» Возможности электронного рекрутмента


Возможности электронного рекрутмента


21.03.2010

Электронный рекрутмент (Е-рекрутмент) — эффективная система подбора персонала с использованием интернет-ресурсов, отличительной особенностью которого является автоматизация всех этапов работы с предполагаемыми претендентами на рабочие места (должности) — от открытия вакансии до приема на работу сотрудника. Какие знания и опыт необходимы российскому специалисту по управлению персоналом для подбора сотрудников?

Проблема обеспечения современных промышленных предприятий, банковских и финансовых структур, бизнес-организаций квалифицированными кадрами является актуальной, и нельзя с уверенностью сказать, что разрешить ее можно будет легко в ближайшем будущем. Отчасти это связано с реконструкцией российской промышленности и банковской системы.
Переходный период всегда сопровождается внедрением новых законов и стандартов, регулирующих хозяйственные отношения. Многие специалисты, считавшиеся долгое время незаменимыми, не смогли приспособиться к новым экономическим условиям и законам рыночных отношений, а новые сотрудники, получившие современное образование, не имеют достаточного опыта для принятия ответственных решений и осуществления грамотного руководства. Нехватка квалифицированных специалистов губительно сказывается на деятельности фирм, имеющих отличные стартовые условия и стабильное финансовое положение. Профессионалы нужны уже сегодня, а традиционные методы подбора персонала не позволяют решить проблему с кадрами быстро и эффективно.
Электронный рекрутмент стал для управленческого персонала надежным помощником в грамотном и обоснованном процессе подбора квалифицированных специалистов. Программное обеспечение и возможности получения информации через Интернет (онлайн-рекрутмент) — две главных составляющих электронного рекрутмента.
Найти работу через Интернет — это реальная возможность, предоставленная каждому. Но основная тенденция, которая стала прослеживаться в последние два года, состоит в том, что именно классные специалисты не желают заявлять о себе на сайтах Интернета. Чем выше себя ценит специалист, тем меньше вероятности, что он поместит резюме на известных сайтах, связанных с трудоустройством.
Составление карты поиска и использование онлайн-технологий позволяет менеджеру по подбору персонала создать своеобразную базу данных о пассивных кандидатах, что, в конечном итоге, может помочь выбрать оптимальную кандидатуру из составленного списка. Многие из кандидатов, разместивших свое резюме на бесплатных сайтах, не думали о том, что информация, предназначенная для прочтения управленческому персоналу, станет доступной каждому пользователю. Этот момент стал для многих кандидатов сдерживающим фактором для размещения сведений о своей кандидатуре через Интернет. Если рассматривать ту часть соискателей, которая все-таки вызвала интерес у рекрутмента, то и среди них вряд ли найдутся кандидаты, грамотно и объективно составившие резюме. Как правило, это набор однотипных сведений, оформленных в анкетном варианте, часто встречаемый на различных страницах сайтов, предлагающих работу. Таким образом, размещение вакансий на job-сайтах, поиск резюме кандидатов и привлечение их с помощью корпоративного сайта оказывается не всегда эффективным и успешным процессом.
Многие эксперты сходятся во мнении, что никакие электронные технологии поиска не смогут обеспечить российский рынок труда квалифицированными специалистами, пока этих специалистов не станет реально достаточно. Есть ли выход в сложившейся ситуации. Безусловно.
Пока не сформировалось поколение профессионалов в различных отраслях народного хозяйства, дефицит кадров будет оставаться главным негативным моментом, препятствующим успешной деятельности любой структурной организации. Но ждать появления таких кадров бессмысленно, необходимо привлекать перспективных и желающих работать и приобретать профессиональный опыт кандидатов (иначе говоря, выращивать кадры самостоятельно) либо находить кандидатур через платные сайты (headhunter.ru, resume-bank.ru, система E-Staff).
Платные сайты обеспечивают конфиденциальность общения рекрутмента с соискателем. Руководство платных сайтов гарантирует высокий уровень сервисного обслуживания. Существует мнение, что просто необходимо максимально оптимизировать работу HR-менеджера и рекрутера. Только лишь через рекламную модель это сделать сложно (навязчивые баннеры плохо воспринимаются пользователями), а потенциальные пользователи оказались не готовы платить деньги за информацию. И все же через некоторое время многие пользователи пришли к Headhunter.ru, так как организаторы сайта смогли привлечь внимание соискателей нестандартными и интересными методами работы. Составление модели заполнения резюме, обработка информации вручную с учетом особенностей кандидата в плане его рабочего опыта, характера и предпочтений, учет «человеческого фактора» — вот отличительные особенности работы менеджеров Headhunter.ru.
Используя сочетание технических возможностей сайта, поддерживая постоянный контакт с соискателями, обрабатывая поступающую информацию систематически, работники сайта сделали вывод об особенностях ментальности работников различных профессий. Так, например, инженеры и квалифицированные мастера с большим трудом меняют место работы и неохотно размещают сведения о себе. Контакт с такими соискателями часто прерывается, и проделанный труд рекрутмента оказывается бессмысленным. Тем не менее, за таких работников надо бороться; на сегодняшний день технари на вес золота, а с развитием промышленных отраслей нехватка высшего технического персонала становится национальным бедствием. В таком случае задачей Headhunter.ru становится выявление на страницах сайта кандидатов с подходящими данными и установление с ним прочного доверительного контакта. Сайт «Резюме-банк» работает несколько в ином направлении, пользуясь фотографиями и видеороликами, делая акцент на визуальном знакомстве. E-Staff использует обработку всей информации о соискателях, выделяя из большой массы сведений наиболее интересные. Специалисты в этой области говорят о том, построение системы работы с соискателями при использовании электронного рекрутмента предполагает простор для фантазии и творческих замыслов организаторов сайтов. В итоге важен конечный результат — обеспечение трудового рынка квалифицированными специалистами, а чьи методы окажутся наиболее эффективными, покажет время.

М. Симаков

«Кадровик. Рекрутинг для кадровика», N 9, сентябрь 2008 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит