» Нужна ли визитка руководителю?


Нужна ли визитка руководителю?


21.03.2010

Несмотря на технический прогресс (записную книжку заменяет КПК, бумажную рекламу — Интернет…), визитки прочно вошли в нашу жизнь. В настоящее время практически невозможно представить себе бизнесмена, предлагающего партнеру записать его контакты в мобильный телефон: все необходимые сведения указаны на визитке.

Немного истории

История визитной карточки началась давно. Еще в Древнем Китае (II-III века до н.э.) чиновники были обязаны иметь карточки на красной бумаге с указанными на них именем и занимаемой должностью. А первое официальное упоминание о визитной карточке встречается во времена правления Людовика XIV. В те времена она стала неотъемлемым аксессуаром высшего общества. Имея вид игральной карты с именем визитера (откуда и пошло название самой карточки — от фр. cлова «vizite»), визитка представляла своего хозяина во всем блеске его положения. Напечатанные визитки впервые были использованы в Германии в XVIII веке представителями не только высшего общества, но и среднего класса. В Россию визитка пришла из Франции при Екатерине II. Тогда на карточках изображались вычурные гербы и причудливые орнаменты. Но со временем дизайн становился строже, а информация на визитках — все лаконичнее.
В 60-х годах XIX века визитки писали от руки или заказывали в типографии. Их эскизы разрабатывались известными художниками. Карточки были достаточно разнообразны по содержанию: дамские и мужские, свадебные и похоронные, пасхальные и крестильные. Уже в конце XIX века на визитках стали размещать рекламный текст, адрес владельца, его звания, чины и должности. В итоге экспериментов с цветом бумаги, способом нанесения информации (различные шрифты, тиснение, «вырубка» и т.д.) сформировался этикет составления визитки.

Визиточный этикет

В настоящее время визитные карточки получили широкое распространение. Подчеркивая индивидуальность владельца, они производят впечатление и хорошо запоминаются.
Стандартная визитка имеет черный текст на белом фоне. Но сегодня типографии предлагают желающим сделать визитку достаточно большой ассортимент типов бумаги, различных вариантов обработки и цветовых решений. Тем не менее, напоминаем главное требование к визитной карточке — ее текст должен быть легко читаемым. Не стоит чрезмерно увлекаться дизайнерскими решениями — это может сильно усложнить восприятие информации. Во избежание рекомендуем гармонично подбирать цвет шрифта и фон. Однако визитка должна оставаться заметной, выделяться, чтобы не потеряться среди других визиток вашего делового партнера. Оборотная сторона должна оставаться чистой, на ней делают пометки.
Если среди ваших партнеров есть иностранцы, вам потребуется комплект визитных карточек на английском языке — наиболее распространенном языке межнационального общения. Если же вы постоянно сотрудничаете с представителями какой-либо страны, знаком особого уважения к деловым партнерам станут визитки на их родном языке. Это высоко ценится, например, в Японии и Китае.
Руководитель компании в своей визитке указывает не только свои имя, фамилию и должность, но и название и реквизиты организации. Такая визитка оформляется достаточно строго. При этом необходимо использовать фирменный стиль компании и нанести ее логотип. Отсутствие на карточке адреса организации — нарушение норм визиточного этикета, подобное позволено лишь высшим государственным лицам и дипломатам.

Разработаем неповторимую карточку

Какие сведения приводятся на визитке, мы определили. А как сделать ее неповторимой? Для этого особое внимание уделим оформлению визитки — она должна отражать вашу личность. Рекомендуем не использовать шаблоны, лучше воспользоваться услугами дизайнера, например, обратиться в рекламное агентство.
Требования к оформлению и содержанию визитки вытекают из специфики компании. Например, если визитки изготавливает страховая компания, уместно сделать их на самоклеящейся бумаге с ярким оформлением. Если визитка будет принадлежать врачу или парикмахеру, можно на оборотной стороне предусмотреть поля для отметки даты и времени визита.
При заказе визитной карточки советуем обратить внимание на следующие моменты:
1. Расположение шрифта (цвет, форма, текстура). Перегружать текстом визитку не стоит, так как визитки, на которых много свободного места, выглядят более стильно и серьезно. Горизонтально располагать текст или вертикально — решать вам. Первый вариант, традиционный, подойдет руководителю с консервативными взглядами, а вертикальный в основном выбирают творческие личности.
2. Цветовое решение. Не секрет, что цвета на психологическом уровне формируют отношение человека к информации. Игра с цветом на визитке обязательно обратит на себя внимание, особенно если будет сочетаться с логотипом. Можно выбрать сочетание ярких красок, исходя из названия компании или из производимой ею продукции. Основное правило такого оформления — уместность цвета. Яркими карточками преимущественно пользуются, например, художники, рекламные агенты, работники сервисных служб.
3. Бумага (ламинированная, тисненая или текстурированная). Визитки, сделанные на необычной бумаге, смотрятся интереснее, кроме того, их фактура влияет на восприятие информации. Выбирая ламинированную бумагу, помните, что на визитках часто делают пометки, поэтому ламинат должен быть таким, на котором можно писать.
Добавим, что размер мужских и женских визиток различается: для мужчин традиционно используются карточки 9 х 5 см, для женщин — 8 х 4 см. Девушки могут сделать и того меньше — 7 х 3 см.

Как правильно дать визитку?

Церемония обмена визитными карточками является составной частью делового этикета, и начинающий руководитель или бизнесмен не всегда его знает. Как же вручить визитку правильно?
Карточку подают стоя, при этом следует внятно произнести свое имя и фамилию. Первым протягивает карточку визитер. Принимать карточку лучше всего правой рукой, а затем взять в обе руки. Если вы передаете карточку партнеру, поверните ее так, чтобы он смог быстро прочитать текст, написанный на ней.
Обратите внимание. Не делайте пометки на оборотной стороне карточки в присутствии ее хозяина, не скручивайте и не вертите ее — такое поведение может быть расценено как неуважение.
Если вы не застали партнера в офисе или он не может вас принять, загните верхний правый угол (или правую сторону по всей ширине) визитки и оставьте ее у секретаря. Это знак, что вы оставили визитку лично, знак уважения, почтения. Но ни в коем случае не посылайте загнутую визитку с водителем, иначе допустите грубое нарушение правил этикета.
Визитку можно отправить по почте или с помощником, с коллегой, с сотрудником вашего партнера, который возьмется передать о вас необходимую информацию. В этом случае нужно загнуть левый край визитки, сделать специальную пометку о цели ее вручения и вложить карточку в конверт (фирменный или любой другой). Пометки проставляются в левом нижнем углу визитки. Какие же? Это первые буквы слов на французском языке, который долгое время был языком этикета. Используют такие пометки во всем мире, но в России они еще не получили широкого распространения.
Р.Р. (рour presentation) — «для представления». Цель — знакомство, рекомендация.
P.F.C. (рour faire connaissance) — «по поводу знакомства». Выражение заинтересованности в знакомстве.
P.P.C. (pour prendre conge) — «прощание при отъезде». Способ заочного прощания, если нет возможности попрощаться лично.
P.R. (рour remercier) — «с благодарностью». Визитка с такой пометкой послужит благодарственным письмом в ответ на поздравления, подарки или услуги, которые вам предоставил ваш партнер.
P.F. (рour fete) — «к празднику». Здесь визитка служит поздравительной открыткой, дополнением к подарку. Есть более конкретные варианты: P.F.N.A. (рour fete Nouvel An) — «поздравление с Новым годом», P.F.F.N. (рour faire fete nationale) — «по случаю национального праздника». Последняя пометка — хороший способ проявить внимание к национальным праздникам иностранных партнеров.
P.C. (рour condoleances) — «соболезную». Пометка ставится в случае национального траура или смерти партнера, его близких родственников или знакомых.
P.R.V. (рour rende visite) — ответ на приглашение. Визитка, вложенная в конверт, дает понять, что приглашение принято.
Помните, что визитка руководителя должна храниться в ежедневнике или специальной визитнице, но никак не в кармане брюк или пиджака. Разыскивая визитку по карманам, вы выразите неуважение к партнеру.

Подведем итог

Итак, визитная карточка — это стратегическое оружие вашего бизнеса. В начале встречи она поможет расположить к себе делового партнера, после ее окончания напомнит о вас в нужный момент. Она также представляет собой эффективное рекламное средство, которое влияет на развитие бизнеса еще долго после того, как вы отдали визитку. Отнеситесь к изготовлению визитной карточки со всей серьезностью, на которую способны, — и она вас не подведет.

В.И. Новикова,
эксперт журнала «Отдел кадров коммерческой организации»

«Отдел кадров коммерческой организации», N 12, декабрь 2009 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит