» Применение информационных технологий


Применение информационных технологий


21.03.2010

Внедрение информационных систем в любую сферу деятельности — это сегодня довольно несложная процедура, так как существует огромное количество разработок, опробованных на практике. Однако внедрение информационных систем в государственном секторе имеет определенные особенности и ряд сложностей. Автор статьи рассматривает внедрение и использование технологий в сфере информации на примере организации работ в органах государственной службы занятости населения и пенсионном фонде Российской Федерации.

Использование потенциала информационных технологий в целях повышения эффективности бюджетного сектора экономики требует целенаправленной государственной политики, которая может быть реализована в рамках скоординированных между собой ведомственных программах информатизации (проводимых в 2002-2010 гг.) по направлениям:
здравоохранение (развитие телемедицины);
социальная помощь (социальная реабилитация инвалидов за счет использования современных информационных технологий);
наука (информатизация учреждений науки, создание электронных архивов научных публикаций и д.р.);
культура (развитие электронных библиотек, виртуальных музеев, выпуска мультимедийной продукции);
охрана окружающей среды (мониторинг экологического состояния);
содействие малым предприятиям (консультирование);
содействие внешнеэкономической деятельности и привлечения инвестиций (консультирование, формирование баз данных);
содействие занятости (консультирование, формирование баз данных).
В последние годы в Российской Федерации осуществляется реформа как в государственной сфере, так и в общественной жизни. Эта реформа затронула и сферу управления. Административная реформа направлена на создание оптимальной системы государственного управления, решение неотложных социально-экономических проблем, повышение уровня и качества жизни населения.
Главной особенностью административных регламентов является то, что их внедрение направлено в первую очередь на:
повышение качества предоставления и обеспечение доступности государственных услуг, создание комфортных условий для получателей этих услуг;
применение новых форм документов, позволяющих устранить необходимость неоднократного предоставления идентичной информации, снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами;
упорядочение административных процедур и действий.
Особенность современного общества заключается в непрерывном обмене информацией. Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Полная, достоверная, своевременно полученная информация является необходимым условием успешного функционирования любой организации и особенно государственного учреждения.
Информационное обеспечение играет важную роль в государственной деятельности. При отсутствии необходимой информации невозможно принятие правильных и своевременных решений государственных задач, определение направлений развития современного общества.
В связи с этим совершенно очевидно, что работа государственных органов управления должна обеспечиваться своевременной информационной поддержкой — информационным обеспечением.
Под информационным обеспечением можно понимать процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации должностных обязанностей органов государственной власти на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Целью информационного обеспечения государственной службы является создание условий для принятия эффективных решений по управлению государством как целостной социально-экономической системой.
Управленческая информация призвана ориентироваться по следующим параметрам:
во-первых, по месту и роли государства в системе частной и общественной жизнедеятельности людей и по компетенции конкретных государственных органов (объем и содержание управленческой информации необходимо согласовывать с компетенцией государственных органов);
во-вторых, по характеру и иерархии законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих обязательной реализации в управленческих процессах (государственное управление во многом существует для исполнения законов, и ему нужна информация, раскрывающая содержание данных отношений);
в-третьих, по свойствам, формам, закономерностям и состояниям управляемых объектов, которые дифференцируют и конкретизируют управляющие воздействия различных государственных органов, а также формируют специфические виды управленческих отношений;
в-четвертых, по восприятию управляющих воздействий и соответствующим изменениям под их влиянием, что свидетельствует о развитии управляемых объектов вследствие государственного управления и возникновения в них новых потребностей в новых управляющих воздействиях.
Наглядными примерами внедрения и использования информационных систем на государственной службе служат организация работ в органах государственной службы занятости населения и Пенсионном фонде Российской Федерации.

Задачи государственной службы занятости
в едином информационном пространстве

Трудно представить современное предприятие, независимо от сферы его деятельности, без парка персональных компьютеров. И служба занятости не является исключением.
Информационная деятельность государственной службы занятости населения способствует поддержанию единого информационного пространства органов службы занятости, обеспечивающего своевременную информированность всех структур общества о положении на рынке труда, реализации содействия занятости населения, социальной поддержке безработных. Повышение информированности граждан и работодателей об их правах и обязанностях в социально-трудовой сфере, программах и услугах органов службы занятости населения, обеспечение доступности информации для клиентов органов служб занятости, удовлетворение потребностей различных групп пользователей в конкретной, адресной информации, максимально точное, своевременное ее доведение до заинтересованных в ней получателей — все эти задачи обозначены Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 18.10.2007) «О занятости населения в Российской Федерации».
Необходимость информационного обеспечения служб занятости можно рассмотреть исходя из основных показателей деятельности органов служб занятости по Российской Федерации за период январь-июнь 2008 г. (представлены на официальном сайте Роструда).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью информатизации служб занятости является повышение эффективности и качества действий этой службы, в первую очередь сокращение времени, необходимого для подбора рабочих мест, обеспечение правильного и своевременного начисления пособий по безработице, снижение затрат на регистрацию лиц, обращающихся в органы службы занятости.

Таблица 1

Основные показатели деятельности органов служб занятости
по Российской Федерации за период январь-июнь 2008 года

——-T—————————————————T——————T———————¬
¦ N пп ¦ Показатели ¦ Январь-июнь ¦ 2008 г. в % 2007 г.¦
¦ ¦ +———T———+ ¦
¦ ¦ ¦ 2008 г.¦ 2007 г.¦ ¦
+——+—————————————————+———+———+———————+
¦ 1. ¦Численность граждан, обратившихся за содействием в¦ 2939 ¦ 3075 ¦ 95,6 ¦
¦ ¦поиске подходящей работы (тыс. человек) ¦ ¦ ¦ ¦
+——+—————————————————+———+———+———————+
¦ 2. ¦Численность граждан, признанных безработными (тыс.¦ 1262 ¦ 1380 ¦ 91,4 ¦
¦ ¦человек) ¦ ¦ ¦ ¦
+——+—————————————————+———+———+———————+
¦ 3. ¦Численность граждан, нашедших работу при содействии¦ 2011 ¦ 2018 ¦ 99,7 ¦
¦ ¦органов службы занятости (тыс. человек) ¦ ¦ ¦ ¦
+——+—————————————————+———+———+———————+
¦ 4. ¦Численность граждан, проходивших обучение по¦ 120 ¦ 105 ¦ 114,3 ¦
¦ ¦направлению органов службы занятости (тыс. человек)¦ ¦ ¦ ¦
+——+—————————————————+———+———+———————+
¦ 5. ¦Численность безработных граждан, состоящих на учете¦ 1553 ¦ 1742 ¦ 89,2 ¦
¦ ¦в органах службы занятости на начало отчетного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦периода (тыс. человек) ¦ ¦ ¦ ¦
+——+—————————————————+———+———+———————+
¦ 6. ¦Численность безработных граждан, состоящих на учете¦ 1331 ¦ 1492 ¦ 89,2 ¦
¦ ¦в органах службы занятости на конец отчетного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦периода (тыс. человек) ¦ ¦ ¦ ¦
+——+—————————————————+———+———+———————+
¦ 7. ¦Потребность в работниках, заявленная в органы¦ 1527 ¦ 1385 ¦ 110,3 ¦
¦ ¦службы занятости на конец отчетного периода (тыс.¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦человек) ¦ ¦ ¦ ¦
+——+—————————————————+———+———+———————+
¦ 8. ¦Численность безработных граждан, принимавших¦ 409 ¦ 352 ¦ 116,2 ¦
¦ ¦участие в оплачиваемых общественных работах¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(тыс.чел.) ¦ ¦ ¦ ¦
+——+—————————————————+———+———+———————+
¦ 9. ¦Уровень регистрируемой безработицы на конец отчет-¦ 1,8 ¦ 2,0 ¦ — ¦
¦ ¦ного периода (%) ¦ ¦ ¦ ¦
+——+—————————————————+———+———+———————+
¦ 10. ¦Напряженность на рынке труда (численность незанятых¦ 1,0 ¦ 1,2 ¦ — ¦
¦ ¦граждан, зарегистрированных в органах службы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦занятости в расчете на одну заявленную вакансию) ¦ ¦ ¦ ¦
+——+—————————————————+———+———+———————+
¦ 11. ¦Численность граждан, проходящих альтернативную¦ 956 ¦ — ¦ — ¦
¦ ¦гражданскую службу (человек) ¦ ¦ ¦ ¦
L——+—————————————————+———+———+———————

Таблица 2

Справочная информация по данным Росстата
на конец июня 2008 года

——T——————————————————————T———T———T———¬
¦ 1. ¦Численность экономически активного населения (млн чел.) ¦ 75,5 ¦ 74,8 ¦ 100,9 ¦
+—-+——————————————————————+———+———+———+
¦ 2. ¦Численность занятых экономической деятельностью (млн чел.) ¦ 70,8 ¦ 69,8 ¦ 101,4 ¦
+—-+——————————————————————+———+———+———+
¦ 3. ¦Общая численность безработных граждан (МОТ) (млн чел.) ¦ 4,7 ¦ 5,0 ¦ 94,0 ¦
+—-+——————————————————————+———+———+———+
¦ 4. ¦Уровень общей безработицы (%) ¦ 6,2 ¦ 6,7 ¦ — ¦
L—-+——————————————————————+———+———+———

Служба занятости является важным звеном в современной системе рыночных отношений. Данная организация в процессе своей работы решает следующие задачи:
1. Задача подбора работника на вакантную должность:
получение информации от физических и юридических лиц о имеющихся у них потребностях нанять работника и перечне требований в ним;
получение информации от физических лиц о их желании получить работу в той или иной области, а также полной информации о возможностях данного лица;
обработка полученной информации;
осуществление подбора работника на имеющуюся вакантную должность.
2. Задача переподготовки кадров в соответствии с условиями современной ситуации:
получение информации от физических лиц, об их желании получить переподготовку;
получение информации от организаций, осуществляющих переподготовку о возможных вариантах ее проведения;
направление физических лиц в организации на переподготовку;
получение информации о процессе и результатах переподготовки.
3. Задача предоставления различным организациям статистической информации, полученной в процессе работы центра;
различная обработка информации, используемой центром в своей работе;
представление обработанной информации в удобном для пользователей виде;
обеспечение быстрого доступа всех пользователей к обработанной информации.
Информация, используемая в работе центров занятости, имеет ряд особенностей и связанных с ними требований по работе с этой информацией:
большие потоки поступающей и выходящей информации, требуют возможности их быстрой обработки, а также легкого доступа к ним;
поступающая информация, обладает свойством цикличности, что значительно упрощает процесс ее обработки, но в то же время и требует создания четкой системы ее организации;
главная задача центров занятости, а именно подбор работника на вакантную должность, не может осуществляться вручную в силу большого объема поступающей информации. Поэтому необходимо создание системы, способной быстро провести обработку имеющейся информации и удовлетворить тем самым запросы фирм по замещению вакантных должностей;
информация, подлежащая анализу, имеет несколько признаков, по которым необходимо производить ее классификацию, что делает необходимым создание системы, способной производить сортировку уже имеющейся информации.
Для работодателя, ищущего подходящую кандидатуру на вакантное место, служба занятости предлагает такие виды информационных услуг, как специализированные ярмарки вакансий и презентации предприятий, банки вакансий высококвалифицированных специалистов, городские и республиканские банки вакансий, в том числе на сайте Госслужбы занятости. Оперативную информацию о рынке труда партнеры службы занятости могут почерпнуть в местных средствах массовой информации, на семинарах для кадровых служб предприятий.
Самый главный упор в свете требований сегодняшнего времени делается на развитие интернет-ресурсов как наиболее доступного, оперативного источника необходимой информации.

Работа Пенсионного фонда РФ по информационному обеспечению

Деятельность Пенсионного фонда РФ затрагивает в настоящее время интересы всего взрослого населения Российской Федерации. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, численность пенсионеров на 1 января 2008 г. составляет порядка 38 млн человек. Статистические данные приведены в табл. 3.
Система пенсионного обеспечения в 90-е годы не соответствовала рыночным формам хозяйствования. Пенсии не успевали индексировать и пересчитывать, направленные по назначению деньги «терялись», в администрациях, почтовых отделениях, в банках. Положение стало меняться, когда Верховным Советом и Президентом РФ было принято решение от 22.12.1990 о создании Пенсионного фонда России, на который возлагалась функция управления финансами пенсионного обеспечения.
Но перед Пенсионным фондом встал ряд проблем, так как для сбора обязательных страховых взносов (налогов) с предприятий и контроля за своевременным их поступлением, необходимо было заводить на каждого работодателя дело, затем отслеживать процесс сбора взносов и контролировать своевременность и объемы страховых отчислений. Встала необходимость автоматизации Пенсионного фонда, которая успешно была осуществлена.
Данные о предприятиях переводились в электронную форму и интегрировались в единую базу данных, что значительно облегчало поиск и обработку информации.
Пенсионным фондом обрабатывается огромный объем информации о каждом пенсионере. С 1992 по 1996 год пенсии индексировались 30 раз, а это в среднем раз в 2 месяца для каждого пенсионера приходилось производить перерасчет.
В настоящее время массовые перерасчеты пенсий сопровождаются компьютерной распечаткой распорядительных документов и выплатных документов. В результате значительно улучшилось качество работы, сократилось количество ошибок. При обращении пенсионеров в Пенсионный фонд можно быстро предоставить исчерпывающую информацию. Единое информационное пространство обеспечивает контроль за назначением и перерасчетом пенсий. Документы для назначения пенсии или ее перерасчета сопоставляются с базой данных плательщиков страховых взносов — юридических лиц. Проверка подлинности помогает предотвращать попытки получения пенсий в необоснованно больших размерах.
Существующая сегодня информационная система позволяет не только вести учет, но и управлять движением денежных средств от плательщика страховых взносов до пенсионера: осуществлять контроль за сроками и полнотой уплаты страховых взносов, оперативно реагировать на нарушения порядка их уплаты. Появилась возможность прогнозировать объем ежедневной и ежемесячной потребности в средствах на выплату пенсий. Что, в свою очередь, позволяет финансировать выплату пенсий на основании сформированных автоматизированной системой выплатных документов в безавансовом порядке по фактической потребности. Это исключает возможность «зависания» денежных средств на этапах их движения от плательщика страховых взносов до получателя пенсий.

Таблица 3

Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных
им пенсий в целом по Российской Федерации
по состоянию на 1 января 2008 года

—————————————T——————————T——————————¬
¦ Наименование показателей ¦Численность пенсионеров (чел.)¦ Средний размер пенсии (руб.)¦
+————————————-+——————————+——————————+
¦Всего пенсионеров ¦ 38 472 063 ¦ 3682,26 ¦
+————————————-+——————————+——————————+
¦Трудовые пенсии ¦ 35 958 259 ¦ 3737,32 ¦
+————————————-+——————————+——————————+
¦по старости ¦ 29 790 738 ¦ 3972,69 ¦
+————————————-+——————————+——————————+
¦по инвалидности ¦ 4 010 591 ¦ 2863,59 ¦
+————————————-+——————————+——————————+
¦по случаю потери кормильца ¦ 2 156 930 ¦ 2111,08 ¦
+————————————-+——————————+——————————+
¦Пенсии по государственному пенсионно-¦ 2 513 804 ¦ 2894,57 ¦
¦му обеспечению ¦ ¦ ¦
+————————————-+——————————+——————————+
¦Пенсии военнослужащих и их семей ¦ 67 959 ¦ 3650,32 ¦
+————————————-+——————————+——————————+
¦Пенсионеры, пострадавшие от радиаци-¦ 248 688 ¦ 3719,87 ¦
¦онных или техногенных катастроф ¦ ¦ ¦
+————————————-+——————————+——————————+
¦Пенсионеры-госслужащие ¦ 35 488 ¦ 6047,80 ¦
+————————————-+——————————+——————————+
¦Социальные пенсии ¦ 2 161 669 ¦ 2724,10 ¦
L————————————-+——————————+——————————

Объединение в рамках одной организации всего процесса — от сбора страховых взносов до доставки пенсий на дом — дает возможность эффективного контроля за целевым расходованием средств Пенсионного фонда. Значительно сокращаются сроки движения страховых средств, что позволяет осуществить переход к финансированию по фактической потребности вместо авансирования органов социальной защиты и предприятий связи. Становится невозможным представление к назначению и перерасчету пенсий работников предприятий и организаций, не перечисляющих страховые взносы.

Персонифицированный учет сегодня

В странах с развитой рыночной экономикой персонифицированный учет всех граждан в качестве застрахованных лиц давно стал неотъемлемой составной частью обязательного и добровольного пенсионного страхования, что позволило сформировать весьма эффективную, надежную и оперативно действующую автоматизированную базу данных для достаточно достоверного учета государственных долгосрочных пенсионных обязательств.
В нашей стране система персонифицированного учета имеет гораздо более короткую историю — с момента принятия Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ), вступившего в силу на территории всей Российской Федерации с 1 января 1997 г.
Необходимость создания специальной информационной базы данных стала неизбежной только в условиях радикальной пенсионной реформы, составным элементом которой является введение накопительной составляющей трудовой пенсии.
Централизованная информационная база персонифицированного учета застрахованных лиц в системе Пенсионного фонда РФ (ПФР) начала создаваться сразу после принятия Закона N 27-ФЗ и соответствующих подзаконных актов (постановлений Правительства РФ, Правления ПФР, нормативных актов других финансовых органов).
Современная система персонифицированного учета застрахованных лиц в системе ПФР предусматривает централизованный сбор и долговременное хранение достаточно большого объема данных о трудовой деятельности каждого застрахованного лица, которые должны давать исчерпывающую характеристику его трудовой деятельности, достоверно оценивать его участие в обязательном пенсионном страховании страны и которые необходимы для исчисления размера трудовой пенсии, адекватного объему уплаченных страховых взносов и продолжительности страхового (а для отдельных категорий застрахованных лиц и трудового) стажа.
Для выполнения указанных функций система персонифицированного учета должна иметь весьма сложную организационную структуру и не менее сложное программно-техническое оснащение.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд РФ, в котором для выполнения указанных функций создана специализированная система звеньев, включающая информационный центр персонифицированного учета ПФР (ИЦПУ ПФР), Управление персонифицированного учета исполнительной дирекции ПФР, межрайонные и районные центры и т.п.
Основными задачами ИЦПУ ПФР являются обеспечение функционирования технологического процесса автоматизированного ведения персонифицированного учета и реестра застрахованных лиц в системе ПФР, его развитие и совершенствование.
ИЦПУ ПФР выполняет следующие виды деятельности:
эксплуатация центрального вычислительного комплекса, поддерживающего ведение реестра застрахованных лиц;
обеспечение обмена информацией с региональными отделениями ПФР;
управление информационно-вычислительной сетью, на основе которой осуществляется персонифицированный учет;
приемка и эксплуатация программных средств, обеспечивающих функционирование ИЦПУ ПФР;
участие в приемке программных средств, разработанных для периферийных задач персонифицированного учета, их передача в региональные отделения ПФР;
проведение работ по защите информационных сведений о застрахованных лицах;
оказание совместно с разработчиками методологической и практической помощи региональным отделениям ПФР во внедрении программного обеспечения по персонифицированному учету;
ведение информационных архивов;
обучение, переподготовка и проведение консультаций руководящих работников и специалистов региональных отделений ПФР в области эксплуатации технических и программных средств вычислительной сети персонифицированного учета;
мониторинг автоматизированного процесса персонифицированного учета и систематическое представление соответствующей информации в исполнительную дирекцию ПФР.

Н. Жукова,
ведущий экономист НИИ труда и социального страхования
на государственной службе

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», N 11, ноябрь 2008 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит