» Повышаем профессиональный уровень медицинских и фармацевтических работников


Повышаем профессиональный уровень медицинских и фармацевтических работников


21.03.2010

Как известно, кадры решают все, а квалифицированные кадры — в особенности. Но квалификацию, какой бы высокой она ни была, необходимо поддерживать. Следовательно, специалистов нужно постоянно обучать. Какие требования установлены к квалификации медицинских и фармацевтических работников и как учесть данный вид расходов в бухгалтерском и налоговом учете, мы рассмотрим в настоящей статье.

Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2008 N 705н*(1) (далее — Порядок N 705н). В нем определены правила организации совершенствования профессиональных знаний (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) медицинских и фармацевтических работников, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования по специальностям группы «Здравоохранение», а также занимающихся (претендующих на занятие) медицинской или фармацевтической деятельностью.

Коротко о том, для чего это нужно

Профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников проводит работодатель на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 196 ТК РФ). При этом в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель просто обязан проводить повышение квалификации своих работников, если это является условием осуществления определенных видов деятельности. Например, в соответствии с пп. «и» п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности*(2) и пп. «г», «д» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности*(3) одним из условий лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности является повышение квалификации специалистов не реже одного раза в пять лет.
Кроме этого, согласно ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья человека от 22.07.1993 N 5487-1 заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют право лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста, который выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

О профессиональной переподготовке

Согласно п. 1 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 06.09.2000 N 2571 (далее — Положение N 2571), профессиональная переподготовка является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования и проводится с учетом профиля полученного образования направляемого на переподготовку работника. Для осуществления переподготовки разрабатываются дополнительные профессиональные образовательные программы. Различают два типа таких программ: одни предназначены для обеспечения совершенствования знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другие — для получения дополнительной квалификации.
Профессиональная переподготовка специалистов проводится на базе высшего и среднего профессионального образования. При этом уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности или для получения дополнительной квалификации (п. 8 и 9 Положения N 2571).
В соответствии с п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов*(4) целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

О повышении квалификации

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем (п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов).
Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
— краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
— тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
— длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

О требованиях, предъявляемых к профессиональной переподготовке и повышению квалификации

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения при наступлении очередного срока дополнительного профессионального образования. Они осуществляются образовательными учреждениями, имеющими аккредитацию по образовательным программам, учитывающим имеющийся по всем разделам специальности уровень знаний, умений, практических навыков и результаты вступительных испытаний при наступлении очередного срока дополнительного профессионального образования (п. 4 и 5 Порядка N 705н). При этом сроки, формы, содержание и технология обучения определяются образовательным учреждением, реализующим соответствующую образовательную программу, самостоятельно в соответствии с потребностями заказчика (п. 6 Порядка N 705н).
Нормативное количество часов аудиторных занятий, необходимое для повышения профессиональной квалификации, устанавливается в зависимости от стажа специалиста, что мы и представим в виде таблицы.

———T———————————T——————————-¬
¦ Группа ¦ Стаж работы по специальности ¦ Нормативное количество часов ¦
+———+———————————+——————————-+
¦ 1 ¦Для специалистов, имеющих стаж¦При любой форме обучения — от¦
¦ ¦работы по специальности 10 лет и¦100 до 500 часов аудиторных¦
¦ ¦более ¦занятий ¦
+———+———————————+——————————-+
¦ 2 ¦Для специалистов, имеющих стаж¦При любой форме обучения -¦
¦ ¦работы по специальности от 5 до¦свыше 500 часов аудиторных¦
¦ ¦10 лет ¦занятий ¦
L———+———————————+———————————

Что касается профессиональной подготовки специалистов, имеющих стаж работы менее пяти лет, то она осуществляется в соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития РФ от 11.03.2008 N 112н «О Номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» (далее — Приказ N 112н). Например, получив в вузе специальность «Лечебное дело. Педиатрия», специалист может работать, в частности, по специальности «Детская хирургия». Однако, чтобы иметь возможность заниматься деятельностью по таким специальностям, как детская онкология, детская урология — андрология, колопроктология, нейрохирургия, сердечно-сосудистая хирургия, торакальная хирургия, трансфузиология, ультразвуковая диагностика, функциональная диагностика, челюстно-лицевая хирургия, эндоскопия, ему необходимо пройти дополнительную подготовку, которая проводится:
— через обучение в ординатуре;
— через профессиональную переподготовку для выполнения нового вида профессиональной деятельности при наличии послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура) по соответствующей основной специальности.
При этом подготовка по специальностям «Детская онкология», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Торакальная хирургия», «Нейрохирургия», «Челюстно-лицевая хирургия» и «Урология» проводится исключительно в ординатуре.
Лица, получившие право на профессиональную деятельность по специальности, а также зачисленные на обучение по программам послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования в соответствии с ранее действовавшими нормативными актами, сохраняют право на профессиональную деятельность и дальнейшее обучение в соответствии с имеющейся специальностью (п. 4 примечаний к Приказу N 112н).
Освоение образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации завершается обязательной государственной итоговой аттестацией. Слушателям, освоившим образовательную программу повышения квалификации и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается свидетельство о повышении квалификации государственного образца. Слушателям, освоившим образовательную программу профессиональной переподготовки и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке государственного образца (п. 7-9 Порядка N 705н).
Специалисты, освоившие образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, могут продолжать замещать в учреждениях здравоохранения врачебные и провизорские должности, соответствующие Номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденной Приказом N 112н (п. 10 Порядка N 705н). В соответствии с п. 3-4 примечаний к Приказу N 112н допускается получение основных специальностей через профессиональную переподготовку для выполнения нового вида профессиональной деятельности для лиц, замещающих должности:
— врача-терапевта участкового и врача-педиатра участкового — по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»;
— руководителей организаций здравоохранения и учреждений госсанэпидслужбы — по специальностям «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы»;
— руководителей аптечных организаций — по специальности «Управление и экономика фармации»;
— врачей хирургического профиля — по специальностям «Судебно-медицинская экспертиза» и «Патологическая анатомия»;
— врачей-педиатров — по специальностям «Неонатология» и «Неврология».

Как учесть произведенные расходы

Гарантии и компенсации для работников, направляемых работодателем для повышения квалификации, закреплены в ст. 187 ТК РФ.
Во-первых, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Ее рассчитывают в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у работодателя, независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).
Во-вторых, работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Кроме того, учреждение оплачивает организаторам стоимость обучения на курсах. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации*(5) расходы на обучение медицинских и фармацевтических работников на курсах повышения квалификации, подготовку и переподготовку специалистов, необходимых для осуществления деятельности, следует относить на подстатью 226 «Прочие услуги» КОСГУ.
В бухгалтерском учете в соответствии с п. 199 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н, данная операция будет отражена следующим образом:
Дебет счетов 1 401 01 226 «Расходы на прочие работы, услуги», 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)»
Кредит счета 1 (2) 302 09 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг».

Пример.
Центральная поликлиника районного центра субъекта РФ направляет терапевта на курсы повышения квалификации с отрывом от производства в другой город на 12 дней. Учреждение оплатило организаторам курсов за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, стоимость курсов на условиях предоплаты в размере 9 000 руб. (НДС не облагается). Перед отъездом работнику выданы под отчет из кассы командировочные в сумме 5 000 руб., в том числе:
— суточные — 1 200 руб. (за 12 дней из расчета 100 руб. за сутки);
— на проезд до места обучения — 960 руб.;
— на проживание в гостинице — 2 840 руб.
По возвращении он представил авансовый отчет с приложенными:
— железнодорожными билетами, стоимость которых составляет 960 руб.;
— счетом из гостиницы на сумму 2 360 руб. (без НДС).
В бухгалтерском учете поликлиники необходимо сделать следующие проводки:

—————————————T—————T—————T————-¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, руб. ¦
+—————————————+—————+—————+————-+
¦Перечислены денежные средства¦ 2 206 09 560 ¦ 2 201 01 610 ¦ 9 000 ¦
¦организатору курсов повышения¦ ¦ ¦ ¦
¦квалификации ¦ ¦ ¦ ¦
+—————————————+—————+—————+————-+
¦Выданы работнику под отчет денежные¦ ¦ ¦ ¦
¦средства на командировочные расходы: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- суточные ¦ 2 208 02 560 ¦ 2 201 04 610 ¦ 1 200 ¦
¦- на проезд ¦ 2 208 05 560 ¦ 2 201 04 610 ¦ 960 ¦
¦- на проживание в гостинице ¦ 2 208 09 560 ¦ 2 201 04 610 ¦ 2 840 ¦
+—————————————+—————+—————+————-+
¦Списана на затраты стоимость курсов¦ 2 106 04 340 ¦ 2 302 09 730 ¦ 9 000 ¦
¦повышения квалификации ¦ ¦ ¦ ¦
+—————————————+—————+—————+————-+
¦Произведен зачет перечисленного аванса¦ 2 302 09 830 ¦ 2 206 09 660 ¦ 9 000 ¦
+—————————————+—————+—————+————-+
¦Списаны командировочные расходы: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- по проезду ¦ 2 106 04 340 ¦ 2 208 05 660 ¦ 960 ¦
¦ ¦ (222 КОСГУ) ¦ ¦ ¦
+—————————————+—————+—————+————-+
¦- суточные (100 руб. x 12 дн.) ¦ 2 106 04 340 ¦ 2 208 02 660 ¦ 1 200 ¦
¦ ¦ (212 КОСГУ) ¦ ¦ ¦
+—————————————+—————+—————+————-+
¦- по проживанию в гостинице ¦ 2 106 04 340 ¦ 2 208 09 660 ¦ 2 360 ¦
¦ ¦ (226 КОСГУ) ¦ ¦ ¦
+—————————————+—————+—————+————-+
¦Работник внес в кассу¦ 2 201 04 510 ¦ 2 208 09 660 ¦ 480 ¦
¦неизрасходованный аванс, выданный на¦ ¦ ¦ ¦
¦проживание ¦ ¦ ¦ ¦
+—————————————+—————+—————+————-+
¦ Бюджетное учреждение при оплате договора по повышению квалификации может¦
¦перечислить аванс в размере 100% от суммы договора (п. 6 Постановления¦
¦Правительства РФ от 24.12.2008 N 987). ¦
L————————————————————————————

Несколько слов о налогах

Налог на доходы физических лиц. Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников.
Таким образом, если организация заключила договор с учебным заведением, имеющим лицензию на образовательную деятельность, на оказание образовательных услуг по профессиональной подготовке (переподготовке) своих штатных работников в рамках утвержденной руководством организации программы повышения квалификации, то оплата организацией обучения своих работников с целью повышения их квалификации либо обучения вторым профессиям с учетом полученного образования признается компенсационной выплатой, связанной с возмещением расходов на повышение профессионального уровня, согласно вышеуказанной статье и не подлежит обложению НДФЛ (Письмо Минфина РФ от 23.12.2008 N 03-04-06-01/384).
Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В силу действующего налогового законодательства освобождаются от обложения ЕСН и пенсионными взносами суммы, направленные на повышение профессионального уровня работников (пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Аналогичные разъяснения изложены в письмах Минфина РФ от 07.05.2008 N 03-04-06-01/124, от 08.09.2006 N 03-03-04/1/657. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ расходы на профессиональную подготовку и повышение квалификации не подлежат обложению ЕСН в том случае, если они не отнесены на расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Налог на прибыль. На основании ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.
Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В соответствии с пп. 23 п. 1 ст. 264 РФ расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, при соблюдении требований, предусмотренных п. 3 ст. 264 НК РФ, а именно, если:
— обучение, профессиональная подготовка и переподготовка работников налогоплательщика осуществляются на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
— обучение, профессиональную подготовку и переподготовку проходят работники налогоплательщика, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у него не менее одного года. В случае, если трудовой договор между указанным физическим лицом и налогоплательщиком был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия, за исключением случаев прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст. 83 ТК РФ), налогоплательщик обязан включить во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором прекратил действие данный трудовой договор, сумму платы за обучение, профессиональную подготовку или переподготовку соответствующего физического лица, учтенную ранее при исчислении налоговой базы. В случае, если трудовой договор физического лица с налогоплательщиком не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, профессиональной подготовки или переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, указанные расходы также включаются во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором истек данный срок заключения трудового договора.
Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на обучение, в течение всего срока действия соответствующего договора обучения и одного года работы физического лица, обучение, профессиональная подготовка или переподготовка которого были оплачены налогоплательщиком, в соответствии с заключенным с налогоплательщиком трудовым договором, но не менее четырех лет.
Следовательно, если организация заключила договор с учебным заведением, имеющим лицензию на образовательную деятельность, на оказание образовательных услуг по профессиональной подготовке (переподготовке) своих штатных работников, имеющих законченное высшее (среднее) образование, по программам дополнительного профессионального образования с целью повышения квалификации и более эффективного использования специалистов в своей деятельности, то данные расходы учитываются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
При этом в целях налогообложения прибыли для документального подтверждения расходов на обучение, по мнению автора, необходимы:
— договор с образовательным учреждением;
— приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение;
— учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений;
— сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение;
— акт об оказании услуг.
Аналогичное мнение изложено в письмах Минфина РФ от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137, УФНС по г. Москве от 19.08.2008 N 20-12/077572.

С. Валова,
редактор журнала «Бюджетные учреждения:
ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности»

«Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 5, май 2009 г.

————————————————————————
*(1) Приказ на момент написания статьи опубликован не был. Вступит в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
*(2) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416.
*(3) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30.
*(4) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610.
*(5) Утверждены Приказом Минфина РФ от 25.12.2008 N 145н.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит