» Инновациями движут не просто люди, а профессионалы. Кадровое обеспечение муниципальных инновационных проектов в АПК


Инновациями движут не просто люди, а профессионалы. Кадровое обеспечение муниципальных инновационных проектов в АПК


21.03.2010

Главным фактором относительно устойчивого положения региона в развитой или претендующей на это рыночной экономике, становится непрерывный инновационный процесс, который можно определить как поиск, разработку, внедрение и коммерческое освоение новых видов продукции, технологий, форм организации и управления.
Активизация инновационной деятельности в АПК региона должна осуществляться по наиболее приоритетным направлениям развития инновационного процесса. В сфере экономики, организации и управления агропромышленным производством к таким направлениям относятся: установление и постоянное совершенствование организационно-экономических отношений, внедрение новых, более перспективных форм организации производства и управления, направленных на максимально эффективное использование всех элементов производства, рабочей силы, орудий и предметов труда. В условиях завершения формирования многоукладного сельского хозяйства идет интенсивный переход к рыночным принципам распределения продукции, совершенствованию мотивации труда и материального стимулирования работников, развитию хозрасчетных отношений внутри предприятий, внедрению прогрессивных форм организации и оплаты труда. При этом усиливается стимулирующая роль повышения производительности, коренным образом совершенствуется система реализации продукции на основе маркетинга, организации внутрихозяйственной переработки продукции и фирменной торговли.
Инновационная подсистема организационно состоит из временных целевых структур (проектных групп, «внутренних венчуров») с четко поставленными задачами, сформированными, в первую очередь, системой стратегического планирования предприятия (создание новых продуктов или услуг, обоснование ввода в действие новых производственных мощностей и новых технологий, подготовка комплексной реорганизации и (или) автоматизации управления, внедрение принципиально новых финансовых схем). В целевые структуры выделяется часть или весь бюджет рабочего времени включенных в них работников.
В современных условиях подобная политика приняла форму планирования, то есть упреждающего кадрового обеспечения изменений в производстве, или же гибкого, одновременного реагирования на них в тех случаях, когда такие изменения невозможно точно спрогнозировать. Как и при любом виде планирования, здесь цели соотносятся с имеющимися ресурсами. Постановка целей и, соответственно, определение потребностей в кадрах все в большей степени подразумевает учет потребностей и возможностей функционирующих и вновь создаваемых инновационных предприятий. По аналогии, оценка кадровых ресурсов предполагает отслеживание не только внутренних, но и внешних по отношению к крупной фирме источников (включая оценку потенциала их развития). Оценка внутренних ресурсов в определенной части напрямую соотносится с обеспечением «венчурных» предприятий, выходящих из фирмы в процессе нововведений (отбор необходимых для них кадров). Впрочем, постоянство и диапазон отслеживания зависят от состояния рынка рабочей силы высокой квалификации (при высоком предложении всегда есть соблазн не прилагать лишних усилий!).
В настоящее время назрела проблема разработки и осуществления на практике муниципальных (региональных) инновационных проектов (МИП) развития АПК России, которые, будучи обеспечены надежными программно-методическими разработками и специализированным кадровым потенциалом, могут вполне быть использованы в качестве перспективных инструментов (или моделей)успешной реализации стратегических планов в общей концепции стратегического управления современным агропромышленным производством как в коммерческих аграрных организациях, так и на уровне региона (или муниципального района)страны.
Муниципальные инновационные проекты развития АПК призваны стать доступными и понятными программно-методическими документами, четко указывающими аграрным производителям (другим субъектам муниципальных АПК) средства и методы достижения устойчивого роста производства и доходов коммерческих организаций, а также местных бюджетов административных органов управления. МИП должны доступно и обоснованно показать все необходимые формы, способы (методы) и механизмы возрождения и успешного регулирования производственно-экономической деятельности в региональных (муниципальных) АПК через оптимизацию производственной жизнедеятельности отдельных продуктовых подкомплексов в интересах всего народного хозяйства регионов (муниципальных районов).
Посредством профессиональной разработки и не менее профессионального осуществления МИП появляется реальная возможность решения проблемы достаточного обеспечения населения областей и республик РФ продовольствием собственного производства. А в ближайшем будущем, и в стратегической перспективе. Вполне возможно ожидать также повышения роли отдельных регионов в деле наращивания поставок продовольствия как на общероссийский, так и на зарубежный рынки.
Инновации — это не только разработки и изобретения, но и колоссальный системный процесс, который движим именно людьми.
Научное и кадровое обеспечение МИП должно осуществляться в форме социально-экономического, технологического и юридического сопровождения мероприятий, определенных в программе, а при необходимости — их оперативной корректировки.
Следует отметить, что отбор специалистов, выделение бюджета их рабочего времени даже во внутренние инновационные проекты является одной из основных проблем развития процесса нововведений на российских предприятиях. Руководители функциональных подразделений, отвечая перед высшим руководством, в первую очередь, за решение текущих задач, пытаются выделить во временные целевые структуры специалистов, от которых решение этих задач зависит в наименьшей степени.
Принципиальной особенностью успешного внедрения муниципальных инвестиционных проектов является подбор специалистов из числа профессионалов-практиков, тех, кто работает в сфере реального инновационного бизнеса в качестве руководителей или консультантов.
В целом подготовка специалистов, способных эффективно участвовать в инновационной деятельности, в том числе и в управлении данной деятельностью, должна иметь массовый характер. Этого можно достигнуть только путем вовлечения большей части профессорско-преподавательского состава высшей школы в процесс дополнения своих учебных планов и программ обучения вопросами управления инновациями, практически по всем специальностям и учебным дисциплинам. Это касается дисциплин как общетеоретических, так и специальных.
Современные тенденции развития инновационно-технологического сектора экономики требуют значительного увеличения числа малых и средних инновационных предприятий. Эта задача становится еще более актуальной в свете грядущей реорганизации научно-исследовательских и образовательных организаций государственного сектора, развитии особых экономических зон, радикального изменения российской системы исследований и разработок, получении коммерчески значимых результатов.
Кроме того, глобализация мировой экономики и уже стоящий на пороге нашей страны демографический кризис предъявляют повышенные требования к качеству человеческого потенциала. Эти факты свидетельствуют о том, что проблема кадрового обеспечения инновационной деятельности приобретает очень злободневный характер. Без грамотных, высококвалифицированных специалистов не осуществить значительного прорыва в развитии.
Правильный подход к решению кадровых задач инновационной программы — основа ее эффективности. В условиях дефицита временных, материальных и человеческих ресурсов необходимо налаживать взаимодействие с внешними консультантами. Сотрудничество с профессионалами кадрового рынка поможет наиболее эффективно реализовать муниципальные инновационные проекты развития АПК. Эту проблему можно решить благодаря пониманию такого ключевого момента, как грамотное распределение человеческих ресурсов уже на ранних стадиях реализации инновационно-инвестиционной программы. В значительной степени это — уменьшение риска нерентабельности муниципального инновационного проекта развития АПК.

Т. Романцова,
преподаватель МГУПриродообустройства

«Кадровик. Кадровый менеджмент», N 6, июнь 2007 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит