» Забота о здоровье сотрудников — залог успеха


Забота о здоровье сотрудников — залог успеха


21.03.2010

Трудовой кодекс возлагает на работодателя обязанность по обеспечению сотрудников условиями труда. Учреждения должны в предусмотренных законодательством случаях организовывать проведение медосмотров своих работников.

Работодатель в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, обязан организовывать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (во время трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров. Такие случаи определяет статья 213 Трудового кодекса.
Прежде всего речь идет о людях, которые трудятся на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда. Перечень вредных и опасных факторов и работ, при выполнении которых проводятся медосмотры, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 (далее — Приказ N 83).
Также медосмотры должны проходить работники, связанные с движением транспорта: обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Заключение о состоянии здоровья понадобится и при поступлении на работу, связанную с общественным питанием, и в детские и оздоровительные учреждения.
По решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.
Обязательные медосмотры при заключении трудового договора проходят люди моложе 18 лет.

Предварительные, периодические и внеочередные медосмотры

Периодические медицинские осмотры проводятся с целью:
динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска;
выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;
своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.
Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.
Периодические медосмотры работников могут проводиться и досрочно:
в соответствии с медицинским заключением;
по заключению территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В направлении на досрочное или внеочередное обследование должны быть в обязательном порядке обоснованы его причины. В Трудовом кодексе внеочередные медосмотры предусмотрены статьей 219, согласно которой каждый работник имеет право на внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями.
В соответствии со статьей 9 Закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» предусмотрены предварительные и периодические медицинские осмотры работников, проводящих лечебные, исследовательские и иные работы, связанные с вирусом иммунодефицита человека. Перечень таких работников утвержден постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 877.
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанные с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, должны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет. Порядок такого освидетельствования утвержден постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695.
Освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности. Утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (постановление Совета Министров — Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).
Освидетельствование работника проводится на добровольной основе с учетом норм, установленных Законом от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказание».
Персонал объектов по хранению и уничтожению химического оружия, а также спасатели помимо предварительных и периодических медицинских осмотров проходят медицинские осмотры до и после рабочей смены (ст. 14 Закона от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия», п. 7 Положения о бесплатной медицинской реабилитации спасателей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. N 1312).
Спасатели, кроме того, проходят предэкспедиционные (перед отъездом в район чрезвычайной ситуации) и послеэкспедиционные (не позднее 7 дней после прибытия из района чрезвычайной ситуации к месту постоянной работы) осмотры.
Федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами могут быть установлены иные категории работников, проходящих медицинский осмотр.
Отдельно регулируется вопрос о медицинском осмотре лиц, привлекаемых на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей. В статье 324 Трудового кодекса указано, что заключение трудового договора с данными лицами допускается при наличии у них медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в данных районах и местностях, выданного в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.
Для раннего выявления и профилактики заболеваний Правительство РФ приняло постановление от 24 декабря 2007 г. N 921 «О порядке предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан». Дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится учреждениями здравоохранения муниципального образования, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, а при их отсутствии — соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации в соответствии с планом-графиком, сформированным с учетом численности и поименных списков работающих граждан, подлежащих диспансеризации. Дополнительная диспансеризация проводится врачами-специалистами с использованием установленных лабораторных и функциональных исследований.
Прохождение медосмотров для самого работника является обязанностью, а не правом (ст. 214 ТК РФ). В случае уклонения сотрудника от этого занятия работодатель будет обязан отстранить его от работы и не платить зарплату (ст. 76 ТК РФ).

Организуем медосмотр

В Приказе N 83 и в приказе от 14 марта 1996 г. N 90 определен порядок действий работодателя по организации медосмотров.
Медосмотр проводит медицинская организация, имеющая лицензию на указанный вид деятельности. А чтобы проводить медосмотр работников, отработавших во вредных и (или) опасных условиях труда в течение пяти и более лет, медицинское учреждение должно иметь лицензию, в которой перечислены работы и услуги по экспертизе профпригодности и по экспертизе связи заболеваний с профессией. Об этом говорится в письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 28 июня 2006 г. N 01-15397/06. Такие медосмотры проводятся один раз в пять лет.
Работодатель издает приказ о сроках проведения периодических медосмотров и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников. После согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).
Медицинская организация на основании полученного от работодателя поименного списка работников утверждает совместно с работодателем календарный план проведения медицинских осмотров (обследований).
Работник для прохождения медицинского осмотра (обследования) представляет:
направление, выданное работодателем (рис. 1). В нем указывают вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы;
паспорт или другой документ, его заменяющий;
амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — решение врачебной психиатрической комиссии.

Наименование учреждения

Направление на периодический (предварительный) медицинский осмотр

Фамилия, имя, отчество:____________________________________________
Дата рождения:_____________________________________________________
Подразделение:_____________________________________________________
Вредные факторы (в соответствии с приложением 1 к приказу N 83):___
___________________________________________________________________
Стаж работы в данных условиях:_____________________________________
Подпись начальника отдела кадров:__________________________________
Дата выдачи направления:___________________________________________
М.П.

Рисунок 1

Оформление результатов медицинских осмотров

Заключение медицинской комиссии и результаты медицинского осмотра, как предварительного, так и периодического, а также выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров.
Медицинская организация совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и представителем работодателя обобщает результаты проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников и составляет заключительый акт по его итогам в четырех экземплярах. Заключительный акт в течение 30 дней должен быть представлен медицинской организацией работодателю, территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и центру профпатологии.
Работника информируют о результатах проведенного медицинского осмотра.
Если при проведении периодического медицинского осмотра возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией.
Центр профпатологии при установлении связи заболевания с профессией составляет медицинское заключение и в трехдневный срок направляет соответствующее извещение в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, работодателю, страховщику и в медицинскую организацию, направившую работника.
Работник, у которого установлен диагноз профессионального заболевания, центром профпатологии направляется с соответствующим заключением в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы для представления на медико-социальную экспертизу.

Оплата труда во время медосмотра

На время прохождения медосмотров за работником сохраняется средний заработок (статьи 185, 212 ТК РФ). Работодатель не имеет права допускать сотрудника к работе, если тот не прошел в установленном порядке обязательный медосмотр либо после его прохождения по медицинским показаниям не может выполнять работу, предусмотренную трудовым договором (ст. 76 ТК РФ). При этом работнику, не прошедшему медосмотр по своей вине, за время, на которое он отстранен от работы, заработная плата не начисляется. Если простой произошел по вине работодателя, то время, в течение которого сотрудник не работал, оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы. Если медосмотр не пройден по причинам, не зависящим ни от работодателя, ни от работника, нерабочее время оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада). Оплата производится при условии, что работник письменно предупредил администрацию о непрохождении медосмотра по не зависящим от него причинам (ст. 157 ТК РФ).

Углубленные медицинские осмотры

Углубленные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее — углубленные медосмотры), направлены на раннее выявление и профилактику общих заболеваний.
На основании постановления Правительства РФ от 6 ноября 2007 г. N 760 приказом Минздравсоцразвития РФ от 28 декабря 2007 г. N 813 утверждены правила финансирования в 2008-2010 годах проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Работодатель обращается в региональное отделение Фонда социального страхования (далее — ФСС) по месту своей регистрации с заявлением о финансировании проведения в текущем году углубленных медосмотров работников.
К заявлению прилагается список работников, подлежащих медицинским осмотрам в текущем году, согласованный с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей (далее — список).
Затраты на проведение углубленного медосмотра на одного работника в 2008 году составляют 620 рублей, в 2009 году — 660 рублей, в 2010 году — 700 рублей.
Работодатель заключает договор с медицинской организацией о проведении углубленных медосмотров. В случае проведения углубленных медосмотров обособленным или структурным подразделением работодателя, оказывающим медицинскую помощь, издается приказ о проведении углубленных медосмотров.
Проведение углубленных медосмотров работников осуществляется не менее чем двумя врачами отдельных специальностей с учетом отраслевой специфики и профессий работников. Также делается не менее двух дополнительных инструментально-лабораторных исследований в объеме, превышающем установленные услуги, оказываемые в рамках проведения периодических медицинских осмотров работников.
Оплата расходов на проведение углубленных медосмотров работников осуществляется работодателем в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний медицинским организациям, которые проводят углубленные медосмотры работников. В случае если расходы страхователя на оплату проведения углубленных медосмотров и расходы на выплату застрахованным работникам обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний превышают сумму начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, работодатель должен обратиться в региональное отделение ФСС за возмещением недостающей суммы в порядке, установленном нормативно-правовыми актами.
Бухгалтерия отражает в расчетной ведомости по средствам ФСС (форма 4-ФСС РФ) средства, фактически перечисленные медицинским организациям в пределах разрешенной суммы финансирования. Одновременно с расчетной ведомостью для подтверждения расходов работодатель представляет в региональное отделение ФСС копию договора или приказа о проведении углубленных медосмотров, а также копию платежных документов на их оплату и реестр, содержащий сведения о результатах углубленных медицинских осмотров.
Обратите внимание. Расходы, произведенные работодателем на финансирование проведения углубленных медосмотров работников с нарушением требований законодательства, а также не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не засчитываются в счет уплаты страховых взносов.

Бюджетный учет

Услуги по проведению медицинских осмотров относятся в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденными приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. N 74н, на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».
Бухгалтерский учет по оплате медосмотров осуществляют сотрудники бухгалтерии в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее — Инструкция N 25н).
При перечислении средств медицинскому учреждению в рамках заключенного договора операции по проведению и оплате медосмотра отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 0 206 09 560
«Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам за прочие услуги»
Кредит 1 304 05 226, 2 201 01 610
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате прочих услуг», «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»
— перечислен аванс медицинскому учреждению за проведение медосмотра работников в соответствии с заключенным договором;
Дебет 0 401 01 226
«Расходы на прочие услуги»
Кредит 0 302 09 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»
— отражены расходы за проведенный медосмотр;
Дебет 0 302 09 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»
Кредит 0 206 09 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам за прочие услуги»
— произведен зачет ранее перечисленного аванса.
Если работник оплатил медосмотр самостоятельно, а учреждение впоследствии компенсировало ему расходы, то в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Дебет 0 401 01 226
«Расходы на прочие услуги»
Кредит 0 208 09 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих услуг»
— отражены расходы по медосмотру работника в соответствии с предоставленным авансовым отчетом;
Дебет 0 208 09 560
«Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих услуг»
Кредит 0 201 04 610
«Выбытия из кассы»
— оплачена задолженность по авансовому отчету.
Если учреждение в соответствии с законодательством проводит углубленные медицинские осмотры в счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то в учете данные операции отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 0 401 01 213
«Расходы на начисления на оплату труда»
Кредит 0 303 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
— начислены взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на заработную плату работников учреждения;
Дебет 0 303 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Кредит 0 302 09 730, 0 208 09 660
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг», «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих услуг»
— отражены расходы по медосмотру в расчете 620 руб. на человека (в 2009 г. — 660 руб., в 2010 г. — 700 руб.).

Налоговый учет

Налог на прибыль

Расходы на проведение обязательных медицинских осмотров, предусмотренных законодательством, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и включаются согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса в прочие затраты, связанные с производством и реализацией (письма Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-03-06/1/543, от 5 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/100, от 28 февраля 2005 г. N 03-03-01-04/1/80, от 23 декабря 2004 г. N 03-03-01-04/1/185, УФНС по г. Москве от 16 августа 2006 г. N 20-12/72394, от 28 июня 2005 г. N 20-12/46417). При этом указанные затраты должны соответствовать требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса, в соответствии с которым расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Затраты на проведение предварительных осмотров можно отнести к расходам на подбор персонала (подп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Кроме того, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль и расходы по возмещению работникам организации стоимости оплаченных ими за свой счет предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве на работу на основании представленных работниками документов (письмо Минфина России от 7 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/340).
А медицинские осмотры, не предусмотренные законодательством, проведение которых обеспечивается работодателем за счет собственных средств, не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, поскольку они являются необязательными и не могут быть признаны обоснованными (письма Минфина России от 5 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/100, УФНС по г. Москве от 16 августа 2006 г. N 20-12/72394, от 4 августа 2006 г. N 09-14/069136, от 28 июня 2005 г. N 20-12/46417).
Следовательно, такие затраты нужно осуществлять за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 января 2007 г. N А33-32437/05-Ф02-7147/06-С1).
При исчислении налога на прибыль следует учитывать разъяснения, приведенные в письме Минфина России от 14 августа 2007 г. N 03-03-06/1/568. Из него следует, что при финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, осуществляемом за счет взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проводимых в соответствии с законодательством, дохода для целей обложения налогом на прибыль не возникает. Соответственно расходы, произведенные за счет этих средств, также не учитываются при исчислении налога на прибыль.
За время прохождения медосмотра работнику выплачивается средняя заработная плата, которая учитывается в целях налогообложения прибыли на основании пункта 7 статьи 255 Налогового кодекса.

Расходы на медосмотры для бухгалтеров

Бухгалтер большую часть рабочего времени проводит за компьютером. Работа на компьютере относится к вредным (опасным) факторам согласно пункту 4.2.3 Перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83.
В соответствии с пунктом 13.1 раздела XIII постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. N 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» лица, работающие с ПЭВМ более 50 процентов рабочего времени, должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
Статья 212 Трудового кодекса определяет обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации, которые возлагаются на работодателя.
Вышеперечисленные нормативно-правовые акты указывают на обязанность работодателя организовывать предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) лиц, работа которых профессионально связана с эксплуатацией ПЭВМ.
Следовательно, расходы, связанные с проведением предварительных и обязательных периодических медицинских осмотров бухгалтеров, занятых эксплуатацией ПЭВМ более 50 процентов рабочего времени, также учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса не облагаются НДФЛ все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат в пределах норм, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Это относится к расходам на медосмотры, произведенные в целях охраны труда.

ЕСН и страховые взносы от несчастных случаев на производстве

Затраты по проведению обязательных медицинских осмотров не относятся к расходам на оплату труда, и поэтому они не облагаются ЕСН (п. 1 ст. 236 НК РФ). На них также не начисляются страховые взносы от несчастных случаев (п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства от 2 марта 2000 г. N 184). На эту сумму не начисляются и страховые взносы в Пенсионный фонд (п. 2 ст. 10 Закона N 167-ФЗ). Компенсационные суммы за первичные медицинские осмотры, выплаченные в пользу работников на основании представленных ими документов, также не относятся к затратам по оплате труда, а следовательно, не облагаются ЕСН, страховыми взносами от несчастных случаев на производстве (постановление ФАС Уральского округа от 4 сентября 2007 г. N Ф09-7064/07-С1, постановление ФАС Центрального округа от 30 мая 2003 г. N А54-225/03-С3).

А.А. Комлева,
редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

«Бюджетный учет», N 5, май 2008 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит