» Проверка на прочность. Как оценивают ситуацию в торговых компаниях


Проверка на прочность. Как оценивают ситуацию в торговых компаниях


21.03.2010

Для среднестатистического обывателя экономический кризис нагрянул неожиданно, точнее о нем просто объявили с экранов телевизоров и со страниц различных печатных изданий: «Экономический кризис, разразившийся в США, уже начал сказываться на странах Европы, где начался рост безработицы, и, безусловно, коснулся и России».
Бизнес-сообщество начало пересматривать свои стратегические планы и подвергать анализу дальнейшие перспективы развития рынка несколько раньше. Осенью 2008 г. активно стали проводиться конференции, круглые столы, семинары и т. п. по вопросам выработки путей преодоления нарастающего экономического кризиса. Для участия в таких мероприятиях приглашались как представители различных отраслей экономики, так и эксперты в области финансов, кредитной сферы, представители государственных структур, иностранные экономисты и аналитики.
Один из таких круглых столов был посвящен работе с кадрами в торговых компаниях, представляющих крупные розничные сети (ритейл), мелкую розницу и оптовую торговлю.
Круглый стол был организован и проведен на площадке, предоставленной известной компанией «Империя кадров», существующей и хорошо зарекомендовавшей себя на рынке кадровых услуг на протяжении 12 лет. Мнениями обменивались представители ритейла, бизнес-изданий, приглашенные консультанты, аналитики и рекрутеры самой компании «Империя кадров».
HR-директор торговой сети «Вещь» Татьяна Франк рассказала о том, как складывается ситуация в компании в связи с наращивающим темпы мировым кризисом. Торговая сеть «Вещь» работает на рынке ритейла как завоевывающая в городах с населением не менее 1 млн чел. На конец 2008 г. число открывшихся и успешно работающих магазинов составило 55. В планах на 2008 год было заявлено открыть еще 15, однако в связи с событиями на мировом финансовом рынке руководство компании решило временно приостановить открытие новых торговых центров. В области кадровой политики Т. Франк отметила и положительные для компании моменты: увеличился поток кандидатов на позиции среднего звена и на нижеоплачиваемые должности, исчезли проблемы с закрытием топовых позиций (если раньше, например, менеджеров по развитию сетей не устраивали предлагаемые зарплаты, то теперь все вакансии с теми же зарплатами оказались занятыми), значительно уменьшился отток сотрудников — даже стали возвращаться те, кто уволился до кризиса. Сокращения штатов, как отметила HR-директор, в компании пока не планируется, но качеству персонала будет уделяться больше внимания: это значит объективно подойти к оценке работы сотрудников, обратить внимание на технологии работы с кадрами. О будущем компании Татьяна высказалась довольно оптимистично: ввиду предстоящего падения покупательной способности определенной категории граждан, предпочитающих более дорогие магазины, увеличится приток покупателей сетей среднего ценового уровня.
Инна Пшеничнова, HR-менеджер магазинов «Детский мир», также отметила, что на данном этапе заморожены планы по открытию новых торговых точек в регионах. Кадровый дефицит, по ее словам, также в прошлом. В условиях кризиса мелкие компании, не выдержав ужесточившихся «правил игры», уходят с рынка, и персонал, в основном продавцы-консультанты, приходит в большие розничные сети. На сегодняшний день вакансии закрываются без особых проблем. Уменьшение расходов путем сокращения численности персонала в сети магазинов «Детский мир» пока не планируется.
Редактор «Бизнес-журнала» Александр Кузнецов познакомил участников круглого стола с некоторыми аналитическими данными. В частности, отметил проблемы, которые наблюдаются в банковской сфере, в строительном секторе и смежных отраслях. Кстати, некоторые розничные сети находятся в прямой зависимости от строителей, так как готовые сегодня к запуску новые магазины вынуждены простаивать из-за замораживания объектов строительства (торговых площадей). Начала работать, как сказал Александр, крайне неудачная и совсем не выгодная схема: некредитозависимые компании зависят от кредитозависимых.
Представители оптовой компании выдвинули лозунг «Изменись или умри!», который возник в связи с осложнившейся ситуацией на рынке. Руководителями оптовых компаний рассматриваются варианты развития розничных сетей с целью преодоления кризиса.
Компания SERVICEMAN Training & Consulting была представлена на круглом столе внутренним тренером компании Алексеем Кисловым. Эта компания была создана в 2002 г. и объединила специалистов с успешным опытом работы в ритейле, она предлагает учебные и консультационные продукты для розничной торговли, актуальные технологии управления бизнесом. А. Кислов привел некоторые данные и высказал свое видение ситуации. Так, за 2007 год рост оборота в рознице составил 25-30%, а в крупных розничных сетях и до 200-300%. Но с возросшей выручкой возросла и долговая нагрузка на торговые организации, с чем сейчас и придется справляться компаниям. Сокращения затрат не избежать, но нельзя сокращать все подряд, не задумываясь о будущем. Во-первых, рекомендовал специалист, необходимо провести тщательный анализ доходов и расходов и сократить расходы, в которых нет большой необходимости (на корпоративные нужды). Во-вторых, рассмотреть статьи непостоянных расходов. Например, в сети магазинов «Азбука вкуса» заморозили на время кризиса такую статью расходов, как «премиальные», выплачивающиеся по итогам работы за квартал, полугодие, год. Ряд компаний приостановили работу со сторонними организациями, например отказались от услуг кадровых агентств, предпочитая обойтись сегодня своими силами. Иными словами, есть много вариантов разумного сокращения расходов, для того чтобы не прибегать к массовым сокращениям сотрудников, ведь персонал — это важный ресурс компании.
В целом позиции выступающих были довольно позитивны, и все участники сошлись во мнении, что «пришло время профессионалов, а кризисные условия — это проверка на прочность!»

С. Воскобойник,
эксперт журнала «Кадровик»

«Кадровик. Кадровый менеджмент», N 1, январь 2009 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит