» Что думают школьники о своем будущем


Что думают школьники о своем будущем


21.03.2010

О том, кто составит основу кадрового потенциала российских компаний в будущем, начали задумываться многие руководители, поскольку с негативными сторонами дефицита кадров определенных профессий и специальностей столкнулись уже сегодня. И все большее число менеджеров обращают свой взгляд на молодежь: студентов и школьников, понимая, что именно от них зависит будущее не только каждой конкретной организации, но и экономики страны в целом.
Проблема поиска своего профессионального пути не может не волновать как отдельных личностей, так и общество в целом. Современный подросток оказывается не только на традиционном возрастном «перекрестке» выбора в широком смысле этого слова, но и в ситуации, когда общество не помогает преодолеть возникающие трудности, а усложняет их. Причем социальная реальность осознается подростком через те или иные изменения в ведущих институтах социализации, прежде всего в семье. Младшая возрастная группа молодежи, которую составляет учащаяся молодежь старших классов общеобразовательных школ, находится на такой стадии своего развития, когда происходит самоопределение, выбор ценностных ориентации, постановка целей, определение путей и способов достижения целей, выбор будущей профессии и учебных заведений, где эту профессию можно получить. Две главные цели в этот период — социально-профессиональная ориентация и выбор конкретной профессии, а также подготовка к поступлению в соответствующее профессиональное учебное заведение.
На профессиональное самоопределение существенное влияние оказывают социоэкономические условия семьи, социальная принадлежность родителей учащегося к тем или иным социальным слоям общества. В ситуации социальной нестабильности родители, желающие видеть своего взрослеющего ребенка успешно адаптированным в обществе, часто не подготовлены к передаче ему накопленного опыта — у них его нет применительно к новым условиям. Кроме того, в ситуации столь быстрых кардинальных социальных изменений очень сложно предположить, какие ценности и стандарты поведения будут адекватны завтрашнему дню, еще труднее передать своему ребенку те ценностно-нормативные модели, которым не следуешь сам, и не всегда можешь принять. Семья нередко перестает выполнять функцию защиты и поддержки подростка в момент его первого самостоятельного самоопределения.
Следующим важным институтом социализации, влияющим на процессы выбора профессии подростка, является школа. Однако современная школа во многом затрудняет процесс юношеского самоопределения, задавая очень жесткий взгляд на социальную обстановку.
Подрастающее поколение, как и общество в целом, испытывает на себе трудности переходного периода, кризисов в стране, что так или иначе сказывается на процессе духовно-нравственного развития и личностного становления учащейся молодежи. В сфере профессиональной ориентации школьников и их профессионального обучения в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является определение тенденции изменения выбора конкретной профессии.
Такая ситуация связана с тем, что происходит насыщение рынка труда работниками социально-гуманитарных профессий, особенно юридических и экономических специальностей, а с развитием реального сектора российской экономики возникнет большая потребность в специалистах естественнонаучного и технического профиля. Наиболее острая потребность в скором будущем возникнет с подготовкой по рабочим профессиям, особенно в обрабатывающих отраслях промышленности, где специалиста высокой квалификации подготовить очень трудно по ряду причин.
В связи с этим важно узнать мнение старшеклассников о престижности соответствующих специальностей и сфер производственной деятельности на среднесрочную перспективу для планирования открытия новых специальностей в вузах.
Мы приведем результаты некоторых социологических исследований, которые позволят составить реальную картину отношения школьников к различным профессиям и специальностям высшего и среднего специального образования, получить представление о профессиональном самоопределении современных школьников как социально-возрастной и социально-профессиональной группе московской молодежи. В опросе принимали учащиеся 9, 10 и 11 классов (всего 1 920 чел.) средних общеобразовательных школ Москвы.

Социальное настроение и жизненные ориентации

Экономическое положение старшеклассника во многом определяет его социальное настроение, которое в свою очередь, оказывает большое влияние на приоритетность проблем, волнующих молодое поколение и его отношение к различным явлениям социальной жизни, а также на его успехи в обучении, профессиональное самоопределение и выбор конкретного учебного заведения.
Как показал опрос, оптимистическое настроение в целом составляет 28,8%. Спокойное настроение почти у каждого второго респондента (41,9%). Тревожное настроение в целом не характерно для школьников, оно присуще лишь 11,1% респондентов, причем среди них в 11 классе учится 13,0%: группа пессимистов составляет 3,9%, а в целом по массиву — 6,1%, но среди одиннадцатиклассников таковых- 7,8%. Более всех других спокойны школьники 9 классов — 47,6%, а менее всего — школьники 11 классов 37,8%.
Это вполне понятно, поскольку для девятиклассников есть еще 2 года относительно спокойной школьной жизни. Для выпускников 11 классов необходимо уже сейчас принимать решение о своем дальнейшем обучении и реализовать его на практике, что не способствует спокойному настроению.
Таким образом, современные московские школьники в подавляющем большинстве (64,1%) имеют оптимистическое и спокойное настроение, а группы «тревожных» и «пессимистов» составляют небольшую долю, не выходящую за пределы групп других слоев молодежи, что в большей степени определяется не социальными, а психологическими факторами.

Вопрос: «Каковы ваши общие успехи в обучении?»
Ответы показали, что подавляющая часть московских школьников учится на «хорошо и отлично», причем распределение по классам показывает, что учащихся 11 классов здесь гораздо больше (9 кл. — 35,2%, а 11 кл. — 47,4%), но среди тех, кто учится на «3» и «4» более других составляют учащиеся 9 классов (62,4%), так же, как и среди тех, кто учится на «3» и ниже».
Отсюда можно сделать вывод о том, что выпускники 11-х классов более ответственно подходят к обучению в школе, ориентируясь на дальнейшее обучение в вузе и реализацию своих стратегических целей.

Вопрос: «Для чего вы учитесь?»
Ответы на этот вопрос позволяют судить о мотивации обучения у школьников 9-11 классов. Как показывают, подавляющее большинство опрошенных школьников (88,9%) учится для того, чтобы продолжить обучение дальше. Вместе с тем, почти две трети респондентов учатся для того, чтобы развить свои способности, самосовершенствоваться (64,2%), Каждый второй — учится для того, чтобы получить знания и стать человеком высокой культуры (48,0%). Чтобы не портить отношения с родителями учится 10,2%, а 4,3% вообще не задумывались, зачем они учатся. Распределения ответов по классам показывают, что особых различий по целеполагающим мотивам обучения не наблюдается.
Отсюда можно сделать вывод, что в старших классах уже сформировались стратегические целеполагающие мотивы обучения, которые направлены на то, чтобы:
продолжить обучение дальше;
развивать свои способности и саморазвиваться;
получить знания и стать человеком высокой культуры.
Таким образом, можно наблюдать, прежде всего, социальную ориентацию получения образования, а затем уже личностно значимую, направленную на саморазвитие способностей и освоение культуры.

Вопрос: «Что молодежь считает необходимым для достижения успеха в жизни?»
Для того чтобы понимать и прогнозировать варианты развития событий социальной реальности, которые возможно, ожидают Россию в недалеком будущем, когда сегодняшние подростки будут строить экономическую, политическую, культурную жизнь страны, надо знать, какие ставят перед собой цели учащиеся, какие пути намечают они для достижения этих целей, насколько активно стремятся осуществить свои цели. Одной из основополагающих ценностей свободного демократического общества, которое создается сегодня в России, является ориентация каждого человека на успех во всех сферах его жизнедеятельности, на достижение целей наиболее эффективными средствами. В то же время, важно знать, какими средствами молодые люди собираются достигать успеха, какие условия необходимо создавать в обществе и какие личностные качества развивать для достижения успеха.
По результатам опроса может быть встроена следующая иерархия факторов успеха:
1. хорошее образование;
2. сильная воля;
3. целеустремленность и трудолюбие;
4. интеллектуальные способности и т.п.;
5. деньги;
6. «пробивные способности».
Анализ результатов ответов респондентов позволяет сделать следующий вывод: подростки реалистично подходят к факторам, определяющим достижение успеха в жизни. Это достаточно показательно, поскольку молодые люди начинают понимать, что в настоящее время период добывания «легких» денег в России проходит, и для достижения успеха необходимо рассчитывать на получение высокой квалификации и собственные усилия. Очень незначительна ориентация учащихся и на «удачное стечение обстоятельств», т.е. молодежь понимает, что прошла пора всяких лотерей и других сомнительных способов достижения успеха, когда можно было без особого труда получить многое.

Вопрос: «Что вы думаете делать после окончания школы?»
Более двух третей опрошенных учатся для того, чтобы поступить в вуз (66,8%). Значительное число респондентов имеет желание поступить в колледж, причем это отмечается и среди выпускников 9 классов. Как и прежде очень мало желающих поступить в профессионально-технические учебные заведения.
Достаточно важным показателем является то. что каждый десятый из выпускников 11 классов предполагает совмещать обучение с работой. Открыть свое дело или заняться коммерцией более всего желают выпускники 9 и 10 классов, но затем оно у большинства учащихся проходит и становится более реалистичным.
Таким образом, результаты опроса показывают, что основным мотивом обучения является ориентация на дальнейшее получение образования через поступление в вуз, техникум или ПТУ. Это свидетельствует о том, что школьники понимают, что без хорошего образования успеха в жизни не достичь.

Выбор профессии и формы обучения

Самый главный вопрос, который решает для себя большинство выпускников в последний год обучения в школе, — это — вопрос своего социально-профессионального статуса. Ответ на него формируется в виде проективной самомодели, элементами которой являются не только избранная профессия и связанный с ней социальный статус и образ жизни, но и смысложизненные цели, ценностные ориентации. Учащиеся старших классов общеобразовательной школы, особенно выпускных (9 и 11), стоят перед проблемой выбора профессии, которая бы способствовала достижению определенных жизненных целей, реализации личностных интересов и планов.

Вопрос: «На какие жизненные цели вы ориентируетесь при выборе профессии?»
Ответы учащихся показывают, что в качестве основного ориентира для большинства из них выступает, прежде всего, получение высокого заработка, (причем в 9 классах этого желают -69,1% опрошенных, в 10 классах — 67,6% а в 11 — 68,3%)
Достижение данной цели большинство учащихся связывают с получением определенной профессии и высокой квалификации — но не все из них высокую квалификацию связывают с получением высокого заработка, поскольку группа желающих иметь высокую квалификацию несколько меньше числа тех, кто желает иметь высокую зарплату. Хотя между данными факторами нет прямой корреляции, но все же зависимость одного от другого достаточно высокая.
Для каждого третьего из опрошенных старшеклассников выбор профессии обусловлен не только внешними социальными целями, но и личностными — желанием раскрыть и реализовать свои способности. Еще меньше уровень ориентации среди учащихся на то, чтобы стать человеком высокой культуры. Его достижение, как смысложизненную цель, имеет каждый десятый из респондентов (причем, в 9 классе таковых только 6,8%, а в 10 классе их в два раза больше -12,1%).

Вопрос: «Определились ли вы с выбором своей будущей специальности?»
Ответы респондентов показывают, что только около половины учащихся уже выбрали профессию, которую будут осваивать в дальнейшем, примерно столько же находятся в процессе выбора. Только небольшая часть школьников старших классов пока серьезно не думала об этом, но, очевидно, для этого у них есть еще время, поскольку в число тех, кто не решил проблему выбора профессии, входят учащиеся 10 классов и часть 9, которые будут продолжать обучение в школе.

Вопрос: «Что оказывает влияние на ваш выбор профессии?»
Выбор профессии — это достаточно сложный и многофакторный процесс, обусловленный, как собственными интересами личности, так и социальной средой, оказывающей очень большое, а порой и решающее, влияние на конечный результат выбора. Отвечая на данный вопрос более половины школьников ответили, что выбирают профессию, ориентируясь на свои интересы, способности пличные представления о профессиях. Вторым, по значимости, фактором здесь выступают советы родителей и родственников, которые, в конечном счете, могут оказаться определяющими. Советы друзей также играют некоторую роль в выборе профессии, причем для учащихся обычных общеобразовательных школ они имеют несколько большее значение, чем для специализированных учебных заведений. То же самое можно сказать и о влиянии рекламы на выбор профессии, отмечая при этом ее очень низкую эффективность как фактора, оказывающего влияние на выбор профессии.
Система профориентации в школе также не является сколько-нибудь значимым фактором выбора профессии, но существует разница между обычной общеобразовательной школой и специализированной, где действенность профориентации в три раза выше, чем в обычной школе.
Учащиеся специализированных школ (лицеев, гимназий, колледжей) в большей мере, чем учащиеся обычных государственных школ, обнаруживают желание заниматься любимым делом, чаще проявляют стремление наиболее полно реализовать собственные способности и задатки, самосовершенствоваться, углублять знания и умения по специальности, трудиться творчески, общаться с людьми, работая в дружном коллективе, участвовать в общественной жизни.
Низкая эффективность системы профориентации подтверждается также и тем, что более половины опрошенных школьников проходили профориентационное тестирование, но это не воздействовало определяющим образом на выбор профессии.
Следовательно, при формировании контингента студентов можно меньше средств затрачивать на рекламу в средствах массовой информации, а больше уделять внимание работе сучащимися непосредственно в школах, особенно в специализированных, используя различные методы, в том числе и социологические опросы, имеющие информационный и рекламно-маркетинговый характер.
Выбор профессии во многом определяется не только и не столько склонностями учащегося к тем или иным видам деятельности, что выявляет профориентационное тестирование и почему его эффективность такая низкая, а общественным престижем различных профессий в данный момент социального времени. Выбирая профессию, молодой человек выбирает вид деятельности и соответствующий образ жизни, социально-профессиональную группу, и форму реализации своих интересов и способностей. Поэтому социальная престижность профессии оказывает очень большое влияние на решение о выборе профессии не только для учащегося, но не в меньшей степени и на его родителей, друзей и знакомых, которые также обусловливают выбор профессии молодым человеком.

Как распределились профессии
по степени престижности у московских школьников?

В группу наименее престижных профессий по мнению учащихся старших классов московских школ, входят: рабочий, школьный учитель, продавец и служитель церкви.
Несколько больший престиж у школьников имеют такие профессии, как: инженер, милиционер, преподаватель вуза, офицер и научный работник.
Более высокий престиж имеют профессии, обладателей которых можно отнести сегодня к среднему классу российского населения: бухгалтер, артист, творческий работник, специалист по PR, HR, коммерсант, рекламный агент, врач.
Группу элитных профессий составляют: министр, юрист, финансист, политический деятель, программист, менеджер, журналист и брокер.
Выбор профессии определяется не только ситуативной престижностью профессий и спросом рынка труда на соответствующих специалистов, но и стратегической перспективой, исходя из факторов развития страны в целом, ее экономики и отдельных отраслей хозяйства.
В настоящее время имеется ажиотажный спрос на специальности социально-гуманитарного профиля и спрос на специалистов по данным профессиям находится на грани насыщения. Юристы все еще твердо занимают лидирующую позицию, но экономисты уже уступили свои позиции специалистам в области здравоохранения. Достаточно высокую значимость, неожиданно, стала иметь профессия педагога и традиционные специальности гуманитарного профиля.
Из числа технических профессий наибольшую значимость в глазах школьников имеют специальности авиакосмического профиля и несколько меньше — естественно-научного. Специальности сферы строительства имеют такой же уровень значимости, как и сферы обслуживания, а творческие специальности уже не имеют высокой степени престижности.
Результаты опроса свидетельствуют о том, что пока еще не наблюдается полной переориентации современных школьников на технические профессии, но определенные тенденции к этому имеются.

Профессионально-ценностная ориентация учащихся

Знание ценностных ориентации, устремлений современных молодых поколений россиян не только актуально само по себе, но и важно для понимания существующих тенденций и общей направленности развития российского общества. Отношение к выбору профессии и обучению в вузе во многом определяется профессионально-ценностными ориентациями учащихся.

Вопрос: «Какое место в вашей жизни будет занимать работа?»
Подавляющее большинство опрошенных учащихся старших классов имеет высокий уровень ориентации на профессиональную деятельность как смысложизненную ценность. Следовательно, можно предполагать высокую степень интереса и ответственности к выбору и освоению специальности, которая будет главным и значительным делом в жизни. С другой стороны, достаточно четко выделилась группа тех, кто рассматривает свою будущую работу только как инструментальную ценность, позволяющую решать другие проблемы, реализовать интересы, которые находятся вне сферы профессиональной деятельности.

Вопрос: «Насколько для вас важны те возможности, которые будет представлять будущая работа?»
Как показывают ответы, будущая работа, в представлении старшеклассников, должна быть прежде всего любимым делом, позволяющим достичь материального благополучия, а также наиболее полно раскрыть и реализовать свои способности и добиться высокого положения в обществе. Одним из важных требований к будущей работе является то, что она должна обеспечивать возможность профессионального роста и в тоже время обеспечивать возможность быть полезным для общества, но не в плане создания чего-то выдающегося (открытия или изобретения), хотя и на такую возможность ориентирован почти каждый третий из респондентов.
Профессиональная ориентация и выбор формы обучения в немаловажной степени зависит от того, как себе представляют учащиеся соотношение профессиональной деятельности, ее оплаты и времени занятости. Такая информация в определенной степени позволяет прогнозировать потоки абитуриентов по различным сферам образования и формам оплаты за обучение.

Вопрос: Каково ваше мнение о будущей работе и ее оплате?
Согласно результатам опроса, можно достаточно четко видеть разделение респондентов на три неравные группы:
— Самая большая группа учащихся желает много работать и хорошо получать, даже без особых гарантий на будущее. В данном случае, из числа представителей этой группы, можно ожидать выбора профессий, ориентированных на современные технологии в непроизводственной сфере, связанные с риском в системе рыночных отношений. Школьники, входящие в эту группу, очевидно, будут составлять контингент платных студентов в государственных вузах и несколько меньше — в негосударственных.
— Несколько меньше группа тех, кто не желает рисковать, а хочет уверенности в стабильности оплаты своего труда, которая пусть даже и меньше, чем в профессиях, связанных с риском, присущим либеральной рыночной экономике. Можно ожидать, что представители данной группы, скорее всего, будут выбирать традиционные профессии, ориентированные на материальное производство и сферы социокультурной деятельности (педагоги, врачи и т.п.). С достаточно большой долей вероятности можно прогнозировать то, что они будут поступать в государственные вузы по бесплатной форме обучения.
— Еще меньше группа учащихся, ориентированных на собственный бизнес, но все же она составляет почти 20% респондентов — наиболее экономически активных молодых людей, которые будут основной социальной базой дальнейшего развития либеральной экономики рыночного типа. Представители данной группы, скорее всего, будут поступать на специальности, связанные с экономикой и менеджментом в различных сферах экономики, в большей степени ориентируясь на обучение в государственных и негосударственных вузах по платной форме, выбирая элитные вузы с престижным дипломом.
Таким образом, можно прогнозировать, что по каждой из форм оплаты за обучение будет свой контингент абитуриентов, а вузы, в свою очередь, для целенаправленной профориентации должны работать непосредственно со школами, а не со средствами массовой информации, эффективность которых в данном случае очень низкая.

Вопрос: «На каком предприятии вы бы предпочли работать после получения профессии?»
Выбор профессии и соответствующего вуза в определенной степени определяется типом предприятия, на котором собирается работать сегодняшний школьник, а завтра — будущий специалист. Если ориентация учащихся на государственное российское предприятие, то можно прогнозировать поступление в государственный вуз по бесплатной форме обучения. Однако если молодой человек предполагает работать в иностранной фирме, то это уже другая ориентация — на элитный вуз и престижный диплом, желательно государственного вуза, даже если за обучение в нем нужно будет платить значительно больше, чем за обучение в негосударственном вузе по такой же специальности и такого же качества подготовки.
Ответы респондентов, показывают их ориентацию на работу в иностранных организациях, а это значит, и соответствующий выбор профессии, которая будет востребована иностранными компаниями, осуществляющими свою деятельность в России (также нужно учитывать и ориентацию определенной части учащихся на работу за рубежом). В профориентационной работе среди учащихся представителям вузов следует особое внимание уделять на связи данного вуза с иностранными организациями, возможности трудоустройства и на конвертацию дипломов с зарубежными вузами.
Вторая по численности группа респондентов предполагает открыть свое дело, что коррелирует с объемом группы тех, кто хочет открыть свое дело и вести его на свой страх и риск. Это означает достаточно устойчивую ориентацию значительной части учащихся на данную сферу профессиональной деятельности. Однако следует заметить, что уже по опросам студентов данная группа резко уменьшается, особенно в связи со степенью освоения профессии, даже среди экономических специальностей и менеджмента. Еще меньше желающих открыть свое дело среди молодых специалистов, окончивших вузы по специальностям различного профиля. Поэтому в данном случае нельзя с высокой степенью вероятности прогнозировать приток молодежи в сферу самостоятельного бизнеса.
Интересно отметить резкий спад желающих работать на совместных предприятиях, который фиксировался в социологических исследованиях среди различных групп молодежи несколько лет назад. Это была самая большая группа молодежи, а в настоящее время желающих работать на этих предприятиях очень немного — значительно меньше (в два-три раза), чем даже на российских государственных предприятиях.
Известно, что социальные ориентации, критерии и интересы являются базой для профессионального самоопределения. Однако роль социальных факторов и характер их влияния на выбор профессии, типа и профиля образовательного учреждения весьма различаются у разных поколений. Переориентация новых поколений молодежи на профессии, обеспечивающие не интересную работу, а социальный успех, материальное благополучие — тенденция, сложившаяся до 90-х годов. В современных условиях она приобретает новые черты. Содержание и характер будущего труда все больше отходят на второй и третий план, все чаще их выбор является случайным. Профиль и даже тип образовательного учреждения определяются не стремлением приобрести интересную, желаемую профессию, а возможностью решить материальные проблемы и достичь таких социальных целей, для которых содержание, качество и уровень образования, по существу, имеют весьма малое значение.
Данные исследования свидетельствуют о том, что привлекательность самой профессии, содержание и характер будущего труда являются значимыми критериями при выборе специальности обучения только у 46% молодых людей, планирующих поступление в вузы, и у 52% — собирающихся поступать в средние специальные учебные заведения; хорошие перспективы профессионального и научного роста определяют выбор профиля обучения у 12 и 4% соответственно.
Итак, практически только каждый пятый выпускник школы, планирующий учиться дальше, имеет устойчивые профессиональные установки и профессионально-образовательные намерения. На наш взгляд, изучая социально-профессиональные ориентации, нельзя судить о них как о профессиональном самоопределении и с натяжкой можно воспринимать их в качестве результата профессионального выбора и профессиональных намерений. Сложный путь ориентаций через планы к конкретным намерениям обусловлен многими социальными факторами, и поэтому ориентации чаще всего не совпадают с намерениями и конкретными действиями молодежи в период наборов в вузы.

М. Ушакова,
к.с.н., доцент Государственного университета управления

«Кадровик. Кадровый менеджмент», N 10, октябрь 2006 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит