» Идеальные рекламные кадры


Идеальные рекламные кадры


21.03.2010

С каждым днем реклама становится все изощреннее и разнообразнее. Недаром, по мнению социологов, вслед за каменным и железным можно говорить о рекламном веке. Потому-то у специалиста этого профиля перспективы более чем хорошие, но кадровый работник должен предъявлять высокие требования к кандидатам.
Есть два класса специалистов-менеджеров по рекламе: трудящиеся в рекламном агентстве и в компании. Первые имеют дело сразу со многими фирмами, выполняя различный объем работ по каждому проекту: от контроля выхода макета в каком-либо издании для одного клиента до организации полномасштабной кампании для другого.
Менеджер по рекламе в корпорации отвечает за ее рекламную стратегию. Обязанности этих двух категорий сотрудников во многом совпадают. Недаром специалисты из агентств часто переходят на работу в определенную фирму, и наоборот. Кроме того, для корпоративного менеджера опыт работы в профильном агентстве может служить дополнительным основанием для хорошей зарплаты, потому что он «изнутри» знает технологию создания рекламного продукта.

Переходим на личности

В любом случае специалист в этой сфере должен обладать великолепными организаторскими качествами. Ведь ему приходится выступать координатором деятельности всех сотрудников, участвующих в процессе.

Мнение
Анна Крылова, консультант кадрового центра «ЮНИТИ»:
В рамках своей работы менеджер по рекламе часто сотрудничает с представителями так называемых «творческих» профессий — дизайнерами, копирайтерами (составителями рекламных текстов) и т.д. От него требуется умение ставить конкретные сроки исполнений заказа и следить за соблюдением графика. По этой причине со всеми кандидатами, наряду с оценкой профессиональных навыков, нужно проводить и собеседование. Во время него консультант выясняет психологические черты и особенности личности, о которых в дальнейшем сообщается работодателю.
С соискателями проводится интервью по компетенциям на соответствие профессиональных и личностных характеристик требованиям вакансии. Иначе говоря, специалисты отбираются в зависимости от пожеланий работодателя к будущему сотруднику: образования, сложности решаемых задач, которые ставились перед ним, уровня компаний, где трудился кандидат, опыта работы и т.д.

Кроме профессиональных навыков, кадровый работник должен учитывать и личностные характеристики соискателя. Некоторые работодатели считают, что специалист должен быть суперкоммуникабельным, чтобы грамотно «выбивать» низкие цены у поставщиков продукции — СМИ. Другие компании под эту же задачу — минимизировать расходы на рекламу — подбирают кандидата «пробивного» и амбициозного. Третьи работодатели для данной цели ищут сотрудника, у которого были бы налажены хорошие отношения с массмедиа.
Из других личностных характеристик менеджера по рекламе рекрутеры называют развитое образное и логическое мышление (этот сотрудник не только отвечает за формирование рекламного бюджета, но и оценивает предлагаемые макеты или сценарии роликов), а также наличие способностей к анализу и синтезу, высокую стрессоустойчивость и способность к самоорганизации.
Кроме того, работодатели предъявляют требования к возрасту кандидата.

Мнение
Елена Матяш, креативный директор рекламного агентства «Евроком-Классик», г. Санкт-Петербург:
Лучший возраст для представителя данной профессии — от 25 до 43 лет. Почему не моложе? Потому что менеджеру просто необходимы определенный жизненный опыт, умение общаться с разными людьми, способность к организации и оценке своего и чужого труда, к ведению переговоров, налаженные контакты. Этот человек обязательно должен иметь собственное мнение и уметь его отстаивать. Все эти качества предполагают наличие уже сложившейся структуры личности.
Почему не старше? Прежде всего потому, что рекламисту важно жить интересами наиболее экономически активной части населения, быть «внутри потока» современных идей, модных течений и пр. А поскольку должность менеджера по рекламе стоит между «творчеством» и «капиталом», то ему необходима мобильная психическая структура, способность перестраиваться на ходу.

Образование или опыт?

Кадровый специалист-рекрутер при отборе кандидата должен обращать внимание не столько на образование, сколько на опыт такого специалиста. Причина заключается в том, что до сих пор в стране не существует таких рекламных учебных заведений, которые пользовались бы определенным авторитетом в отрасли. Ведь в СССР такой профессии просто не было, поэтому современные вузы, как правило, не имеют отработанных методик и опытных преподавательских кадров. Следовательно, знания приходится получать либо исходя из собственного опыта, либо изучая специализированную литературу.

Мнение
Наталья Степанова, руководитель новосибирской рекламной компании «Степанова и партнеры»:
Такой высокотехнологичный продукт, как реклама, продают все кому не лень, причем без предварительного изучения как самого продукта, так и основ маркетинга. Между тем менеджеру по рекламе необходимо знать, как выстроен маркетинг, из каких базовых элементов складываются бизнес-процессы, какие маркетинговые задачи необходимо решить. Всему этому надо учить.

На все руки рекламастер

Список профессиональных требований к специалисту еще более внушителен.

Мнение
Анна Крылова, консультант кадрового центра «ЮНИТИ»:
Количество профессиональных требований зависит от размера компании. Давно замечено, что в небольших фирмах менеджер по рекламе — это настоящий универсал. Он должен делать практически все, иногда даже самостоятельно верстать макеты. В последнем случае кадровому работнику необходимо поинтересоваться, владеет ли претендент пакетом программ Adobe, таких, как Photoschop, InDesign, Illustrator и т.д. Также не редкость, когда специалист подобного профиля совмещает функции PR-менеджера и маркетолога. Для оценки знаний кандидата можно попросить его разработать PR-стратегию компании или отдельные PR-акции продвижения продукции. В крупных компаниях ситуация обычно иная: там на каждый сегмент выделен свой специалист.

Тем не менее, есть определенный, уже сформированный список требований, которому должны соответствовать все соискатели:
1. Специалист отдела рекламы много работает со СМИ, поэтому от него требуется умение составлять медиаплан, то есть понимать специфику изданий, знать их рейтинги.
2. Менеджеру необходимы наличие связей в издательствах и умение лоббировать интересы компании.
3. Специалист должен ориентироваться в правовой сфере, особенно в законах, касающихся отрасли, следить за их изменениями и дополнениями.
4. Менеджеру по рекламе просто необходимо умение работы с базами данных и большими объемами цифр, характеризующими состояние рынка, а также демонстрирующими мнение потребителей.
5. Специалисттакого профиля также никак не обойдется без досконального знания методов организации выставок, специфики работы на них.
6. Менеджер по рекламе должен уметь проводить промоакции и PR-мероприятия.
По некоторым пунктам этого списка требуется проведение устного собеседования. Например, кадровый работник может попросить соискателя рассказать о том, в организации каких выставок он участвовал и описать схему проведения мероприятия: от завоза выставочного оборудования и раздаточных материалов до анкетирования посетителей и анализа собранных данных. Чтобы оценить умение претендента лоббировать интересы компании, воспользуйтесь методом моделирования ситуаций. Если специалист на поставленную задачу — «получить» хорошие цены у СМИ — предлагает различные варианты действий, не останавливаясь на одном, то он нацелен на результат и будет эффективным работником.
При приеме соискателя можно не ограничиваться только устным собеседованием, но разработать вместе с руководителем сегмента, например, тестовое задание на знание Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» и сопутствующих ему нормативных актов.

Справка
Сколько стоит менеджер по рекламе?
Уровень заработной платы специалиста по рекламе зависит от его профессиональных навыков:
— до 700$: уровень образования — высшее (неполное высшее); знание компьютера и оргтехники; грамотная речь, хорошие коммуникативные навыки, умение работать в команде, вести переговоры; координация работы с рекламными агентствами; анализ эффективности проводимых кампаний;
— 700-1500$: уровень образования — высшее; опыт работы — от трех лет; координация работы с агентствами, контроль над соблюдением сроков; анализ эффективности проводимых кампаний; умение составлять медиаплан и производить расчеты стоимости рекламных конструкций; возможно, распространение пресс-релизов и взаимодействие со СМИ; знание законодательства в этой сфере;
— свыше 1 500$: уровень образования — высшее; опыт работы — от трех лет; координация работы с подрядчиками; контроль над соблюдением сроков; составление медиаплана, взаимодействие со СМИ; знание иностранного языка; отслеживание и анализ всех мероприятий, проводимых конкурентами; предложение новых рекламных носителей и идей продвижения; высокий уровень креативности; доскональное знание рекламного законодательства; работа с базами данных и маркетинговыми исследованиями.

Все вышеперечисленные требования актуальны уже сегодня. Однако, учитывая то обстоятельство, что реклама — это один из самых быстро-развивающихся сегментов рынка, завтра работодатель может выдвинуть и новые запросы. Например, в связи с растущей популярностью Интернета уже не редкость, когда от менеджера требуется умение разбираться в интернет-технологиях.

Г.И. Кошарова,
специалист пресс-службы кадрового центра «ЮНИТИ»

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», N 6, июнь 2007 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит