» Скидка в момент отгрузки. Безопасный вариант?


Скидка в момент отгрузки. Безопасный вариант?


21.03.2010

Скидка в момент отгрузки традиционно считается наиболее безопасным вариантом предоставления скидок. Он не требует от поставщика и покупателя каких- либо корректировок, и налоговые риски в этом случае минимальны. Однако и здесь есть свои «подводные камни». Какие именно и как их обойти? Попробуем разобраться.

Особенность этой ситуации заключается в том, что все документы на отгрузку (товарную накладную, счет-фактуру) продавец сразу оформляет с учетом объявленной скидки. Как правило, в данном случае речь идет о таких скидках:
— сезонные (праздничные) скидки;
— скидки постоянным покупателям (например, в виде фиксированного процента на все или отдельные категории товаров);
— скидки, предоставляемые в связи с ухудшением потребительских качеств товаров (например, из-за истечения срока годности товаров или их морального устаревания).

Налоговые последствия для продавца

Данный вариант скидок для продавца достаточно безопасен. В бухгалтерском и налоговом учете он отражает все операции уже с учетом скидки.
Поставщику нужно обратить внимание лишь на документальное оформление скидки. Дело в том, что статья 40 НК РФ предусматривает: если цена товаров отклоняется более чем на 20 процентов от уровня цен, применяемых фирмой по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени, налоговая инспекция вправе проконтролировать цены для целей налогообложения. Если же в результате такого контроля окажется, что применяемая компанией цена на 20 процентов ниже рыночной, инспекторы вправе пересчитать налоги, исходя из рыночной цены. Однако, определяя эту самую рыночную цену, инспекторы обязаны учитывать предоставляемые фирмой скидки (п. 3 ст. 40 НК РФ). В частности, учитываются скидки, вызванные:
— сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары;
— потерей качества или иных потребительских свойств;
— истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
— маркетинговой политикой;
— реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
Иными словами, если изменение цены вызвано скидками, она может отличаться от тех цен, которые обычно применяет фирма, и более чем на 20 процентов. В этом случае цена товара все равно будет считаться рыночной, а значит, доначислять налоги инспекторы не имеют права. Но при одном условии: применение скидки должно быть документально зафиксировано — на этом настаивают налоговики (см., например, письмо УМНС России по г. Москве от 22 ноября 2001 г. N 03-12/53959). Условия предоставления скидок должны быть закреплены во внутренних документах компании (маркетинговой или учетной политике либо отдельном приказе или распоряжении). Если же таких бумаг нет, применение фирмой скидки более чем в 20 процентов повлечет за собой доначисление налогов.
Согласны с такой позицией и в Минфине (см. письмо Минфина России от 18 июля 2005 г. N 03-02-07/1-190).

Налоговые последствия для покупателя

Данный вариант скидок оптимален и для покупателя — он приходует товары на основании документов, предоставленных продавцом. Формально статья 40 НК РФ при определенных условиях дает инспекторам право проконтролировать рыночность цен не только у продавца, но и у покупателя. Однако если продавец и покупатель не являются взаимозависимыми лицами, а в действиях продавца нет признаков недобросовестности, такой контроль на практике, как правило, не проводится.

Пример
ООО «Сетьстроймаркет» продает коммутаторы для вычислительных сетей. Отпускная цена одного коммутатора — 590 руб. (в том числе НДС — 90 руб.). Маркетинговой политикой фирмы предусмотрено, что привилегированным покупателям (компаниям, занимающимся установкой вычислительных сетей) предоставляется скидка 20 процентов от отпускной цены. ООО «Технолинк» — привилегированный покупатель ООО «Сеть-строймаркет» — приобрело 10 коммутаторов. Для ООО «Технолинк» цена одного коммутатора составит 472 руб. (в том числе НДС — 72 руб.) — обычная отпускная цена за минусом 20 процентов. Именно исходя из этой цены ООО «Сетьстроймаркет» оформит для ООО «Технолинк» все необходимые документы — накладную и счет-фактуру. В бухгалтерском учете фирм будут сделаны такие проводки (обе фирмы являются плательщиками НДС).
У ООО «Сетьстроймаркет»:
Дебет 62 Кредит 90
— 4720 руб. (472 руб. х 10 шт.) — отражена выручка от продажи партии коммутаторов;
Дебет 90 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— 720 руб. (72 руб. х 10 шт.) — начислен НДС с выручки от реализации.
У ООО «Технолинк»:
Дебет 41 Кредит 60
— 4000 руб. (4720 — 720) — оприходованы приобретенные товары (за минусом «входного» НДС);
Дебет 19 Кредит 60
— 720 руб. — учтен «входной» НДС;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— 720 руб. — «входной» НДС принят к вычету (на основании счета-фактуры продавца).

О. Степашина,
аудитор

«Бухгалтерия и кадры», N 4, апрель 2008 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит