Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», N 9, сентябрь 2009 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит