» Упрощенная система налогообложения


Упрощенная система налогообложения


21.03.2010

Расходы на подготовку и переподготовку кадров

С 1 января 2006 г. в перечень расходов, учитываемых для целей исчисления налоговой базы по единому налогу, установленный пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ, включены расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе. При этом установлено, что такие расходы учитываются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 264 НК РФ такие расходы учитываются для целей налогообложения только при выполнении следующих условий:
1) соответствующие услуги оказываются Российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию) либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
2) подготовку (переподготовку) проходят работники налогоплательщика, состоящие в штате, а для эксплуатирующих организаций, в соответствии с законодательством Российской Федерации отвечающих за поддержание квалификации работников ядерных установок, — работники этих установок;
3) программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в данной организации в рамках деятельности налогоплательщика.
При этом расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг, оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования, расходами на подготовку и переподготовку кадров не признаются и для целей налогообложения не принимаются.
В письме Минфина России от 27 марта 2006 г. N 03-03-05/4 разъяснено, что расходы на подготовку и переподготовку кадров (в том числе на повышение квалификации кадров) на основе договора, заключенного с индивидуальным предпринимателем, не соответствуют требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 264 НК РФ и не могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, а следовательно, и по единому налогу.

Расходы на уплату патентной пошлины

Патентная пошлина является государственным сбором. Порядок ее взимания регулируется не законодательством о налогах и сборах, а Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-1 и «Положением о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров», утвержденным постановлением совета Министров — правительства Российской Федерации от 12 августа 1993 г. N 793.
В связи с этим Минфин России в письме от 22 марта 2006 г. N 03-11-04/2/63 сообщает, что подпункт 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ, согласно которому на уменьшение налоговой базы по единому налогу относятся суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в отношении патентной пошлины не применим.
А так как перечень расходов, уменьшающих полученные плательщиками единого налога доходы, является исчерпывающим, и патентная пошлина в этом перечне отсутствует, расходы на ее оплату не могут быть учтены в целях налогообложения.

УСН на основе патента

Услуги по обучению и репетиторству

Применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, и осуществляющим один из видов предпринимательской деятельности, перечисленных в пункте 2 статьи 346.25.1 НК РФ.
В указанный перечень, входят, в частности, услуги по обучению и репетиторству (подпункт 47 пункта 2 статьи 346.25.1 НК РФ).
В письме Минфина России от 6 апреля 2006 г. N 03-11-05/93 разъяснено, что данная статья не содержит каких-либо ограничений в применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги организациям по обучению их персонала.
Поэтому в случае принятия субъектом Российской Федерации соответствующего закона индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги организациям по обучению их персонала, может применять упрощенную систему налогообложения на основе патента.

Предприниматель должен действовать один

Как уже было отмечено ранее, в соответствии с пунктом 2 статьи 346.25.1 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера.
Вправе ли применять УСН на основе патента предприниматели, осуществляющие наряду с деятельностью, подпадающей под УСН на основе патента, без привлечения наемных работников, деятельность, подпадающую под ЕНВД, для осуществления которой работники привлекаются?
В письме Минфина России от 7 марта 2006 г. N 03-11-05/59 разъяснено, что на применение УСН на основе патента вправе перейти только индивидуальные предприниматели, которые не привлекают наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, ни по одному из осуществляемых ими виду (видам) предпринимательской деятельности.

Курсовые разницы

При дооценке имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, либо при уценке выраженных в иностранной валюте обязательств возникают положительные курсовые разницы. Такие разницы учитываются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, в составе доходов на основании пункта 11 статьи 250 НК РФ.
Напомним, что внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ, учитываются при определении объекта налогообложения по единому налогу согласно статье 346.15 НК РФ.
С 1 января 2006 г. налогоплательщики получили возможность учитывать для целей налогообложения и отрицательные курсовые разницы. Расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центробанком РФ, учитываются в составе расходов, уменьшающих доходы, на основании подпункта 34 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ (письмо Минфина России от 30 марта 2006 г. N 03-11-04/3/179).

Возврат страховых взносов

В письме Минфина России от 29 марта 2006 г. N 03-11-04/2/72 разъяснено, как организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, должна учитывать суммы возвращенных ей страховых премий (взносов) в связи с расторжением договора страхования имущества со страховой компанией.
Напомним, что перечень доходов, не учитываемых для целей налогообложения при применении УСН, установлен статьей 251 НК РФ, которую следует принимать во внимание при определении объекта налогообложения по единому налогу на основании статьи 346.15 НК РФ.
Суммы возврата страховых премий (взносов) в указанном перечне не упомянуты. В связи с этим Минфином России разъяснено, что если суммы ранее уплаченных страховых взносов были учтены налогоплательщиком в составе расходов, уменьшающих налоговую базу, при возврате части этих взносов от страховщика их сумма должна быть включена в состав налогооблагаемых доходов.
Если же уплаченные взносы (премии) в состав расходов не включались, то и при их возврате они не должны учитываться для целей налогообложения.

О неприменении УСН адвокатами

Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, с 1 января 2006 г. не имеют права применять упрощенную систему налогообложения на основании подпункта 10 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.
Минфин России в письме от 23 марта 2006 г. N 03-11-04/2/64 обратил внимание на то, что поскольку адвокатская деятельность в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предпринимательской не является, на нее не распространяются положения статьи 9 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Напомним, что согласно этой статье в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства (к ним относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

НДС при переходе на общий режим

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 346.11 НК РФ). Соответственно они не имеют права и на налоговые вычеты по этому налогу.
НДС по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии со статьями 346.16 и 346.17 НК РФ, учитывается в составе расходов налогоплательщика на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.
Оплаченный поставщикам налог по приобретенным товарам признается в составе расходов по мере реализации этих товаров, НДС по приобретенным материалам — в момент списания материалов в производство.
Естественно, что при таком порядке учета «входного» НДС в случае возврата налогоплательщика на общий режим налогообложения возникнет вопрос об учете оплаченного НДС по остаткам товаров и материалов.
Напомним, что согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 171 главы 21 «налог на добавленную стоимость» НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, подлежат вычету в случае приобретения этих товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Исходя из этого, в письме Минфина России от 19 апреля 2006 г. N 03-04-14/07 разъяснено, что суммы налога на добавленную стоимость по товарам, приобретенным и оплаченным налогоплательщиком в период применения упрощенной системы налогообложения и используемым после перехода на общий режим налогообложения при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, должны приниматься к вычету.

Смена объекта налогообложения

Пунктом 2 статьи 346.14 НК РФ установлено, что налогоплательщик не может менять выбранный им объект налогообложения в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.
Как исчислять трехгодичный срок налогоплательщикам, перешедшим на УСН не с начала календарного года?
Например, для налогоплательщика, применяющего УСН с 18 мая 2003 г., трехгодичный срок ее применения заканчивается 17 мая 2006 г.
Минфином России в письме от 28 марта 2006 г. N 03-11-05/83 разъяснено, что поскольку согласно пункту 1 статьи 346.13 НК РФ выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, то в данном случае налогоплательщик может изменить объект налогообложения только с 1 января 2007 г.

Оплата доступа в интернет

В письме Минфина России от 27 марта 2006 г. N 03-11-04/2/70 разъяснен порядок учета для целей исчисления единого налога расходов организации на оплату доступа и обслуживание сети интернет, а также обслуживание адреса электронной почты.
Минфин России напоминает, что налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
На основании подпункта 18 пункта 1 и пункта 2 статьи 346.16 НК РФ при определении налоговой базы по единому налогу учитываются расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, принимаемые применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций статьей 264 НК РФ.
В связи с изложенным чиновниками сделан вывод о том, что обоснованные и документально подтвержденные расходы организации на оплату информационных систем, в том числе интернет, и на обслуживание адреса электронной почты уменьшают полученные доходы в целях применения упрощенной системы налогообложения.

Учет имущества при смене объекта налогообложения

В письме Минфина России от 3 марта 2006 г. N 03-11-04/2/54 разъяснены правила исчисления налоговой базы по единому налогу налогоплательщиками, сменившими с 1 января 2006 г. объект налогообложения «доходы» на «доходы, уменьшенные на величину расходов».
В отношении учета основных средств такие налогоплательщики должны выполнять следующие правила:
расходы на приобретение основных средств, осуществленные в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы», при смене объекта налогообложения не учитываются;
остаточная стоимость основных средств, определенная на момент перехода на упрощенную систему налогообложения, учитывается для целей главы 26.2 НК РФ.
В отношении учета расходов по приобретению сырья и материалов, использованных на производство готовой продукции, чиновники отметили следующее.
До 1 января 2006 г. в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 и пунктом 2 статьи 346.16 НК РФ расходы на приобретение сырья и материалов учитывались в части стоимости сырья и материалов, списанных в производство и использованных при изготовлении готовой продукции.
Поскольку до 1 января 2006 г. организацией применялся объект налогообложения «доходы», стоимость сырья и материалов, использованных на производство готовой продукции в 2005 г., реализованной в 2006 г., при определении налоговой базы в 2006 г. учитываться не должна.
С 1 января 2006 г. согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ расходы на приобретение сырья и материалов учитываются при налогообложении по мере их списания в производство.
Поэтому налогоплательщик, применяющий с 1 января 2006 г. объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», может учитывать в 2006 г. при налогообложении стоимость сырья и материалов, приобретенных и оплаченных в 2005 г., но использованных для производства продукции в 2006 г. на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ.
Расходы на производство продукции, отгруженной покупателям в 2005 г., но оплаченной в 2006 г., при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН в 2006 г., не учитываются.

Услуги производственного характера

На основании подпункта 5 пункта 1 и пункта 2 статьи 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения по единому налогу учитываются материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для целей исчисления налога на прибыль статьей 254 НК РФ.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика. При этом к работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
Так, например, если основным видом деятельности является оказание юридических услуг, то расходы на оплату аналогичных услуг, оказываемых сторонними организациями, признаются расходами на приобретение услуг производственного характера и учитываются для целей налогообложения в составе материальных расходов. (Естественно, что такие расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы, как этого требует статья 252 НК РФ.)
Вместе с тем, как отмечает Минфин России в письме от 7 марта 2006 г. N 03-11-04/2/57, при отнесении затрат налогоплательщика к материальным расходам следует учитывать положение пункта 4 статьи 252 НК РФ, согласно которому если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие расходы.
По мнению Минфина России, расходы на оплату юридических услуг могут быть учтены в целях налогообложения на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы по единому налогу учитываются расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги.

Учет авторских вознаграждений

С 1 января 2006 г. перечень доходов, учитываемых при определении налоговой базы по единому налогу, дополнен таким видом расходов, как периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности) (подпункт 32 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ).
Минфин России в письме от 7 марта 2006 г. N 03-11-04/2/56 разъясняет, что к указанным периодическим (текущим) платежам относятся платежи в виде авторского вознаграждения, выплачиваемые автору произведения.
В связи с этим обоснованные и документально подтвержденные расходы театров в виде периодических (текущих) платежей по авторским договорам, в том числе перечисляемых через Российское авторское общество, уменьшают налоговую базу по единому налогу.

Проценты по инвестиционному кредиту

Из подпункта 9 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ следует, что при определении налоговой базы по единому налогу налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, учитывают расходы в виде процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.
Пунктом 2 статьи 346.16 НК РФ определено, что такие расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций статьей 269 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.17 НК РФ расходами признаются затраты после их фактической оплаты, что относится и к расходам в виде процентов, начисленных за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов).
При этом, как отмечается в письме Минфина России от 28 марта 2006 г. N 03-11-04/2/71, исключений для инвестиционных кредитов глава 26.2 НК РФ и статья 269 НК РФ не предусматривают.

Об определении средней численности

Право организаций и индивидуальных предпринимателей на применение упрощенной системы налогообложения зависит от среднесписочной численности их работников.
Напомним, что согласно подпункту 15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.
Указанная численность определяется в соответствии с «Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения»: N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденным постановлением Росстата от 3 ноября 2004 г. N 50.
В соответствии с пунктом 87.2 раздела 1 «Численность и начисленная заработная плата работников» данного порядка в среднесписочной численности работников учитываются лица, привлеченные для работы по специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (в том числе лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы).
На основании этого Минфин России в письме от 27 марта 2006 г. N 03-11-04/2/69 разъяснил, что работники из числа спецконтингента, предоставляемые организации государственным учреждением для участия в производственном процессе, должны учитываться при определении возможности применения упрощенной системы налогообложения.

Расходы по оплате права размещения средства наружной рекламы

Перечень расходов, которые налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», вправе относить на уменьшение налоговой базы по единому налогу, установлен пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ и является исчерпывающим.
Минфин России в письме от 14 марта 2006 г. N 03-11-04/2/60 разъясняет, что поскольку вышеназванным перечнем такой вид расходов, как расходы по оплате права размещения средства наружной рекламы, не предусмотрен, налогоплательщики не вправе учитывать в целях налогообложения данные расходы.

УСН плюс ЕНВД

Пунктом 4 статьи 346.12 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные главой 26.2 НК РФ, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.
Минфин России в письме от 24 марта 2006 г. N 03-11-04/3/153 сообщает, что предельный размер доходов в сумме 20 млн рублей, установленный пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ в качестве ограничения права налогоплательщика на применение УСН, применяется только к доходам, полученным в рамках упрощенной системы налогообложения.
То есть доходы, полученные налогоплательщиком от предпринимательской деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, в расчет предельного размера дохода (20 млн рублей) по упрощенной системе налогообложения включаться не могут.

А.В. Александрова

«Консультант бухгалтера», N 6, июнь 2006 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит