» Высшее образование в кредит или первый шаг к платному образованию


Высшее образование в кредит или первый шаг к платному образованию


21.03.2010

С выходом постановления Правительства РФ от 23.08.2007 N 534 «О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию» (далее — постановление N 534) начался эксперимент по предоставлению образовательных кредитов в 2007-2010 годах.
В качестве целей эксперимента определены:
повышение доступности качественного высшего профессионального образования, усиление социальной направленности системы образования, в том числе для граждан из малообеспеченных семей;
выявление потенциала и перспектив образовательного кредитования в существующей правовой и экономической среде;
подготовка предложений по разработке нормативных правовых актов по вопросам образовательного кредитования.

В составе расходов федерального бюджета на 2008 год и плановый период 2009-2010 годов (утвержден Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ) средства на проведение эксперимента по государственной поддержке образовательного кредитования предусмотрены по разделу 0700 «Образование», подразделу 0706 «Высшее и послевузовское профессиональное образование», целевой статье 430200 «Субсидии на поддержку образовательного кредитования» и виду расходов 006 «Субсидии юридическим лицам» в сумме 129 800 тысяч рублей.

Что представляет собой схема предоставления данного кредита?

Согласно постановлению N 534 эксперимент проводит Министерство образования и науки Российской Федерации.
Эксперимент проводится в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию на срок не менее 5 лет, включенных в перечень вузов для участия в эксперименте и заключивших с поручителями соглашения об информационном сотрудничестве.
Государственная поддержка распространяется на образовательные кредиты, предоставляемые заемщикам в следующих целях:
а) получение высшего профессионального образования на возмездной основе (основной образовательный кредит);
б) получение дополнительного образования в образовательном учреждении (дополнительный образовательный кредит);
в) оплата сопутствующих расходов в период обучения на проживание, питание, учебные пособия и других расходов социального характера, связанных с обучением (сопутствующий образовательный кредит).
Получателями государственной поддержки являются юридические лица — поручители, участвующие в эксперименте по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и заключившие с Федеральным агентством по образованию соглашения о возмещении за счет средств федерального бюджета части расходов поручителя по договорам поручительства по образовательным кредитам, предоставленным студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, по форме, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Непосредственными участниками эксперимента выступают:
банк — участник эксперимента — банк, заключивший с заемщиком договор образовательного кредита и с поручителем договор поручительства по формам, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации;
высшее учебное заведение — образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию на срок не менее 5 лет, подавшее в Федеральное агентство по образованию заявку на участие в эксперименте в сроки и по форме, определяемые Министерством образования и науки Российской Федерации, и включенное Федеральным агентством по образованию в перечень вузов для участия в эксперименте, а также заключившее с поручителем соглашение между поручителем и вузом об информационном сотрудничестве по форме, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации;
заемщик — совершеннолетний гражданин Российской Федерации, поступивший в вуз для обучения (обучающийся в вузе) по образовательным программам высшего профессионального образования по очной и очно-заочной (вечерней) формам любого года обучения и заключивший с банком — участником эксперимента договор образовательного кредита, или гражданин РФ в возрасте от 14 до 18 лет, поступивший в вуз для обучения (обучающийся в вузе) по образовательным программам высшего профессионального образования по очной и очно-заочной (вечерней) формам любого года обучения и заключивший с банком — участником эксперимента договор образовательного кредита в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
поручитель — юридическое лицо, срок деятельности которого составляет не менее трех лет, с удовлетворительными результатами финансово-хозяйственной деятельности, подтвержденными аудиторскими заключениями по результатам проверки его деятельности, которое в соответствии с договором поручительства обязуется перед банком — участником эксперимента отвечать за исполнение заемщиком его обязательств по договору образовательного кредита и которое заключило с Федеральным агентством по образованию соглашение о возмещении за счет средств федерального бюджета части расходов поручителя по договорам поручительства по образовательным кредитам. Следует отметить, что в качестве поручителя не может выступать государственное (муниципальное) учреждение.

Смысл эксперимента сводится к следующему

Студент-заемщик выбирает государственный вуз (в эксперименте принимают участие только государственные высшие учебные заведения с аккредитацией на срок не менее 5 лет, отобранные Министерством образования и науки Российской федерации), поступает в него на платное отделение и берет кредит. Заемщиками могут выступать только совершеннолетние граждане РФ, которые поступили в вышеуказанные вузы на обучение по очной или вечерней форме обучения.
Кредит студенту предоставляет банк — участник эксперимента (банк, заключивший с заемщиком договор образовательного кредита и с поручителем договор поручительства по формам, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации). В отношения банка и студента «включается» поручитель, который обязуется в случае неисполнения студентом обязательств взять данные обязательства на себя. Представляется, что, скорее всего, в качестве поручителя будет выступать работодатель студента, если студент параллельно работает, а если не работает — потенциальный работодатель, который заинтересован в подготовке будущих кадров. Студенту предоставляется так называемый льготный период (время обучения и 3 месяца после него), в течение которого он вправе не выполнять свои обязательства по кредиту без штрафных санкций. После окончания срока банк выставляет свои требования первоначально студенту, затем поручителю.
В случае если сумму по кредиту выплатит поручитель, он имеет право требовать обратное возмещение от самого студента. В случае уклонения студента от выполнения своих денежных обязательств поручителю будет выделена государственная субсидия на погашение кредита в размере не более 10% от всей суммы образовательного кредита.

Кому выгодна рассмотренная схема?

Однозначно сказать пока сложно, так как необходимо ознакомиться с пока еще не разработанными Министерством образования и науки Российской Федерации соответствующими договорами: банка с заемщиком, с поручителем, поручителя с заемщиком. Максимальная процентная ставка за пользование образовательным кредитом не должна превышать 10% годовых. Для банков данная ставка невелика, да и возврата кредита в среднем они имеют основания ожидать только лет через 5. Тем не менее банки в принципе могут быть уверены в возврате кредита если не заемщиком, то поручителем. Уверенность поручителя значительно меньше: государство в лучшем случае вернет ему только 10%, а остальную сумму (вместе с процентами, штрафными санкциями, судебными расходами) поручителю придется «изыскивать» самостоятельно.
С уверенностью можно констатировать только то, что образование в России в скором времени может стать полностью платным и данный эксперимент наверняка ускорит этот процесс.

И.Ю. Кузьмин,
Референт государственной гражданской службы 2-го класса

«Советник в сфере образования», N 3, май-июнь 2008 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит