» Моделирование структуры человеческого капитала


Моделирование структуры человеческого капитала


21.03.2010

Социально-экономическое развитие в начале нынешнего столетия характеризуется возрастающей ролью человеческого капитала, способствующего обеспечению качественных параметров экономического роста. Человеческий капитал — единственный экономический компонент, обладающий способностью производить стоимость, но который очень сложно оценить. Для решения данной задачи необходимо, прежде всего, очень четко представлять структуру человеческого капитала.

В современной экономике человеческий капитал приобретает определяющую роль, являясь важнейшим фактором экономического роста и благосостояния общества. В связи с этим в большинстве компаний уделяется особое внимание накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала.
Человеческий капитал, являясь составной частью современного производительного капитала, имеет ряд особенностей:
1. Человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основополагающим фактором экономического роста.
2. Формирование человеческого капитала требует значительных затрат как от самого индивидуума, так и от общества в целом.
3. Человеческий капитал может быть накоплен, а именно индивидуум может приобретать определенные навыки, способности, может увеличить свое здоровье.
4. Человеческий капитал на протяжении своей жизни не только приобретает знания, но и изнашивается как физически, так и морально.
5. Инвестиции в человеческий капитал дают его обладателю, как правило, в будущем более высокий доход.
6. Инвестиции в человеческий капитал носят довольно длительный характер. И если инвестиции в человеческий капитал образования имеют период 12-20 лет, то в капитал здоровья человек производит вложения в течение всего периода времени.
7. Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности. Человеческий капитал неотделим от его носителя — живой человеческой личности.
8. Прямые доходы, получаемые человеком, контролируются им самим независимо от источника инвестиций.
9. От решения человека, от его волеизъявления зависит функционирование человеческого капитала. Степень отдачи от применения человеческого капитала зависит от индивидуальных интересов человека, от его предпочтений, его материальной и моральной заинтересованности, мировоззрений, от общего уровня его культуры [2].

Определение понятия

Существует множество подходов к определению данного понятия. Так, Эдвин Дж. Долан под человеческим капиталом понимает «капитал в виде умственных способностей, полученный через формальное обучение или образование либо через практический опыт» [2]. Б.М Генкин рассматривает человеческий капитал как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность [1].
С точки зрения С.А. Дятлова, человеческий капитал — это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека [2].
Группа ученых под руководством Л.И. Абалкина, исследующих проблему стратегического развития России в новом веке, рассматривает человеческий капитал как сумму врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход [3, с. 21].
Т.Г. Мясоедова представляет человеческий капитал как совокупность природных способностей, здоровья, приобретенных знаний, профессиональных навыков, мотиваций к труду и постоянному развитию, общей культуры, которая включает нравственные ценности, знание и соблюдение норм, правил, законов человеческого общения [4].
Обобщая результаты теоретических и практических работ отечественных и зарубежных исследователей, наиболее полно, по нашему мнению, человеческий капитал можно охарактеризовать следующим образом: это совокупность природных врожденных способностей, дарований, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, накопленных и усовершенствованных в результате инвестиций знаний и профессионального опыта, необходимых для целесообразной деятельности в той или иной сфере общественного воспроизводства, приносящей доход их обладателю. Таким образом, человеческий капитал включает в себя: квалифицированную рабочую силу; совокупность знаний, квалификации, практических навыков, способностей к нововведениям каждого из сотрудников предприятия; систему ценностей, культуру труда, философию бизнеса, которые не могут быть скопированы или воспроизведены в другой организации. Модель состава человеческого капитала представлена на рис. 1.

———————————T————————T—————————————-¬
¦ ¦ Человеческий капитал ¦ ¦
¦ L————————- ¦
¦ ————T————T————————-T——-T—————T————-¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Ў Ў —-Ў————————-Ў-¬ Ў Ў Ў ¦
¦——-+——¬—-+——¬¦ ¦ Умственные способности ¦ ¦——+——¬———+——¬——+—¬¦
¦¦ Природные ¦¦Творчески馦—+—————¬———-+¬¦¦Мотивация ¦¦ Морально- ¦¦ Общая ¦¦
¦¦способности,¦¦потенциал ¦¦¦ Знания ¦¦Професси- ¦¦¦к работе 覦психологическо妦культурদ
¦¦ дарования ¦L————¦¦ (практические, ¦¦оанальный ¦¦¦обучению ¦¦ и физическое ¦L———¦
¦L————- ¦¦профессиональные,¦¦ опыт ¦¦L————¦ здоровье ¦ ¦
¦ ¦¦интеллектуальные)¦L—T——-¦ L—————- ¦
¦ ¦L——T———— ^ ¦ ¦
¦ L——^—————-+——— ¦
¦ L——-T——— ¦
¦ ———+———-¬ ¦
¦ ¦ Инвестиции ¦ ¦
¦ L——————— ¦
¦ ———————¬ ¦
L——————————->+ Доход ++Капитал образования ¦¦¦+>+Организационный капита릦 +>+ Капитал здоровья нации ¦
¦¦ L———————¦¦¦ L————————¦ ¦ L—————————
¦¦ ———————¬¦¦¦ ————————¬¦ ¦ —————————¬
¦+>+ Капитал здоровья ¦¦¦+>+ Структурный капитал ¦¦ ¦ ¦Капитал жизнеспособности ¦
¦¦ L———————¦¦¦ L————————¦ +>+ нации ¦
¦¦ ¦¦¦ ¦ ¦ L—————————
¦¦ ———————¬¦¦¦ ————————¬¦ ¦ —————————¬
¦+>+ Трудовой здоровья ¦¦¦+>+ Клиентский капитал ¦¦ +>+Капитал образования нации¦
¦¦ L———————¦¦¦ L————————¦ ¦ L—————————
¦¦ ———————¬¦¦¦ ————————¬¦ ¦ —————————¬
¦¦ ¦ Организационно- ¦¦¦L>+ Социальный капитал ¦¦ ¦ ¦ Кадрово-ценностный ¦
¦+>+предпринимательский ¦¦¦ L————————¦ +>+ капитал нации ¦
¦¦ ¦ капитал ¦¦¦ ¦ ¦ L—————————
¦¦ L———————¦¦ ¦ ¦
¦¦ ———————¬¦¦ ¦ ¦ —————————¬
¦+>+ Интеллектуальный ¦¦¦ ¦ ¦ ¦ Нравственный капитал ¦
¦¦ ¦ капитал ¦¦¦ ¦ +>+ нации ¦
¦¦ L———————¦¦ ¦ ¦ L—————————
¦¦ ———————¬¦¦ ¦ ¦ —————————¬
¦¦ ¦ Культурно- ¦¦¦ ¦ ¦ ¦ Инновационный ¦
¦L>+нравственный капита릦¦ ¦ +>+ капитал ¦
¦ L———————¦¦ ¦ ¦ L—————————
¦ ¦¦ ¦ ¦ —————————¬
¦ ¦¦ ¦ +>+ Идеологический капитал ¦
¦ ¦¦ ¦ ¦ L—————————
¦ ¦¦ ¦ ¦ —————————¬
¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ Интеллектуальный капитал¦
¦ ¦¦ ¦ L>+ нации ¦
¦ ¦¦ ¦ L—————————
¦ Неотчуждаемые виды ¦¦ Отчуждаемые виды ¦
¦человеческого капитала ¦¦ человеческого капитала ¦
L————————-L—————————-

Рис. 2. Модель структуры человеческого капитала

Инвестиции в здоровье, его охрана, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, следовательно, и время функционирования человеческого капитала. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как «состояние полного физического и социального благополучия. Благополучие — это динамическое состояние ума, характеризующееся некоторой психической гармонией между способностями, потребностями и ожиданиями работающего и теми требованиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет окружающая среда»*(1).
Если исходить из определения ВОЗ (полное физическое и социальное благополучие), то более 60% населения развитых стран нельзя считать здоровым.
Известно, что по сравнению с этими странами в России состояние здоровья населения значительно хуже. Это утверждение основывается на объективных статистических показателях, средней продолжительности жизни, смертности и т.п. Особенно высока смертность мужчин в возрасте наибольшей работоспособности (25-45 лет) [1].
Состояние здоровья человека — это его естественный капитал, часть которого является наследственной. Другая часть является приобретенной в результате затрат самого человека и общества.
Данной точки зрения поддерживается и И.В. Ильинский, выделяющий в понятии капитала здоровья базовый и приобретенный капитал. Первый, по его мнению, определяется совокупностью физиологических свойств человека, получаемых наследственным путем. Эти свойства во многом определены заранее. Приобретенный капитал образуется в процессе формирования и потребления физических свойств человека, осуществляемом в производственной деятельности. Таким образом, на здоровье человека оказывают влияние как внутренние — наследственность, биологические особенности организма, так и внешние факторы. К внешним факторам относятся доходы, качество питания и питьевой воды, загрязненность воздуха и территорий проживания, качество жилья, условия труда, сфера обслуживания, качество здравоохранения, организация досуга, потребление алкоголя и наркотиков, психоэмоциональные стрессы. На все указанные факторы внешней среды в значительной степени оказывает влияние государственная политика, а на то, как сам человек заботится о сохранении здоровья, влияет уровень его образования.
Радикальное повышение здоровья населения неразрывно связано не только с существенным ростом жизненного уровня, включая значительное увеличение оплаты труда, снижение социальной поляризации, а также повышением репродуктивного потенциала.
Кроме того, работоспособность человека в любой сфере экономики, на любой должности в значительной степени зависит от его здоровья.
В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.
Капитал образования по мнению многих исследователей является важнейшей составляющей человеческого капитала. Образование является одним из факторов экономического роста страны, ее социокультурного развития, а для личности выступает как социальное благо, основа формирования и совершенствования человека.
Качество и уровень полученных знаний определяются природными способностями и факторами внешней среды: уровнем учебного заведения, где эти знания были получены или получаются, трудолюбием и прилежанием, финансовыми возможностями семьи, оплачивающей образование обучающегося, государственной политикой в области образования, государственной и частной финансовой поддержкой системы образования. До сих пор, говоря о человеческом капитале, о важном вкладе знаний в общую величину человеческого капитала, не уделяют должного внимания важности мотивации человека к получению знаний.
Высокие технологии нуждаются в обновлении знаний у большинства специалистов один раз в 5-7 лет. В этой связи первостепенное значение приобретает непрерывное образование. Задача формирования мотивации человека к обучению в течение всей жизни становится особенно важной. От успешности ее решения зависят и темпы научно-технического прогресса, и развитие экономики нового типа (экономики знаний), и реализация концепции устойчивого развития общества.
Мотивация к обучению в течение жизни зависит от многих факторов: уровня образования, норм и ценностей, поддерживаемых государством и обществом, от спроса на квалифицированных специалистов, квалификации и личностных качеств преподавателей, используемых образовательных технологий, общей корпоративной культуры образовательного учреждения, понимания человеком связи собственной профессиональной карьеры и имеющихся знаний.
Качество и уровень профессиональных навыков определяются развитыми природными способностями конкретного человека, уровнем полученного образования, опытом и уровнем сложности выполняемой работы, мотивацией к труду.
Поскольку образование оказывает влияние на все составляющие человеческого капитала, то инвестиции в образование — один из наиболее важных видов инвестиций. Знания, закрепленные в человеческом капитале и технологиях, являются двигателями производительности и экономического роста.
Культурно-нравственный капитал — задает стереотипные модели поведения и систему ценностей индивида, определяющую характер его реализации в процессе трудовой деятельности, это языковая и культурная компетенция человека, богатство в форме знания или идей, которые легитимируют статусы и власть, поддерживают установленный социальный порядок, существующую в обществе иерархию.
Категория культурно-нравственного капитала обозначает совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивида или индивидов, которые используются в процессе осуществления социальной деятельности и при этом узаконивают обладание статусом и властью.
Культурно-нравственный капитал предполагает признание существующих в общественной системе ценностей, культуры, этических норм, морали, определяющих линию поведения человека, его отношение к делу, вещам, другим людям, самому себе, что сказывается на качестве человеческого капитала, определяется духовным развитием, условиями воспитания и уровнем образования.
Высокая культура и нравственность человека сегодня также необходимы в производстве, как квалификация и интеллект. Репутация работника, имидж фирмы столь же важны для привлечения клиентов и инвестиций, сколь важны чисто деловые показатели бизнеса. Деловая честь, совесть, порядочность, ответственность ценятся высоко в цивилизованных деловых отношениях. Потому культурно-нравственный капитал необходимо учитывать как особый вид человеческого капитала во всех отраслях деятельности.
Показателями трудового капитала являются уровень профессионального образования, профессиональный опыт, совмещение профессий, профессиональные достижения и рост и др. Во всех развитых странах существенно вырос удельный вес квалифицированных рабочих и резко упала доля занятых ручным неквалифицированным трудом. Растут затраты как государства, так и фирм на профессиональную подготовку кадров. В частности, фирма «Дженерал электрик» расходует на это ежегодно более 100 млн долл. В целом фирмы США тратят на профессиональную подготовку более 30 млрд долл. в год, что превышает соответствующие затраты государства [1].
В России квалификация рабочих растет явно недостаточными темпами. До сих пор высока доля малоквалифицированного ручного труда, им занято около 30% работающих. Вследствие недостаточной квалификации рабочих, инженеров, руководителей производства наша страна вынуждена тратить значительные валютные средства на оплату строительства современных предприятий, гостиниц и общественных зданий иностранными фирмами.
Недостаточный профессионализм рабочих, инженеров и руководителей является не только очевидным тормозом технического прогресса и роста эффективности производства. При высокой насыщенности территории страны химическими предприятиями, электростанциями, нефте- и газопроводами низкая квалификация персонала превращается в основной фактор риска, возможности аварий с тяжелейшими последствиями.
Поскольку базой профессионализма является общая культура и уровень образованности населения, степень отставания России от мировых стандартов квалификации работников примерно соответствует отставанию в области образования. Статистика показывает, что отставание тем больше, чем выше сложность труда.
Интеллектуальный капитал — это капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта. Иногда его еще называют персональным интеллектуальным капиталом, поскольку он принадлежит конкретным физическим лицам (инноваторам) в виде накопленных профессиональных знаний, определяющих уровень их компетентности, ноу-хау и объектов интеллектуальной собственности, зарегистрированных и признаваемых за данным лицом, используемых в бизнесе и обеспечивающих прирост доходов инноватора и фирмы. От размеров человеческого интеллектуального капитала зависят трудовые возможности работников, эффективность трудовой отдачи, производительность, культура и качество труда. Интеллектуальный капитал — это совокупность врожденного и развившегося интеллектуального богатства человека в форме его интеллектуальной культуры и является достоянием индивидуума. Однако это достояние становится действительно капиталом только тогда, когда включается в капитал предприятия. Если для предприятия это фактор производства, то для общества в целом — потенциал экономического роста и его качественного развития.
Интеллектуальный капитал в инновационной экономике играет ведущую роль, т.к. лежит в основе получения новых знаний и активизации инновационной деятельности как на микроуровне, так и на макроуровне. В настоящее время интеллектуальный капитал является одним из ведущих факторов экономического роста, повышения конкурентоспособности, эффективности всей национальной экономики, отдельных фирм и личностей, а также источником устойчивого развития общества.
Организационно-предпринимательский капитал — это собственный капитал предпринимателя (форма и оценка), наличие прав собственности на ограниченные ресурсы (земля, полезные ископаемые, проекты), организационные привилегии и коммерческие секреты (ноу-хау), рейтинг организаторского опыта и достижений предпринимателя.
Качество предпринимательских способностей оценивается по эффективности использования капитала и устойчивости прогрессивного развития бизнеса. Интервалы прибыльности вложений капитала и темпы экономического роста компаний свидетельствует о реальной капитализации организационно-предпринимательских способностей.
Организационно-предпринимательский капитал — один из наиболее перспективных и важных видов человеческого капитала. Инвестиции в его развитие являются все более продуктивными.

В процессе взаимодействия

Считаем необходимым подчеркнуть, что среди составляющих человеческого капитала наибольшее значение имеют капитал образования, капитал здоровья, трудовой капитал и организационно-предпринимательский капитал. Основу человеческого капитала составляют знания, которыми владеют работники предприятия, составляющие ценность для предприятия, т.е. это, прежде всего, практические, профессиональные, интеллектуальные знания. Особенностью же человеческого капитала является то, что он не может быть собственностью компании, поэтому с утратой человеческого капитала автоматически теряется ценность как структурного, так и организационного, и клиентского капитала.
Это прежде всего объясняется тем, что структурный капитал можно представить как воплощенные знания, поскольку большинство его элементов — программное обеспечение, организационная структура, патенты, отношения с контрагентами — являются результатами работы сознания человека.
В основе организационного капитала, определяемого как систематизированная и формализованная компетентность компании, ее организационные возможности, также лежат знания, их носителями выступает персонал. Поэтому ценность коллективного капитала, представляющего собой человеческий капитал группы людей, объединенных по определенному признаку, напрямую зависит от уровня человеческого капитала каждого сотрудника.
При этом организационный капитал, входящий в состав коллективного капитала, выступает в двух формах: инновационный и процессный капитал.
Входящий в состав коллективного капитала организационный капитал делится на инновационный и процессный капитал. Инновационный капитал — это способность к обновлению компании, выраженная в виде интеллектуальной собственности, а также другие нематериальные активы и ценности, определяющие стоимость компании (идеи, торговые марки). Процессный капитал — это инфраструктура компании (информационные технологии, рабочие процессы и т.д.).
Социальный капитал может быть определен как некоторый набор общественных отношений, который минимизирует операционные затраты информации в пределах всей экономики*(2).
Социальный капитал — это знания, которые передаются и развиваются через взаимоотношения между работниками, партнерами, поставщиками и покупателями. Социальный капитал — это человеческий капитал, способный реализовать свой потенциал [8]. В связи с этим при оценке человеческого капитала необходимо обращать особое внимание на социальный капитал как капитал сотрудничества и взаимодействия.
Клиентский капитал представляет собой ценность, заключенную в отношениях с клиентами. Поэтому, на наш взгляд, социальный и клиентский капитал являются важнейшими составляющими человеческого капитала фирмы, поскольку они составляют капитал взаимодействия и взаимоотношения, формируемый людьми. В связи с этим первоочередной задачей компании, стремящейся к увеличению своего интеллектуального капитала, должно стать наращивание капитала взаимодействия, носителем которого является рабочая сила.
Особое внимание следует уделить таким компонентам национального капитала, как капитал жизнеспособности нации, кадрово-ценностный капитал нации, т.е. образовательный и квалификационный уровень людей в стране, наличие творческих и предпринимательских талантов, культурный уровень нации в целом, инновационный, идеологический, интеллектуальный капитал — все то, что составляет главное достояние каждой нации и обеспечивает ее конкурентные преимущества.
Учет элементов структуры человеческого капитала позволит не только проводить грамотную инвестиционную политику, направленную на увеличение стоимости человеческого капитала, но и осуществлять более детальную его оценку.

Литература

1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов. — 5-е изд., доп. — М.: Норма, 2003. — 416 с.
2. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. — СПб.: Наука, 1999. — 309 с.
3. Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под ред. Л.И. Абалкина. — М.: Экзамен, 2004.
4. Мясоедова Т.Г. Человеческий капитал и конкурентоспособность предприятия // Менеджмент в России и за рубежом, 2005, N 3, с. 29-37.
5. Критский М.М. Человеческий капитал. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991, с. 71.
6. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование. — М.: Прогресс, 1978, с. 15.
7. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. — СПб.: Изд. СПбУЭФ. 1996. С. 30
8. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд./ Перев. с англ. под ред. С.К. Мордовина. СПб.: Питер, 2004. — 71 с.

Г. Тугускина,
канд. экон. наук, доцент,
зам. директора по информационным технологиям
Пензенского торгово-экономического техникума

«Кадровик. Кадровый менеджмент», N 9, сентябрь 2009 г.

————————————————————————
*(1) Всемирная организация здравоохранения. Основные документы / Под ред. Р. Калимо, М.А. Эль-Батами, К.Л. Купера. Женев, 1989, с. 19.
*(2) http//skvortsova.htm



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит