» Так сколько же доплачивать за многосменный режим работы?


Так сколько же доплачивать за многосменный режим работы?


21.03.2010

Судебная практика, связанная с регулированием трудовых отношений, интересует не только юристов, но и специалистов кадровых служб. Недавно Верховный Суд РФ сформулировал свою позицию по вопросу о нормативном регулировании доплат за многосменный режим работы. В чем же значимость позиции Верховного Суда РФ для кадровиков? Попробуем разобраться…

Нередко длительность производственного или технологического процесса в организации превышает допустимую предельную продолжительность ежедневной работы, что побуждает работодателей вводить сменную работу, когда труд работников организован в две, три или четыре смены. Кроме того, сменная работа нередко применяется для более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг*(1).
При сменной работе, как известно, каждая группа сотрудников производит работу в соответствии с утвержденным графиком сменности в течение установленной этим графиком продолжительности рабочего времени*(2).
Очевидно, что сменная работа требует от работников дополнительных затрат (как физических, так и психологических). Поэтому в целях стимулирования перехода на такой режим труда еще в период существования СССР было принято известное постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 N 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства».
В подпункте «а» пункта 9 постановления N 194 предусмотрено, в частности, что сотрудникам, работающим в двух- и трехсменном режиме, устанавливается доплата за работу в вечернюю смену в размере 20%, а за работу в ночную смену — 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене.
Однако с 7 августа 2008 года Правительство РФ установило минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22:00 до 6:00), который за каждый час работы в указанное время составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы)*(3).
Один из работодателей усмотрел противоречие между прежними и новыми правилами оплаты ночного труда и обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании норм постановления N 194 не подлежащими применению на территории России.
Рассмотрев это заявление, Верховный Суд РФ пришел к выводу, что «в настоящее время оспариваемые заявителем положения… Постановления… устанавливающие размеры повышения доплат за работы в многосменном режиме… не действуют…»*(4). При этом суд исходил из того, что с 7 августа 2008 года вопросы повышения оплаты труда за работу в ночное время нормативно урегулированы Правительством РФ, а потому постановление N 194 фактически применяться уже не может, так как в силу статьи 423 ТК РФ законодательные акты бывшего СССР действуют лишь постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.
Если следовать позиции, сформулированной в приведенном определении Верховного Суда РФ, то с 7 августа 2008 года работодатели уже не обязаны доплачивать сотрудникам, работающим в двух- и трехсменном режиме, 20% (за работу в вечернюю смену) и 40% (за работу в ночную смену) часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене, ведь постановление N 194 хотя формально и не отменено, но фактически не действует в силу издания более позднего нормативного акта, которому оно противоречит.
Однако в целом такая точка зрения не столь однозначна.
Дело в том, что в свое время постановление N 194 уже было предметом судебного разбирательства в Верховном Суде РФ. Тогда Президиум Верховного Суда РФ указал, что «работы в вечерние и ночные смены являются отклонением от нормальных условий труда и требуют повышенной оплаты.
Доплаты за работу в ночную смену и за работу в вечернюю смену, связанные с режимом и условиями труда, относятся к выплатам компенсирующего характера… которые в силу статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации определяются как выплаты за работу, отклоняющуюся от нормальной, и подлежат повышенной оплате»*(5).
Иными словами, тогда Президиум исходил из того, что многосменный режим работы (работа в две, три и четыре смены) является особым, отличным от просто работы в ночное время, видом отклонений от нормальных условий труда, поскольку перечень таких отклонений, как известно, не является исчерпывающим*(6).
В самом деле, работу в ночное время можно организовать не только при многосменном, но и при нормальном (односменном) режиме работы.
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами о труде, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором*(7).
Статья 154 ТК РФ и постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» устанавливают компенсационные выплаты лишь за работу в ночное время, а не за многосменный режим работы. А вот минимальные компенсационные выплаты именно за многосменный режим работы определены постановлением N 194.
Получается, что указанные нормативные правовые акты регулируют разные отношения и устанавливают различные виды компенсационных выплат за не совпадающие по характеру работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (работа в ночное время, с одной стороны, и многосменный режим работы — с другой).
Следовательно, постановление N 194 вообще не может вступить в противоречие ни со статьей 154 ТК РФ, ни с постановлением N 554. А потому его нельзя признать фактически не действующим на территории России в связи с вступлением в силу постановления N 554.

*

Мнение читателя

М.В. Шукурова,
главный специалист отдела кадров, ОАО «Солотичи», г. Рязань

Руководствуемся Отраслевым соглашением
Мы производим текстильную продукцию. Производство в основных и во вспомогательных цехах организовано в 3 смены. Повышение уровня реальной зарплаты работников нашей отрасли регулируется Отраслевым соглашением по организациям текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности РФ на 2009 год. В соответствии с данным документом мы в коллективном договоре предусмотрели, что за каждый час работы в ночную смену (с 22 часов до 6 часов) рабочим, занятым в основных цехах (участках), производится доплата в размере 75%, рабочим, занятым на работах во вспомогательных цехах (на участках), младшему обслуживающему персоналу — 35% тарифной ставки (оклада). А за каждый час работы в вечернюю смену, предшествующую ночной, производится доплата в размере 20% тарифной ставки (оклада).

*

Мнение читателя

А.М. Гученкова,
главный бухгалтер, ООО «Курьерская доставка», г. Москва

«Многосменку» оплачиваем согласно письму Минсвязи
Наша организация оказывает услуги связи. Работаем в 3 смены. Конкретные размеры повышения оплаты труда в ночное время Трудовым кодексом РФ не установлены, поэтому мы применяем письмо Минсвязи России от 28.12.1993 N 215-у «Об оплате за работу в ночное время, в вечерние и ночные смены». В нем указано, что сотрудникам, работающим в многосменном режиме, следует производить доплату за работу в вечернюю смену в размере 20%, а за работу в ночную смену — 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене. Доплата в размере 40% за ночную смену производится нами для работающих в период с 22:00 до 06:00. Порядок и размеры оплаты труда нашим работникам за работу в вечернее и ночное время мы закрепили в трудовых договорах с работниками.

*

Таким образом, несмотря на то, что Верховный Суд РФ пришел к выводу, что постановление N 194 фактически не действует на территории нашей страны, вопрос о минимальных компенсационных выплатах за многосменный режим работы остается открытым.

А. Шило,
эксперт журнала

«В курсе правового дела», N 12, июнь 2009 г.

—————————————————————————
*(1) ч. 1 ст. 103 ТК РФ
*(2) ч. 2 ст. 103 ТК РФ
*(3) постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время»
*(4) определение Верховного Суда РФ от 12.11.2008 N ГКПИ08-2113
*(5) определение Президиума Верховного Суда РФ от 19.11.2003 N 48ПВ-03
*(6) ст. 149 ТК РФ
*(7) ст. 149 ТК РФ



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит