» Профессионалы — залог успеха компании


Профессионалы — залог успеха компании


21.03.2010

В настоящее время лидерство компаний на рынке аудиторских и консалтинговых услуг обеспечивается в первую очередь за счет профессионализма привлеченного персонала. Именно знания и навыки сотрудников позволяют аудиторским организациям конкурировать между собой. При этом непрерывное профессиональное образование персонала в аудите поддерживается на законодательном уровне, поскольку каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, пройти обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является (Федеральный закон от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
Кроме того, согласно Кодексу этики аудиторов России, одобренному Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, аудитор обязан постоянно поддерживать свои знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление клиентам или работодателям квалифицированных профессиональных услуг, основанных на новейших достижениях практики и современном законодательстве.
Установить принципы и процедуры, призванные обеспечить разумную уверенность в том, что компания обладает достаточным по количеству кадровым составом, владеющим необходимыми знаниями и опытом, обязывает и Правило (стандарт) N 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 557.
Уровень образования сотрудников аудиторской организации оценивается также при проведении внешнего контроля качества аудита, осуществляемого аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями: проверяется реализация на практике процедуры обязательного ежегодного повышения квалификации персонала.
Конкурентное преимущество аудиторской организации на рынке аудиторских и консалтинговых услуг напрямую зависит от умения ее руководства в сжатые сроки обучить новых сотрудников, так как использование на проекте исключительно ведущих специалистов (более опытных профессионалов и соответственно более дорогостоящих на рынке труда) неизбежно ведет к необоснованному удорожанию проекта.
Зачастую уход квалифицированного работника является серьезной проблемой для небольших аудиторских организаций, которая могла быть заранее решена своевременным обучением кадрового состава. Как известно, компании «большой четверки» привлекают к работе выпускников и студентов старших курсов с обучением до начала работы на проектах в течение определенного промежутка времени для последующего продвижения и постоянного обновления младшего звена своих сотрудников.
Серьезной проблемой для малого бизнеса является недостаточность документирования процесса аудита и сопутствующих услуг. В первую очередь это касается выполнения проектов по не типичным для аудиторской организации договорам. При увольнении сотрудника, ответственного за выполнение подобного задания, компании при выполнении следующего проекта приходится начинать с «чистого листа». Работники нередко выполняют двойную работу, если не налажен внутрифирменный обмен знаниями. Наличие же информации по проектам, выполнявшимся компанией ранее, позволяет сократить время поиска путей решения аналогичных задач, поставленных новым клиентом.
Не секрет, что в аудиторских компаниях, где в открытом доступе находятся методологические разработки, персонал обучается в более сжатые сроки, нежели в других организациях. Предварительное рассмотрение рабочей документации по аналогичным проектам приводит к реализации возможности быстрого самообучения. То есть эффективность работы аудиторской организации зависит от своевременного обеспечения кадрового состава соответствующей информацией.
Для развития сотрудников компании необходим системный подход, эффективную роль в формировании которого играет, в том числе, обмен информацией между рабочими группами согласно установленным внутрифирменным процедурам. Выигрывает компания, в которой созданы возможности для сохранения и приумножения знаний сотрудников (корпоративный Интранет, коммуникационные возможности, организационные мероприятия, включая проведение на регулярной основе внутрифирменных обучающих семинаров и тренингов).
Немаловажную роль играет также правильная комплектация рабочих групп при планировании аудиторских проверок и оказании сопутствующих аудиту услуг (компиляция финансовой отчетности, проведение согласованных процедур, обзорных проверок и т.д.) из старшего персонала (аудиторов) и младшего персонала (ассистентов). Своевременная ротация участников проектов позволяет повысить профессиональные навыки сотрудников без дополнительных финансовых вложений со стороны аудиторской организации.
Использование персонала на одних и тех же участках, отсутствие возможностей профессионального роста неизбежно приводит к снижению инициативы и мотивации работников. Своевременно обеспечив «переросших» сотрудников соответствующей их возможностям работой и заработной платой, можно остановить текучесть кадров, которая характерна для аудиторских компаний.
Создание условий для самореализации работников и их профессионального роста — необходимая реальность для эффективного управления компанией, оказывающей профессиональные услуги. При этом осуществить объективную оценку знаний сотрудников и кадровых перестановок можно своевременным проведением аттестаций персонала, а также соответствующих мероприятий по итогам аттестаций.
Таким образом, сохранение и приумножение знаний сотрудников посредством создания внутрифирменных сетевых ресурсов, электронных библиотек, своевременность обучения и продвижения персонала позволяют одновременно сохранить команду профессионалов, соблюсти требования действующего законодательства и всего аудиторского сообщества, а также повысить конкурентоспособность организации на рынке аудиторских и консалтинговых услуг.

С. Спесивцева,
руководитель отдела методологии аудита
Консультационной группы «Прайм Эдвайс» (HLB),
г. Санкт-Петербург

«Аудит и налогообложение», N 6, июнь 2009 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит