» Особенности труда водителей


Особенности труда водителей


21.03.2010

В деятельности практически каждой организации используются автомобили. Как известно, транспорт является средством повышенной опасности, и водители, управляя транспортным средством, порой рискуют не только материальными ценностями, но и жизнью своей и пассажиров. Чтобы снизить подобные риски, работодателю необходимо соблюдать режимы труда и отдыха водителей, а также проводить предрейсовые медицинские осмотры. Как правильно организовать рабочее время водителя, установлены ли ограничения по времени управления автомобилем, могут ли водители работать по совместительству — эти и некоторые другие вопросы рассмотрим в данной статье.

Принимаем на работу

Трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств.
Статья 328 ТК РФ обязывает пройти профессиональный отбор, подготовку и обязательный предварительный медицинский осмотр (обследование) в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта и здравоохранения. Требование о медицинском обследовании содержится также в ст. 23 и 26 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и ст. 21 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1.
При трудоустройстве водитель кроме документов, установленных ст. 65 ТК РФ, обязан предъявить водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, которое подтверждает его профессиональную подготовку.
В водительских удостоверениях предусмотрены пять категорий транспортных средств*(1):
— A — мотоциклы;
— B — легковые автомобили до 3,5 т, число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8;
— C — грузовые автомобили более 3,5 т (за исключением автобусов);
— D — автобусы, имеющие, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест;
— E — составы транспортных средств.
Водительским удостоверением подтверждается стаж управления автомобилем. Если вам требуется водитель с определенной квалификацией или опытом работы, например для пассажирских перевозок, для их подтверждения можно обратиться к записям в трудовой книжке, справкам с предыдущих мест работы, заверенным копиям приказов или трудовых договоров (контрактов).
Если будущий водитель отказывается представить документы, подтверждающие его профессионализм, можете смело отказывать в приеме — в таком случае ваш отказ будет обоснованным (ст. 64 ТК РФ).

О медицинских осмотрах

При трудоустройстве кроме водительского удостоверения работник обязан представить медицинскую справку о пригодности к выполнению работ, связанных с управлением автомобильным транспортом.
Медицинские осмотры проводятся не только при поступлении на работу, но и в процессе трудовой деятельности тоже — предрейсовые и периодические медосмотры, которые проводятся за счет работодателя (ст. 213 ТК РФ). Порядок и периодичность проведения таких осмотров регламентируется приказами:
— Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств»;
— Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии»;
— Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)».
Статьей 213 ТК РФ установлено, что кроме медицинского осмотра работники, эксплуатирующие автотранспорт, должны проходить обязательное психиатрическое обследование раз в пять лет.

Особенности предрейсового медосмотра

Для определения наличия у водителей медицинских противопоказаний или ограничений к управлению автомобилем проводят предрейсовый медицинский осмотр. Такие медосмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат. Если предрейсовый медосмотр проводится на основании договора с медицинским учреждением, то оно должно иметь лицензию на данный вид деятельности.
В организациях, занимающихся эксплуатацией транспорта, часто возникает вопрос о том, нужно ли получать лицензию на проведение предрейсовых осмотров своих водителей. По мнению некоторых судов, иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности обязаны лишь те организации, для которых такая деятельность является основной (постановления ФАС ПО от 05.07.2007 N А12-2901/07, ФАС ВВО от 18.06.2008 N А31-6296/2007-13). В своих решениях судьи ссылаются на методические рекомендации, утвержденные Письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» (далее — Письмо Минздрава РФ), согласно которым осмотр могут проводить только медицинские работники, имеющие соответствующий сертификат, а учреждения здравоохранения — лицензию.
Другие суды считают, что раз нормативные акты по лицензированию не содержат положений о возможности осуществления медицинской деятельности по проведению медосмотров для собственных нужд организации без лицензии, то в случае проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей организацией, не имеющей соответствующей лицензии, эта организация может быть привлечена к административной ответственности по п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (Постановление ФАС СКО от 08.05.2007 N Ф08-1326/2007-564А).
Предрейсовые медицинские осмотры нужно проводить перед началом рабочей смены водителей в соответствии с методическими рекомендациями, приведенными в Письме Минздрава РФ. Для их осуществления необходимо выделить специальное помещение, состоящее не менее чем из двух комнат (комната для проведения осмотров и комната для отбора биологических сред) и оснащенное медицинской кушеткой, письменным столом, стульями, прибором для определения артериального давления (2 шт.), термометром (3 шт.), алкометром (2 шт.), стетофонендоскопом (2 шт.) и другими необходимыми инструментами.
Во время осмотра медработник обращает внимание на походку водителя, состояние кожи на предмет расчесов, инъекций, определяет реакцию зрачков на свет, измеряет артериальное давление и частоту пульса. При этом учитывается принадлежность водителя к одной из групп риска, возраст, стаж работы в профессии, условия работы и характер производственных факторов.
Если в ходе осмотра у водителя выявлены признаки временной нетрудоспособности (например, проба на алкоголь, психотропные и наркотические вещества дала положительные результаты), водитель не допускается к управлению транспортным средством и отстраняется от работы в соответствии со ст. 76 ТК РФ.
Результаты проведенного предрейсового медицинского осмотра в обязательном порядке заносятся в журнал. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью организации или учреждения здравоохранения.
При допуске к рейсу на путевых листах ставится штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр», дата и подпись медицинского работника, проводившего осмотр.
Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство (ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

Особенности оформления трудового договора

Статья 57 ТК РФ содержит обязательные для включения в текст договора условия. Иногда возникают сложности с определением одного из таких условий — места работы, поскольку работа водителей в основном имеет подвижной или разъездной характер. В таких случаях рекомендуем указывать местонахождение конкретных объектов, на которых будет трудиться работник, а при подвижной работе — обслуживаемую им территорию (например, за водителем автомобиля-такси может быть закреплен конкретный район города).
Следующий вопрос: нужно ли указывать в трудовом договоре наименование и марку автомобиля? Отвечаем: указывать конкретную марку автомобиля можно в том случае, если данный водитель будет работать только на конкретном автомобиле и не предполагается его перемещение на другой автомобиль. Если вероятность замены автомобиля существует, лучше не конкретизировать марку, иначе придется заключать дополнительное соглашение к трудовому договору об использовании другого транспортного средства.

Рабочее время шофера

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение) утверждено Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15. Данное положение распространяется на всех водителей, кроме водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.
Пункт 6 Положения раскрывает понятие рабочего времени водителя: время, в течение которого водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности). Но п. 15 Положения включает в рабочее время и иные периоды для:
— перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
— выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках — в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
— проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
— стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
— простоев не по вине водителя;
— проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ;
— охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
— присутствия в автомобиле, когда водитель не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей.
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 ч в неделю. Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 ч. При перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов смена не может превышать 8 ч.
В силу ст. 104 ТК РФ в тех случаях, когда нормальная еженедельная или ежедневная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена, водителям должен устанавливаться суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) можно увеличить до 10 ч, но не более двух раз в неделю, при этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч (п. 17 Положения).
Продолжительность ежедневной работы может быть увеличена до 12 ч водителям, работающим на регулярных городских и пригородных маршрутах, в соответствии с п. 11 Положения.
В силу п. 3 Положения данные особенности необходимо учитывать при составлении графиков работы (сменности) водителей, которые утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Такие графики должны составляться для всех водителей на каждый день (смену) и доводиться до сведения водителей не позднее чем за месяц до введения их в действие. В графике нужно отразить время:
— начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены);
— перерывов для отдыха и питания;
— ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.
С учетом положений ст. 99 ТК РФ допускается привлечение к сверхурочным работам водителей. При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 ч, за исключением случаев, предусмотренных п. 1, 3 ч. 2 ст. 99 ТК РФ, а именно:
— при необходимости выполнить или закончить начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена или закончена в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение этой работы повлечет за собой порчу или гибель имущества работодателя, государственного или муниципального имущества либо может создать угрозу жизни и здоровью людей;
— для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.
О работе по совместительству водителей в ст. 329 ТК РФ говорится, что работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень таких работ, профессий, должностей утвержден Правительством РФ в Постановлении от 19.01.2008 N 16 «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств».
Некоторым водителям работодатель может установить ненормированный рабочий день, но только с учетом мнения выборного представительного органа работников организации. Согласно п. 14 Положения такой режим работы можно установить:
— водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси);
— водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.
Поскольку работодатель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда, правильно организовать труд работников, необходимо соблюдать положения вышеуказанных нормативных актов, а также не забывать про Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте*(2), которые распространяются не только на водителей автомобилей, но и на работников автотранспортных организаций, цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств.
При составлении локальных нормативных актов об оплате труда водителей пассажирского транспорта следует учитывать положения Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы, зарегистрированного 25.03.2008 N 96/08-10 (Письмо Роструда от 25.03.2008 N 1558-ТЗ).

Сколько водитель должен отдыхать?

Время отдыха водителей регламентируется ТК РФ и разд. III Положения, в соответствии с которыми еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 42 ч. Время перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность устанавливаются с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем в трудовом договоре.
Всем работникам в соответствии со ст. 111 ТК РФ предоставляются выходные дни. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляется два выходных дня в неделю (оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд), при шестидневной — один. Но если в компании установлен суммированный учет рабочего времени для водителей, можно установить выходные дни в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом в силу п. 27 Положения число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. Можно привлечь водителя к работе и в его выходной день, но только с учетом положений ст. 113 ТК РФ. Для этого нужно издать приказ или распоряжение и получить письменное согласие водителя.
В случаях, предусмотренных ст. 112 ТК РФ, допускается привлекать водителей к работе в нерабочие праздничные дни. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену) в силу п. 25 Положения.
Немного разъясним. Ежедневный (междусменный) отдых — это время с момента окончания работы и до ее начала в следующий день (смену). Трудовым кодексом не регламентируется ни его продолжительность, ни порядок предоставления. Обычно они определяются правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности и зависят от продолжительности рабочего времени. То есть при восьмичасовом рабочем дне ежедневный отдых должен быть не менее 15 ч (8 ч х 2 — 1 ч (обед)).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 ч независимо от перерыва на отдых и питание.
Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Первая часть должна закончиться не позже чем через 4 ч после начала работы. Затем предоставляется перерыв продолжительностью не более 2 ч без учета времени для отдыха и питания. Об этом говорится в п. 13 Положения.
При предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков следует руководствоваться нормами ст. 115 ТК РФ и предоставлять 28 календарных дней. Кроме этого, ст. 116 ТК РФ предоставляет работникам транспортных организаций право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также за особый характер работы. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. В соответствии с этим списком отпуск предоставляется в рабочих днях, а вот сокращенная продолжительность рабочего времени не установлена.

———————————————-T——————————————¬
¦ Наименование профессий и должностей ¦Количество дней дополнительного отпуска (в¦
¦ ¦ рабочих днях) ¦
+———————————————+——————————————+
¦Водитель автомобиля, работающий на автобусе ¦ 12 ¦
¦регулярных линий, в том числе заказных ¦ ¦
+———————————————+——————————————+
¦Водитель автобуса, работающий на маршрутном ¦ 12 ¦
¦такси ¦ ¦
+———————————————+——————————————+
¦Водитель автомобиля, в том числе и ¦ ¦
¦специального (кроме пожарного), ¦ ¦
¦грузоподъемностью: ¦ ¦
¦а) от 1,5 до 3 т; ¦ 6 ¦
¦б) от 3 т и выше ¦ 12 ¦
+———————————————+——————————————+
¦Водитель легкового автомобиля-такси при ¦ 6 ¦
¦работе в городах республиканского, краевого, ¦ ¦
¦областного подчинения и на международных ¦ ¦
¦трассах ¦ ¦
+———————————————+——————————————+
¦Водитель-испытатель боевых и специальных ¦ 12 ¦
¦машин, занятый испытанием танков в дорожных ¦ ¦
¦условиях ¦ ¦
+———————————————+——————————————+
¦Кондуктор автобуса ¦ 6 ¦
+———————————————+——————————————+
¦Вулканизаторщик, постоянно работающий на ¦ 6 ¦
¦горячих вулканизационных прессах (аппаратах) ¦ ¦
¦на ремонте автошин, автокамер и резиновых ¦ ¦
¦изделий ¦ ¦
+———————————————+——————————————+
¦Водитель автомобиля, занятый перегоном ¦ 6 ¦
¦автомобилей, слесарь по ремонту автомобилей и¦ ¦
¦рабочие других профессий — все постоянно ¦ ¦
¦работающие в ночных сменах на техническом ¦ ¦
¦обслуживании, ремонте и осмотре ¦ ¦
¦автотранспортных средств ¦ ¦
+———————————————+——————————————+
¦Слесарь по ремонту автомобилей, занятый в ¦ ¦
¦автохозяйствах ремонтом двигателей ¦ ¦
¦автомобилей, работающих: ¦ ¦
¦а) на газе; ¦ 6 ¦
¦б) на этилированном бензине ¦ 12 ¦
L———————————————+——————————————-

Работодатель может самостоятельно установить дополнительный оплачиваемый отпуск, если условия труда на конкретных рабочих местах будут признаны опасными, вредными или особыми в результате аттестации рабочих мест. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» установлено, что такой отпуск не может быть менее семи календарных дней.

Положены ли СИЗ работникам транспортных компаний?

Работники автомобильного транспорта имеют право получить спецодежду, обувь и иные СИЗ на основании ст. 212 ТК РФ. В приложении 8 к Постановлению Минтруда РФ N 63*(3) приведены типовые нормы выдачи средств защиты работникам организаций транспорта. Согласно данному постановлению средствами защиты должны обеспечиваться:
— водитель автомобиля;
— диспетчер автомобильного транспорта;
— дорожный рабочий или мастер;
— кондуктор автобуса;
— оператор заправочных станций и др.
Порядок выдачи средств защиты, а также правила их пользования и хранения определены Постановлением Минтруда РФ N 51*(4).

Т.В. Шадрина,
редактор журнала «Отдел кадров коммерческой организации»

«Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», N 9, сентябрь 2009 г.

————————————————————————
*(1) Пункт 4 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 (в ред. от 14.02.2009).
*(2) Утверждены Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 N 28.
*(3) Постановление Минтруда РФ от 16.12.1997 N 63 «Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты».
*(4) Постановление Минтруда РФ от 18.12.1998 N 51 «Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит