» нтеграция сферы образования, науки и экономики.


нтеграция сферы образования, науки и экономики.


21.03.2010

Интеграционные процессы в России в настоящее время значительно расширяются, и в ближайшие годы на государственном уровне будет реализован ряд мер, направленных на повышение требований к качеству образования. В частности:
— интеграция образования, науки и производства на основе создания университетских комплексов;
— углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с высокими технологиями;
— реорганизация методической службы органов управления образованием, построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга;
— стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования.
Как отмечается многими западными и отечественными специалистами, изолированность многих учреждений высшего образования от научных организаций, в особенности на верхних ступенях высшего образования, приводит к схоластической подготовке студентов, затрудняет их включение в проектную и исследовательскую деятельность. Это ведет к старению научных и преподавательских кадров, снижению общего уровня как высшего образования, так и науки в целом. Необходимо преодолеть эту тенденцию. В том числе и за счет изменения механизмов управления государственными организациями сферы образования, структурной и договорной интеграцией высшей школы, науки и производства.
Преодоление репродуктивного стиля обучения и переход к новой образовательной парадигме, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления обучающихся, является одним из стратегических направлений модернизации образования в России. Мощным ускорителем инновационных процессов в высшей школе стало принятие Федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы»*(1). В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года как одна из ключевых задач образовательной политики рассматривается создание условий для формирования национальной инновационной системы, способной обеспечить интеграцию сферы образования, науки и экономики.
В настоящее время развиваются различные формы интеграции университетов и промышленного сектора, такие как: научно-производственные предприятия, технополисы, совместные исследовательские программы и центры, учебно-научно-инновационные (учебно-научно-производственные) университетские комплексы (УНИК) и др.
Новацией как в экономических отношениях сферы образования, так в системе и методах управления являются начинающие формироваться университетские комплексы
Цель создания университетских комплексов — повышение качества профессионального образования всех уровней в соответствии с современными требованиями рынка труда и координация образовательного процесса в профессиональном образовании на уровне регионов.
Функционирование университетских комплексов позволит:
— повысить эффективность использования материальных и кадровых ресурсов, обеспечить более быструю и гибкую адаптацию системы профессионального образования к изменениям рынка труда;
— реализовать крупные программы и проекты технологического, экономического и социального характера, имеющие региональный и межрегиональный масштабы;
— создавать более полное выполнение ОУ функций сохранения и развития культуры, национального языка в условиях федеративного многонационального государства.
Таким образом, повышение качества образования, на базе интеграции как по уровням образования, так по сферам деятельности — учебной, научной и инновационной; сосредоточение всех этапов инновационного цикла в рамках контролируемых вузами инновационных структур: консолидация усилий вузов, региональных структур управления и заинтересованных организаций в активизации инновационной деятельности в регионах — во многом обеспечит подготовку высококвалифицированного специалиста.
Такие изменения способствуют смещению акцента с процесса на результаты обучения, изменению роли преподавателя и организации обучения, динамики (интенсивности) программ и методов оценки. Представляется, что одним из эффективных методов активизации учебного процесса и совмещения учебной, научной и практической деятельности может стать, например, новый подход к организации практики студентов и самостоятельной работы по учебным дисциплинам, которые можно организовать, по существу, в форме аутсорсинговых услуг для организаций малого бизнеса.
Аутсорсинг как новая бизнес-модель работы современных организаций рассматривается, прежде всего, как кооперация, позволяющая передать ряд функций подразделений организаций профессиональным провайдерам, в роли которых могут выступать и вузы, что позволит:
— во-первых, организациям концентрироваться на главных направлениях своей деятельности:
— во-вторых, целенаправленно подготавливать высококвалифицированный, перспективный персонал, в т.ч. привлекая творческую молодежь:
— в-третьих, вузам подготавливать молодых специалистов с учетом современных требований рынка труда, реализуя тем самым на практике компетентностную модель подготовки:
— в-четвертых, это новый источник доходов вуза в рамках формирования их финансовой автономии, одновременно, качество такого рода услуг должно обеспечиваться и контролироваться вузом.
Новые организационно-правовые формы взаимодействия вузов с организациями позволят эффективно сочетать государственную поддержку с внутренними стимулами к развитию. В целом, увеличение доли услуг, предоставляемых вузами, будет способствовать повышению качества российского высшего образования и его прозрачности для потребителей и инвесторов, способствовать преодолению разрыва между содержанием и качеством подготовки специалистов и требованиями работодателей.
Однако следует четко понимать, что такой, своего рода предпринимательский университет, является не коммерческой организацией, торгующей образовательными услугами или результатами исследований, а главным поставщиком квалифицированного человеческого капитала, научных, управленческих и технологических решений, т.е. ключевым элементом инновационной системы в формирующейся экономике, основанной на знаниях. Такая сложная многопрофильная структура актуализирует смену модели организации, финансирования и управления деятельностью университетов.

Санкт-Петербург

И. Алексеева,
к.э.н., доцент кафедры управления персоналом
Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена

«Кадровик. Кадровый менеджмент», N 6, июнь 2007 г.

————————————————————————-
*(1) Постановление Совета министров от 5 сентября 2001 г. N 660. О федеральной целевой программе «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы»



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит