» Главное — избежать неконструктивных действий


Главное — избежать неконструктивных действий


21.03.2010

«HR и кризис» — так коротко была определена тема круглого стола, организованного компанией «ТРИОЛИТ executive search» И московской международной высшей школой бизнеса «МИРБИС» в конце 2008 г.

Директора по персоналу крупнейших российских компаний собрались, чтобы обсудить вопросы работы с персоналом в новых экономических условиях, когда привычные модели управления не дают ожидаемого эффекта. Та система управления персоналом, которая хорошо и устойчиво работала в ситуации стабильного и динамично развивающегося рынка, не в состоянии так же эффективно работать в условиях кризиса. В этой ситуации необходимы новые стратегии и цели.
Открывая круглый стол, Светлана Герасимова, управляющий партнер компании «ТРИОЛИТ Executive Search», отметила, что нынешний кризис — совершенно уникальное явление: ни один экономист не может дать точный прогноз о том, как он будет развиваться, где у кризиса «дно». В этой ситуации при разработке HR-стратегий и действий важно понимать, что это «другой» кризис, и решения образца 1998 года не помогут. Она назвала три ключевых вопроса, которые должны быть учтены HR в нынешней ситуации:
эффективность менеджмента и точность антикризисных действий — вот залог успеха;
произошел кризис доверия в широком смысле, и здесь крайне значима коммуникативная функция HR;
вопросы публичности и юридической безукоризненности действий — новая вводная: любые действия компании мгновенно становятся достоянием общественности посредством Интернет.
Светлана Куприянова, руководитель проекта, ИГ «Финстар» — проект «Рив Гош», подчеркнула, что для успешного вывода компании из кризисного состояния руководству прежде всего необходимо понять и признать, что предприятие находится в кризисе. Признать это высшему менеджменту бывает достаточно сложно, поскольку сформированная в последнее время «установка победителей» не всегда позволяет правильно оценить реальность. Мы наблюдаем, отметила она, две неконструктивные реакции после такого осознания: избегание принятия решений или лихорадочные антикризисные действия. И то, и другое ведет к плачевным результатам.
С. Куприянова считает, что для выработки решений в текущей ситуации целесообразно применять теорию ограничений системы по Гольдрату, где анализ компании начинается прежде всего с внешних факторов — правильная ли бизнес-идея, может ли бизнес существовать без внешних вливаний и т. п., а затем анализируются внутренние факторы с акцентом на максимизацию притока денег, минимизацию затрат и инвестиций. Она подчеркнула, что эффективность — это не только сокращение издержек. Первым делом необходимо оценить, что приносит максимальную прибыль, а уже только после этого приступать к анализу инвестиций и снижению издержек. В заключение предостерегла от неконструктивных действий по так называемой спирали криза, в результате которых компания с каждым непродуманным шагом опускается все ниже и поднять ее становится все сложнее. Например, многие увлекаются действиями по сокращению дорогостоящих сотрудников, урезанию фонда оплаты труда, уменьшению численности персонала, что подчас может разрушить саму систему жизнедеятельности компании, когда лучшие сотрудники сокращены в целях экономии издержек, а оставлены менее дорогостоящие, но совершенно неэффективные кадры.
Сергей Львов, генеральный директор AXES Management, рассказал о результатах масштабного бенчмаркингового исследования, проведенного по данным 65 российских и западных компаний из 6 отраслей. Такие исследования позволяют провести качественный анализ затрат на персонал и обеспечить менеджеров объективной информацией о состоянии HR-функции, разработать новые KPI как целевые ориентиры для HR.
На примере анализа HR-затрат универсальных банков Сергей подчеркнул, что до кризиса рост затрат на персонал далеко не всегда сопровождался совершенствованием системы управления этими затратами, развитием HR-системы. Он выделил как особо значимые вопросы анализа эффективности труда и нормирования, оптимизации управленческой структуры, численности подразделения управления персоналом. На примере анализа проекта по сокращению затрат на персонал С. Львов подчеркнул, что практика большинства компаний комплектовать ФОТ исходя из 90 % фиксированных выплат, не связанных с выручкой и прибылью, в настоящее время может быть признана неэффективной.
Валерий Пронин, заместитель генерального директора по кадровой политике ООО «ИТСК», поделился практическим опытом реализации HR-стратегии. «В существующих условиях необходимо четкое планирование всех процедур и политик в зависимости от стратегии компании, — сказал Валерий. — При этом надо предвидеть, как эти действия будут изменять оргструктуру компании». В компании «ИТСК» применяют экономический подход при планировании, просчитывая с точки зрения бизнеса все свои стратегии. «Чтобы не впасть в панику и не увлечься сокращениями, нужно во главу угла ставить стратегический план компании», — подчеркнул Валерий. При санации неэффективных подразделений чрезвычайно важно сохранить «золотой костяк» специалистов для обеспечения дальнейшего развития бизнеса.
Елена Ксенофонтова, ведущий консультант Группы компаний «Топ-Менеджмент Консалт», рассказала о тактических и стратегических ошибках антикризисных действий и программ. В целом экономика России и большинства компаний достаточно малоэффективна, и это особенно чувствуется в период кризиса. Это не обвинение, а констатация горького факта. Если мы хотим быть успешными, нам предстоит еще очень многому научиться и многое сделать. В частности, повышать свою эффективность. Выживут умные, хорошо организованные, активные компании и люди в них.
Елена обозначила четыре основные ошибки, которые делают компании, проводя антикризисные меры:
1) определение худших сотрудников для их сокращения, а не выявление лучших для того, чтобы их удержать;
2) сворачивание проектов организационного развития;
3) смена приоритетов старых управленческих команд, а не создание нового антикризисного комитета;
4) пропорциональная минимизация всех «необходимых» затрат и полное прекращение всех «дополнительных затрат».

«Кадровик. Кадровый менеджмент», N 3, март 2009 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит