» Политика занятости: опыт Республики Таджикистан


Политика занятости: опыт Республики Таджикистан


21.03.2010

В Республике Таджикистан уделяется большое внимание совершенствованию политики занятости как неотъемлемой части социальной политики государства и методам ее реализации. В статье рассмотрены особенности рынка труда, характерные для ряда стран СНГ, в частности государств Центральной Азии и Закавказья, проведен сравнительный анализ основных механизмов его регулирования.

Тенденции переходного периода

Официальный уровень безработицы в Таджикистане основан на данных по регистрации безработных в органах Государственной службы занятости населения.
Исходя из норм, определенных законодательством Республики Таджикистан, число официально зарегистрированных безработных в службах занятости населения на конец мая 2008 г. в Таджикистане составило 50,9 тыс. человек. Из них женщины составили 26,6 тыс.*(1)
Среднемесячная номинальная (начисленная) заработная плата в январе-мае 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. выросла в 1,4 раза и составила 210,56 сомони. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса цен на потребительские товары, за этот же период по сравнению с прошлогодним показателем выросла на 14,4%.
Вместе с тем исследования показывают, что в службу занятости населения обращаются не все безработные. Данные проведенных обследований показали, что уровень общей безработицы с учетом определений и методологии Международной организации труда (МОТ) значительно выше, чем уровень регистрируемой.
В плане занятости и безработицы ситуация в Таджикистане носит интригующий характер. За период 1991-2005 гг. численность трудовых ресурсов увеличилось на 54,1%, численность занятого населения — на 7,1%. Тем временем численность экономически активного населения возросла на 9,2% , экономически неактивного населения — в 3,1 раза [4, c. 87]. Глубокое переосмысление этих данных дает основу для вывода о низком уровне занятости и широких масштабах безработицы. Почти 6-разовое превышение темпов роста численности экономически неактивного населения по сравнению с трудовыми ресурсами вовсе не выступает как результат демографического «бума» 80-х и 90-х гг. Темпы естественного прироста населения за эти годы отличались тенденцией к снижению. Причина заключается в явлениях, связанных с переходным периодом.
Существенную часть «экономически неактивного населения» составляют те, кто не способен найти работу с таким уровнем заработной платы, который удовлетворил бы минимальные потребности их семей. Ситуация с занятостью ярко выражается в соотношении темпов роста занятости и «экономически неактивного населения». Последние отражают процессы накопления безработицы.
В 2007 г. средний уровень заработной платы в Таджикистане вырос на 41,1% и составил 156,74 сомони ($1-3,49 сомони). Но рост инфляции, который в прошлом году составил 19,7%, фактически поглотил это достижение. Например, мука — один из основных продуктов питания в Таджикистане, за год подорожала на 70%, а нефтепродукты более чем на 50%, что в итоге стало причиной скачка цен на все виды продукции и услуг. Стоимость потребительской корзины для трудоспособного населения за прошлый год составила 203,57 сомони, для пенсионеров 154,1 сомони, для детей — 185,47 сомони и согласно реальному потреблению составляет 161,36 сомони. За 2007 г. наибольшая средняя заработная плата была отмечена в связи — 409,35 сомони, строительстве — 429,11 сомони, транспорте — 394,39 сомони и промышленности — 297,39 сомони, а самый низкий уровень наблюдался в области сельского — 47,99 и лесного хозяйств — 51,85 сомони.
Численность экономически активного населения по предварительным оценкам составляет 2102,1 тыс. чел., 2047,5 тыс. чел. (94,7%) из которых заняты в различных сферах экономики и 54,6 тыс. чел. получили официальный статус безработных.
Темп роста количества занятых отстает от темпов прироста трудовых ресурсов почти на 40%. Рост количества рабочих мест в формальной экономике пока еще не покрывает естественный прирост трудовых ресурсов.
Еще в 1991 г. в республике был принят Закон «О занятости населения». В 1993, 1996, 1998 гг. в Закон вносились изменения, но в целом они существенно не смогли изменить ситуацию на рынке труда. Осознавая важность реформирования законодательства о занятости, в 2003 г. приняли новый Закон Республики Таджикистан «О содействии занятости населения», в котором определены принципиально иные подходы в реализации государственной политики занятости населении, а также приняты подзаконные акты, регламентирующие механизм реализации данного нового закона.
Основным механизмом решения проблем занятости и регулирования рынка труда являются государственные и региональные программы занятости.

Опыт для сравнения: общие черты национальных рынков труда

В этой связи представляет значительный интерес опыт разработки и реализации программ занятости в других государствах Центральной Азии и Закавказья. Тем более, что национальным рынкам труда Центрально-Азиатского региона и Закавказья присущи общие черты: недостаточный уровень занятости экономически активного населения, безработица, сохранение напряженности на рынках труда; изменение структуры занятости, увеличение занятости в негосударственном секторе экономики; обесценение рабочей силы, снижение уровня жизни большой части населения; значительные масштабы нелегальной трудовой миграции; отсутствие единой системы социальной защиты трудящихся-мигрантов; несогласованность законодательно-нормативной базы в сфере социально-трудовых отношений.
К настоящему времени сложились следующие программы государственного регулирования рынков труда стран Центральной Азии и Закавказья: содействия найму рабочей силы; подготовки и переподготовки рабочих кадров; по социальному страхованию безработицы.
В Азербайджане государственное регулирование осуществляется путем реализации программ занятости, финансируемых за счет средств фонда занятости, направляемых в основном на трудоустройство беженцев и вынужденных переселенцев. Ярмарки труда, проведенные в 11 городах и районах республики, помогли трудоустроить 5,5 тыс. человек. С мая 1999 г. в Баку действует «Биржа труда», активизируется сотрудничество с международными организациями. Так, в рамках программ ООН создаются новые рабочие места и условия для самозанятости, совершенствуется законодательная база, внесены изменения в действующий Закон «О занятости населения в Азербайджанской Республике».
В Армении реализуется программа «Рынок труда и занятость населения». В программе определены конкретные меры по регулированию занятости различных категорий населения, учитывающие региональные особенности. Действует Закон «О занятости населения», определивший приоритетные направления государственной службы занятости: профессиональная ориентация, повышение квалификации и переподготовка, поддержка безработных (в том числе финансовая), желающих заниматься предпринимательством, а также регулирование и организация внешней и внутренней миграции рабочей силы. Для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда предусматривается создание региональных учебных центров государственной службы занятости. Правительство Армении намерено и впредь стимулировать производство, развитие малого и среднего бизнеса.
В Казахстане принят Закон «О занятости населения Республики Казахстан», но ликвидирован Фонд содействия занятости, прекращено государственное финансирование пособий безработным — их выплата возложена на местные бюджеты. Более 10 лет действует Агентство по демографии и миграции, на которое возложена ответственность за разработку и реализацию программ добровольного переселения и размещения казахов. Агентство организует регистрацию, учет и рассматривает ходатайства о переселении в республику, координирует работу областных миграционных служб, ответственных за условия приема, обустройство и социальную защиту мигрантов.
В Кыргызстане реализуется Национальная программа «Рынок труда и занятость населения» («Эмгек»). Основные цели программы: обеспечение эффективной занятости, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; сохранение эффективных рабочих мест; содействие созданию дополнительных рабочих мест; развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения и повышения квалификации; обеспечение мобильности трудовых ресурсов путем регулирования трудовой миграции. Значительную роль в создании дополнительных рабочих мест сыграло организованное в республике «Общество содействия занятости», а также успешная деятельность 30 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, большое значение уделяется профессиональной подготовке безработных, в частности, тех, кто не имеет трудового стажа и не может на равных конкурировать на рынке труда. Для подготовки кадров по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, определено 9 модульных училищ по семи направлениям.
Приоритетные направления в политике занятости в Туркменистане: создание новых рабочих мест, продолжение формирования системы профориентации при обучении, переподготовке незанятого населения и высвобождаемых работников, повышение эффективности и развитие гибкого рынка труда. Действует Биржа труда, оказывающая содействие незанятому населению в поисках работы. При Бирже создан консультативно-методический центр, способствующий направлению обращающихся за помощью на рабочие места, которые в большей степени соответствуют их социально-трудовой и профессиональной ориентации. Центр помогает также преодолевать укоренившиеся стереотипы, мешающие быстро адаптироваться в новых рыночных условиях. Кроме того, Центр определяет потребности в кадрах с тем, чтобы Биржа и соответствующие органы на местах могли бы централизовано управлять макроэкономической ситуацией на рынке труда Туркменистана.
В Узбекистане политика занятости и регулирования рынка труда вытекает из программы перехода к социально ориентированной рыночной экономике и тесно увязана с приоритетными направлениями реформ. Важнейшая задача государственного регулирования — обеспечение максимально гибкой и эффективной работы рынка труда в интересах как отдельной личности, так и общества в целом. Принят закон о занятости, разработан комплекс соответствующих актов, создана разветвленная система органов по труду и фонду содействия занятости и рынку труда.
Нельзя не отметить общие проблемы, которые препятствуют эффективной реализации программ занятости: в странах Центральной Азии и Закавказья, как, впрочем, и в других государствах СНГ, разрушена система профессионального образования. Профессиональным обучением и переобучением охвачен лишь 1-8% безработных; низок уровень общеобразовательного профессионального обучения, нет единых компьютерных баз данных по СНГ (а без них не может быть и речи о создании общего рынка труда); не хватает средств, чтобы помочь людям в переезде и обустройстве там, где есть работа.
Основные направления в решении проблемы:
1. Расширение сферы занятости, создание новых рабочих мест на малых и совместных предприятиях, транснациональных корпорациях (ТНК), реализация совместных научно-технических проектов. Здесь имеются большие возможности. На малых предприятиях в Таджикистане работает всего 1,2% от общего числа занятых, Туркменистане — 2,7%, Кыргызстане — 3,6%,Армении и Казахстане — по 5,2%. Лишь в Азербайджане — 12,9%. Эти показатели не идут ни в какое сравнение с развитыми странами, где 90% фирм — малые или средние предприятия, обеспечивающие 40-80% занятости населения и 30-70% производства ВВП.
2. Организация на основе имеющихся в ряде стран СНГ бирж труда (в Азербайджане, Туркменистане) Межгосударственной биржи труда для сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в рамках общего рынка труда и создаваемой зоны свободной торговли на современной основе.

Практические шаги и перспективы

Реализация программ занятости в Республике Таджикистан позволила за 15 лет существования Государственной службы занятости населения обслужить по вопросам трудоустройства более 1 млн граждан, трудоустроить более 300 тыс. чел., направить на общественные работы около 200 тыс. чел., на профессиональную подготовку и переподготовку — 60 тыс. чел., на работу по организационному набору — 30 тыс. чел. За этот период при центрах занятости населения созданы более 7 тыс. дополнительных рабочих мест.
Согласно данным Госкомстата, число наемных работников, зарегистрированных в организациях всех форм собственности, составило в 2008 г. 1033,7 тыс. чел., что составляет 50,9% от общего количество занятого населения.
В 2008 г. в областях, городах и районах было проведено 73 ярмарок рабочих мест, в которых приняли участие 973 предприятий и организаций и представили 1 4 771 свободное рабочее место. 2895 человек получили направление на рабочие места, 772 чел. были задействованы на общественных работах, а 779 чел. записались на курсы по освоению профессий, причем 103 из них на сегодня уже завершили эти курсы и получили специальность*(2).
Наряду с традиционными мерами, предусматривающими трудоустройство безработных и выплату пособий, изыскиваются нетрадиционные меры привлечения к занятости, такие как организация «молодежной практики», создание Бирж труда, сети Социально-деловых центров, оказание содействия в создании неправительственных организаций, занимающихся проблемами содействия занятости населения.
Общественный фонд «Ресурсный информационно-консультативный центр по труду» является неправительственной, некоммерческой организацией, созданной усилиями инициативной группы граждан Республики Таджикистан, и официально зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Таджикистан.
Цель создания фонда — объединение усилий и привлечение средств для реализации и финансирования мероприятий по содействию занятости населения, развития сферы легальной трудовой миграции, формированию активной политики на рынке труда и развитию предпринимательской деятельности, создание информационного поля по всем аспектам труда и трудовых отношений, миграционных процессов и предпринимательства.
Для достижения поставленной цели ОФ осуществляет следующие виды деятельности:
психологическая и консультативно-правовая поддержка населения;
разработка и реализация мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, неконкурентоспособных на рынке труда;
содействие трудоустройству населения в республике и за ее пределами посредством информирования, консультирования и правовой поддержки;
подготовка и распространение информации по проблемам занятости, миграции и предпринимательства, в том числе посредством сети Интернет;
проведение научных, социологических и аналитических исследований;
сотрудничество с государственными, частными, благотворительными и международными организациями, работающими в области рынка труда, содействия занятости, миграции, развития предпринимательства и информационных технологий;
анализ поступающей информации от работодателей, учебных заведений и граждан, ищущих работу на основе обработанной информации, создание базы данных спроса и предложения на рабочую силу, о возможностях трудоустройства, профессионального обучения и переобучения незанятого населения;
проведение конференций, организация и информационное обеспечение семинаров, конкурсов, выставок и других информационно-правовых мероприятий, направленных на решение проблем занятости, миграции и предпринимательства;
работа со средствами массовой информации.
В рамках проекта «Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года» разработана система мер, направленная на совершенствование политики занятости населения и снижение уровня безработицы в стране. Разрабатывается проект Концепции создания и сохранения рабочих мест в Республике Таджикистан, которая определит основные направления и приоритеты, направленные на усиление социальной ориентации экономики, достижение эффективной занятости населения, способствующей благосостоянию граждан и обеспечение условий создания и сохранения рабочих мест.
С целью стабильного трудоустройства населения трудоспособного возраста в формальном секторе со стороны правительства будут предприняты следующие меры:
поддержание доходов семей, в том числе посредством:
а) проведения рациональной макроэкономической политики;
б) расширение возможностей трудоспособных лиц найти работу и возможностей работодателей по предоставлению работы с разумной заработной платой;
в) введение системы налогов и пособий, которая обеспечивала бы адекватную поддержку семьям, которые в ней нуждаются;
своевременное решение проблем, связанных с неблагоприятным положением в области образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
С достижением определенной макроэкономической стабильности важны следующие аспекты стратегических мер, направленные на поддержание отраслевой реструктуризации и институционального развития:
передача собственности из государственного сектора в частный сектор посредством приватизации государственных активов;
принятие соответствующих положений с целью стимулирования образования новых частных предприятий и создания равных условий для всех участников рынка, а также осуществление контроля над монополиями и деятельностью, направленной на развитие конкуренции;
обеспечение более благоприятного воздействия прямых иностранных инвестиций на устойчивое развитие путем создания благоприятного инвестиционного климата, гарантий прав собственности и выполнения договорных условий.
В течение последних 5 лет в республике наблюдается рост как номинальной, так и реальной заработной платы. Однако до сих пор в стране наблюдается и задолженность по заработной плате работающим. Общая сумма задолженности по выдаче заработной платы с учетом предыдущих лет составляет более 27 млн сомони. В отраслях материального производства задолженность по выплате заработной платы выросла на 1332 тыс. сомони (на 5,4% ) и составила 25 942 тыс. сомони. Рост задолженности по выплате заработной платы зарегистрирован почти во всех отраслях материального производства, кроме промышленности, транспорта и торговли, где задолженность по заработной плате снизилась соответственно на 3,2%, 26,6% и 31,3%. В отраслях нематериального производства задолженность по выплате заработной платы снизилась на 492,9 тыс. сомони (на 29,4%) и составила 1 184 тыс. сомони. Снижение задолженности по выплате заработной платы зарегистрировано во всех отраслях нематериального производства. Самая высокая задолженность сохраняется в отраслях материального производства. В сельском хозяйстве она составила 1 6 053 тыс. сомон и (58,4% о т общей суммы задолженности), в промышленности — 4062 тыс. сомони (14,8%), в строительстве — 4669 тыс. сомони (17,0%).
Работодатели, виновные в задержке выплаты заработной платы, привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Программой содействия занятости населения Республики Таджикистан на 2008-2009 гг. предусмотрено, что все работодатели, независимо от форм собственности, должны предоставить органам Агентства социальной защиты, занятости населения и миграции более 48,3 тыс. свободных рабочих мест (вакансии). По направлениям органов Агентства социальной защиты, занятости населения и миграции ежегодно 23,0 тыс. безработных, в том числе 13,8 тыс. женщин будут охвачены постоянными рабочими местами.
Программа содействия занятости населения Республики Таджикистан включает следующие меры:
1. Содействие занятости безработных, особо нуждающихся в социальной защите (квота). Указанные меры направлены на обеспечение работой инвалидов, молодежи, женщин, которые воспитывают малолетних детей, одиноких и многодетных женщин, военнослужащих, уволенных из рядов вооруженных сил, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также предоставления им следующих дополнительных льгот:
занимать специальные места работы (квота);
профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и переподготовка:
содействие занятости путем разработки и реализации целевых программ по содействию занятости, создание дополнительных рабочих мест и развитие малого и среднего бизнеса (в том числе и использованием труда инвалидов);
реабилитационные услуги путем профессиональной ориентации. Реализация этих мер предоставит возможность в течение 2008-2009 гг. обеспечить работой 2,5 тыс. инвалидов, одиноких и многодетных женщин, молодежи, военнослужащих, уволенных из рядов вооруженных сил и лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
2. Содействие занятости молодежи. С целью выполнения Национальной программы «Молодежь Таджикистана в 2007-2009 гг.» обеспечение занятости населения осуществляет следующие мероприятия:
содействие обеспечению молодежи постоянным рабочим местом за счет существующих рабочих мест (27,6 тыс. чел.);
проведение консультационных работ по профессиональной ориентации (23,5 тыс. чел.);
профессиональная подготовка повышение квалификации и переподготовка по профессиям, соответствующим требованиям рынка труда (17,5 тыс. чел.);
поддержка инициатив молодежи в организации индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности, создание бизнес-инкубаторов (2,7 тыс. чел.);
реализация мер по правовому воспитанию молодежи;
расширение кругов деятельности социально-предпринимательских центров;
привлечение молодежи на оплачиваемые общественные работы (10,8 тыс. чел.);
создание специальных программ через средства массовой информации.
Согласно Программе всего 54,6 тыс. молодых людей будут охвачены занятостью.
3. Содействие занятости женщин. Для выполнения Государственной программы «Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в Республике Таджикистан на 2009-2010 годы» будут проведены следующие мероприятия:
содействие обеспечению женщин постоянным рабочим местом за счет существующих рабочих мест (24,2 тыс. чел.);
проведение консультационных работ по профессиональной ориентации (25,5 тыс. чел.);
профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка по профессиям, соответствующим требованиям рынка труда (10,5 тыс. чел.);
поддержка инициатив женщин в развитии предпринимательства и самозанятости (3,2 тыс. чел.);
привлечение женщин на оплачиваемые общественные работы в направлении благоустройства и озеленения (8,8 тыс. чел.);
усовершенствование информационной деятельности и правового воспитания женщин.
Согласно Программе всего 43,5 тыс. женщин будут охвачены занятостью.
4. Организация общественных работ. Общественные работы считаются одним из путей привлечения безработных к временной работе и сокращению интенсивной безработицы на рынке труда. Безработные граждане и граждане, ищущие работу, будут привлечены к этому виду занятости на основании договора с органами Государственного агентства социальной защиты, занятости населения и миграции на местах с работодателями.
В период реализации Программы предстоит:
создание Национального центра образования взрослых и его филиалов в городах Душанбе, Канибадам, Курган-Тюбе, Куляб, Пенджикент, в Таджикабадском районе республики;
укрепление материально-технической базы учебных центров, повышение качества обучения;
обеспечение центрального аппарата и органов Агентства на местах современной техникой (компьютером, факсом, копировальными машинами), создание единой аналитико-информационной сети Государственного агентства социальной защиты, занятости населения и миграции и открытие специального сайта в Интернете.

Литература

1. Программа содействия занятости населения Республики Таджикистан на 2008-2009 годы. Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30.12.2007N 632.
2. Амонова Д.С. Особенности реформирования социально-трудовых отношений в Республике Таджикистан // Экономика Таджикистана:стратегия развития. Душанбе. -2007, N 4.
3. Амонова Д.С. Республика Таджикистан: рынок труда и занятость // Человек и труд. — 20 0 6, N 11.
4. Таджикистан: 15 лет государственной независимости. Стат. сб., Душанбе, 2006.

Л. Ходжаева,
аспирант Московской академии государственного и муниципального управления

«Кадровик. Кадровый менеджмент», N 1, январь 2009 г.

——————————————————————————
*(1) По данным Госкомитета статистики РТ.
*(2) По данным Агенства социальной защиты РТ на июль 2008 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит