» Кадровая политика в условиях кризиса: популярные антикризисные меры


Кадровая политика в условиях кризиса: популярные антикризисные меры


21.03.2010

В настоящее время российские компании учатся работать по-новому. Менеджеры разрабатывают программы, которые должны сделать их работу более эффективной, а последствия кризиса минимальными. Среди множества мер, предпринимаемых компаниями, мы выбрали десять самых актуальных. Каждое преобразование можно отнести к одной из категорий: экономия, защита от рисков и перспективы будущего. Рассмотрим их более подробно.

Экономия

Оптимизация кадров. К сожалению, до сих пор сокращение — это наиболее распространенное решение. Некоторые компании просто увольняют, другие сильно урезают размер заработной платы, вынуждая сотрудников уходить по собственному желанию. Получила также широкое распространение практика отправлять персонал в долгосрочные отпуска без содержания.
Однако, по словам руководителя группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ» Светланы Куличевой, большинство руководителей стремятся сохранить должности для сотрудников, давно работающих, лояльных по отношению к компании, просто высококвалифицированных специалистов. Наряду с сокращениями некоторые компании проводят реструктуризацию, связанную в первую очередь с перераспределением обязанностей.
Несмотря на то что первая волна увольнений прошла, по мнению экспертов кадрового центра «ЮНИТИ», в марте-апреле ситуация может повториться, поскольку к этому моменту многие компании подводят итоги работы за предыдущий год. Результаты такой оценки приведут к новым увольнениям под лозунгом сокращения издержек.
Снижение затрат на дополнительные льготы. К ним относятся: отказ от некоторых программ обучения, отмена права на бесплатный отдых (или покупку путевок на специальных условиях), аннулирование скидок на внутрикорпоративные услуги, ограничение права пользования служебным автотранспортом, лимитирование оплаты за телефонные переговоры и интернет-услуги. По словам Светланы Куличевой, начали компании с урезания представительских и накладных расходов, снижая суммы на закупку канцтоваров. Потом перешли к уменьшению социальных пакетов, например, сократив количество персонала, пользующегося услугами добровольного страхования. Сегодня многие жестко ограничивают сотрудников даже в размере командировочных. Новогодний корпоратив — и тот состоялся далеко не во всех компаниях.
Новая система вознаграждения. Сейчас соискателю вакансий предлагают оклад, адекватный действительному вложению усилий. В некоторых компаниях уже работающим сотрудникам напрямую урезаны компенсации, где-то они уменьшены косвенно. Например, в связи с перераспределением должностных обязанностей сотрудникам приходится выполнять больший объем работы за прежние деньги. Таким образом, себестоимость труда стала меньше. Иногда руководители предпочитают перевести часть персонала с окладной системы на сдельно-процентную. Это позволяет оплачивать только реально достигнутый результат. Урезаются также всевозможные бонусы, вплоть до полной их отмены.
Сокращение инвестиционных программ. В процессе кризиса в большей степени пострадали компании, требующие постоянного финансирования. Крупные концерны, вкладывающие деньги в строительство, геологоразведку и другие области, зависящие от инвестиций, сегодня замораживают проекты. Эта мера позволяет корпорациям оптимально перераспределить высвободившиеся средства. Однако именно она приводит к значительному сокращению активности рынка. Переставая вкладывать средства, корпорации зачастую приводят к краху даже собственные дочерние образования.
Переориентация на отечественный рынок и госзаказы. Многие российские компании, имеющие выход на мировую арену или предполагающие такую возможность, в срочном порядке сворачивают все дорогостоящие зарубежные проекты. Переориентация также актуальна для производственных компаний, которые стали отдавать предпочтение более дешевому отечественному сырью. Большинство считает, что сегодня разумнее и надежнее работать на российском рынке, без излишних затрат. В строительном и производственном секторах компании переключились на государственные заказы. Стали активно участвовать в программах развития спорта и сельского хозяйства, искать заказчиков среди энергетических компаний и т.д.

Защита от рисков

Сохранение активов от риска. Многие руководители стремятся не только сэкономить, но и как-то обезопасить деньги компании, например, путем вложения в стабильные программы, не связанные с основным видом их деятельности, или с помощью страхования. Некоторые предприниматели пытаются разместить средства юридического лица на частных счетах. Если у банка начинаются проблемы (отзыв лицензии, процедура банкротства), государство гарантирует возврат такого вклада. Однако злоупотреблять таким преимуществом, конечно, не следует. Тем более что в последнее время появились случаи возбуждения уголовных дел по факту мошенничества в отношении руководителей компаний.
Безопасное планирование. К сожалению, в условиях кризиса планировать долгосрочное развитие компании крайне затруднительно. Рынок непредсказуем. Расходы могут оказаться значительно более весомыми, чем прибыль. Многие компании не готовы рисковать. Сюрпризы могут преподнести и партнеры, и покупательская способность клиентов. Сегодня следует ориентироваться на гарантированно работающие программы. Поэтому многие компании усиливают централизацию управления, отдают предпочтение краткосрочным проектам.

Перспективы будущего

Повышение качества продукта/услуги. Особых разъяснений эта мера не требует. Это уже целая философия, на ней построены многие теории управления. Но именно сейчас компании, не предпринимающие усилий в этом направлении, оказываются в наиболее нестабильной ситуации. В зависимости от отрасли, в которой работает компания, возможны различные способы улучшения результатов ее деятельности. «В новых условиях должны поменяться приоритеты банковского бизнеса, методы привлечения средств и распределения ресурсов, подходы к работе с клиентами, — рассказывает начальник отдела управления ресурсов Кредитного банка «Рублевский» Инна Белоусова. — Необходимо формировать новые продукты, которые будут востребованы в период кризиса. Если у заемщика проблемы с ликвидностью, то нужно предложить совместные пути выхода из данной ситуации. Для этого надо предлагать более привлекательные условия, использовать маркетинговые программы».
Внутренние преобразования. К таковым относится целый спектр действий: поглощения одной компанией других, реструктуризация подразделений в компаниях, внедрение инноваций в области управления. Ряд крупных организаций привлекает консалтинговые компании для того, чтобы совместно реализовывать программы по оптимизации. Эти меры могут быть избирательными или затрагивать все бизнес-процессы. Так, по информации кадрового центра «ЮНИТИ», часть компаний, максимально сузив штат в прошлом году, осознала, что многие функции стало некому выполнять. Теперь для организации эффективной работы они вынуждены вновь искать сотрудников даже на административные должности.
Стратегия на будущее. Несмотря на то что планировать на долгий срок в условиях кризиса очень сложно, все же, составляя любые антикризисные меры, руководство смотрит вперед. Все шаги оцениваются с учетом перспектив развития после выхода из кризиса. «Инвестиционные планы компании не только не сворачиваются, наоборот, усиливаются, — говорит Сергей Чернышев, генеральный директор российского подразделения Ruukki (поставщик решений из металла для строительства и машиностроения). — Это связано с тем, что к концу 2010 г., когда начнется подъем, мы должны будем предоставить необходимые объемы продукции нашим клиентам».

О. Сапожникова,
ведущий специалист по подбору персонала
кадрового центра «ЮНИТИ»

«Финансовая газета. Региональный выпуск», N 16, апрель 2009 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит