» Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора


Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора


21.03.2010

В средствах массовой информации периодически упоминается, что работники того или иного предприятия начали забастовку. Однако забастовка — не просто прекращение деятельности работниками, а строго регламентированная законодательством процедура, имеющая целью разрешение коллективного трудового спора. При проведении забастовки как у работников, так у работодателя есть определенные права и обязанности. Сведения и рекомендации, приведенные в настоящей статье, помогут сторонам избежать незаконных действий при проведении забастовки.

Правовые основания проведения забастовки

Статьей 37 Конституции РФ установлено право работников на забастовку, под которой понимается временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора, то есть неурегулированных разногласий между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями). Согласно ст. 398 ТК РФ поводом для таких разногласий может стать:
— установление и изменение условий труда (включая заработную плату);
— заключение, изменение и выполнение коллективных договоров, соглашений;
— отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Следует учесть, что если возник коллективный трудовой спор, то право на забастовку можно реализовать не сразу, а лишь в случаях, указанных в ст. 409 ТК РФ. В частности, забастовка может быть объявлена, если примирительные процедуры, перечисленные в ст. 401 ТК РФ, не привели к разрешению коллективного трудового спора или если работодатель (его представители) или представители работодателей:
— уклоняются от участия в примирительных процедурах;
— не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора;
— не исполняют решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу.
Проведение забастовки является правом работников. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие (ч. 5 ст. 409 ТК РФ).
Вместе с тем законом предусмотрены случаи, когда забастовка не может быть проведена, даже при наличии названных выше условий. Так, в ст. 413 ТК РФ указано, что являются незаконными и не допускаются забастовки:
— в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
— в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;
— в правоохранительных органах;
— в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
— в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Кроме того, право на забастовку может быть ограничено федеральным законом. Так, не допускаются забастовки и иное прекращение работы:
— авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения (ч. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ);
— военнослужащими (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
— работниками железнодорожного транспорта общего пользования, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой, а также с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей (отправителей) и грузополучателей (получателей) на железнодорожном транспорте общего пользования (ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»);
— сотрудникам федеральной фельдъегерской связи (ст. 9 Федерального закона от 17.12.1994 N 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»);
— гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»).

Объявление и проведение забастовки

Подробно порядок проведения забастовки указан в ст. 410 ТК РФ. Можно выделить два основных этапа:
1. Принятие решение об объявлении забастовки.
2. Объявление и проведение забастовки.
Итак, первым этапом является принятие решение об объявлении забастовки. Такое решение принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.
Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур (ч. 2 ст. 410 ТК РФ).
ТК РФ обязывает работодателя предоставить работникам помещение, создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) и не препятствовать его (ее) проведению.
Для признания собрания работников правомочным на нем должно присутствовать не менее половины от общего числа работников (конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). Если собрание (конференцию) невозможно провести, представительный орган работников вправе утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.
Забастовка может проводиться двумя способами. Первый — предупредительная забастовка, которая может быть объявлена через пять календарных дней работы примирительной комиссии (ст. 402 ТК РФ). Продолжительность предупредительной забастовки не может превышать один час. О ее проведении работодателя необходимо уведомить в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня. При этом орган, возглавляющий забастовку, должен обеспечить минимум необходимых работ (услуг).
Непосредственно забастовка может быть объявлена как после предупредительной забастовки, так и без проведения последней. О начале предстоящей забастовки необходимо письменно уведомить работодателя не позднее, чем за десять календарных дней. В решении об объявлении забастовки указывается:
— перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
— дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников. При этом забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки;
— наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
— предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.
О предстоящей забастовке работодатель должен предупредить соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
Если забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном ст. 401 ТК РФ.

Минимум необходимых работ (услуг)

Перечень работ (услуг), которые обязательно должны проводиться в период забастовки в различных отраслях (подотраслях) экономики, разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в данной отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом, по правилам Постановления Правительства РФ от 17.12.2002 N 901*(1).
Например:
— в федеральных государственных учреждениях и федеральных государственных предприятиях, подведомственных Минкультуры, перечень минимума необходимых работ (услуг) утвержден Приказом Минкультуры РФ от 31.12.2008 N 290;
— при проведении забастовок в организациях, филиалах и представительствах системы образования — Приказом Минобрнауки РФ от 22.11.2005 N 285;
— для учреждений здравоохранения — Приказом Минздрава РФ от 25.07.2003 N 326;
— в организациях, филиалах и представительствах машиностроительной отрасли — Приказом Минпромнауки РФ от 25.12.2003 N 280;
— иные приказы по другим отраслям экономики.
Кроме того, следует учитывать региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта РФ. Такие региональные перечни разрабатываются и утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций профессиональных союзов (объединений профессиональных союзов).
Например:
— Постановлением Правительства г. Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1089 утвержден Региональный перечень минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовок работниками организаций (филиалов, представительств, иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей в сфере образования;
— перечень минимума необходимых работ (услуг) на период проведения забастовки в организациях здравоохранения Нижегородской области содержится в приложении 2 к Соглашению между Нижегородской областной организацией профсоюза работников здравоохранения РФ, министерством здравоохранения Нижегородской области, некоммерческой организацией «Нижегородская ассоциация работодателей здравоохранения» и Нижегородской региональной общественной организацией «Главный врач» от 02.04.2008 «По основным направлениям взаимодействия в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты работников здравоохранения на 2008 — 2010 годы».
На основании указанных перечней в пятидневный срок со дня принятия решения об объявлении забастовки по соглашению сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления определяется минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения). Виды работы (услуг), включенные в указанный минимум, должны быть обусловлены вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. Данный минимум не может включать работы (услуги), не предусмотренные федеральными и региональными перечнями. Если такое соглашение не было достигнуто, минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ. Следует помнить, что решение данного органа может быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суд (ст. 412 ТК РФ).

Права и обязанности работников и работодателя
в период забастовки

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового договора обязаны продолжать разрешение спора путем проведения примирительных процедур (ч. 1 ст. 412 ТК РФ).
На все время забастовки на работодателя, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, возложена обязанность по обеспечению общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей (ч. 2. ст. 412 ТК РФ).
Участие работников в забастовке не является нарушением трудовой дисциплины и, соответственно, к данным работникам не могут быть применены меры дисциплинарной ответственности. Исключение составляют случаи, когда в нарушение вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановлении забастовки работники приступили к забастовке или не прекратили начатую забастовку и не приступили к работе по правилам ч. 6 ст. 413 ТК РФ (ст. 414, 417 ТК РФ).
Кроме того, согласно ст. 414 и 415 ТК РФ участие работников в забастовке не может служить основанием для расторжения с ними трудового договора (запрет локаута).
На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. При этом работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг). Однако коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.
Тем работникам, кто не участвовал в забастовке, но из-за ее проведения не имел возможности выполнять свою работу и заявил в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, установленных ст. 157 ТК РФ. В таком случае работодатель вправе переводить данных работников на другую работу в порядке, предусмотренном ст. 72.2 ТК РФ. Кроме того, коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, чем предполагает ТК РФ (ст. 414 ТК РФ).
Следует помнить об ответственности представителей работодателя и работников за нарушение норм законодательства, регулирующих порядок проведения забастовки. Так, согласно ст. 416 ТК РФ представители работодателя могут привлекаться к дисциплинарной ответственности по ТК РФ или административной ответственности по КоАП РФ, если они:
— уклоняются от получения требований работников и участия в примирительных процедурах;
— не предоставляют помещения для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований, объявлению забастовки;
— препятствуют проведению собрания (конференции).
Кроме того, представители работодателя, а также представители работников могут быть привлечены к административной ответственности по КоАП РФ, если они:
— виновны в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры;
— виновны в неисполнении либо отказываются от исполнения решения трудового арбитража.

Признание забастовки незаконной

Забастовка может быть признана незаконной:
— при необеспечении минимума необходимых работ (услуг) (ч. 8 ст. 412 ТК РФ);
— если забастовка была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ (ч. 3 ст. 413 ТК РФ).
Заявление о признании забастовки незаконной подается работодателем или прокурором в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или автономного округа. Решение суда необходимо довести до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно информировать участников забастовки о решении суда.
Вступившее в силу решение суда о признании забастовки незаконной подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
При создании непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок.
В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов РФ или отдельных ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.
За незаконные забастовки работники несут ответственность. В частности, они могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины, если приступили к проведению забастовки или не прекратили ее на следующий рабочий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановлении забастовки.
Кроме того, представительный орган работников, объявивший забастовку, несет ответственность, если не прекратил признанную незаконной забастовку. В таком случае указанный орган обязан за счет своих средств и в размере, определенном судом, возместить работодателю убытки, причиненные незаконной забастовкой (ст. 417 ТК РФ).
В судебной практике есть случаи признания забастовок незаконными. Приведем пример одного из таких решений.
Определением ВС РФ от 18.07.2008 N 45-Г08-12 была признана незаконной забастовка работников шахты «Красная Шапочка» ОАО «Севуралбокситруда» (далее — ОАО «СУБР»), проведенная с 26.03.2008 по 04.04.2008.
Из материалов дела следует, что 26.03.2008 работники 3-й смены шахты «Красная Шапочка» ОАО «СУБР» до окончания рабочей смены на основании правил внутреннего трудового распорядка провели собрание по поводу низкой заработной платы и необходимости ее повышения, в результате чего было принято решение после окончания смены не выходить из шахты, где они находились, до 04.04.2008.
27.03.2008 представителю объединенной первичной организации Независимого профсоюза горняков России ОАО «СУБР» работники 3-й смены передали письменные требования к работодателю о повышении тарифов на 50% с возвращением системы премирования, отмены плановых рабочих суббот, избрании делегатов от трудового коллектива при принятии коллективного договора, внесении изменений в п. 3.13 коллективного договора в части оплаты среднего заработка в случае простоя по вине администрации.
В этот же день работники 1-й и 2-й смен, которые администрацией не были допущены к работе, провели собрания и сформулировали общие требования работников шахты «Красная Шапочка», 28.03.2008 переданные работодателю. Требования состояли из 11 пунктов, касались системы оплаты труда и положений трудового распорядка.
29.03.2008 на собрании работников 1-й и 2-й смены и 8 на собрании работников 3-й смены были выдвинуты представители в состав рабочей группы для урегулирования конфликтной ситуации между руководством ОАО «СУБР» и трудовым коллективом.
31.03.2008 ОАО «СУБР» обратилось в суд с иском к объединенной первичной организации Независимого профсоюза горняков России ОАО «СУБР», трудовому коллективу шахт «Красная Шапочка» ОАО «СУБР» о признании незаконной забастовки, начавшейся 26.03.2008. Было указано, что органом, возглавляющим забастовку, является объединенная первичная организация Независимого профсоюза горняков России ОАО «СУБР», поскольку ее председателем проведены собрания трех смен шахты и подписаны требования работников. Заявитель признал, что имеется коллективный трудовой спор, то есть неурегулированные разногласия между работниками и администрацией по вопросам изменения условий труда, изменения коллективного договора. Однако забастовка объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ:
— требования к работодателю не утверждены на общем собрании (конференции) работников предприятия;
— требования работников были получены администрацией после начала забастовки;
— работодатель не был уведомлен надлежащим образом о начале проведения забастовки;
— решение об объявлении забастовки принято не обособленным структурным подразделением ОАО «СУБР».
Представители объединенной первичной профсоюзной организации Независимого профсоюза горняков России ОАО «СУБР» и трудового коллектива шахты «Красная Шапочка» заявленные требования не признали, сославшись на то, что трудовой коллектив шахты не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку шахта не является обособленным структурным подразделением ОАО «СУБР», коллектив шахты не может являться стороной коллективного трудового спора и выдвигать работодателю требования в рамках такого спора. Кроме того, пояснили, что объединенная первичная организация Независимого профсоюза горняков России ОАО «СУБР» также не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку отсутствуют доказательства, что забастовка организовывалась на основании решения руководящего органа указанной профсоюзной организации. Действия работников шахты назвали акцией протеста, которая не являлась забастовкой, поскольку на момент начала акции между работодателем и работником отсутствовали неурегулированные разногласия. Представители сослались на ч. 3 ст. 413 ТК РФ, согласно которой забастовка может быть признана таковой только при наличии коллективного трудового спора, который в рассматриваемом случае отсутствовал.
Решением Свердловского областного суда от 24.04.2008 требования ОАО «СУБР» были удовлетворены частично: удовлетворены исковые требования к трудовому коллективу шахты о признании незаконной забастовки, проведенной в период с 26.03.2008 по 04.04.2008, но в то же время отказано в удовлетворении требований к объединенной первичной организации Независимого профсоюза горняков России ОАО «СУБР» о признании забастовки незаконной. В кассационной жалобе был поставлен вопрос об отмене решения суда.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ, рассмотрев материалы дела, удовлетворила исковые требования ОАО «СУБР». Из выводов, сделанных судебной коллегией, обратим внимание на следующие:
1. Статьей 410 ТК РФ установлено, что решение об объявлении забастовки принимается собранием работников организации (филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора. Указание на обособленность структурного подразделения организации при принятии решения о проведении забастовки сделано с целью защиты прав и законных интересов работников тех подразделений организации, которые не поддерживают требования части трудового коллектива, намеренного провести забастовку, или по иным причинам не желают принять участие в забастовке. В связи с этим под обособленным подразделением организации следует понимать подразделение такой степени самостоятельности, которая обеспечивает его автономную от основной организации деятельность и которая в случае забастовки работников такого подразделения обеспечивала бы возможность продолжения деятельности всей организации. В определении суд указал, что шахта «Красная Шапочка» являлась структурным подразделением ОАО «СУБР» и отказ ее работников от исполнения трудовых обязанностей не мог поставить под угрозу срыва работу других подразделений акционерного общества.
2. Забастовка согласно ч. 4 ст. 398 ТК РФ может иметь место при одновременном наличии двух признаков: временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей и наличие коллективного трудового спора. Из содержания ч. 1 ст. 398 ТК РФ следует, что коллективный трудовой спор характеризуется коллективным характером (хотя бы в одной из сторон выступает коллектив) и особым предметом разногласий (установление и изменение условий труда (включая заработную плату), заключение, изменение и выполнение коллективных договоров, соглашение и др.). По материалам дела установлено:
— добыча полезных ископаемых на шахте осуществлялась в три смены. Требования, выдвинутые работниками 3-й смены к руководству акционерного общества, впоследствии неоднократно поддерживались, расширялись и утверждались работниками других смен, выдвигались представители в состав рабочей группы для урегулирования конфликтной ситуации;
— предметом разногласий и спора являются вопросы как заработной платы, так и организации рабочего процесса на шахте и содержания коллективного договора, разрешение которых входит в компетенцию акционерного общества и работников, поскольку эти вопросы не урегулированы законами и иными нормативными правовыми актами.
В связи с этим было признано, что в рассматриваемой ситуации имел место коллективный трудовой спор, а действия работников представляли собой забастовку.
3. Участвующими в деле лицами не оспаривался вывод суда о том, что отказ работников шахты от исполнения трудовых обязанностей был объявлен без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ст. 413 ТК РФ, влекущих незаконность забастовки. В частности, до объявления забастовки не были проведены примирительные процедуры, предусмотренные ст. 401 — 404 ТК РФ, в связи с этим работодатель был поставлен в условия, когда он фактически не мог сообщить работникам об отклонении или принятии выдвинутых ими требований.
Изложенные обстоятельства свидетельствовали о незаконности забастовки работников шахты «Красная Шапочка» ОАО «СУБР» и послужили основанием для удовлетворения исковых требований ОАО «СУБР».

М. В. Блинова,
эксперт журнала отдел кадров бюджетного учреждения

«Отдел кадров бюджетного учреждения», N 6, июнь 2009 г.

———————————————————————————
*(1) Постановление Правительства РФ от 17.12.2002 N 901 «О порядке разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах».



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит