» Что делать если приходит проверка?


Что делать если приходит проверка?


21.03.2010

Ни одна организация, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, не застрахована от проверки органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства. Работодателям необходимо знать, какими органами могут проводиться данные проверки, каковы их полномочия, какая документация запрашивается при инспектировании организации, а также какова процедура проведения подобных проверок.

Конечно, любой организации известно, что возможно проведение проверки Федеральной налоговой службой. Не исключено проведение контрольных мероприятий и сотрудниками ФСС РФ. Инспекторы Фонда проверяют правильность расходования средств обязательного социального страхования, а также начисление, уплату и расходование средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Сотрудники прокуратуры могут проверить добросовестность работодателя в вопросах оплаты труда. Прокуратура, помимо прочего, должна следить за соблюдением прав и свобод человека и гражданина руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе в трудовой сфере.
Но, безусловно, основным контролирующим органом в сфере соблюдения трудового законодательства является государственная инспекция труда (далее — ГИТ). Чаще всего организации сталкиваются с визитами именно государственного инспектора труда региональной инспекции. В связи с этим в данной статье будут рассмотрены различные аспекты проведения проверки данным органом.

Полномочия ГИТ

Деятельность инспекции труда основывается на Конвенции МОТ от 11.07.1947 N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», ратифицированной Россией в 1998 году, гл. 57 ТК РФ и положениях о государственной инспекции труда в субъектах РФ. Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее — Закон N 134-ФЗ).
В соответствии с Трудовым кодексом ГИТ осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ.
Статья 357 ТК РФ наделяет государственных инспекторов труда широкими полномочиями. В частности, в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, они имеют право беспрепятственно посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца.
Инспектор вправе изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя. ТК РФ обязывает инспектора при этом составить соответствующий акт.
Сотрудники трудовой инспекции расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве. При необходимости они имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в нарушениях к дисциплинарной ответственности или даже об отстранении их от должности.
Также трудовые инспекторы направляют в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда, выдают предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.
В случае установления нарушений инспекторы вправе составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В судах они часто выступают в качестве экспертов по искам о нарушении трудового законодательства.
Контрольная функция ГИТ осуществляется, прежде всего, посредством проверок и обследований.

Виды проверок

Необходимо отметить, что проверки, проводимые в организациях, могут быть различными. Возможны комплексные, тематические и целевые проверки. Комплексные и тематические проверки являются, как правило, плановыми.
Комплексная проверка проводится для того, чтобы установить, как работодатель исполняет трудовое законодательство в целом. Во время такой проверки организацию инспектируют по большому кругу вопросов — рабочее время, время отдыха, оплата труда, нормирование, гарантии работникам.
Тематическая проверка проводится по одному или нескольким смежным разделам законодательства о труде, например по рабочему времени и оплате труда.
Целевой (внеплановой) называется проверка по конкретному нарушению. Такая проверка проводится в связи с поступлением в инспекцию труда жалобы работника организации. Чаще всего работники обращаются по поводу задержек выплаты заработной платы, невыплаты всех сумм, причитающихся работнику при увольнении, задержки выдачи трудовой книжки. Нередко работодатель не оформляет надлежащим образом трудовые отношения с работниками. Но следует знать, что ГИТ не станет назначать контрольное мероприятие по обращению, которое не позволяет установить лицо, обратившееся с жалобой. Помимо этого к целевым проверкам относятся расследования несчастных случаев на производстве и некоторые другие специальные проверки. Случается, проверяя необходимые документы по жалобе работника, инспектор обнаруживает и ряд других нарушений. Таким образом, целевая проверка вполне может трансформироваться в комплексную.
Инспекция труда часто практикует совместные проверки с органами прокуратуры, профсоюзными организациями. При этом в первую очередь в поле зрения инспекции попадают организации, в которых произошли несчастные случаи на производстве. Здесь проверяются не только исполнение предписаний и устранение причин, приведших к несчастному случаю, но и состояние исполнения законодательства о труде и охране труда.
Плановые мероприятия по контролю в соответствии с п. 4 ст. 7 Закона N 134-ФЗ назначаются и проводятся в целях проверки выполнения организациями обязательных требований действующего законодательства. При этом необходимо иметь в виду, что в отношении одного учреждения плановое мероприятие по контролю может быть проведено инспекцией труда не более чем один раз в два года.
Основанием для проведения внеплановой проверки может явиться необходимость осуществить контроль за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений, если в результате планового мероприятия по контролю были выявлены такие нарушения. Кроме того, внеплановые мероприятия по контролю могут быть проведены инспекцией труда в следующих случаях:
— получение информации от организаций, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, что может непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
— возникновение угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнение окружающей среды, повреждение имущества, в том числе однородных товаров (работ, услуг) других предприятий и учреждений.

Контрольные мероприятия

Что касается самой процедуры проверки, то проверяемым не стоит забывать о положениях Закона N 134-ФЗ.
Независимо от вида контрольного мероприятия (плановое или внеплановое) оно должно проводиться на основании распоряжения (приказа) инспекции труда. В таком распоряжении должны быть указаны следующие сведения:
— номер и дата распоряжения (приказа);
— наименование государственной инспекции труда;
— фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение мероприятия;
— наименование организации или учреждения, в отношении которых проводится проверка;
— цели, задачи и предмет мероприятия;
— правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
— дата начала и окончания проверки.
После того как отдано распоряжение или приказ о проверке, инспектор труда уведомляет руководство организации о конкретной дате и времени проведения проверки. Хотя если инспектор посчитает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля, то он может явиться прямо в учреждение с копией такого приказа (ст. 360 ТК РФ).
Независимо от наличия или отсутствия предварительного уведомления перед началом контрольных мероприятий руководителю или иному должностному лицу организации должно быть вручено распоряжение (приказ) о проведении проверки либо его копия, заверенная печатью, одновременно со служебным удостоверением.
Особо следует обратить внимание, что в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона N 134-ФЗ мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении о проведении мероприятия. В связи с этим при приеме инспекторов труда следует внимательно сверять фамилию, имя и отчество лица, указанные в распоряжении (приказе) о назначении проверки, с аналогичными данными служебного удостоверения, предъявленного лицом, явившимся для проведения проверки. С учетом указанного положения руководство учреждения может также настаивать на том, чтобы пришедшие с инспектором труда лица, не указанные в распоряжении (приказе), покинули помещение организации или индивидуального предпринимателя в связи с отсутствием у них законных прав на проведение проверки.
Нередко инспекторы труда в ходе посещения работодателя изымают копии документов и непосредственно проводят проверку на территории самой инспекции.
Проверяющее лицо вправе требовать для изучения, а также изъятия копии только тех документов, которые относятся к предмету проверки (ст. 8 Закона N 134-ФЗ).
Бюджетным учреждениям следует еще помнить, что продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц (п. 3 ст. 7 Закона N 134-ФЗ). В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований и экспертиз, срок проведения мероприятий по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц. В случае вынесения решения о продлении проверки с этим решением в обязательном порядке должен быть ознакомлен руководитель организации или его представитель.
Действующим законодательством установлен ряд ограничений при проведении мероприятий по контролю: должностные лица ГИТ не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции инспекции, от имени которой действуют должностные лица, а также осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц проверяемых бюджетных организаций либо их представителей.
Требование об обязательном присутствии при проведении проверки должностных лиц или работников проверяемого учреждения распространяется лишь на плановые проверки. При этом представителями учреждения могут быть только лица, прямо уполномоченные на это работодателем, с надлежащим образом заверенными полномочиями (например, оформлена доверенность).

Что проверяют

Как правило, трудовые инспекторы в первую очередь запрашивают учредительные документы организации (устав, различные свидетельства). Затем им понадобится кадровая документация (положения о подразделениях, должностные инструкции или регламенты, положения о выплате заработной платы и премировании и др.). Также контролеров будет интересовать, заключены ли трудовые договоры с работниками, ведет ли организация учет трудовых книжек и вкладышей к ним, где и как их хранит. Инспекторы сверят записи в трудовых книжках с приказами о приеме на работу в организацию, о назначении на новую должность или переводе на другую работу.
Учет труда и заработной платы в организации основывается на первичных документах, формируемых в конкретной организации. В этот перечень входят следующие документы:
— структура и штатное расписание организации;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— положение о персонале;
— положение о кадровой службе;
— положения о структурных подразделениях;
— должностные инструкции;
— положение об аттестационной комиссии;
— личные дела работников, в том числе уволенных;
— приказы по личному составу, отпускам, основной деятельности;
— трудовые договоры, трудовые книжки работников и личные карточки формы Т-2;
— книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним, книга регистрации приказов;
— график отпусков;
— договоры о материальной ответственности;
— табель учета рабочего времени;
— другие внутренние документы организации.
При проведении по обращениям работников проверок, в которых ставятся вопросы по оплате труда, изучают объем и структуру средств, направляемых на оплату труда, размер премий, вознаграждений, надбавок, районных коэффициентов, материальной помощи, выплат по страхованию, компенсаций. Обязательно проверяют локальные нормативные акты, регламентирующие систему, порядок оплаты труда и материального поощрения.
Что касается документов кадрового учета, то правила требуют, чтобы они были составлены по унифицированным формам. Кроме того, инспекторы могут потребовать не только кадровые, но и бухгалтерские документы. Например, проверяя сроки выплаты заработной платы, ГИТ вправе запросить платежную ведомость. Если же поводом проверки послужил несчастный случай, основное внимание ревизоры уделят документам по охране труда. Унифицированные формы первичной документации по учету кадров распространяются на юридические лица всех организационно-правовых форм и форм собственности, а по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда — на юридические лица всех организационно-правовых форм и форм собственности, кроме бюджетных учреждений.
В случае выявления при проверке каких-либо нарушений действующего законодательства в обязательном порядке требуются объяснения от руководителя организации или его представителей. Как правило, сотрудники инспекции требуют представить такие объяснения непосредственно после выявления нарушений. Во избежание принятия поспешных решений рекомендуется выразить общее отношение к причинам возникновения обнаруженных нарушений (согласен частично, не согласен и т.п.), а также указать, что более подробные объяснения будут представлены позже в адрес контролирующего органа. Как правило, чем меньше указано в таких объяснениях, тем проще в дальнейшем выстроить свою позицию в случае обжалования решений инспекции, вынесенных по результатам проверки.
В случае обнаружения очевидных нарушений трудового законодательства в срок не более чем двое суток (ст. 28.5 КоАП РФ) составляется протокол об административном правонарушении. В протоколе инспектор обязан отразить место, время совершения и суть правонарушения со ссылкой на нарушенные законы и иные нормативные акты по пунктам. При этом руководство организации вправе давать объяснения по существу. Подписание руководителем или представителем учреждения протокола не означает согласия с его содержанием.
Инспектор может ограничиться предписанием об устранении выявленного нарушения. В нем проверяющий перечисляет требования об устранении нарушений и указывает срок их устранения. К этому сроку учреждение обязано предоставить письменную информацию об устранении выявленных нарушений или принятии мер по их устранению (нужно приложить копии локальных нормативных актов по данному вопросу).
После того как все необходимые в соответствии со ст. 9 Закона N 134-ФЗ проверочные мероприятия проведены, инспектором, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. В акте должны быть указаны:
— дата, время и место его составления;
— наименование ГИТ;
— дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;
— фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку;
— наименование проверяемого учреждения, фамилия, имя, отчество, должность представителя, присутствовавшего при проверке;
— дата, время и место проведения контрольного мероприятия;
— сведения о результатах, в том числе о выявленных нарушениях, их характере, лицах, на которых возлагается ответственность за них;
— сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом представителя бюджетной организации, их подписи или отказ от подписи;
— подпись инспектора ГИТ.
К акту прилагаются необходимые акты, протоколы (заключения) исследований, объяснения должностных лиц, работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, и другие документы, связанные с результатами мероприятия по контролю, или их копии.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю бюджетной организации или его заместителю под расписку либо направляется почтой с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле ГИТ. В данном случае следует обратить внимание, что нарушение указанного требования со стороны сотрудников инспекции труда может повлечь отмену решений, принятых на основании акта проверки.
При несогласии с результатом проверки руководство бюджетного учреждения вправе обжаловать действия государственного инспектора труда либо у его непосредственного начальника (руководителя ГИТ в субъекте РФ), либо в суде (ст. 361 ТК РФ).

Учет мероприятий по контролю

В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона N 134-ФЗ бюджетные организации и учреждения должны вести журнал учета мероприятий по контролю. В таком журнале инспектором производится запись о проведенном мероприятии, которая содержит сведения о наименовании ГИТ, дате, времени проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия, о выявленных нарушениях, составленных протоколах, выданных предписаниях. Также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего (осуществивших) мероприятие по контролю, и ставится его (их) подпись.
Журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью организации или учреждения. При его отсутствии в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.
В случае если организация подверглась очередной проверке с нарушением сроков, предусмотренных Законом N 134-ФЗ, журнал может послужить доказательством того, что проверка проведена незаконно и ее результаты следует отменить.

Ответственность за нарушение трудового законодательства

Руководителям бюджетных учреждений и организаций следует помнить, что за невыполнение требований законодательства о труде контролирующие органы могут привлечь организацию к административной ответственности. Виды нарушений и ответственность за них приведены в таблице.

————————-T————T————————————————————-¬
¦ ¦ Правовое¦ Размер штрафа, руб. ¦
¦ Вид нарушения ¦ основание+——————T———————-T———————+
¦ ¦ КоАП РФ ¦Должностные лица ¦ Предприниматели ¦ Юридические лица ¦
+————————+————+——————+———————-+———————+
¦Нарушение законодатель-¦Пункт 1 ¦От 1 000 до 5 000¦От 1 000 до 5 000 (или¦От 30 000 до 50 000 ¦
¦ства о труде и об охране¦ст. 5.27 ¦ ¦приостановление ¦(или приостановление¦
¦труда ¦ ¦ ¦деятельности на срок¦деятельности на срок¦
¦ ¦ ¦ ¦до 90 суток) ¦до 90 суток) ¦
+————————+————+——————+———————-+———————+
¦Невыполнение в установ-¦Статья 19.5¦От 1 000 до 2 000¦От 1 000 до 2 000 (или¦От 10 000 до 20 000 ¦
¦ленный срок постановле-¦ ¦(или дисквалифи-¦дисквалификация на¦ ¦
¦ния трудового инспекто-¦ ¦кация на срок до¦срок до 3 лет) ¦ ¦
¦ра об устранении наруше-¦ ¦3 лет) ¦ ¦ ¦
¦ний законодательства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————————+————+——————+———————-+———————+
¦Непредоставление сведе-¦Статья 19.7¦От 300 до 500 ¦От 300 до 500 ¦От 3 000 до 5 000 ¦
¦ний (информации) трудо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вому инспектору ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————————+————+——————+———————-+———————+
¦Уклонение от участия в¦Статья 5.28¦От 1 000 до 3 000¦От 1 000 до 3 000 ¦- ¦
¦переговорах о заключении¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦или изменении коллектив-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ного договора либо нару-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦шение сроков проведения¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦таких переговоров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————————+————+——————+———————-+———————+
¦Необоснованный отказ от¦Статья 5.30¦От 3 000 до 5 000¦От 3 000 до 5 000 ¦- ¦
¦заключения коллективного¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦договора ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————————+————+——————+———————-+———————+
¦Нарушение или невыполне-¦Статья 5.31¦От 3 000 до 5 000¦От 3 000 до 5 000 ¦- ¦
¦ние условий коллективно-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦го договора ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————————+————+——————+———————-+———————+
¦Увольнение работников в¦Статья 5.34¦От 4 000 до 5 000¦От 4 000 до 5 000 ¦- ¦
¦связи с коллективным¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦трудовым спором или¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦забастовкой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L————————+————+——————+———————-+———————

Н.В. Приятелева,
эксперт журнала «Отдел кадров бюджетного учреждения»

«Отдел кадров бюджетного учреждения», N 1, июль 2008 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит