» Калининградская область: от юбилея города к новой Инструкции


Калининградская область: от юбилея города к новой Инструкции


21.03.2010

Юбилейные торжества, посвященные 750-летию Калининграда, в еще недалеком, но прошлом. Праздничные мероприятия, визит Президента России В.В. Путина, президента Франции Ж. Ширака и канцлера ФРГ Г. Шредера, фейерверки, цветы и первые впечатления от поющих фонтанов немного потеснили в памяти дальнейшие заботы и события. Устранив последствия разбушевавшихся стихий, калининградцы занялись решением еще одной насущной проблемы — переходом на Инструкцию N 70н.

Проблемы с кадрами поможет решить централизованная бухгалтерия

А.И. Бобров,
начальник управления исполнения бюджетов, методологии
бухгалтерского учета и отчетности Главного управления
по бюджету и финансам администрации Калининградской области

Чтобы узнать, как в Калининградской области проходит введение в действие новой Инструкции, мы встретились с Александром Ивановичем Бобровым, начальником управления исполнения бюджетов, методологии бухгалтерского учета и отчетности Главного управления по бюджету и финансам администрации Калининградской области.

— Чем, на ваш взгляд, обосновано введение в действие новой Инструкции по бюджетному учету?
— Данный нормативный документ позволяет органам государственной власти Российской Федерации учесть и систематизировать огромные ресурсы, которыми располагает наша страна. Не секрет, что важные для государственного бюджета позиции, например такие, как недра, ранее не были ни оценены, ни учтены. В современных условиях оставлять столь весомые элементы без внимания неразумно. Благодаря Инструкции N 70н мы можем получить систематизированный учет имущества, финансовых активов, которыми располагают как Россия в целом, так и субъекты Федерации, и муниципальные образования. Правительством России была утверждена Концепция реформирования бюджетного процесса, а рассматриваемая нами Инструкция, как раз таки и представляет собой один из элементов этой реформы.

— Какие мероприятия по освоению нового порядка бюджетного учета предусмотрены в Калининградской области?
— При Главном управлении по бюджету и финансам администрации Калининградской области создан Методический совет по бюджетному учету, в который вошли ведущие специалисты в этой области, а также привлечены специалисты по учету Балтийского института экономики и финансов. Мы учим бухгалтеров вести учет по новым правилам в изменившихся условиях. Были проведены семинары, на которых прошли обучение более 150 бухгалтеров учреждений. Финансирование этих мероприятий осуществляется как за счет областного, так и за счет местного бюджетов. Проведенная подготовительная работа, думаю, позволит успешно перейти на новый порядок учета в бюджетных учреждениях области.

— Какие трудности возникают при переходе на Инструкцию N 70н?
— Конечно, основная проблема, это отсутствие средств в бюджетных учреждениях на оснащение компьютерной техникой, а организация бюджетного учета без этого просто невозможна. Очевидно, что не хватает средств и на сам процесс обучения. Как правило, в некоторых бюджетных учреждениях руководитель находит массу причин для того, чтобы не направить бухгалтера на курсы повышения квалификации, приобрести или обновить компьютерную технику и так далее. И поэтому основная наша задача, я считаю, в том, чтобы не только бухгалтеров, но и руководителей бюджетных учреждений вовлечь в этот процесс.
Еще одна проблема, и, я уверен, актуальна она не только для нас, — отсутствие квалифицированных специалистов. Связано это с тем уровнем заработной платы, которую получают бухгалтеры в бюджетных учреждениях. И с этой проблемой мы еще столкнемся. Особенно очевидной она станет для руководителей бюджетных учреждений с 1 октября этого года, когда необходимо будет приступить к работе по новой Инструкции. Однозначно сказать, как будет решаться данная проблема, я пока не могу. Выход из этой ситуации я вижу в централизации бюджетного учета путем создания централизованных бухгалтерий либо при помощи создания каких-то специализированных учреждений по ведению учета в бюджетных учреждения на договорной основе. Эту проблему нам еще предстоит решать.

— Возникли ли трудности при исполнении бюджетов с введением с 2005 года в Российской Федерации новой бюджетной классификации?
— Да, и эти трудности мы испытываем в текущей работе до сих пор. Известный приказ Министерства финансов РФ от 10 декабря 2004 года N 114н мы увидели только в январе текущего года, когда областной бюджет и роспись доходов и расходов на 2005 год уже были утверждены. Затем Минфином России в январе, марте и апреле был принят ряд приказов о внесении изменений в указанный приказ.
На наш взгляд, предложенная Министерством финансов РФ структура расходов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов на 2005 год не в полной мере отражает расходы, осуществляемые субъектом и органами исполнительной власти на местах в рамках разграничения полномочий между уровнями бюджетов, и не учитывает многих расходов субъектов и муниципальных образований. Бюджетная классификация во многом сориентирована на расходы федерального бюджета. Уточнения в части экономической классификации, доведенные до субъектов Минфином России на основании запросов, писем и обращений бюджетополучателей, показывают, что аналогичные трудности есть и в других регионах.

Секретные коды медицины

М.Н. Колодина,
начальник отдела финансирования и бухгалтерского учета,
главный бухгалтер Главного управления здравоохранения
администрации Калининградской области

О том, какие вопросы возникают у медицинских учреждений в связи с внедрением Инструкции N 70, мне рассказала Марина Николаевна — начальник отдела финансирования и бухгалтерского учета — главный бухгалтер Главного управления здравоохранения администрации Калининградской области.

— Внедрение Инструкции N 70н началось прежде всего с перехода на новые коды бюджетной классификации. В начале года возникало множество вопросов по их применению. Основные проблемы были связаны со спецификой работы учреждений здравоохранения. Например, с какого кода бюджетной классификации оплатить покупку мелкого медицинского инструментария, медицинских халатов? Куда отнести расходы по оплате лечения и проезда к месту лечения больных при направлении жителей нашей области в федеральные медицинские центры?
Или другая ситуация — для работы станции переливания крови необходимы подопытные животные. На какой код относить расходы по приобретению корма на их содержание?

— И как же вы выходили из положения?
— Найти ответы на эти и многие другие вопросы в режиме живого диалога помог семинар, проведенный Главным управлением по бюджету и финансам администрации области с участием сотрудников Минфина России. Ведь сейчас, при внедрении новой Инструкции, очень важно правильно отнести расходы на соответствующие коды, так как впервые бюджетная классификация и бухгалтерский учет представляют собой единое целое.

— Как бухгалтеры отреагировали на Инструкцию N 70н?
— Конечно, поначалу новые правила ведения бюджетного учета вызывали у них чувство смятения и неуверенности в собственных силах. Но сейчас, когда в некоторых учреждениях переход практически завершен, опасений остается все меньше и меньше. Хотя некоторые вопросы все еще, на наш взгляд, не разрешены. Бухгалтеры неуверенно пользуются амортизационными группами основных средств в соответствии с действующим ОКОФ, разработанным для хозрасчетных организаций. А вдруг в постановление, утвердившее данный классификатор, будут внесены обещанные Минфином России изменения для бюджетных учреждений? Тогда вся работа по переводу и учету основных средств окажется напрасной. Часто задают такой вопрос: как обеспечить сохранность списанного имущества стоимостью до десяти тысяч рублей, которое может перемещаться и использоваться без ведома материально ответственного лица? Думаю, что могут возникать и другие нюансы, выявить которые, не начав работать полностью по новой Инструкции, пока достаточно сложно.
Очень способствовал адаптации к новой Инструкции пятидневный семинар, проведенный в регионе одной из организаций — разработчиков программного обеспечения, на котором прошли обучение не только главные, но и рядовые бухгалтеры наших учреждений.

— Какой объем работ сделан на настоящий момент?
— Уже переведены все остатки на 1 января, сейчас ведется работа по переводу оборотов. Учреждения оснащены необходимой компьютерной техникой, практически все имеют программные продукты.
Расходы, предусмотренные на финансирование нашей отрасли в областном бюджете на 2005 год, по функциональной классификации разделены на семь подразделов и больше двадцати целевых статей. В данной ситуации составление сводной отчетности без применения специальной программы просто не представляется возможным.
В ближайшее время нами централизованно будет приобретено соответствующее программное обеспечение, и все учреждения здравоохранения будут иметь возможность представлять нам отчеты в электронном виде. А мы сможем проверить, правильно ли составлены отчеты, насколько увязаны все показатели, выявить ошибки. Однако и здесь существуют определенные трудности. На мой взгляд, Минфину России следует спустить четкие указания по поводу составления пояснительной записки к отчету, которая содержит 24 таблицы.

— Сколько у вас подведомственных учреждений?
— На сегодняшний день наше управление финансирует из областного бюджета 26 подведомственных учреждений здравоохранения. Со следующего года планируется перевести еще пять. Все учреждения разные, начиная от количества работающих и заканчивая территориальным расположением. Некоторые находятся в отдаленных от областного центра сельских районах. Соответственно у них разная материально-техническая база, разный уровень подготовки бухгалтеров. Чем меньше учреждение, чем дальше оно находится, тем острее стоит проблема квалифицированных бухгалтерских кадров. Здесь, как правило, работают люди пенсионного возраста, которым переход на новый бюджетный учет дается нелегко.

— Вы им помогаете?
— Конечно. Как правило, общение и выяснение рабочих вопросов происходит с помощью телефона или факса. Мы оказываем им любую посильную помощь. Однако опасения по поводу качества работы по переходу на новую Инструкцию существуют. В крупных учреждениях здравоохранения, таких как областная больница, детская областная больница, областной роддом N 1, кадровой проблемы нет. Здесь работают грамотные, квалифицированные бухгалтеры, постоянно повышающие уровень профессионального образования. В частности, областная больница полностью самостоятельно перешла на ведение учета по новой Инструкции уже в апреле.

— Есть ли у вас централизованные бухгалтерии?
— До 1998 года бухгалтерский учет в учреждениях, подведомственных нашему управлению, осуществлялся централизованной бухгалтерией. Однако уже в то время мы пришли к выводу, что централизованные бухгалтерии не отвечают требованиям меняющегося бюджетного законодательства. Необходимо было повысить ответственность руководителей за целевое и рациональное использование бюджетных средств. Важным моментом являлось повышение роли и статуса финансово-экономической службы в деятельности учреждения здравоохранения. Поэтому в июле 1998 года централизованная бухгалтерия окончательно прекратила свое существование. Считаем, что и в современных условиях ее возрождение нецелесообразно.
Финансирование расходов областного бюджета на содержание сферы здравоохранения ежегодно увеличивается. Все больше средств выделяется на развитие учреждений: приобретение медицинского оборудования, выполнение работ по капитальному ремонту зданий. Особое внимание уделяется финансированию целевых программ. Например, в рамках их реализации за счет средств областного бюджета полностью обеспечиваются бесплатными медикаментами и инсулином льготные категории граждан, не получающие лекарственное обеспечение по Федеральному закону N 122-ФЗ.
Реформирование бюджетной сферы коснулось и системы здравоохранения Калининградской области. Начиная с 2001 года, активно развиваются стационарозамещающие технологии: сокращаются койки в стационарах, при этом открываются дневные стационары, стационары на дому, что позволяет экономить значительные средства. В ближайшем будущем планируется рассмотреть вопрос о переводе стоматологической службы на полное самофинансирование. Обеспечивать стоматологическую помощь льготным категориям граждан на бюджетные средства планируется поручить стоматологическим поликлиникам, выигравшим соответствующие конкурсы.

Результат работы руководителя зависит от работы главбуха!

Н.М. Баранова,
начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности
по исполнению бюджета, главный бухгалтер комитета по финансам
и контролю мэрии г. Калининграда

Беседа с Натальей Михайловной, начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности по исполнению бюджета мэрии г. Калининграда, началась, конечно же, с самого главного для всех жителей города события — юбилея Кенигсберга. Тем более что на столе у Натальи Михайловны лежал наградной знак — один из двух тысяч памятных знаков, которыми мэр во время празднования юбилея награждал калининградцев, внесших большой вклад в развитие города.

— Все до сих пор вспоминают празднование 750-летия нашего любимого города. Он и раньше был красивым и самобытным, а после дня рождения стал просто великолепным! Мы очень любим свой город и стремимся делать все для его процветания. Стараемся продолжить лучшие традиции предшественников, используем новую информацию из Интернета, постоянно мониторим сайт Минфина России, у соседних регионов перенимаем самое лучшее и реализовываем это у себя. Мы гордимся своим городом и хотим гордиться еще больше.

— А сами опытом делитесь?
— Конечно! В основном с нашими областными коллегами. Мы ведь первыми в области перешли на казначейское исполнение бюджета, создали свое казначейство и приняли решение о переходе к применению Инструкции по бюджетному учету с 1 января 2005 года. И были правы. И из соседних регионов коллеги к нам специально за опытом приезжают. Обмениваемся с ними новыми нормативными документами, рассказываем о самых перспективных направлениях в нашей работе.

— В области бухгалтерского учета и отчетности в настоящее время произошли значительные изменения:
— Да, введение нового Плана счетов явилось событием для каждого бухгалтера бюджетного учреждения города. С этого момента помимо решения повседневных задач перед бухгалтерскими службами бюджетных учреждений Калининграда поставлены задачи освоить новый План счетов, перейти к его применению и правильно использовать.

— Как идет освоение новой Инструкции?
— Изучение новой Инструкции начали еще в прошлом году. Ведь чтобы организовать работу с бухгалтерами по изучению нового Плана счетов, необходимо было первоначально самим хорошо освоить новый бюджетный учет. По мере возможности мы посещали семинары с участием специалистов Минфина России, Федерального казначейства. Встречались непосредственно с разработчиками данной Инструкции Г.И. Маклевой, начальником Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства С.В. Романовым, начальником отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и классификации Департамента бюджетной политики Минфина России.
По итогам этих семинаров мы проводили совещания с руководителями и бухгалтерами наших бюджетных учреждений, готовили публикации в СМИ. Основная цель — довести до бухгалтеров бюджетных учреждений ключевые моменты по переходу на новый План счетов. Так как от эффективности работы бухгалтерских служб зависит качество информации, достоверность и своевременность представления отчетных данных для составления отчета об исполнении бюджета Калининграда.
Специалистами комитета был подготовлен ряд информационных писем по основным мероприятиям перехода на новый План счетов. В дальнейшем эти документы фактически стали для наших специалистов методическим пособием.
В течение первого полугодия 2005 года отделом бухгалтерского учета и отчетности исполнения бюджета мэрии города были организованы практические занятия с главными распорядителями и бюджетополучателями города по изучению бюджетного учета согласно Инструкции N 70н. Для изучения нового Плана счетов были сформированы мини-группы — это позволяло учащимся лучше усваивать новый материал. Более того, если возникала необходимость в оказании методической помощи бухгалтерам учреждений, то выезжали прямо к ним.

— Обошлось без сложностей?
— Нет, конечно. Внедрение новой Инструкции невозможно без автоматизации учета, отраслевых методических рекомендаций и подготовки квалифицированных кадров. Много вопросов возникает у бухгалтеров по переводу остатков на 1 января 2005 года, по начислению амортизации по основным средствам, по определению кодов бюджетной классификации по предпринимательской деятельности.

— Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.
— Инструкция N 70н содержит новый порядок учета ряда объектов, в частности основных средств. Расходы по приобретению, строительству, модернизации (реконструкции, достройки, дооборудования) и изготовлению основных средств необходимо теперь отражать по статье экономической классификации расходов «Увеличение стоимости основных средств», что должно соответствовать счету бухгалтерского учета «Основные средства» и, соответственно, найти отражение в отчетности.
Большие проблемы с заработной платой, которая у нас не интегрируется в Главную книгу. В итоге заработную плату мы делаем по программе, на которой работали раньше, а потом вручную переносим в новую.
Получается, что чем глубже вникаешь и пытаешься применить новый План счетов на практике, тем больше возникает вопросов. Да и других проблем предостаточно.
Сейчас некоторые бюджетные учреждения города не готовы к мероприятиям по реформированию бюджетного учета в связи с недостаточной технической оснащенностью, отсутствием программного обеспечения. Ведь получателями средств бюджета Калининграда являются 297 учреждений. И для успешного перевода бухгалтерского учета этих учреждений на новый учет необходимо более 15 миллионов рублей.

— У города имеются такие деньги?
— При формировании бюджета на 2005 год указанные средства муниципальным образованиям не предусматривались. Учитывая, что реформирование бюджетного учета является государственной задачей, комитет по финансам и контролю обращался в Главное управление по бюджету и финансам администрации области о возможности взять на себя ряд расходов, связанных с организацией профессиональной подготовки бухгалтерских служб. Но до сих пор нет положительного решения.

— И что в такой ситуации делать?
— Мы определились, раз ассигнований на этот год на эти цели нет, следует приобретать программные продукты и компьютеры за счет общих расходов по смете. А в конце года, если область ничем не поможет, затраченные муниципальными учреждениями деньги мы восстановим из резервного фонда мэра.

— Я слышала, что с руководителями бюджетных учреждений вы проводите разъяснительную работу.
— Да. При случае напоминаем, что бухгалтера надо любить и уважать. Какие бы глобальные программы, какую бы сложную работу ни проводило учреждение, какие бы награды и грамоты его руководителю ни вручали, в конце года придут проверяющие и посмотрят, насколько грамотно были израсходованы средства. И вся «звездность» руководителя после проверки может померкнуть. Помните, результат работы любого руководителя зависит от работы главного бухгалтера!

Ошибки бухгалтера дорого стоят

В.В. Тюлина,
главный бухгалтер Центра СПИД Калининградской области

Вера Владимировна работает главным бухгалтером в очень специфическом учреждении — это областной Центр СПИД. Инструкция N 70н поставила в тупик главбухов всех медицинских учреждений, а таких нетипичных в особенности. Поэтому вся наша беседа сконцентрировалась исключительно на этом диапазоне вопросов.

— Как вы относитесь к новой Инструкции?
— Инструкция N 70н впечатляет. Особенно когда первый раз ее видишь. Я, когда с ней ознакомилась, пришла в ужас: большой План счетов, очень много всего нового.
Но потом начала разбираться в ней самостоятельно, кое-что прояснялось. Помогла и конференция, которую проводили в Калининграде для всех наших бюджетных учреждений представители Минфина России. Только на конференции мы поняли, насколько большой объем работы нам предстоит — насколько сложная отчетность и трудоемкий учет. Ведь сейчас, хоть и вручную, работы получается все-таки меньше. А по новой Инструкции надо каждый документ досконально проводить. Он и сейчас, конечно, проводится, но затем обобщается в Журналах-ордерах. А по новым правилам ордеров не будет, в то время как в Журнале все операции расписываются конкретно по каждому документу. Хотя надо, конечно, привыкнуть и освоить новые требования, тогда все будет гораздо легче.

— Были ли у вас другие занятия по новой Инструкции, кроме упомянутой конференции?
— Да. Недельные занятия в начале июня. На них рассказали о конкретных проводках, по каждому счету все объясняли. Это один из разработчиков программы нам так помог. Причем информация дублировалась на экран. По окончании занятий мы получили раздаточный материал на диске. Так в процессе учебы все более-менее и уложилось по полочкам, и стало ясно, как вести учет.

— Все ваши бухгалтеры посещали лекции по новой Инструкции?
— Только я, но ведь материалы у меня есть, и я ознакомила своих бухгалтеров со всей полученной на занятиях информацией. А кроме того, думаю, со временем разработчики Инструкции ее доработают, детализируют, да и мы постепенно в работу втянемся и сможем в конце-концов оценить преимущество этого документа.

— Как скоро, по вашему мнению, это может произойти?
— Думаю, не скоро. Только когда мы представим отчетность по новым правилам, когда сами разберемся во всем досконально. А пока все это очень тяжело — и морально, и физически. Ведь сейчас надо было перенести остатки на 1 января 2005 года, занести все основные средства, сложившиеся по субсчетам бухгалтерского учета обороты. Мы уже делаем это, но до завершения еще далеко. Работа эта трудоемкая, тем более что осталось очень много вопросов по новой Инструкции. Прежняя Инструкция N 107н была намного проще. Она была доступно написана. Если у нас возникал какой-то вопрос, то просто открывали ее и находили ответ. А новая не такая детализированная. В результате вопросов больше, чем ответов. Причем вопросов, которые касаются отраслевого учета.

— Например?
— Допустим, учет в здравоохранении. В новой Инструкции учета, касающейся этой сферы, его не найдешь. Мы с интересом читаем ваш журнал, надеемся, что в нем будут статьи, разъяснения по каким-то конкретным вопросам. А это для нас очень важно, ведь ошибки бухгалтера очень дорого стоят.

— Скажите, какие у вас еще возникают вопросы?
— Нет конкретизации по единому социальному налогу. По новой Инструкции все налоги учитываются на одном счете, но нам все равно надо вести аналитику отдельно по каждому из платежей, входящих в ЕСН. А это очень неудобно.

С.А. Стрельникова,
корреспондент «Бюджетного учета»

«Бюджетный учет», N 10, октябрь 2005 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит