» День рекрутера


День рекрутера


21.03.2010

Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл
настоящего и цели будущего.
М. Горький

Ассоциация консультантов по подбору персонала (АКПП) ежегодно с успехом проводит в сентябре «Неделю рекрутера», лозунг которой звучал в этом году весьма оптимистично «Присоединяйтесь к успешным!»
Программа мероприятий включала в себя эксклюзивные авторские семинары Георгия Абдушелишвили, Владимира Малешина, семинары-практикумы, проводимые маркетологами лидирующих брендов международного рынка, таких как ООО «Адэкко», «Империя кадров» и т.д., мастер-классы, круглые столы, а также HR-конференцию.
Основной целью подобных мероприятий является обмен опытом, так как участники съезжаются практически со всех регионов. География участников «Недели рекрутера» была представлена такими городами, как: Самара, Ростов-на-Дону, Сочи, Минск, Краснодар, Красноярск, Новосибирск, Комсомольск-на-Амуре, Орел, Казань и, конечно же, Москва и Санкт-Петербург.
После жарких споров и обсуждений первых дней за круглыми столами настало время подведения итогов. На HR-конференции говорилось о том, что рекрутинг в целом — это все-таки самая молодая отрасль в экономики России, однако довольно быстроразвивающаяся. Президент компании SuperJob Алексей Захаров привел некоторые цифры проведенного данной компанией исследования. Компаниям-клиентам, пользующимся услугами профессиональных рекрутеров, был задан вопрос: ощущают ли они надвигающийся и прогнозируемый кризис на рынке персонала? Опрос показал, что 19% из них ощущают кризис рынка; 50% — не видят никаких проблем и причин для волнения, 31% — затруднились ответить.

*
Истоки

20 сентября 2001 года несколько кадровых агентств из Белоруссии, Грузии, России, Кыргызстана, Казахстана и Украины учредили и впервые отметили День рекрутера, отпраздновав 10-летний юбилей российского рекрутмента. Проведение Дней рекрутера было поддержано 14-ю общественными организациями стран СНГ. В профессиональном празднике рекрутеров за прошедшие годы приняли участие более 150 агентств из пяти стран СНГ — Белоруссии, Грузии, России, Кыргызстана, Украины. В некоторых городах России в празднике участвовали службы занятости и муниципальные органы власти. Все мероприятия были проведены агентствами бесплатно. Это говорит о том, что развивающаяся на просторах бывшего СССР кадровая индустрия достаточно сильна и экономически состоятельна. День рекрутера уже превратился в социально-значимое событие, в ходе которого профессионалы кадровой индустрии делятся с общественностью интересной и полезной информацией о ситуации на рынке труда.

*

Выступающие «гуру отрасли» делились своими соображениями на тему «борьбы за рекрутинговые таланты в России». Многие высказывали необходимость продолжения совершенствования в профессии, о том, что корпоративные и профессиональные рекрутеры — это особый персонал.
Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, д.э.н., профессор, действительный член Российской Академии социальных наук Федор Прокопов поздравил присутствующих словами: «Кадровая индустрия состоялась!». Выступающий привел следующие цифры: по данным на 2008 год около 7 млн человек нашло работу с помощью частных кадровых агентств, что составляет около 10% от общего количества ищущих работу. Доля частных агентств по подбору персонала за последнее время значительно возросла. В выступлении были затронуты вопросы о формировании кадрового резерва государственной службы, о специфичности данного направления ввиду его закрытости, отсутствия четко сформулированных профессиональных стандартов, созвучных сегодняшнему дню. Ф. Прокопов призвал участников к активному внешнему позиционированию своих компаний, ассоциаций на рынке рекрутинговых услуг.
Зарубежным опытом делились представители международных компаний Евгений Лебедев — компания EMA Partners Europe, Viddle East & Africa, Антон Стороженко — компания Amrop Hever Group Rassia. Последний, в частности, затронул тему, очень заинтересовавшую присутствующих — программы по привлечению и удержанию собственных кадров (рекрутеров кадровых агентств). А. Стороженко рассказал, что в компании Amrop Hever Group Rassia помимо соцпакетов для сотрудников разработаны пенсионные программы. Существует программа командных мероприятий, которые направлены на сплочение коллектива, являются отличной дополнительной возможностью для общения как в профессиональном поле, так и на свободные темы в дружелюбной обстановке. В данной компании разработана специальная адаптационная программа для «новичков» с целью вовлечения последних в жизнь компании. Эта программа получила название «Наша библия». А. Стороженко призвал участников конференции разрабатывать программы обучения для своего персонала, развивать корпоративную культуру, не жалеть инвестиций в доброе имя компании. Тогда средний срок работы в компании будет составлять 10, 15, а то и 20 лет, а это означает дружный слаженный коллектив единомышленников с опытом работы и с хорошими рекомендациями на рынке.
Многие представители работодателей из регионов высказывали свои опасения по поводу текучки собственных кадров. Так, например, в сфере продажи образовательных продуктов, средний срок работы 3-3,5 года. Как ни странно, сотрудники-мужчины на такого рада позициях не выдерживают и этого срока. В процессе обсуждения проблемы встал вопрос и о методах оплаты труда. Мнения практиков разделились: часть присутствующих поддержала мнение, что лучше небольшая фиксированная оплата и высокий бонусный процент, иные же сошлись во мнении, что лучше средняя фиксированная оплата с возможностью ее повышения.
Однако выступление Рустама Барноходжаева — генерального директора Preg & Associates примерило обе стороны, так как выступающий поделился своим опытом на тему «поиска классных рекрутеров для себя любимого». Средний срок работы рекрутера в компании Preg & Associates — 3-4 года, средний возраст — 28-33 года. К смене кадров с такой периодичностью вполне можно привыкнуть, подготавливая новых сотрудников заранее. Основной мыслью, которой Р. Барноходжаев поделился с присутствующими, был набор рекрутеров без опыта работы в этой сфере. Такое заявление вызвало неподдельный интерес, так как рекрутинговые агентства, сами выступая в качестве работодателей, по расхожему мнению также выделяли опыт работы как важный пункт в резюме кандидата.
Исследованиями компании «Империя кадров» поделилась Юлия Сахарова — генеральный директор компании. На сегодняшний день комплексное решение поставленных задач является требованием рынка (клиентов), то есть рекрутер сегодня — это человек-оркестр. На практике довольно трудно выполнимая задача, однако компания «Империя кадров» успешно с ней справляется. Практически каждому выступающему задавались вопросы на тему как удержать свой собственный персонал, заинтересовать и мотивировать на работу в компании. Юлия Сахарова не стала исключением. В «Империи кадров» из вновь поступивших на работу остается 80%. Действуют программы адаптации, направленные на сплочение команды. Средний стаж работы — 6 лет, однако с 2005 года ввиду общих тенденций на рынке труда срок работы в компании снижается. Но это не мешает по-прежнему проводить жесткий отбор кандидатов: за 6 месяцев было просмотрено 1260 кандидатов, 500 человек отобрались на первом этапе, 200 прошли второй круг собеседования. В результате всего лишь 45 человек вышли на работу в компанию. На вопрос аудитории, куда стремятся попасть сотрудники, уходя из компании, Юлия выделила три основных направления:
сотрудники уходят, чтобы вырасти как консультанты в другие компании;
уходят в бизнес;
уходят в HR-департаменты.

Информация для размышления

На очередном праздничном мероприятии в компании «Империя кадров» проводились различные веселые конкурсы. Наибольший интерес вызвал конкурс по собиранию пазлов с портретами сотрудников. Результаты стараний были подарены сотрудникам, изображенным на портретах. Очень запоминающееся мероприятие, которое в очередной раз показало, какая дружественная и чудесная атмосфера царит в этой компании.

Не менее интересным было выступление управляющего партнера Агентства «Контакт» Марины Тарнопольской. Основная мысль выступления — необходимость увеличения срока работы в компании до 10 лет и более. К такому выводу пришли в Агентстве «Контакт», подробно изучив требования клиентов рекрутинговых агентств, которые в значительной степени ориентированы на личностные качества рекрутеров. Необходимо растить и обучать собственные кадры. Вот уже 5-6 лет в агентстве существует успешная практика «обучения рекрутера с нуля». Около 30% выпускников вузов ориентированы на работу в бизнесе. Опросы показывают, что основная часть выпускников считает, что чем раньше начать работать, тем успешнее и быстрее можно построить карьеру. Сегодня молодежь активно и охотно идет в рекрутинговые агентства, что позволяет агентству реализовывать свою программу обучения.
В заключение хотелось отметить, что «Неделя рекрутера» — замечательное событие года для профессионального сообщества. Думается, что все участники сумели поделиться с коллегами своим опытом и подчерпнуть что-то важное для своей дальнейшей работы, взять на вооружение зарубежный опыт. Участниками были высказаны слова благодарности организаторам мероприятия, в том числе и за чудесную дружескую обстановку, царившую на мероприятии, и лично Валерию Оськину, исполнительному директору Ассоциации консультантов по подбору персонала. Завершением мероприятия стало празднование 20 сентября Дня рекрутера.

С. Воскобойник,
редактор-эксперт журнала «Кадровик»

«Кадровик. Рекрутинг для кадровика», N 11, ноябрь 2008 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит