» Думайте сами, решайте сами: писать или не писать рапорт на увольнение по собственному желанию


Думайте сами, решайте сами: писать или не писать рапорт на увольнение по собственному желанию


21.03.2010

В последнее время в средства массовой информации, в юридические консультации поступают многочисленные обращения военнослужащих по вопросам, связанным с «переходом Вооруженных Сил Российской Федерации на новый облик», одним из последствий которого является реальная перспектива увольнения многих военнослужащих с военной службы. Согласно официальным данным, всего в ближайшие годы предстоит уволить из Вооруженных Сил Российской Федерации 117 тыс. военнослужащих*(1).
Больше всего вопросов, как показывает практика, возникает в связи с выбором основания для увольнения военнослужащих с военной службы. Вследствие происходящих перемен в организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации чаще всего проблемы возникают вокруг увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Что подразумевается в законодательстве под данным основанием увольнения с военной службы? Для ответа на этот вопрос обратимся к подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, где под условиями увольнения по организационно-штатным мероприятиям понимаются следующие обстоятельства:
1) сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности, невозможность его назначения на равную воинскую должность и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность;
2) истечение установленных сроков нахождения военнослужащего в распоряжении командира (начальника)*(2) при невозможности его назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность;
3) снижение воинского звания, предусмотренного по занимаемой военнослужащим воинской должности, и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью и нежелание военнослужащего продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности, а также невозможность назначения на равную воинскую должность и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность;
4) признание военнослужащего военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);
5) сокращение воинских должностей одной военно-учетной специальности либо воинских должностей, подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая военнослужащим воинская должность не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию).
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в рассматриваемом случае законодателем использована формулировка «может быть уволен». На практике это означает, что для реализации права на увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями одного только субъективного желания военнослужащего недостаточно, должно быть получено согласие на это соответствующего командира (начальника). Так, например, вопреки желанию военнослужащего быть уволенным по данному основанию он в случае сокращения занимаемой им воинской должности может быть назначен на равную воинскую должность*(3). При этом, согласия военнослужащего на назначение на такую должность не требуется. Обжалование такого решения командира бесперспективно, поскольку в данном случае законодательство о порядке прохождения военной службы не нарушается.
В свою очередь, и командир (начальник) не вправе уволить военнослужащего с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, если тот не согласен с таким увольнением и готов продолжить военную службу на любой другой воинской должности — и равной, и высшей*(4), и низшей*(5), в том числе в другой воинской части в иной местности.
Как свидетельствует редакционная почта, в настоящее время командиры (начальники) и кадровые органы крайне осторожно подходят к использованию на практике данного основания увольнения военнослужащих с военной службы. В качестве оправдания таких действий используются указания статс-секретаря — заместителя Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2009 г. N 173/1/11*(6). Этот документ нередко истолковывается кадровыми органами как введение запрета на увольнение военнослужащих с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. В частности, согласно данным указаниям представлять к увольнению военнослужащих, подвергшихся организационно-штатным мероприятиям, рекомендуется «в индивидуальном порядке» и только тех, кто обеспечен жилыми помещениями и имеет право на пенсионное обеспечение.
Тем военнослужащим, которые настаивают на увольнении с военной службы, практически повсеместно (иногда чуть ли не в приказном порядке) предлагается уволиться по собственному желанию. Тем, кто отказывается от такого предложения, грозят всевозможными карами, например переводом для прохождения военной службы на равной воинской должности туда, «куда Макар телят не гонял», а при отказе — увольнением с военной службы в связи с невыполнением условий контракта (тем более, и некая правовая основа таких переводов вроде бы появилась)*(7).
Некоторые военнослужащие, поддаваясь на такие рекомендации и угрозы, вынуждены писать рапорты на увольнение по собственному желанию, которые удовлетворяются, как правило, без каких-либо проблем. Однако тем самым такие военнослужащие сознательно лишают себя значительного объема социальных гарантий, поскольку социальные последствия увольнения военнослужащего по собственному желанию и увольнения в связи с организационно-штатными мероприятиями разнятся весьма существенно (см. приложение к настоящей статье). Главное, чего лишается военнослужащий, уволенный с военной службы по собственному желанию, — это гарантий в сфере жилищного обеспечения, особенно в случае отсутствия у него 20-летней выслуги на военной службе.
Следует иметь в виду, что если военнослужащего вынудили собственноручно написать и подать рапорт на увольнение с военной службы по собственному желанию, то впоследствии доказать факт такой вынужденности представляется весьма проблематичным.
Убедиться в этом можно, обратившись к судебной практике, в частности к определению Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по гражданскому делу в связи с жалобой офицера О.В. Исакова от 12 октября 1995 г. N 2н-222/95 (хотя данный судебный акт принят более 10 лет назад, однако, по нашему мнению, своей актуальности содержащаяся в нем правовая позиция высшей судебной инстанции не утратила)*(8).
Как усматривается из материалов дела, капитан О.В. Исаков был уволен с военной службы по собственному желанию. В поданной в суд жалобе он поставил вопрос об изменении основания увольнении на организационно-штатные мероприятия. Военный суд гарнизона отказал ему в удовлетворении жалобы.
Военный суд флота признал увольнение О.В. Исакова с военной службы по собственному желанию незаконным и обязал командующего ВВС флота внести изменения в приказ и уволить О.В. Исакова в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также произвести перерасчет положенных ему к выплате денежных сумм, исходя из окладов, установленных на момент фактического окончательного расчета.
В протесте председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации ставился вопрос об отмене определения военного суда флота и оставлении в силе решения военного суда гарнизона.
По делу установлено, указывалось в протесте, что воинская часть, в которой проходил военную службу О.В. Исаков, подлежала расформированию, в связи с чем командование хотело перевести его для дальнейшего прохождения службы в другую воинскую часть, неоднократно предлагая ему должность, равнозначную занимаемой. О.В. Исаков же полагал, что должен быть уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
О.В. Исаков от всех предложений о дальнейшем прохождении военной службы отказался и подал рапорт об увольнении, тем самым выразив свое нежелание заключать контракт о прохождении военной службы (в тот период шел процесс перехода Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактный способ комплектования). Командование разъяснило О.В. Исакову, что его увольнение по сокращению штатов невозможно, однако он настаивал на увольнении. В такой ситуации командование было вправе уволить его по собственному желанию в соответствии с п. 3 ст. 57 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»*(9). В связи с этим военный суд флота необоснованно изменил правильное решение военного суда гарнизона об отказе в удовлетворении жалобы О.В. Исакова.
Военная коллегия, согласившись с протестом, отменила определение военного суда флота и оставила в силе решение военного суда гарнизона.
В крайне затруднительной ситуации оказываются те военнослужащие, у которых время сокращения занимаемой воинской должности в связи с переходом Вооруженных Сил Российской Федерации «на новый облик» совпадает с окончанием срока контракта о прохождении военной службы. Подача такими военнослужащими рапорта об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями нередко воспринимается командованием как нежелание военнослужащего заключить новый контракт, в связи с чем он представляется к увольнению с военной службы в соответствии с подп. «б» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с истечением срока военной службы по контракту). В итоге такой военнослужащий теряет право на значительное число социальных гарантий, предусмотренных для увольняемых военнослужащих.
Анализ норм Положения о порядке прохождения военной службы позволяет сделать вывод, что действия командования в таких случаях являются неправомерными. Согласно п. 10 ст. 9 указанного Положения военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Кроме того, новый контракт в соответствии с п. 3 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы не может быть заключен с военнослужащим, в отношении которого вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание, в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд, а также с военнослужащим, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшим наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, сокращение занимаемой воинской должности само по себе не может служить основанием для отказа военнослужащему в заключении нового контракта. Если же такой военнослужащий желает уволиться в связи с организационно-штатными мероприятиями и не желает заключать новый контракт, то он должен быть уволен именно в связи с организационно-штатными мероприятиями, а не в связи с истечением срока контракта. Главное в данной ситуации — чтобы сокращение занимаемой военнослужащим воинской должности и подача им рапорта об увольнении по организационно-штатным мероприятиям произошли ранее даты истечения срока контракта.
Многих военнослужащих интересует ответ на вопрос о том, как вести себя в ситуации, если вопреки воле и желанию военнослужащего будет издан приказ о его переводе к новому месту военной службы? Не повлечет ли отказ от убытия к новому месту службы привлечение данного военнослужащего к уголовной ответственности?
Имеется вполне легитимный способ поведения в данной ситуации. Если военнослужащий не согласен с приказом командира (начальника), он вправе оспорить правомерность данного приказа в судебном порядке. При этом, в заявлении в суд следует изложить ходатайство о приостановлении действия оспариваемого приказа до принятия решения по существу этого заявления (в соответствии с п. 4 ст. 254 ГПК РФ суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда).
В заключение приведем обнародованное «Российской газетой» официальное опровержение статс-секретарем — заместителем Министра обороны Российской Федерации Н.А. Панковым разговоров о якобы имеющем место приостановлении организационно-штатных мероприятий. Мол, в министерстве неправильно оценили затраты, и денег на расчет с отставниками не хватает. Чтобы не тратиться на выходное пособие, людей теперь заставляют писать рапорты на увольнение по собственному желанию. Эта молва оказалась настолько живучей, что возмущенные офицеры забросали жалобами Главную военную прокуратуру*(10). Все это, по утверждению Н.А. Панкова, не соответствует действительности. Все гарантии, установленные законодательством для увольняемых военнослужащих, будут предоставляться в полном объеме.
Так что думайте сами, решайте сами — писать или не писать рапорт об увольнении с военной службы по собственному желанию.

Сравнительный анализ социальных гарантий, предоставляемых военнослужащим при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и по собственному желанию

——T—————————T—————————————T—————————-¬
¦ N ¦ Содержание социальной ¦ Увольняемые в связи с ОШМ ¦Увольняемые по собственному ¦
¦п/п ¦ гарантии ¦ ¦ желанию ¦
+—-+—————————+—————————————+—————————-+
¦ 1 ¦Право на пенсионное ¦Право на пенсию после увольнения по ¦Право на пенсию после ¦
¦ ¦обеспечение ¦данному основанию имеют лица, выслуга ¦увольнения по данному ¦
¦ ¦ ¦которых (в льготном исчислении) ¦основанию имеют лица, ¦
¦ ¦ ¦составляет 20 лет и более, а также ¦выслуга которых (в льготном ¦
¦ ¦ ¦лица, имеющие общий трудовой стаж 25 ¦исчислении) составляет 20 ¦
¦ ¦ ¦лет и более, из которых не менее 12,5 ¦лет и более ¦
¦ ¦ ¦лет составляет военная служба (при ¦ ¦
¦ ¦ ¦условии достижения на момент ¦ ¦
¦ ¦ ¦увольнения 45-летнего возраста) ¦ ¦
+—-+—————————+—————————————+—————————-+
¦ 2 ¦Ежемесячное социальное ¦Гражданам, имеющим общую ¦Ежемесячное социальное ¦
¦ ¦пособие гражданам, ¦продолжительность военной службы от 15¦пособие не выплачивается ¦
¦ ¦уволенным с военной службы¦до 20 лет, в течение пяти лет ¦ ¦
¦ ¦без права на пенсию ¦выплачивается ежемесячное социальное ¦ ¦
¦ ¦ ¦пособие в размере: ¦ ¦
¦ ¦ ¦- при общей продолжительности военной ¦ ¦
¦ ¦ ¦службы 15 лет — 40 % суммы оклада ¦ ¦
¦ ¦ ¦денежного содержания; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- за каждый год свыше 15 лет — 3 % ¦ ¦
¦ ¦ ¦суммы оклада денежного содержания. ¦ ¦
¦ ¦ ¦Гражданам, имеющим общую ¦ ¦
¦ ¦ ¦продолжительность военной службы менее¦ ¦
¦ ¦ ¦15 лет, в течение одного года после ¦ ¦
¦ ¦ ¦увольнения сохраняется выплата оклада ¦ ¦
¦ ¦ ¦по воинскому званию ¦ ¦
+—-+—————————+—————————————+—————————-+
¦ 3 ¦Право на единовременное ¦Единовременное пособие выплачивается ¦Единовременное пособие ¦
¦ ¦пособие при увольнении с ¦при общей продолжительности военной ¦выплачивается в размере 40% ¦
¦ ¦военной службы ¦службы: ¦от сумм, подлежащих выплате ¦
¦ ¦ ¦- менее 10 лет — в размере 5 окладов ¦увольняемым в связи с ¦
¦ ¦ ¦денежного содержания; ¦организационно-штатными ¦
¦ ¦ ¦- от 10 до 15 лет — в размере 10 ¦мероприятиями ¦
¦ ¦ ¦окладов денежного содержания; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- от 15 до 20 лет — в размере 15 ¦ ¦
¦ ¦ ¦окладов денежного содержания; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- 20 лет и более — в размере 20 ¦ ¦
¦ ¦ ¦окладов денежного содержания. ¦ ¦
+—-+—————————+—————————————+—————————-+
¦ 4 ¦Сохранение права на ¦Данное право имеют лица, выслуга лет ¦Данное право имеют лица, ¦
¦ ¦медицинское обеспечение в ¦на военной службе которых составляет ¦общая продолжительность ¦
¦ ¦военно-медицинских ¦20 лет и более (в льготном исчислении)¦военной службы которых ¦
¦ ¦учреждениях ¦ ¦составляет 25 лет и более ¦
+—-+—————————+—————————————+—————————-+
¦ 5 ¦Право на прохождение ¦Предоставляется военнослужащим, ¦Право на переподготовку не ¦
¦ ¦переподготовки по одной из¦имеющим общую продолжительность ¦предоставляется ¦
¦ ¦гражданских специальностей¦военной службы 5 лет (не считая ¦ ¦
¦ ¦ ¦времени обучения в военном ¦ ¦
¦ ¦ ¦образовательном учреждении) ¦ ¦
+—-+—————————+—————————————+—————————-+
¦ 6 ¦Право: ¦Данное право имеют все граждане, ¦Гарантии по получению ¦
¦ ¦- на бесплатное ¦уволенные с военной службы в связи с ¦образования на лиц, ¦
¦ ¦первоочередное прохождение¦организационно-штатными мероприятиями,¦уволенных с военной службы ¦
¦ ¦подготовки, переподготовки¦независимо от выслуги ¦по собственному желанию, не ¦
¦ ¦и повышение квалификации ¦ ¦распространяются ¦
¦ ¦по направлению и за счет ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств федеральной ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственной службы ¦ ¦ ¦
¦ ¦занятости населения; ¦ ¦ ¦
¦ ¦- на внеконкурсное ¦ ¦ ¦
¦ ¦поступление в ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственные ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательные учреждения¦ ¦ ¦
¦ ¦начального ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессионального ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования и на курсы ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучения соответствующим ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиям; ¦ ¦ ¦
¦ ¦- на поступление в ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственные ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательные учреждения¦ ¦ ¦
¦ ¦профессионального ¦ ¦ ¦
¦ ¦образования без ¦ ¦ ¦
¦ ¦вступительных испытаний ¦ ¦ ¦
+—-+—————————+—————————————+—————————-+
¦ 7 ¦Право на проезд на ¦Данное право имеют офицеры, прапорщики¦Данное право имеют офицеры, ¦
¦ ¦безвозмездной основе ¦и мичманы, уволенные с военной службы,¦общая продолжительность ¦
¦ ¦железнодорожным, ¦имеющие выслугу в льготном исчислении ¦военной службы которых ¦
¦ ¦воздушным, водным и ¦20 лет и более, а также члены семей ¦составляет 25 лет и более ¦
¦ ¦автомобильным (за ¦указанных граждан ¦ ¦
¦ ¦исключением такси) ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспортом на ¦ ¦ ¦
¦ ¦стационарное лечение в ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с заключением¦ ¦ ¦
¦ ¦военно-врачебной комиссии ¦ ¦ ¦
¦ ¦или в санаторно-курортные ¦ ¦ ¦
¦ ¦и оздоровительные ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждения и обратно (один¦ ¦ ¦
¦ ¦раз в год) ¦ ¦ ¦
+—-+—————————+—————————————+—————————-+
¦ 8 ¦Запрет на увольнение с ¦Военнослужащие, имеющие общую ¦Отсутствие у военнослужащего¦
¦ ¦военной службы без ¦продолжительность военной службы 10 ¦жилого помещения для ¦
¦ ¦предоставления жилого ¦лет и более, не могут быть уволены с ¦проживания не является ¦
¦ ¦помещения ¦военной службы без их согласия без ¦препятствием для его ¦
¦ ¦ ¦предоставления жилого помещения ¦увольнения по собственному ¦
¦ ¦ ¦ ¦желанию ¦
+—-+—————————+—————————————+—————————-+
¦ 9 ¦Запрет на исключение без ¦Данная гарантия распространяется на ¦Данная гарантия ¦
¦ ¦согласия военнослужащих из¦военнослужащих, имеющих общую ¦распространяется на ¦
¦ ¦списка очередников на ¦продолжительность военной службы 10 ¦военнослужащих, имеющих ¦
¦ ¦получение жилых помещений ¦лет и более ¦общую продолжительность ¦
¦ ¦(улучшение жилищных ¦ ¦военной службы 20 лет и ¦
¦ ¦условий) по последнему ¦ ¦более ¦
¦ ¦перед увольнением месту ¦ ¦ ¦
¦ ¦военной службы ¦ ¦ ¦
+—-+—————————+—————————————+—————————-+
¦ 10 ¦Право на получение ¦Данное право имеют военнослужащие, ¦Увольняемые по собственному ¦
¦ ¦государственного жилищного¦общая продолжительность военной службы¦желанию права на получение ¦
¦ ¦сертификата ¦которых составляет 10 лет и более ¦государственного жилищного ¦
¦ ¦ ¦ ¦сертификата не имеют ¦
+—-+—————————+—————————————+—————————-+
¦ 11 ¦Право на использование ¦Данное право имеют увольняемые ¦Увольняемые по собственному ¦
¦ ¦денежных средств, учтенных¦военнослужащие, общая ¦желанию права на ¦
¦ ¦на именном накопительном ¦продолжительность военной службы ¦использование денежных ¦
¦ ¦счете участника ¦которых составляет 10 лет и более ¦средств, учтенных на именном¦
¦ ¦накопительно-ипотечной ¦ ¦накопительном счете ¦
¦ ¦системы жилищного ¦ ¦участника ¦
¦ ¦обеспечения военнослужащих¦ ¦накопительно-ипотечной ¦
¦ ¦ ¦ ¦системы жилищного ¦
¦ ¦ ¦ ¦обеспечения, не имеют ¦
+—-+—————————+—————————————+—————————-+
¦ 12 ¦Право на получение ¦Данное право имеют граждане, общая ¦Уволенные по собственному ¦
¦ ¦денежной компенсации в ¦продолжительность военной службы ¦желанию граждане права на ¦
¦ ¦размере фактически ¦которых составляет 20 лет и более ¦данную компенсацию не имеют ¦
¦ ¦уплаченных ими земельного ¦ ¦ ¦
¦ ¦налога и налога на ¦ ¦ ¦
¦ ¦имущество физических лиц ¦ ¦ ¦
L—-+—————————+—————————————+——————————

В.М. Корякин,
доктор юридических наук

«Право в Вооруженных Силах», N 7, июль 2009 г.

————————————————————————-
*(1) Гаврилов Ю . Сокращение без слухов // Рос. газ. 2009. 29 апр.
*(2) В соответствии с п. 4 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий может находиться в распоряжении командира (начальника) не более трех месяцев, а в случае зачисления в распоряжение в связи с проведением организационно-штатных мероприятий — не более шести месяцев.
*(3) Воинская должность военнослужащего считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью (п. 14 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы).
*(4) Воинская должность военнослужащего считается высшей, если для нее штатом предусмотрено более высокое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий — более высокий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью (п. 12 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы).
*(5) Воинская должность военнослужащего считается низшей, если для нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий — более низкий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью (п. 16 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы).
*(6) См.: Право в Вооруженных Силах. 2009. N 5. С. 126-127.
*(7) Имеется в виду документ о «ротации кадров», правовая оценка которого заслуживает отдельного разговора.
*(8) Содержание данного судебного акта приводится по: Фатеев К.В. Организационно-правовые вопросы увольнения с военной службы граждан, проходящих ее по контракту: дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 102-103.
*(9) Данный Закон действовал на момент рассмотрения дела (утратил силу с 1 января 1998 г.).
*(10) Гаврилов Ю . Указ. соч.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит