» К вопросу о профессионализме государственных служащих


К вопросу о профессионализме государственных служащих


21.03.2010

Можно знать очень многое, не зная самого нужного

Мировая экономика выйдет из кризиса обновленной, — в унисон звучат голоса экспертов. И этому будут способствовать не только сдвиги экономической структуры, механизмов регулирования, но и качественное изменение человеческого капитала. А так как по признанию практиков, многие проблемы нашей экономики лежат даже не в технологической, а в организационно-технологической сфере, то вопросы развития кадрового потенциала вышли сегодня на первый план.
По некоторым данным, ежегодно обновляется примерно 5% теоретических и 20% профессиональных знаний [2, с. 88]. В США установлена даже своеобразная единица измерения устаревания знаний специалистов — период полураспада компетентности. Этот термин означает продолжительность времени со дня окончания вуза, в течение которого компетентность специалистов вследствие появления новой информации и новых знаний сокращается на 50%. Этот период постоянно сокращается.
В условиях сокращения жизненного цикла знаний и профессиональных навыков важность приобретают непрерывность образования и регулярное повышение квалификации. В этой связи обучение государственного служащего должно быть направлено на приобретение тех знаний и навыков, которые необходимы для профессионального исполнения должностных обязанностей.
В США на переподготовку специалистов отводится 15-20% рабочего времени. Считается, что за весь период профессиональной деятельности специалист должен повышать свою квалификацию не менее восьми раз. Национальный научный фонд США рекомендует специалистам выделять 10 часов в неделю на изучение литературы по специальности и 40-80 часов в год на участие в какой-либо форме непрерывного образования [3, с. 42].
В этой связи небезынтересно рассмотреть проблему профессионализма и подготовки государственных служащих в нашей стране.
Система профессиональной подготовки чиновников появилась в России в конце XIX — начале XX вв. Подготовка государственных служащих реализовывалась в двух формах: получение базового образования и шестимесячные курсы подготовки гражданских чиновников разных рангов [1, с. 86-87]. Профессионализм и компетентность госслужащих сегодня должны формироваться на основе постоянного пополнения багажа знаний и дорабатываться в течение многих лет практической деятельности.
В Липецкой области ведется работа по выполнению областной программы «Реформирование государственной гражданской службы и подготовка, переподготовка государственных и муниципальных служащих Липецкой области (2006-2010 годы)», на реализацию которой из областного бюджета было направлено 28,5 млн. руб. В рамках программы в 2007 г. повысили свою квалификацию 546 гражданских служащих, что на 41% больше, чем в 2006 г. Проводимая работа по подбору и обучению кадров позволила повысить процент государственных служащих с высшим образованием с 92,7% в 2006 г. до 94,3% в 2007 г. За последние три года доля служащих на государственной гражданской службе с непрофильным образованием уменьшилась с 23% до 19% [4, с. 32].

«Рис. 1. Ответ на вопрос «Как часто Вы пользуетесь Интернетом?»

Характерной чертой экономики знаний является автоматизация производственных процессов и информатизация человеческой деятельности. В настоящее время Россия существенно отстает от развитых стран почти по всем главным направлениям информатизации.
С целью выявления приоритетных направлений совершенствования подготовки госслужащих нами было проведено социологическое исследование с использованием метода случайной выборки среди 100 государственных и муниципальных служащих Липецкой области. В результате проведения социологического опроса удалось выяснить, что 90% респондентов используют персональный компьютер на рабочем месте, 27% имеет ПК дома, две трети опрошенных регулярно пользуется Интернетом (рис. 1). А значит, резервы для информатизации и преодоления функциональной безграмотности еще не исчерпаны.
Еще в XIX в. династия Ротшильдов оценила важность получения своевременной информации, в соответствии с которой братья корректировали свою финансовую политику. Ротшильды всегда на 10-12 часов раньше королевских послов информировали английское правительство о событиях. Это происходило потому, что их курьеры пользовались специальными морскими судами, которые не имели права перевозить никого, кроме этих курьеров, и отправлялись в путешествие через Ла-Манш независимо от погоды [5, с. 65].
Актуальность имеющихся знаний, их постоянное пополнение и поддержание на требуемом уровне, по мнению специалистов, — необходимое условие профессиональной компетенции.
Как показало исследование, еженедельно периодические издания читают только 8% опрошенных! (Рис. 2).
В числе важнейших составляющих профессионального развития гражданских служащих особое место занимает этическое образование, обеспечивающее необходимый уровень знаний в области профессиональной этики и делового этикета, навыков использования их в профессиональной деятельности.
В ряде стран (ФРГ, Япония) непосредственно в аппарате создаются «кружки качества», в которых государственные служащие не только повышают свои профессиональные знания и умения, но и обучаются технике ведения телефонных разговоров, правилам общения с посетителями и т.д. В США этическое обучение ежегодно проходят 400-600 тысяч федеральных служащих.

«Рис. 2. Ответ на вопрос «Как часто Вы читаете периодическую литературу по Вашей специальности?»

Очевидно, что использование элементов зарубежного опыта подготовки и формирования кадров госслужбы могло бы быть полезным и для нашей страны.
Так, в целях повышения компетентности персонала, расширения квалификации и гибкости мышления может быть использована японская система ротации кадров. Интересна и система подготовки непосредственно на рабочем месте, позволяющая работнику быстро адаптироваться в коллективе.
Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует коренной перестройки отношения к госслужащему, как главному действующему лицу всей государственной системы.

Литература

1. Яльченко О.Ю. Профессиональная подготовка чиновников в России в XIX-начале XX вв. // Государственная и муниципальная служба в России: опыт, проблемы, перспективы: Материалы всероссийской научно-практической конференции. — Воронеж: Научная книга, 2005. — 106 с.
2. Степанова Т.Е. Закономерности экономики, основанной на знаниях. — Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад. — 336 с.
3. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. — СПб: ИВЭСЭП, Знание, 2002. — 199 с.
4. Материалы к заседанию администрации Липецкой области 26 февраля 2008 г. — Липецк, 2008. — 164 с.
5. Мерникова Н. Ротшильды: 250 лет процветания // Управление персоналом. — 2000. — N 10. — С. 64-67.

А.Д. Моисеев,
канд. юр. наук, доцент, директор филиала ГОУ
ВПО «Орловская региональная академия государственной службы» в г. Липецке

А.С. Шурупова,
к.э.н., доцент, филиал ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы»
в г. Липецке

«Управление персоналом», N 21, ноябрь 2009 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит