» Менталитет заниженных запросов (интервью с А. Родионовым, генеральным директором ЗАО «Гостиницы Алроса»)


Менталитет заниженных запросов (интервью с А. Родионовым, генеральным директором ЗАО «Гостиницы Алроса»)


21.03.2010

По мнению представителей гостиничного бизнеса, менталитет россиян является главным фактором, сдерживающим развитие этого сектора экономики. В частности, так считает, Андрей Родионов, генеральный директор ЗАО «Гостиницы Алроса».

— Андрей Викторович, насколько сейчас гостиничный бизнес привлекателен для предпринимателей?
— С точки зрения быстроты окупаемости вложенных средств эта отрасль никогда не была особенно привлекательной для бизнеса. Вообще, в России считается большим успехом, если гостиница окупает себя в течение семи лет — чаще всего для этого требуется не менее девяти. Сейчас ситуация усложнилась еще и тем, что в последнее время значительно снизились масштабы бизнес-туризма в стране — весь мир переживает нелегкие экономические времена, и многие компании сокращают статьи расходов за счет отказа от командировок. А наш сектор к таким колебаниям очень чувствителен.

— Значит, развитие этой отрасли напрямую зависит от складывающейся в сфере туризма ситуации?
— За весь гостиничный бизнес говорить не возьмусь. Напрямую с туристической отраслью связаны курортные отели, отрабатывающие сезон за три летних месяца. Актуально это и для Санкт-Петербурга, который в последнее время становится своеобразной туристической Меккой России. Что же касается отелей бизнес-класса, то их состоятельность в большей степени зависит от общего состояния экономики. Сейчас, к примеру, в этой связи очень популярны у предпринимателей так называемые города-миллионники, где хорошо развит производственный сектор, а, значит, существуют широкие возможности для экономической деятельности.

— Как утверждают эксперты, в России сегодня ощущается острая нехватка гостиниц эконом-класса. Как Вы это прокомментируете?
— У нас в стране вообще ощущается острая нехватка вещей с приставкой «эконом»: эконом-продуктов, эконом-жилья — этот список можно продолжать до бесконечности. Но я считаю, что спрос зависит не от разницы стоимости номеров в той или иной гостинице, а от активности делового сообщества в целом. Сейчас в России делается ставка на привлечение иностранных инвесторов — следовательно, именно фешенебельные бизнес-отели станут наиболее востребованы в ближайшее время.

— Иностранные игроки приходят и в гостиничный бизнес. И, наверное, уровень открываемых ими отелей значительно превосходят наш…
— На самом деле сейчас в России даже зарубежные гостиничные сети не соответствуют мировым стандартам. Во-первых, здесь у иностранцев возникают сложности с подбором квалифицированного персонала для обеспечения высококачественного сервиса. Кроме того, гостиничный сектор по сути является неким «сервисным придатком» бизнеса в целом — уровень качества работы отелей напрямую зависит от требований клиента. А в нашей стране уровень деловой культуры пока достаточно низок — в Советском Союзе понятие комфорта просто отсутствовало. Сейчас происходит переоценка ценностей, меняются запросы к качеству работы сферы обслуживания, но, думаю, должно пройти немало времени, чтобы изменилась наша ментальность. А пока владельцы гостиниц особо не спешат повышать качество предоставляемых услуг — зачем что-то менять, если все всех и так устраивает?! И подобный подход характерен как для местных, так и для иностранных игроков.

— Получается, одной из главных проблем отрасли является нехватка квалифицированных кадров?
— Это, пожалуй, самая больная тема гостиничного бизнеса. В данном секторе ощущается настоящий кадровый голод. Высококвалифицированных специалистов очень мало. Обучение работников сферы обслуживания в нашей стране носит слишком общий характер, и люди к нам после учебы приходят абсолютно неподготовленными с точки зрения практических навыков. Очень редки исключения, когда к нам приходят знакомые как с теорией, так и с практикой работы в этой отрасли студенты. Пока же приходится самим выращивать кадры. У меня, к примеру, сегодня директорами работают те люди, которые в течение нескольких лет трудились официантами, горничными. Никто лучше них не знает гостиничное дело, и они своим упорным трудом доказали собственную состоятельность.

— А насколько жестка сегодня конкуренция в этой сфере?
— Она неоднородна и носит частный характер. Сам по себе гостиничный бизнес можно условно разделить на три сектора — столичный, петербуржский и вся остальная часть страны — у каждого из которых есть свои особенности. Наиболее перспективен из них второй, так как благодаря поддержке местных властей в Северной столице он сейчас развивается как никогда динамично. В Москве гостиничный бизнес раскрутить легко, потому что здесь существует стабильно высокий спрос на такие услуги. В регионах сложнее. К примеру, чтобы построить гостиницу в Якутске, нужно учитывать многие факторы, в том числе климатические и географические.
Поэтому на рынках Москвы и Санкт-Петербурга конкуренция более жесткая, нежели в провинции.

— Но, как отмечают специалисты, в последнее время ярко обозначилась тенденция к освоению гостиничным бизнесом российской глубинки. С чем это связано на Ваш взгляд?
— С рентабельностью проектов. В Москве дорого строить гостиницу, в регионах — проще и дешевле. Однако в любом случае все зависит от конкретных планов того или иного игрока. Если у него серьезные намерения, то на самом деле не важно, где будет построена гостиница — и в столице, и в глубинке соответствующий требованиям нового дня отель будет востребован и рентабелен. Если же географический аспект выбран только из мотивов экономии, — мол, в регионах запросы низки — то при таком подходе успеха не жди.

— А какова сегодня роль государства в сфере гостиничного бизнеса? Налогами не душат?
— Гостиничный бизнес не является приоритетным для экономики нашей страны -сейчас в России существуют более важные проблемы. Поэтому, в принципе, мы предоставлены сами себе и не ощущаем на себе ни позитивного, ни негативного влияния чиновников. Мы с представителями госструктур как хорошие соседи — они нас не трогают, и мы их тоже.
Что касается налогообложения, здесь у гостиничного бизнеса нет каких-либо принципиальных особенностей. Как и у многих других частных организаций, основные налоги здесь — НДС, ЕСН, налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог. Существуют некоторые нюансы, связанные с тем, что мы действуем как филиальная сеть. Например, одна из наших гостиниц в Краснодарском крае освобождена от уплаты НДС, так как функционирует в качестве оздоровительного предприятия. Это послабление прописано в статье 149 НК РФ.

— Андрей Викторович, а что, по Вашему мнению, требует срочных перемен в этой сфере?
— Поменять хотелось бы многое, но прежде должна измениться пресловутая российская ментальность. Людям нужно пересмотреть свои подходы не только к трудовой деятельности, но и к своему мировосприятию в целом. Есть и еще одна проблема — Россия не работает над улучшением собственного имиджа. За границей о нас судят по уже укоренившимся стереотипам, а новый образ страны выглядит пока размыто. И пока это не изменится, к нам никто не поедет.

В. Таймазов

«Расчет», N 10, октябрь 2008 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит