» Правила новые, а требования прежние


Правила новые, а требования прежние


21.03.2010

В обширном списке организаций, уплачивающих ЕНВД, транспортные компании занимают не последнее место. Они могут получать доходы от перевозки грузов или пассажиров, однако в последнем случае перевозчикам требуется специальное разрешение на осуществление такой деятельности — лицензия.
Как получить ее по новым правилам? Каковы лицензионные требования к перевозчикам пассажиров с этого года? Нужно ли переоформлять действующую лицензию? В статье даны ответы на организационно-правовые вопросы «транспортного» лицензирования, а также рассмотрен порядок бухгалтерского учета затрат, связанных с получением лицензии.
Больше года прошло с момента внесения в Закон о лицензировании*(1) изменений, которые сократили количество лицензируемых видов транспортных услуг*(2), исключив из них коммерческие перевозки пассажиров легковыми автомобилями и перевозки грузов автотранспортом грузоподъемностью свыше 3,5 т. Однако за это время Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом*(3) так и не было приведено в соответствие с внесенными в законодательство изменениями. И только осенью 2006 года Правительство РФ утвердило новое Положение о лицензировании*(4) (далее — Положение), в котором определен порядок получения разрешений на осуществление перевозок пассажиров вместительным автомобильным транспортом.

Что первично: закон или положение?

Лицензирование в сфере пассажирских перевозок регулируется, прежде всего, Законом о лицензировании, в то время как Положение является подзаконным актом, в котором подробно описаны не общие, а только отраслевые вопросы лицензирования, в частности:
— перечень документов, который должен собрать соискатель, и порядок рассмотрения лицензирующим органом представленных сведений о перевозчике;
— правила выдачи лицензии, выписки из лицензионной карточки и их дубликатов или заверенных копий;
— предъявляемые к перевозчику лицензионные требования и условия, а также виды грубых нарушений, в результате которых может быть приостановлено действие лицензии.
По другим вопросам, связанным с лицензированием в области оказания транспортных услуг, следует руководствоваться Законом о лицензировании. Прежде чем переходить к отраслевой тематике, ответим на не менее актуальный общий вопрос: следует ли переоформлять лицензию организациям и предпринимателям, которые получили ее до вступления в силу изменений законодательства?

Ранее выданные лицензии: действительны!

Такой вывод можно сделать из п. 3 ст. 49 ГК РФ: право юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять лицензируемый вид деятельности прекращается по истечении срока действия лицензии. Об этом также говорится в Постановлении Правительства РФ N 45*(5): лицензии, полученные до внесения изменений в Закон о лицензировании, действительны до истечения указанного в них срока.
Приведем еще несколько аргументов в пользу данной позиции. Так, в п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлены штрафы за отсутствие лицензии у организации и индивидуального предпринимателя, а не за то, что ее не переоформили в соответствии с новыми правилами. К тому же в Законе о лицензировании приведен перечень случаев, когда нужно переоформлять документ, подтверждающий наличие лицензии:
— при изменении наименования, местонахождения юридического лица (места жительства индивидуального предпринимателя);
— при изменении адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
— при реорганизации юридического лица. Правопреемнику воспользоваться прежней лицензией не удастся, так как она и предоставляемые ею права не могут быть переданы лицензиатом другому лицу.
Как видим, в этом списке нет обязанности переоформлять действующую лицензию в связи с изменениями в законодательстве, поэтому организации и предприниматели, имеющие лицензии на перевозку, выданные до вступления в силу изменений законодательства, могут не беспокоиться. Такие лицензии действительны до истечения указанного в них срока. Однако это не освобождает их обладателей от выполнения лицензионных требований и условий, которые установлены новым Положением, ведь прежнее утратило силу.

Какие они — лицензионные требования?

Перечисленные в Положении обязательные условия для осуществления пассажирских перевозок не станут открытием для тех, кто имеет лицензию. Практически все они основаны на требованиях документов в сфере перевозок и дорожного движения, к которым есть соответствующие отсылочные нормы. Поэтому сделаем обзор лицензионных требований для тех организаций и предпринимателей, которые планируют получить лицензию.

Наличие оборудованных для перевозок ТС

Используемые для пассажирских перевозок ТС должны находиться у организации (предпринимателя) на праве собственности или на ином законном основании. В Положении не сказано, что следует считать «иным законным основанием», однако если обратиться к ГК РФ, то можно выделить право хозяйственного ведения и оперативного управления ТС, которым могут обладать государственные, муниципальные и казенные государственные предприятия (ст. 294, 296 ГК РФ). При заключении договора аренды транспортная организация (предприниматель) получает ТС во временное владение и пользование (без права распоряжения им).
В Положении нет запрета на использование арендованных ТС для перевозки пассажиров, однако следует обратить внимание на конструкцию, внешний и внутренний вид ТС. Они должны соответствовать установленным техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, что обязывает владельца ТС пройти техосмотр. Только после этого они могут быть допущены к участию в дорожном движении.

Пассажирские перевозки — только по установленным правилам

Правила организации и осуществления перевозок пассажиров на сегодняшний день установлены в двух отраслевых документах — Уставе автомобильного транспорта*(6) и Правилах перевозок пассажиров*(7). В последнем документе более детально описан порядок перевозки пассажиров в автобусах городских, пригородных, междугородных маршрутах, а также в маршрутках. Не все нормы этих документов соответствуют сегодняшним реалиям, однако иного выбора транспортным организациям и предпринимателям не предоставлено. Более поздний документ — Временные правила перевозок пассажиров — так и не был зарегистрирован в Минюсте, поэтому не имеет силы нормативного акта, обязательного к руководству.

Обеспечение безопасности дорожного движения

Полный комплекс таких мер поименован в ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения*(8). Среди них следует выделить:
— организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей;
— создание условий для повышения квалификации водителей;
— организацию работы водителей и обеспечение режима труда и отдыха в соответствии с нормами отдельного отраслевого Положения о режиме рабочего времени и времени отдыха водителей*(9);
— анализ и устранение причин ДТП и нарушений правил дорожного движения с участием эксплуатируемых ТС.
Организации и предприниматели-перевозчики с небольшим парком ТС не всегда уделяют должное внимание соблюдению этих и других мер по обеспечению безопасности. К чему это может привести? К грубому нарушению лицензионных требований, в результате которого может произойти ДТП, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, а также к использованию ТС, не допущенных к эксплуатации и не прошедших предрейсовый техосмотр.
За грубые нарушения лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии и предпринимательскую деятельность на срок до 90 суток или наложить административный штраф в размере от 40 до 50 тыс. руб. на юридических лиц и от 4 до 5 тыс. руб. на предпринимателя. Штрафы за другие нарушения лицензионных условий меньше — от 30 до 40 тыс. руб. на юридических лиц и от 3 до 4 тыс. руб. на предпринимателя (п. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ).
Лицензионные требования необходимо выполнять не только потому, что за них предусмотрены штрафные санкции, но и для обеспечения безопасности всех участников дорожного движения.

Квалифицированные кадры нужны всем

Должностные лица и специалисты перевозчиков должны отвечать Квалификационным требованиям *(10), предъявляемым при осуществлении пассажирских перевозок. Компетентность этих лиц в вопросах перевозок пассажиров должна подтверждаться дипломом о высшем или среднем специальном образовании по перечню специальностей, указанном в Квалификационных требованиях.
Иметь соответствующую квалификацию должны и водители, прошедшие медицинское освидетельствование. Для них немаловажное значение имеет также стаж работы. В частности, к управлению автобусами междугородных и международных направлений, а также к перевозкам детей могут быть допущены водители автобусов, имеющие стаж работы не менее трех лет, как указано в Положении об обеспечении безопасности*(11).
Транспортная организация или предприниматель-перевозчик может укомплектовать штат работниками, которые будут заниматься техническим обслуживанием и ремонтом ТС. Но для этого необходимы помещения и соответствующее оборудование. Если таких возможностей нет, то соискателю лицензии, чтобы выполнить данное лицензионное требование, следует заключить договор с автотехцентром на техническое обслуживание и ремонт ТС.
Перевозчику в штате пассажиров следует предусмотреть сотрудника, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право занимать такую должность.
Как видим, для перевозчиков пассажиров, как и для любой организации, кадровые вопросы являются одними из ключевых, от их решения зависит не только получение лицензии, но и перспективы развития предпринимательской деятельности.

Не забудьте об водительских документах

На каждое ТС правилами дорожного движения предусмотрен обязательный перечень документов, которые всегда должны быть у водителя. В их числе водительское удостоверение, подтверждающее право на управление ТС, регистрационные документы и талон гостехосмотра, путевой лист с отметкой о прохождении техосмотра, лицензионная карточка и полис «автогражданки».
Страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам обязательно для всех владельцев ТС, участвующих в дорожном движении. Без страховки ТС не будет поставлено на учет в органах ГИБДД и не пройдет технический осмотр, значит, не будет допущено к участию в дорожном движении. Это обязывает перевозчика позаботиться о приобретении полиса «автогражданки», перед тем как оформлять регистрационные документы на ТС.
Итак, если все предъявляемые требования выполнены, то можно собирать документы на получение лицензии на перевозку пассажиров.

Приготовьте лицензионные бумаги и «платежку»

Для получения лицензии следует подготовить как общие документы, которые перечислены в Законе о лицензировании, так и отраслевые, поименованные в Положении.
Начать лицензиату следует с заявления, в котором Закон о лицензировании предписывает указывать:
— реквизиты юридического лица: наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, место осуществления деятельности, данные о внесении в реестр;
— сведения об индивидуальном предпринимателе: ФИО, место жительства и осуществления лицензируемого вида деятельности, данные удостоверяющего личность документа и о внесении сведений в госреестр предпринимателей;
— лицензируемый вид деятельности, который соискатель намерен осуществлять (перевозка пассажиров автомобильным транспортом).
К заявлению прилагаются копии учредительных документов, подтверждающих уплату госпошлины, свидетельств о регистрации, постановке на учет в налоговой инспекции.
Но это еще не все. Транспортной организации, равно как и предпринимателю, следует подготовить копии «отраслевых» документов:
— подтверждающих право собственности на ТС и их государственную регистрацию (свидетельство, ПТС, договор аренды);
— талонов о прохождении гостехосмотра предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров ТС;
— дипломов о высшем и среднем специальном образовании, удостоверений о повышении квалификации, подтверждающих квалификацию должностных лиц и специалистов;
— документа об аттестации сотрудника, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения;
— документов о квалификации и стаже работы водителей, а также подтверждающих прохождение ими медицинского освидетельствования в установленный срок;
— страховых полисов обязательной «автогражданки» владельцев ТС;
— документов, подтверждающих возможность проводить техобслуживание и ремонт ТС у организации или предпринимателя, или договора с автотехцентрами на оказание данных услуг.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта не может потребовать иных документов, не предусмотренных Положением и Законом о лицензировании.
За рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимается сбор в размере 300 руб., а за предоставление лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом нужно заплатить 1 000 руб. Если лицензию требуется переоформить, то взимается сбор в сумме 100 руб. Данные расценки установлены гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ. Кроме того, у перевозчика могут быть и иные расходы, связанные с получением лицензии, например по оплате консультационных услуг, за заверение копий документов, выдачу и продление срока действия акта техосмотра ТС. Например, государственная пошлина за удостоверение копий учредительных документов составляет 500 руб. (пп. 8 п. 1 ст. 333.24 НК РФ), а за продление акта техосмотра ТС — 100 руб. (пп. 31 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Заметим, удостоверять копии перечисленных отраслевых документов не нужно, нормы Положения к этому не обязывают.

Документы собраны, сборы уплачены — что дальше?

Лицензия на оказание транспортных услуг выдается на пять лет, поэтому после получения необходимых документов лицензирующий орган проверяет правильность их заполнения, полноту и достоверность сведений о соискателе, а также возможность выполнения им лицензионных требований и условий.
Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии Федеральная служба по надзору в сфере транспорта принимает в течение 45 дней (п. 2 ст. 9 Закон о лицензировании). К сожалению, более короткий срок принятия решения о выдачи лицензии Положением не установлен.
После проверки полноты и достоверности сведений о соискателе Федеральная служба по надзору одновременно с лицензией выдает выписку из нее — лицензионную карточку, в которой указываются номер, дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и госзнак ТС.
В случае изменения парка ТС организация или предприниматель должны представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных лицензионных карточек на поступившие ТС. Карточки должны быть предоставлены в течение 10 дней. Лицензионные карточки по ТС, которые заменены и не используются для перевозок, нужно возвратить. Это следует сделать также в случае приостановления действия лицензии или ее аннулирования.
В отличие от старых правил лицензирования в новых не уделено внимания ни плановым, ни внеплановым проверкам организации на соблюдение лицензионных требований, но это не означает, что перевозки пассажиров не подлежат лицензионному контролю. Порядок его проведения регламентирован отдельными Методическими рекомендациями по лицензированию*(12).
Плановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий проводятся лицензирующим органом в отношении перевозок пассажиров не чаще раза в год. Внеплановые проверки осуществляются в случаях:
— необходимости подтвердить устранение лицензиатом нарушений, заявленных при проведении плановой проверки;
— получения информации о нарушениях лицензиатом лицензионных требований и условий;
— ДТП с участием принадлежащих лицензиату ТС, повлекших телесные повреждения и (или) гибель людей.
Если выявленные по результатам проверки нарушения своевременно не устранены, то лицензирующий орган может принять решение о приостановлении действия лицензии или аннулировать ее.
На каких основаниях и в каком порядке Федеральная служба по надзору в сфере транспорта вправе отзывать лицензию на перевозку пассажиров и производить иные лицензионные действия?

На что уполномочен лицензирующий орган?

В течение установленного срока лицензия может переоформляться, в нее могут вноситься изменения и дополнения, ее действие может быть приостановлено (возобновлено), а также она может быть аннулирована в порядке, установленном Законом о лицензировании.
Приостановление действия лицензии осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в случае привлечения организации (предпринимателя) к ответственности за нарушение лицензионных требований и условий, установленных Положением.
В Законе о лицензировании описан порядок приостановления лицензии в случае, если по результатам выявленных нарушений принято решение об административном приостановлении деятельности организации или предпринимателя. При этом предпринимательская деятельность и действие лицензии приостанавливаются на один и тот же срок. После этого действие лицензии возобновляется при условии, если выявленные нарушения устранены. Срок действия лицензии на время ее приостановления не продлевается.
Порядок приостановления действия лицензии в досудебном порядке описан в Методических рекомендациях по лицензированию. Лицензирующий орган в течение трех дней после принятия такого решения направляет лицензиату уведомление с указанием сроков устранения выявленных нарушений. Этот срок не должен превышать шести месяцев.
В дальнейшем все будет зависеть от того, устранит перевозчик нарушение, повлекшее приостановление действия лицензии, или нет. Если устранит, то действие лицензии возобновляется, в противном случае лицензия аннулируется по решению суда на основании заявления лицензирующего органа (п. 2 ст. 13 Закона о лицензировании).
Из сказанного следует вывод: для перевозчиков пассажиров лицензирование — это один из вопросов, без решения которых невозможно осуществление предпринимательской деятельности на законных основаниях.
В заключение рассмотрим еще один вопрос, который более заинтересует организации, чем предпринимателей, — порядок учета затрат, связанных с лицензированием пассажирских перевозок. Транспортные компании, которые находятся на «вмененке» и уплачивают единый налог, в отличие от предпринимателей и «упрощенцев» не освобождены от ведения бухгалтерского учета.

Об учете «лицензионных» затрат

Транспортные организации, имеющие ТС вместимостью более восьми пассажиров, без лицензии не вправе осуществлять перевозки, поэтому затраты на ее получение являются необходимыми в списке текущих расходов. Они считаются расходами по обычным видам деятельности, так как связаны с оказанием транспортных услуг (п. 5 ПБУ 10/99*(13)). При этом расходы на лицензирование обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, а связь между ними косвенная. Поэтому их следует отражать в учете и отчетности равномерно, распределяя между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99).
Аналогичный вывод следует из п. 65 Положения по бухгалтерскому учету*(14). В нем сказано, что затраты, произведенные организацией в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельно как расходы будущих периодов и подлежат списанию в самостоятельно устанавливаемом организацией порядке (равномерно, пропорционально оказанным услугам и др.). Выбранный метод списания этих расходов организации следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Период включения расходов на лицензирование в себестоимость оказываемых транспортных услуг определяется исходя из срока действия лицензии, так как именно в течение этого периода организация может заниматься предпринимательской деятельностью и, следовательно, получать доходы.
Для расчетов с лицензирующим органом организация, согласно Плану счетов *(15), может выбрать один из трех счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 68 «Расчеты по налогам и сборам». По мнению автора, в данной ситуации следует выбрать счет 76. Счет 60 рекомендован для отражения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками по приобретенным товарно-материальным ценностям (работам, услугам), а счет 68 — о расчетах с бюджетом по налогам.
Подлежащие перечислению лицензионные сборы отражаются по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по лицензированию» в корреспонденции с дебетом счета 97 «Расходы будущих периодов». Затем в течение срока действия лицензии расходы по ее приобретению списываются по кредиту счета 97 на счет 26 «Общехозяйственные расходы».
Заметим, в состав расходов будущих периодов включаются все фактические затраты, связанные с получением лицензии (сбор за рассмотрение заявления, лицензионный сбор, расходы на заверение копий документов у нотариуса и др.).

Пример.
В связи с получением лицензии (выдана на пять лет) ООО «Новтранс» понесло следующие расходы:
— сбор за рассмотрение заявления о выдаче лицензии в размере 300 руб.;
— лицензионный сбор — 1 000 руб.;
— плата за нотариальное удостоверение копий документов, представляемых в лицензирующий орган, — 1 000 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Новтранс» будут сделаны следующие проводки:

————————-T————————T————————T————————¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, руб. ¦
+————————+————————+————————+————————+
¦ В момент предоплаты ¦
+————————T————————T————————T————————+
¦Произведена оплата¦ ¦ ¦ ¦
¦лицензирующему органу и¦ ¦ ¦ ¦
¦нотариусу (300 + 1 000 +¦ 76 ¦ 51 ¦2 300 ¦
¦1 000) руб. ¦ ¦ ¦ ¦
+————————+————————+————————+————————+
¦Осуществленные затраты¦ ¦ ¦ ¦
¦отражены в составе¦ 97 ¦ 76 ¦2 300 ¦
¦расходов будущих¦ ¦ ¦ ¦
¦периодов ¦ ¦ ¦ ¦
+————————+————————+————————+————————+
¦ Ежемесячно в период действия лицензии ¦
+————————T————————T————————T————————+
¦Доля расходов будущих¦ ¦ ¦ ¦
¦периодов включена в¦ ¦ ¦ ¦
¦состав общехозяйственных¦ 26 ¦ 97 ¦ 38 ¦
¦затрат (2 300 руб./60¦ ¦ ¦ ¦
¦мес.) ¦ ¦ ¦ ¦
L————————+————————+————————+————————-

А есть ли варианты?

Да, есть — признание в бухгалтерском учете расходов, связанных с лицензированием, единовременно. Такой вариант возможен в ситуации, когда расходы на получение лицензии незначительны. Тогда эффект от их распределения по отчетным периодам будет незначительный. Поэтому, руководствуясь принципом рациональности, который является одним из обязательных требований, предъявляемых к учетной системе и политике*(16), организация вправе принять решение о единовременном учете расходов на лицензирование. Но увлекаться рациональностью не стоит, так как нельзя однозначно утверждать, что чем проще и доступнее отчетность, тем лучше. Организации следует соизмерять рациональность решения с полнотой и достоверностью информации, один из критериев которой — принятый уровень существенности. В его пределах бухгалтер, руководствуясь профессиональным суждением, вправе выбрать рациональный метод учета, сверх пределов — стоит остановиться на общей методологии учета расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам.

С.А. Кравченко,
эксперт журнала «ЕНВД: бухгалтерский учет и налогообложение»

«Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение», N 1, январь-февраль 2007 г.

————————————————————————-
*(1) Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
*(2) Федеральный закон от 02.07.2005 N 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о лицензировании».
*(3) Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 N 402, применялось в части, не противоречащей Закону о лицензировании.
*(4) Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637.
*(5) Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».
*(6) Устав автомобильного транспорта РСФСР, утв. Постановлением СМ РСФСР от 08.01.1969 N 12.
*(7) Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утв. Приказом Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 N 176.
*(8) Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
*(9) Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15.
*(10) Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утв. Приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 N 75.
*(11) Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2.
*(12) Методические рекомендации по лицензированию деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта, утв. Распоряжением Ространснадзора от 24.03.2005 N АН-57-р (фс).
*(13) Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н.
*(14) Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ».
*(15) Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкции по его применению».
*(16) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утв. Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 N 60н.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит