» Предоставление субсидий в сфере образования


Предоставление субсидий в сфере образования


21.03.2010

В целях сохранения, развития и совершенствования системы образования в РФ государство организует дополнительную финансовую поддержку, которая в первую очередь направлена на улучшение качества оказываемых населению образовательных услуг, сохранение и развитие системы образования, обеспечение условий для инновационной деятельности, материальное стимулирование педагогов и так далее. Выражается эта поддержка в форме дополнительных субсидий субъектам РФ из федерального бюджета.
На какие цели и в каком порядке предоставляются субсидии в сфере образования? Как учитываются средства субсидий в бюджетном учете? Стоит ли представлять отчеты по расходованию средств субсидий? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Цели, на которые предоставляются субсидии в сфере образования

Рассмотрим основные направления выделяемых субсидий, предоставляемых в сфере образования в 2009 году:
— на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений (Постановление Правительства РФ N 860*(1));
— на подготовку рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные программы (Постановление Правительства РФ N 130*(2));
— на выплату поощрений лучшим учителям (Постановление Правительства РФ N 174*(3));
— на совершенствование организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях (Постановление Правительства РФ N 799*(4));
— на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (Постановление Правительства РФ N 622*(5)) и другие.
Порядок предоставления субсидий

Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам РФ, а также принципы их распределения осуществляются в соответствии с Общими правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 392*(6). При этом субъекты бюджетного планирования в отношении каждого вида субсидий разрабатывают свои правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, согласовывают их с Минрегионом и Минфином и представляют в Правительство РФ одновременно с материалами, которые вносятся для рассмотрения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (п. 5 Общих правил).
В правилах предоставления субсидий указываются следующие положения:
— целевое назначение субсидий;
— условия предоставления и расходования субсидий, в том числе требования к программам (планам) преобразований в сфере образования, если одним из условий предоставления субсидий является необходимость таких преобразований;
— критерии отбора субъектов РФ для предоставления субсидий;
— методика распределения субсидий между субъектами РФ;
— методика расчета уровня софинансирования за счет средств федерального бюджета расходного обязательства в отношении каждого субъекта РФ;
— порядок оценки эффективности использования субсидий;
— сроки и порядок представления отчетности об исполнении условий предоставления субсидий;
— основание, порядок и предельный объем сокращения и перераспределения субсидий в случае невыполнения субъектами РФ условий предоставления субсидий;
— порядок утверждения распределения субсидий между субъектами РФ.
Рассмотрим конкретно некоторые из вышеназванных положений на примере разработанных Правил предоставления субсидий на выплату вознаграждения за классное руководство, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 860.
1. Целевое назначение субсидий. Субсидия предоставляется для выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования следующих типов:
— общеобразовательные учреждения;
— вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения;
— кадетские школы и кадетские школы-интернаты;
— общеобразовательные школы-интернаты;
— образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
— специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (кроме специальных (коррекционных) профессиональных училищ);
— специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (специальные общеобразовательные и специальные (коррекционные) общеобразовательные школы);
— образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
— образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
— общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летней подготовкой.
2. Условия предоставления и расходования субсидий. Субсидия предоставляется бюджету субъекта РФ при условии принятия в установленном порядке закона или иного нормативного акта, устанавливающих расходное обязательство данного субъекта.
Соглашение о предоставлении субсидий. Правилами предоставления субсидий субъектам бюджетов РФ может предусматриваться возможность заключения соглашений между главными распорядителями средств федерального бюджета и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Для субсидий, предоставляемых в сфере образования, как правило, главным распорядителем выступает Рособразование.
Формы соглашений о предоставлении субсидий в сфере образования разрабатывает и утверждает Минобрнауки (п. 2 Постановления Правительства РФ N 860).
В соглашениях должны быть предусмотрены:
— цели и условия предоставления субсидии и осуществления расходов бюджета субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
— наличие нормативного правового акта субъекта РФ, устанавливающего расходное обязательство субъекта РФ, на исполнение которого предоставляется субсидия;
— осуществление контроля за соблюдением субъектами РФ условий, установленных при предоставлении субсидии;
— сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых является субсидия.
Стоит отметить, что Рособразование вправе включить в соглашение иные условия, которые регулируют порядок предоставления субсидии.
Размер субсидии определяется из расчета 1 000 руб. в месяц за классное руководство в классе с наполняемостью не менее наполняемости, установленной для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями об образовательных учреждениях, либо в классе с наполняемостью 14 человек и более в общеобразовательных учреждениях, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, кадетских школах, кадетских школах-интернатах, общеобразовательных школах-интернатах, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательных школах-интернатах с первоначальной летней подготовкой и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, расположенных в сельской местности.
Для классов, наполняемость которых меньше установленной, расчет размера субсидии осуществляется с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся.
Субсидия предоставляется бюджету субъекта РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, предусмотренных на указанные цели Рособразованию (п. 4 Правил предоставления субсидий на выплату вознаграждения за классное руководство).
Перечисление субсидий в 2009 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ осуществляется в установленном порядке на счета, открытые в территориальных ОФК для учета поступлений и их распределения межу бюджетами бюджетной системы РФ, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ (п. 5 Правил предоставления субсидий на выплату вознаграждения за классное руководство). При этом субъект РФ вправе выбрать один из вариантов получения субсидий: либо в порядке авансирования, либо в порядке компенсации произведенных расходов.
3. Сроки и порядок представления отчетности об исполнении условий предоставления субсидий. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ представляет ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Рособразование отчет о расходах бюджета субъекта РФ и местных бюджетов на выплату вознаграждения (п. 10 Правил предоставления субсидий на выплату вознаграждения за классное руководство).
Рособразование, в свою очередь, осуществляет оценку эффективности использования субсидий.
4. Основание, порядок и предельный объем сокращения и перераспределения субсидий в случае невыполнения субъектами РФ условий предоставления субсидий. При установлении Рособразованием нарушений условий предоставления субсидий Минфин вправе принять решение о приостановлении (сокращении) предоставления субсидий на основании предложений Минобрнауки, представленных в Минфин.

Отражение в бюджетном учете операций по перечислению и получению субсидий

В федеральном органе исполнительной власти

В бюджетном учете федерального органа исполнительной власти операции по перечислению межбюджетных трансфертов (субсидий) отражаются следующими бухгалтерскими проводками (Письмо Федерального казначейства от 30.12.2008 N 42-7.1-15/2.4-630):

————————————————————T——————-T——————¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+———————————————————-+——————-+——————+
¦ В порядке авансирования ¦
+———————————————————-T——————-T——————+
¦Перечисление средств в бюджет субъекта РФ на основании ¦ 1 206 12 560 ¦ 1 304 05 251 ¦
¦платежного поручения и Уведомления по расчетам между ¦ ¦ ¦
¦бюджетами (ф. 0504817) ¦ ¦ ¦
+———————————————————-+——————-+——————+
¦Отражение расходов на основании отчетных документов, ¦ 1 401 01 251 ¦ 1 302 12 730 ¦
¦представленных финансовым органом субъекта РФ ¦ ¦ ¦
+———————————————————-+——————-+——————+
¦Зачет сумм авансовых платежей межбюджетных трансфертов ¦ 1 302 12 830 ¦ 1 206 12 660 ¦
+———————————————————-+——————-+——————+
¦ В порядке компенсации произведенных расходов ¦
+———————————————————-T——————-T——————+
¦Начисление сумм по межбюджетным трансфертам на основании ¦ 1 401 01 251 ¦ 1 302 12 730 ¦
¦отчетных документов и Уведомления по расчетам между ¦ ¦ ¦
¦бюджетами (ф. 0504817) ¦ ¦ ¦
+———————————————————-+——————-+——————+
¦Перечисление средств в бюджет субъекта РФ на основании ¦ 1 302 12 830 ¦ 1 304 05 251 ¦
¦платежных поручений и соглашений (договоров) ¦ ¦ ¦
L———————————————————-+——————-+——————-

В субъекте РФ

В бюджетном учете субъекта РФ операции по поступлению субсидий отразятся следующим образом:

————————————————————T——————-T——————¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+———————————————————-+——————-+——————+
¦Начислены доходы от предоставления субсидий ¦ 1 205 05 560* ¦ 1 401 01 151 ¦
+———————————————————-+——————-+——————+
¦Отражено поступление средств субсидий ¦ 1 210 02 151 ¦ 1 205 05 660 ¦
+———————————————————-+——————-+——————+
¦* Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом ¦
¦Минфина РФ от 25.12.2008 N 145н (далее — Указания), поступление в бюджеты субъектов РФ субсидий ¦
¦на выплаты ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство отражается по коду 000 2¦
¦02 02037 02 0000 151 «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на ежемесячное денежное ¦
¦вознаграждение за классное руководство» классификации доходов бюджетов. Данный код учитывается ¦
¦при формировании первых 17 знаков в номере счета (КДБ — код администратора доходов бюджета, код ¦
¦вида, подвида дохода бюджета). ¦
L—————————————————————————————————

Стоит отметить, что если субсидии предоставлялись субъектам РФ в порядке компенсации произведенных кассовых расходов, то остатков неиспользованных субсидий не возникает. Если же такие субсидии предоставлялись в порядке авансирования, то могут возникнуть остатки средств субсидий, которые подлежат либо возврату в федеральный бюджет, либо использованию в очередном финансовом году на эти же цели.

В образовательном учреждении

Пунктом 4 ст. 161 БК РФ установлено, что субсидии не предоставляются бюджетным учреждениям. Данные учреждения осуществляют расходы за счет средств субсидий в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств (ЛБО).

Пример 1.
Петрову И.И. — преподавателю общеобразовательной школы установлена ежемесячная выплата за выполнение функций классного руководителя в размере 1 000 руб. Средства на выплату этого вознаграждения предусмотрены ЛБО.
Операции по начислению и выплате вознаграждения отражаются на счетах бюджетного учета следующим образом:

—————————————————T——————-T———————T————¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦Сумма, руб. ¦
+—————————————————+——————-+———————+————+
¦Начислено вознаграждение за выполнение функций ¦ 1 401 01 211* ¦ 1 302 01 730 ¦ 1 000 ¦
¦классного руководства ¦ ¦ ¦ ¦
+—————————————————+——————-+———————+————+
¦Удержан НДФЛ с вознаграждения (1 000 руб. x 13%) ¦ 1 302 01 830 ¦ 1 303 01 730 ¦ 130 ¦
+—————————————————+——————-+———————+————+
¦Произведена выдача вознаграждения из кассы ¦ 1 302 01 830 ¦ 1 201 04 610 ¦ 870 ¦
+—————————————————+——————-+———————+————+
¦Перечислен НДФЛ ¦ 1 303 01 830 ¦ 1 304 05 211 ¦ 130 ¦
+—————————————————+——————-+———————+————+
¦* При формировании первых 17 знаков в номере счета (КРБ — код главного распорядителя бюджетных средств,¦
¦код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расхода бюджета) стоит учитывать, что расходы по выплате¦
¦ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство согласно Указаниям отражаются по целевой¦
¦статье 520 09 00 «Ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство». ¦
L———————————————————————————————————

Отчетность об использовании средств государственной поддержки

Для обеспечения адресности направленных субсидий, а также во избежание нецелевого характера использования средств, источником которых являются данные субсидии, субъекты РФ обязаны представлять в Рособразование отчеты об исполнении условий предоставления данных субсидий.
Формы таких отчетов разрабатывает и утверждает Минобрнауки (п. 3 Постановления Правительства РФ N 174, п. 2 Постановления Правительства РФ N 860).
Сроки представления данных отчетов устанавливаются правилами предоставления соответствующих субсидий в сфере образования. Чаще всего они представляются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В отчете должен быть представлен подробный финансовый отчет по направлениям использования средств федерального бюджета.

Остатки неиспользованных средств от предоставления субсидий

В соответствии с п. 16 Общих правил остаток не использованных в текущем финансовом году субсидий, потребность в которых сохраняется, подлежит использованию в очередном финансовом году на те же цели. При этом, если главный распорядитель средств федерального бюджета установит факт отсутствия у субъектов РФ потребности в субсидиях, то такой остаток подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
В случае неперечисления указанного остатка субсидии в доход федерального бюджета эти средства подлежат взысканию в Порядке взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из федерального бюджета, утвержденном Приказом Минфина РФ от 11.06.2009 N 51н (далее — Приказ N 51н).
Согласно п. 2 Приказа N 51н не использованные по состоянию на 1 января очередного финансового года остатки целевых средств подлежат возврату в бюджет, из которого были предоставлены данные целевые средства.
Возврат данных остатков целевых средств в федеральный бюджет осуществляется соответствующим территориальным ОФК в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 05.09.2008 N 92н, на основании оформленных им в установленном порядке заявок на возврат (ф. 0531803).
Операции по поступлению возвратов остатков неиспользованных средств субсидий в учете федерального органа исполнительной власти рассмотрим на примере.

Пример 2.
Субсидии на выплату вознаграждений за классное руководство предоставлялись в 2008 г. из федерального бюджета в порядке авансирования. Размер субсидий составил 110 000 руб. Субъектом РФ в 2008 г. было израсходовано средств субсидий на сумму 100 000 руб. На 01.01.2009 образовался остаток неиспользованных средств от предоставления субсидии, который субъект РФ возвращает в доход бюджета в 2009 г.
В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

——————————————————T——————T—————T—————-¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, руб. ¦
+——————————————————+——————+—————+—————-+
¦ 2008 год ¦
+——————————————————T——————T—————T—————-+
¦Перечисление средств в бюджет субъекта РФ ¦ 1 206 12 560 ¦ 1 304 05 251 ¦ 110 000 ¦
+——————————————————+——————+—————+—————-+
¦Отражение расходов на основании отчетных документов, ¦ 1 401 01 251 ¦ 1 302 12 730 ¦ 100 000 ¦
¦представленных финансовым органом субъекта РФ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————————————————+——————+—————+—————-+
¦Зачет сумм авансовых платежей межбюджетных ¦ 1 302 12 830 ¦ 1 206 12 660 ¦ 100 000 ¦
¦трансфертов ¦ ¦ ¦ ¦
+——————————————————+——————+—————+—————-+
¦ 2009 год ¦
+——————————————————T——————T—————T—————-+
¦Трансформация счетов на основании извещения главного ¦ ¦ ¦ ¦
¦распорядителя о возврате остатка целевых средств, ¦ 1 205 05 560 ¦ 1 206 12 660 ¦ 10 000 ¦
¦полученных в 2008 году ¦ ¦ ¦ ¦
+——————————————————+——————+—————+—————-+
¦Зачисление на лицевой счет остатка неиспользованных ¦ 1 210 02 151 ¦ 1 205 05 660 ¦ 10 000 ¦
¦целевых средств 2008 года ¦ ¦ ¦ ¦
L——————————————————+——————+—————+——————

Обратите внимание. Если возврат остатка неиспользованных средств осуществляется в 2008 году, то получение этих средств федеральным органом исполнительной власти отразится следующей бухгалтерской записью: Дебет счета 1 304 05 251 / Кредит счета 1 206 12 660 (Письмо Федерального казначейства N 42-7.1-15/2.4-630).

Контроль за соблюдением условий предоставления субсидий

Контроль за соблюдением субъектами РФ условий предоставления субсидий осуществляется главными распорядителями средств федерального бюджета и Росфиннадзором (п. 21 Общих правил).
В случае несоблюдения органом государственной власти субъекта РФ условий предоставления субсидий перечисление субсидий приостанавливается финансовым ведомством в Порядке приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов РФ условий их предоставления, утвержденном Приказом Минфина РФ от 12.11.2007 N 105н (далее — Порядок N 105н).
В случае если в отчетном финансовом году субъектом РФ не достигнуты показатели эффективности использования субсидий, установленные правилами предоставления субсидий, и отклонение показателей эффективности составляет более 50% от среднероссийского уровня, объем субсидий, предусмотренный бюджету субъекта РФ на текущий финансовый год, подлежит сокращению в порядке и объемах, предусмотренных правилами предоставления субсидий. Предложения по сокращению объемов предоставляемых субсидий вносятся в Минфин соответствующим субъектом бюджетного планирования.
Решения о приостановлении перечисления (сокращения объема) субсидий бюджету субъекта РФ не принимаются в случае, если условия предоставления были не выполнены в силу обстоятельств непреодолимой силы (п. 20 Общих правил).
Обратите внимание. Согласно п. 1 Порядка N 105н под приостановлением и сокращением предоставления субсидий понимается следующее:
— приостановление — это прекращение предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету соответствующего субъекта РФ с определенной даты;
— сокращение — это уменьшение объема предоставляемых субсидий из федерального бюджета бюджету соответствующего субъекта РФ на текущий финансовый год.

Л. Ларцева,
редактор журнала «Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение»

«Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», N 12, декабрь 2009 г.

————————————————————————-
*(1) Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 N 860 «О порядке предоставления в 2008-2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений».
*(2) Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 130 «О государственной поддержке в 2009 году подготовки рабочих кадров в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы».
*(3) Постановление Правительства РФ от 17.03.2008 N 174 «О выплате денежного поощрения лучшим учителям в 2008-2009 годах».
*(4) Постановление Правительства РФ от 21.11.2007 N 799 «О мерах государственной поддержки в 2008-2009 годах реализации в субъектах РФ экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждениях».
*(5) Постановление Правительства РФ от 30.07.2009 N 622 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений».
*(6) Постановление Правительства РФ от 26.05.2008 N 392 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ».



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит