» Исправительные работы и применение трудового законодательства


Исправительные работы и применение трудового законодательства


21.03.2010

В настоящее время исполнение наказания в виде исправительных работ не приведено в соответствие с нормативными актами, регламентирующими трудовое законодательство. Должно ли засчитываться время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ? Каков порядок исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности для лица, отбывающего исправительные работы?
На современном этапе развития правового государства заметна тенденция к сокращению применения наказания в виде лишения свободы и более широкому использованию альтернативных видов наказаний. Одним из таких видов наказаний являются исправительные работы.
Известное в пенитенциарной практике на протяжении продолжительного периода времени наказание в виде исправительных работ зарекомендовало себя как довольно эффективная мера правового воздействия на лиц, совершивших преступления, и до 1988 г. его востребованность была стабильно высокой (около 25% виновных направлялись на исправительные работы). Однако доля осужденных к данному виду наказания от общего количества осужденных начиная с 1989 г. постепенно снижается. Так, удельный вес исправительных работ в 1986 г. составил 24,5%, в 1992 — 19,5, в 1996 — всего 8,1*(1), а к 2004 г. достиг 4,6%*(2). По данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России, в 2005 г. в общем количестве осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, удельный вес осужденных к исправительным работам составил 7,6%.
Исполнение наказания в виде исправительных работ регламентируется главой 7 УИК РФ (ст. 39-46), Инструкцией о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества*(3) и возлагается на уголовно-исполнительные инспекции*(4), являющиеся структурными подразделениями Федеральной службы исполнения наказаний.
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»»*(5) (в редакции Федерального закона от 11 марта 2004 г. N 12-ФЗ) порядок исполнения исправительных работ был изменен, а ч. 1 ст. 39 УИК РФ изложена в новой редакции: «Исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного».
В соответствии с ч. 1 ст. 42 УИК РФ срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. Началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу.
В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, не должно быть меньше количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанное количество дней и отсутствуют основания, установленные УИК РФ, для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней. Таким образом, продолжительность исполнения наказания может превысить календарный срок наказания*(6).
В срок наказания не засчитываются:
а) время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам (болезнь, любые виды отпусков и т.д.);
б) время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением либо действиями, связанными с ним;
в) время отбывания административного взыскания в виде ареста, а также время содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.
Иными словами, время, в течение которого осужденный не работал, не засчитывается в срок наказания практически независимо от причин отсутствия этого лица на рабочем месте. Единственное исключение из данного правила закреплено в ч. 3 ст. 72 УК РФ, согласно которой время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок исправительных работ из расчета один день содержания под стражей за три дня исправительных работ.
В данном случае необходимо обратить внимание на ч. 3 ст. 42 УИК РФ, которая устанавливает, что время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. Мнения ученых относительно приведенной формулировки разделились. Первые считают, что законодатель допустил техническую ошибку и текст следует читать не иначе как «время, в течение которого осужденный не работал по неуважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается»*(7). Другие полагают, что эта норма должна звучать следующим образом: «Время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ засчитывается»*(8). Третьи отмечают непоследовательность законодателя, указывая, что после внесения Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ изменений в формулировку части 3 ст. 42 УИК РФ часть 7 этой же статьи утратила смысл*(9).
До появления Федерального закона от 9 января 2006 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации»*(10), скорректировавшего ч. 7 ст. 42 УИК РФ, можно было согласиться со вторым мнением, поскольку оно обосновывалось содержанием ч. 3 ст. 42 УИК РФ, но в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ: «В срок отбывания исправительных работ засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам и за ним в соответствии с законом сохранялась заработная плата. В этот срок засчитывается также время, в течение которого осужденный официально был признан безработным». Иными словами, законодатель не должен был менять смысл рассматриваемой части статьи на прямо противоположный. Однако Федеральным законом от 9 января 2006 г. N 12-ФЗ из ч. 7 ст. 42 УИК РФ были исключены слова «за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи», тем самым несоответствие между ч. 3 и 7 ст. 42 УИК РФ устранено. Однако, на наш взгляд, имеющаяся в ч. 7 ст. 42 УИК РФ формулировка «время, в течение которого осужденный не работал» охватывает и ч. 3 данной статьи.
Часть 5 ст. 44 УИК РФ определяет особый порядок исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности для лица, отбывающего исправительные работы.
Эта норма устанавливает, что пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда. Статья 183 Трудового кодекса (ТК) РФ («Гарантии работнику при временной нетрудоспособности») гласит, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности, размер и условия выплаты которого устанавливаются федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году»*(11) пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из средней заработной платы застрахованного лица, выплачиваемой ему работодателем, производящим выплату указанных пособий, за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности с учетом непрерывного трудового стажа и других условий, установленных нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании. В связи с тем что выплата указанных пособий осуществляется работодателем в соответствии с п. 100 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию*(12) по основному месту работы, пособие по временной нетрудоспособности в 2006 г. следует исчислять из фактического заработка застрахованного лица по основному месту работы с учетом заработка, полученного работником на условиях внутреннего совместительства*(13).
Исчисление же средней заработной платы осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со ст. 139 ТК РФ, согласно которой для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).
При этом в случае повышения размера заработной платы в расчетном периоде указанное повышение учитывается с даты повышения фактически начисленной заработной платы.
Все изложенное касается работников, которые не отбывают рассматриваемый вид наказания. Если же говорить об осужденных к исправительным работам, то, как было отмечено, пособия по временной нетрудоспособности этих лиц исчисляются из их заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда. Таким образом, у осужденных размер пособия будет ниже пропорционально производимым удержаниям, чем у работников, не отбывающих данный вид наказания.
Часть 6 ст. 40 УИК РФ закрепляет возможность предоставления осужденному в период отбывания исправительных работ администрацией организации по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 18 рабочих дней. Другие виды отпусков осужденным предоставляются на общих основаниях.
Необходимо сказать о том, что разработка и принятие УИК РФ происходили в период действия прежнего законодательства о труде, а именно КЗоТ РСФСР 1971 г. С 1 февраля 2002 г. вступил в силу ТК РФ, в ст. 115 которого введено понятие ежегодного основного оплачиваемого отпуска и закреплена его минимальная продолжительность — 28 календарных дней (в отличие от 24 рабочих дней, предусматривавшихся КЗоТ РСФСР). Он предоставляется всем лицам, работающим по трудовому договору, независимо от того, является ли работа основной или по совместительству, занят ли работник полное или неполное рабочее время. Таким образом, в настоящее время в национальном законодательстве имеется несогласованность: УИК РФ определяет отпуск в рабочих днях, а ТК РФ — в календарных.
Этот момент представляется важным, поскольку при исчислении отпуска в календарных днях в расчет берутся также выходные дни, а при определении продолжительности отпуска в рабочих днях исчисление производится в расчете на шестидневную рабочую неделю без учета выходных дней. То есть 18 рабочих дней, установленных ч. 6 ст. 40 УИК РФ, будут соответствовать трем рабочим неделям. При пересчете трех недель на календарные дни с учетом действующего трудового законодательства продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска осужденных к исправительным работам составит 21 календарный день.
Для устранения отмеченного несоответствия законодателю следовало бы внести изменения в ч. 6 ст. 40 УИК РФ, установив продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска равной 21 календарному дню. Также следует отметить, что прежнее законодательство о труде, а вместе с ним и ИТК РСФСР не определяли ежегодный оплачиваемый отпуск как «основной». Действующее же трудовое законодательство оперирует термином «ежегодный основной оплачиваемый отпуск», в связи с чем целесообразно было бы в ч. 6 ст. 40 УИК РФ заменить им термин «ежегодный оплачиваемый отпуск».
В данном аспекте следует также сказать о несовершеннолетних лицах, осужденных к исправительным работам, к которым применяются те же положения, ограничивающие их право на отдых, что и к взрослым осужденным*(14). Однако, обратившись к действующему трудовому законодательству, можно отметить особое отношение к работающим лицам, не достигшим совершеннолетия. Законодатель в ст. 267 ТК РФ определяет, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. Значит, ежегодный основной оплачиваемый отпуск несовершеннолетних, установленный ТК РФ, на три дня превышает аналогичный отпуск взрослых лиц. Сложившееся соотношение, вероятно, можно было бы перенести и в область уголовно-исполнительных правоотношений для регулирования продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, предоставляемого несовершеннолетним осужденным, и установить его равным 24 календарным дням, т.е. на три дня более длительным, чем у совершеннолетних лиц.
Негативным последствием наказания в виде исправительных работ являются удержания в доход государства части заработной платы осужденного, производимые с первого дня выхода его на работу. Приступая к рассмотрению данного вопроса, сравним понятия «заработок осужденного» и «заработная плата осужденного». Понятие «заработок» шире, чем понятие «заработная плата». Наряду с основной заработной платой по должностным окладам, тарифным ставкам, сдельным расценкам и т.п. в заработок включаются также все виды доплати надбавок к заработной плате (в том числе единовременные вознаграждения за выслугу лет), денежные и натуральные премии, оплата за сверхурочную работу, а также за работу в праздничные и выходные дни, вознаграждение за общие годовые итоги работы предприятия, оплата труда по совместительству и др.15 В связи с изложенным, думается, законодателю следовало бы заменить в ч. 3 ст. 50 УК РФ слово «заработок» на словосочетание «заработная плата».
Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы за вторую его половину независимо от наличия претензий по исполнительным документам; при увольнении денежные средства удерживаются за проработанную часть месяца. Удержания осуществляются из заработной платы осужденного, включая все виды дополнительных выплат, в том числе денежные премии, предусмотренные системой оплаты труда, если они не имеют характера единовременного вознаграждения. Как гласит п. 90 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, из суммы заработной платы не исключаются налоги и другие платежи*(16).
Если по общему правилу, установленному ч. 2 ст. 138 ТК РФ, размер удержаний по нескольким исполнительным документам не может превышать 50% заработной платы, то для лиц, отбывающих исправительные работы, ч. 3 указанной статьи делает исключение и устанавливает максимальный размер удержаний из заработной платы равным 70%.
В отличие от ИТК РСФСР 1971 г., в соответствии с которым удержания производились по каждому месту работы осужденного к исправительным работам (ст. 95), действующее уголовно-исполнительное законодательство является более гуманным, устанавливая, как было отмечено, взимание удержаний только из заработной платы по основному месту работы осужденного. Такой подход позволяет осужденным иметь дополнительный заработок и в большей степени обеспечивать себя и свою семью материальными средствами. Однако в случае ухудшения материального положения отбывающего исправительные работы размеры удержаний в доход государства из его заработной платы могут быть уменьшены. Снижение удержаний производится судом с учетом всех доходов осужденного по ходатайству самого осужденного, уголовно-исполнительной инспекции или администрации организации, в которой осужденный работает. Причинами снижения размера удержаний могут быть, например, рождение ребенка, болезнь члена семьи осужденного или его самого и др.
Одной из важных функций уголовно-исполнительной инспекции является проведение с осужденными к исправительным работам воспитательной работы при содействии администрации организаций, в которых они работают. Все воспитательные мероприятия осуществляются с учетом личности осужденного, совершенного им преступления, отношения его к труду, а также других значимых обстоятельств.
В настоящее время правовой основой общественного воздействия на осужденных, отбывающих различные наказания, является ст. 23 УИК РФ: законодатель предоставил возможность оказывать содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, только общественным объединениям. Думается, круг субъектов, осуществляющих общественное воздействие, должен быть законодательно расширен. К этой категории следует отнести также иные некоммерческие организации; органы местного самоуправления; административные органы организаций, в которых осужденные отбывают некоторые виды наказаний; депутатов и комиссии, осуществляющие контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания; священнослужителей; представителей средств массовой информации; попечительские советы и родительские комитеты, создаваемые в воспитательных колониях; комиссии по делам несовершеннолетних*(17).
О необходимости участия общественности в исправлении осужденных говорится и в Стандартных минимальных правилах Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила). В этом документе (п. 17.1) отмечается, что «следует поощрять участие общественности, поскольку в нем заложены большие возможности и поскольку оно является одним из важнейших факторов укрепления связей между правонарушителями, в отношении которых приняты меры, не связанные с тюремным заключением, и их семьями и обществом»*(18). Кроме того, согласно п. 18.1 Стандартных минимальных правил «следует поощрять государственные учреждения, частный сектор и общественность к оказанию поддержки добровольным организациям, содействующим применению не связанных с тюремным заключением мер»*(19).
В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ уголовно-исполнительная инспекция может направить в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания, предусмотренным ч. 4 ст. 50 УК РФ, а именно ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ. Данная норма содержится в ч. 5 ст. 46 УИК РФ, однако она не учитывает изменений, внесенных в УК РФ в 2003 г.*(20): ст. 50 УК РФ была изложена в новой редакции, и ответственность за злостное уклонение осужденного от отбывания исправительных работ в настоящее время предусмотрена ч. 4, а не ч. 3, на которую делается ссылка в ч. 5 ст. 46 УИК РФ. Таков далеко не полный перечень проблем правового регулирования исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ.

Э.В. Лядов,
кандидат юрид. наук, доцент,
докторант Академии права и управления ФСИН России

«Законодательство», N 2, февраль 2007 г.

————————————————————————-
*(1) См.: Судебная статистика: Преступность и судимость (современный анализ данных уголовной судебной статистики России 1923-1997 годов) / Под ред. И.Н. Андрюшечкиной. М., 1998. С. 27.
*(2) См.: Рахмаев Э.С. Исправительные работы как вид уголовного наказания: Дис…. канд. юрид. наук. Рязань, 2005. С. 80.
*(3) Приказ Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» (в редакции приказов Минюста России от 17 августа 2005 г. N 134, от 13 января 2006 г. N 1) // Российская газета. 2005.11 мая.
*(4) Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» (в редакции постановления Правительства РФ от 20 февраля 1999 г. N 199) // СЗ РФ. 1997. N 25. Ст. 2947.
*(5) См.: Парламентская газета. 2003. 11 декабря.
*(6) См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. М., 2005. С. 127.
*(7) См.: Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. 5-е изд. М., 2005. С. 176.
*(8) См.: Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. И.Л. Трунова. М., 2005. С. 210.
*(9) См.: Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2 т. Т. 2: Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. М., Рязань, 2006. С. 446.
*(10) СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 276.
*(11) Российская газета. 2005. 27 декабря.
*(12) Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию. Утверждено постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6 (с изменениями, внесенными письмом ФСС РФ от 18 февраля 1999 г. N 02-10/05-807 и определением Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006 г. N 16-0) // Библиотека «Российской газеты». 1995. N 4.
*(13) См.: Письмо ФСС РФ от 23 января 2006 г. N 02-18/07-541 «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в 2006 году». П. 2 // Финансовая газета. 2006. N 7.
*(14) См.: Шибанкова О.П. Социально-правовые проблемы исполнения наказания в виде исправительных работ: Дис…. канд. юрид. наук. Рязань, 2004. С. 108.
*(15) См.: Кукушкина Н.П. Условия отбывания наказания в виде исправительных работ без лишения свободы. М., 1973. С. 9.
*(16) Приказ Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества».
*(17) См.: Орлов В.Н. К вопросу об исправительном воздействии на осужденных и о средствах их исправления // Сборник научных трудов юридического факультета. Вып. 4. Ставрополь, 2004.
*(18) См.: Уголовно-исполнительное право: Сборник нормативных актов. М., 1997. С. 103.
*(19) См.: Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) // Организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций: Сборник нормативно-правовых актов / Под ред. О.В. Филимонова. М., 2002. С. 112.
*(20) Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 11 марта 2004 г. N 12-ФЗ, от 5 января 2006 г. N 11-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4848.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит