» Страховые взносы — 2010: основные положения


Страховые взносы — 2010: основные положения


21.03.2010

Самое принципиальное изменение на сегодняшний день, которое ждет налогоплательщиков с 2010 года, — это замена ЕСН страховыми взносами. Эти нововведения затрагивают интересы всех предпринимателей независимо от применяемого налогового режима.
Поскольку новые законы полностью меняют саму систему начисления, уплаты, администрирования страховых взносов, вопросов по их практическому применению будет много. Мы начинаем рассмотрение новых положений, и нашей сегодняшней целью является общее ознакомление с основными положениями новых законов. Также мы остановимся на законодательных актах, принятых во исполнение новых законов, а также разъяснениях финансистов и налоговиков по применению данных новшеств.

Новые законы о страховых взносах

С 1 января 2010 года вступают в силу два новых закона (отдельные положения вступают в иные сроки):
— Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ);
— Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 213-ФЗ).
Закон N 212-ФЗ регулирует уплату страховых взносов, а идущий в связке с ним Закон N 213-ФЗ вносит изменения в большое количество законодательных актов, которые необходимы в связи с принятием Закона N 212-ФЗ. Основное изменение, внесенное Законом N 213-ФЗ, — это отмена гл. 24 НК РФ «Единый социальный налог».
Данные новшества касаются как организаций, так и индивидуальных предпринимателей, налогоплательщиков, применяющих как общий режим налогообложения, так и спецрежимы.
Основные изменения, интересные, в первую очередь, налогоплательщикам, внесены в следующие нормативные документы:
1) федеральные законы:
— от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
— от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ);
— от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
— от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
— от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
— от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее — Закон N 255-ФЗ);
2) Налоговый кодекс;
3) Кодекс об административных правонарушениях;
4) Трудовой кодекс.
Также признан утратившим силу Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан».

Изменения для спецрежимников с 2010 года

С 2010 года спецрежимники («упрощенцы» и налогоплательщики, применяющие ЕНВД) являются плательщиками страховых взносов, которые уплачиваются на основании Закона N 212-ФЗ.
С внесением данных изменений в 2010 году налоговая нагрузка на применяющих данные налоговые режимы не изменится, но уже с 2011 года налоговая нагрузка на малый бизнес резко возрастет (см. ниже тарифы страховых взносов). Но законы приняты, их надо изучать, по ним надо работать.
С 1 января 2010 года применение УСНО и ЕНВД организациями больше не предусматривает их освобождение от обязанности по уплате ЕСН. Также утрачивает силу положение, согласно которому организации, применяющие УСНО и ЕНВД, уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ (ст. 346.11 НК РФ, 346.26 НК РФ).
Аналогичные изменения внесены для индивидуальных предпринимателей.
Для «упрощенцев» страховые взносы будут учитываться при расчете налоговой базы при объекте налогообложения «доходы минус расходы» в расходах, а при объекте налогообложения «доходы» — при расчете суммы налога к уплате.
Изменена формулировка пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ: теперь при определении налоговой базы при объекте «доходы минус расходы» в расходах учитываются расходы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Для «упрощенцев», применяющих объект налогообложения «доходы», важным изменением является то, что сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.
Аналогичные изменения внесены в ст. 346.25.1 НК РФ для индивидуальных предпринимателей, применяющих патент: оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который он был получен. При этом при оплате оставшейся части стоимости патента она подлежит уменьшению на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД, новым явится то, что сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, будет уменьшаться на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ при выплате вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50% (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).
С 1 января 2011 года вступают в силу изменения в ст. 346.22 и 346.33 НК РФ. Согласно им будут исключены слова «и бюджеты государственных внебюджетных фондов». То есть суммы налога, уплачиваемого при УСНО и ЕНВД, будут зачисляться на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а в государственные внебюджетные фонды распределяться не будут. С 2011 года спецрежимники будут уплачивать взносы во внебюджетные фонды самостоятельно и в полном объеме.

Закон N 212-ФЗ: основные положения

Данный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов:
— в ПФР — на обязательное пенсионное страхование;
— в ФСС — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
— в ФФОМС — на обязательное медицинское страхование;
— в ТФОМС — на обязательное медицинское страхование.
Отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, также регулируются данным законом. При этом действие Закона N 212-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Вдобавок к основному закону особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования будут устанавливаться федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В целях единообразного применения Закона N 212-ФЗ соответствующие разъяснения будут даваться в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 N 731 право издавать соответствующие разъяснения предоставлено Минздравсоцразвития. Учитывая, как написаны предыдущие законы, разъяснений будет много, бухгалтеру не привыкать читать письма Минфина, налоговиков, Роструда, и теперь к ним добавятся еще и разъяснения Минздравсоцразвития.
Органы контроля за уплатой страховых взносов. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют:
— ПФР и его территориальные органы — в отношении страховых взносов на ОПС, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС и ТФОМС;
— ФСС и его территориальные органы — в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС.
Таким образом, с 2010 года проверки страховых взносов будут проводить не налоговые органы, как сегодня, а ПФР и ФСС соответственно их полномочиям. За ФСС остается право контролировать правильность выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством согласно Закону N 255-ФЗ.
Плательщики страховых взносов. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
— организации;
— индивидуальные предприниматели;
— физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию, то есть индивидуальный предприниматель, производящий выплаты физическим лицам, уплачивает страховые взносы по двум основаниям — за физических лиц и за себя.
Объект обложения страховыми взносами. Объект обложения страховыми взносами и база для их начисления для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, близки по содержанию к объекту и базе, которые были предусмотрены гл. 24 НК РФ, но, естественно, они расширены.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).
База для начисления страховых взносов. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, которые не облагаются согласно ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Как и по ЕСН, база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. При этом принципиально новым является ограничение размера для облагаемой базы: в отношении каждого физического лица оно устанавливается в сумме, не превышающей 415 тыс. руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 тыс. руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взиматься не будут. Регрессивной шкалы, действующей сегодня, не предусмотрено. Величина 415 тыс. руб. подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ, но только с 1 января 2011 года.
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определены в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Перечень необлагаемых сумм схож с перечнем, который представлен в ст. 238 НК РФ, но есть и различия, например с 2010 года будут облагаться страховыми взносами:
— компенсация за неиспользованный отпуск;
— материальная помощь, оказываемая членам семьи умершего работника;
— сумма единовременной материальной помощи работникам при рождении ребенка, имеющая размер более 50 000 руб., выплаченная после первого года жизни этого ребенка.
Не будет облагаться страховыми взносами материальная помощь работодателей своим работникам в сумме 4 000 руб. (приведено в соответствие с нормами по НДФЛ).
При оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории РФ, так и за ее пределами не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. На данный момент эти нормы не приняты.
Согласно новому закону не будет привычного деления на выплаты, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и выплаты за счет прибыли в целях обложения страховыми взносами, которое было предусмотрено п. 3 ст. 236 НК РФ (выплаты за счет прибыли не облагались ЕСН). С 2010 года страховые взносы будут начисляться с выплат и иных вознаграждений независимо от того, уменьшают они базу по налогу на прибыль или нет.
Расчетный период. Расчетным периодом по страховым взносам, как и по ЕСН, признается календарный год.
Тарифы страховых взносов. Самое важное изменение — это тарифы страховых взносов.

———————T———-T——-T————T————T—————¬
¦ ¦ ПФР ¦ ФСС ¦ ФФОМС ¦ ТФОМС ¦ Итого ¦
+———————+———-+——-+————+————+—————+
¦ 2010 г. ¦
+———————T———-T——-T————T————T—————+
¦Общий режим ¦ 20% ¦ 2,9% ¦ 1,1% ¦ 2% ¦ 26% ¦
¦налогообложения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+———————+———-+——-+————+————+—————+
¦УСНО и ЕНВД ¦ 14% ¦ 0% ¦ 0% ¦ 0% ¦ 14% ¦
+———————+———-+——-+————+————+—————+
¦ 2011 г. ¦
+———————T———-T——-T————T————T—————+
¦Общий режим, УСНО, ¦ 26% ¦ 2,9% ¦ 2,1% ¦ 3% ¦ 34% ¦
¦ЕНВД* ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+———————+———-+——-+————+————+—————+
¦* Подробно для отдельных категорий плательщиков страховых взносов смотрите ст.¦
¦57, 58 Закона N 212-ФЗ. ¦
L———————————————————————————

Из таблицы видно, что 2010 год будет переходным периодом и общая нагрузка останется на уровне 2009 года (ст. 57 Закона N 212-ФЗ). Но уже с 2011 года тарифы страховых взносов уравняют, и они не будут зависеть от применяемого режима налогообложения, а также общая нагрузка на организации и индивидуальных предпринимателей резко увеличится.
Отдельные условия по тарифам предусмотрены для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый сельхозналог, а также плательщиков страховых взносов, производящих выплаты инвалидам, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов. Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых для осуществляющих их плательщиков страховых взносов не применяются пониженные тарифы страховых взносов утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 762.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. Количество платежек при выплате зарплаты у спецрежимников явно увеличится, а от идеи одной платежки на отчисления от зарплаты, видимо, отказались совсем.
Сумма, подлежащая уплате в ФСС, уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ.
Исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам производится ежемесячно нарастающим итогом: чтобы рассчитать сумму за апрель, надо рассчитать сумму за январь — апрель, затем из нее вычесть сумму исчисленную за январь — март.
Как и сегодня, ежемесячные обязательные платежи нужно внести не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который начисляются эти платежи.
В отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, необходимо вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним. При построении и ведении данного учета с 01.01.2010 формы, утвержденные Приказом МНС РФ от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443, которые в настоящий момент используют многие налогоплательщики, применять будет нельзя, поскольку утрачивает силу гл. 24 НК РФ и все функции по администрированию страховых взносов переходят к ПФР и ФСС. На сегодняшний момент форма и порядок нового учета не установлены.
Отчетность. Отчетными периодами являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:
— в ПФР — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на ОМС в фонды обязательного медицинского страхования (до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом);
— в ФСС — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом).
Формы отчетности будут утверждены федеральным органом.
С 1 января 2011 года плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в чью пользу производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, представляют указанные расчеты в электронной форме с электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». При этом уже в 2010 году плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в чью пользу производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 100 человек, представляют расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля в электронной форме с электронной цифровой подписью.
Важные изменения, касающиеся порядка представления сведений в ПФР, внесены в порядок персонифицированного учета (Закон N 27-ФЗ). Отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Законом N 27-ФЗ, до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) — до 1 февраля 2011 года. С 2011 года отчетными периодами, за который страхователь представляет в территориальный орган ПФР сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, будут I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год. Таким образом, возникнет необходимость выстроить работу бухгалтерии так, чтобы сдавать сведения о персонифицированном учете ежеквартально.
Страховые взносы года для индивидуальных предпринимателей. Для индивидуальных предпринимателей остается понятие стоимости страхового года, исходя из которой они уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФР и ФОМС, но в новом значении. Взносы в ФСС предприниматели за себя не исчисляют и не уплачивают, но могут добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования в ФСС.
Стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.
В 2010 году индивидуальными предпринимателями применяются следующие тарифы страховых взносов: в ПФР — 20%, в ФФОМС — 1,1%, в ТФОМС — 2%. Исходя из действующего (в 2009 году) МРОТ в 2010 году индивидуальные предприниматели за себя будут платить 12 003 руб. (МРОТ х (20% + 1,1% + 2%) х 12 = 4 330 руб. х 23,1% х 12).
Каким будет МРОТ в 2010 году, неизвестно, соответственно, сумма платежей может вырасти. Кроме того, напомним, с 2011 года общие тарифы для индивидуальных предпринимателей будут равны 34%.
Таким образом, теперь с 2010 года индивидуальные предприниматели за себя будут уплачивать фиксированные платежи не только в Пенсионный фонд, но и в фонды медицинского страхования (федеральный и территориальный). Взносы в ФСС они по-прежнему платят, если нанимают работников, никаких фиксированных взносов в ФСС нет.
Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, индивидуальные предприниматели производят самостоятельно.
Уплачиваются страховые взносы не позднее 31 декабря текущего календарного года. Уплата страховых взносов осуществляется так же, как для всех плательщиков: по отдельным расчетным документам, направляемым в ПФР, ФФОМС и ТФОМС.
Индивидуальные предприниматели представляют в соответствующий территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по установленной форме.
Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Вопросам взыскания недоимки в досудебном и судебном порядке, за счет денежных средств на счетах и за счет имущества плательщика страховых взносов посвящена гл. 3 Закона N 212-ФЗ. Также прописаны обязанности банков по сообщению сведений о счетах организаций и предпринимателей. Не забыли и про пени, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в эти дни ставки рефинансирования ЦБ РФ. Также прописан порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.
Контроль за уплатой страховых взносов. Органы контроля проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов:
— камеральная проверка;
— выездная проверка.
Целью этих проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Осуществлять выездные проверки плательщиков страховых взносов ПФР и ФСС будут совместно на основании ежегодных планов выездных проверок. Порядок проведения данных проверок очень напоминает порядок проведения налоговых проверок, определенный в НК РФ.
В связи с изменением порядка администрирования страховых взносов в настоящее время идет подготовительная работа в ФСС и ПФР совместно с налоговыми органами. В нее входит формирование нормативно-правовой базы, адаптация программного обеспечения к новым информационно-технологическим задачам, подготовка и переподготовка кадров, организация информационно-разъяснительной работы для страхователей. В настоящее время идет передача базы данных о плательщиках ЕСН в ФСС и ПФР. В связи с этим организациям и индивидуальным предпринимателям представляется целесообразным сделать акты сверки с налоговой инспекцией по уплате ЕСН, а спецрежимникам — по взносам в ПФР на обязательное пенсионное страхование, выверить все платежи и начисления.
Завершающие расчеты за 2009 год. Плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не позднее 30 марта 2010 года представляют в налоговые органы декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год по форме, утвержденной Минфином.
После проведения налоговыми органами камеральных проверок этих деклараций информация об их результатах передается налоговыми органами в органы ПФР в электронной форме в определенном порядке.
Недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 212-ФЗ. Взыскание этой недоимки осуществляется органами ПФР в порядке, установленном данным законом.
Суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ.
Согласно разъяснениям, представленным в Письме ФНС от 16.09.2009 N ШС-22-3/717@ «О формах отчетности по ЕСН и страховым взносам за 2009 год и изменении законодательства с 01.01.2010», декларации по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год должны быть представлены в налоговые органы по следующим формам:
1) налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, по формам, утвержденным:
— Приказом Минфина РФ от 29.12.2007 N 163н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и порядка ее заполнения»;
— Приказом Минфина РФ от 27.02.2006 N 30н «Об утверждении формы декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и порядка ее заполнения»;
2) индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, — по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 17.12.2007 N 132н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и порядка ее заполнения»;
3) коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями — по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.02.2006 N 23н «Данные об исчисленных суммах единого социального налога с доходов адвокатов».
При этом налоговики напоминают, что за 2009 год последний авансовый платеж по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование должен быть уплачен по сроку не позднее 15 января 2010 года (за декабрь 2009 года).
Для «упрощенцев» финансисты и налоговики выпустили совместное Письмо от 28.09.2009 N ШС-22-3/743@ «О порядке учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и выплат пособий по временной нетрудоспособности». В нем даны разъяснения о порядке учета страховых взносов на ОПС, а также выплат пособий по временной нетрудоспособности, и приведены примеры расчетов.

О.Н. Полякова,
эксперт журнала «Налоговая проверка»

«Налоговая проверка», N 6, ноябрь-декабрь 2009 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит