» Не только выжить, но и преуспеть!


Не только выжить, но и преуспеть!


21.03.2010

В условиях экономического кризиса произошло заметное сокращение рынка кадровых услуг. сохраняют свои конкурентные преимущества компании, которые готовы действовать в соответствии с изменившейся ситуацией, т.е. пересмотреть спектр и качество предоставляемых услуг, предложить антикризисный пакет услуг. о новых вариантах сотрудничества одного из кадровых агентств с организациями-клиентами рассказывается в статье.

Рынок HR-услуг в развитии

Услуги по обеспечению потребностей организаций в персонале, предоставляемые кадровыми компаниями, являются одним из наиболее молодых, развивающихся направлений как в сфере отечественного предпринимательства, так и в системе управления персоналом организации. Несмотря на более чем 50-летнюю мировую историю развития, предпосылки к формированию рынка кадровых услуг в России возникли лишь в конце ХХ в. в процессе перехода экономики страны на рыночные отношения. Новые условия хозяйствования, выразившиеся в трансформации требований к персоналу со стороны работодателей, обеспечили развитие данного направления в предпринимательстве. Изменение приоритетов в профессиональной востребованности, повышение внимания к деловым и личностным характеристикам персонала качественно изменило спрос работодателей. Неэффективность существовавших методов обеспечения организаций персоналом привела к появлению частных кадровых, предоставляющих услуги по обеспечению потребностей организаций персоналом и содействию трудоустройству населения.
Обеспечение потребностей организации в кадрах представляет собой не просто определенный набор действий в рамках существующей технологии, но одну из наиболее значимых функций системы управления персоналом. От успешной и эффективной работы персонала в значительной мере зависит — а в нынешних условиях кризиса особенно — длительное и устойчивое положение организации на рынке. Специализация компаний на кадровых услугах позволяет их клиентам получать высококачественные услуги с меньшими затратами, чем осуществление аналогичных функций собственными силами.
Компания Coleman Services является агентством по предоставлению HR-услуг самого широкого спектра — от подбора персонала до кадрового консалтинга. На российский рынок Coleman Services вышла в 1998 г. и практически сразу столкнулась с кризисными явлениями в экономике, когда оказались парализованы целые отрасли, и крупнейшие компании начали массовые увольнения своих сотрудников. Вместе с клиентами Компания пережила это трудное время.
Сегодня ситуация вновь непростая, спрос на существующие услуги снизился. Понятно, что связано это, прежде всего, с мировым экономическим кризисом.
Так, по данным ведущих экспертов кадрового консалтинга, на конец 2008 г. — начало 2009 г. было зафиксировано сокращение кадрового рынка по количеству заказов и их суммарной стоимости на 60-70%. Резкое падение спроса привело к перенасыщению рынка кадровых услуг и усилило всегда существовавшую между кадровыми компаниями конкуренцию. Агентства по подбору персонала столкнулись с необходимостью перестраивать свою деятельность с учетом внешних факторов. Сохранить конкурентоспособность в новых условиях смогли лишь те компании, которые в максимально короткие сроки предугадали тенденции развития рынка кадровых услуг и, таким образом, вложили все силы и потенциал в развитие именно новых услуг, либо компании, которые в кратчайшие сроки повысили качество уже предоставляемых услуг, чтобы соответствовать возросшим требованиям компаний-клиентов. Остальные потеряли значительную часть бизнеса, а некоторые и вовсе ушли с рынка.
Перед Coleman Services остро встала необходимость введения качественно новых услуг, наиболее актуальных в условиях кризиса.

Что нужно клиентам

Спектр услуг, которые традиционно оказывала компания своим клиентам, включал:
Подбор постоянного персонала.
Подбор временного персонала.
Аустаффинг и лизинг персонала.
Подбор промышленного персонала.
Аутсорсинг и кадровый консалтинг.
В условиях кризиса распределение заказа услуг больше склоняется на такие услуги, как аутплейсмент (не пакетный, а отдельные элементы), обзор заработных плат, кадровый аудит, восстановление кадровой документации, консультирование по трудовому законодательству. Спрос на ведение кадрового делопроизводства, расчета заработной платы остался неизменным.

Сокращение персонала — по программе аутплейсмента

В период кризиса российские компании оказались вынуждены прибегнуть к таким непопулярным мерам, как сокращение персонала. Одни работодатели стараются провести это мероприятие с наименьшими потерями для себя, фактически за счет самих работников, стараясь избежать предусмотренных законодательством выплат: предлагают уволиться по собственному желанию, по соглашению сторон, кого-то даже готовы уволить по виновным основаниям (за нарушение трудовой дисциплины). При этом не понимают, что кризис не будет длиться вечно и завтра они окажутся перед необходимостью формировать трудовой коллектив заново. Поэтому, в конечном счете, в выигрыше будут компании-работодатели, которые даже в такое непростое время готовы сделать все возможное для своих работников, включая тех, которых предстоит уволить по сокращению штатов. Для них и предлагается программа аутплейсмента — содействия в трудоустройстве сокращаемых работников. Для компании участие в этой программе значит — повысить ценность HR-бренда (имидж компании-работодателя), сохранить лояльность сотрудников, снизить юридические риски.
Цель программы — сформировать у сокращаемого (уволенного) работника общее понимание сложившейся на рынке труда ситуации и порекомендовать ему эффективный способ поведения в процессе поиска новой работы. Предлагаемая программа состоит из 6 модулей. По желанию заказчика она может быть использована как целиком, так и отдельными модулями.
Итак, что может получить сотрудник компании, который потерял работу, по программе аутплейсмента?
1. Ознакомление/Обучение технологиям поиска работы. Уволенный (сокращаемый) сотрудник лично встречается с консультантом кадрового агентства, который в случае необходимости информирует его об основных этапах поиска работы, правилах составления резюме, сопроводительного письма, либо корректирует составленные самим кандидатом резюме, сопроводительное письмо и т.д.
2. Собеседование (интервьюирование) с уволенным работником. В процессе собеседования консультант выявляет мотивацию и сферу профессиональных интересов, далее разрабатывает стратегию (выбор путей) поиска работы.
3. Обзор рынка труда. По запросу клиента агентство готовит аналитический материал, касающийся требований рынка труда в отношении определенных профессий и уровня квалификации, динамики заработных плат. Также проводит оценку среднего уровня заработных плат и бонусов на обсуждаемые вакансии, определяет требуемые деловые и личностные качества, рекомендует стиль поведения.
4. Составление списка компаний для поиска работы. В рамках этого модуля программы агентство составляет список компаний — возможных работодателей, исходя из предпочтений кандидата, в кадровые службы которых затем рассылаются резюме.
5. Обучение технологии проведения интервью. Консультант агентства помогает кандидату сформировать навыки поведения на различных этапах процесса поиска работы (как подготовиться к интервью, как успешно пройти интервью в кадровом агентстве и у работодателя).
6. Поддержка участников программы. С каждым кандидатом — участником программы поддерживается оперативная обратная связь в процессе поиска работы. Как правило, срок определяется — 3 месяца, в течение которых сотрудник агентства регулярно звонит кандидату, оказывает оперативные консультации по телефону. Для компании-клиента составляется ежемесячный отчет, включающий в себя информацию о результатах поиска работы участников программы.

Обзор заработных плат — по особому заказу

Еще одной востребованной услугой может стать «Обзор заработных плат» — исследование уровней заработных плат и состава компенсационных пакетов различных должностей и специальностей в любых отраслях рынка по заказу клиента. Клиент определяет круг интересующих компаний (отраслей). Обзор зарплат проводится путем экспертного опроса сотрудников конкурирующих компаний, исследования материалов средств массовой информации, анализа баз данных агентства и другими специально разработанными методами.
Проведение обзоров заработных плат состоит из 5 основных этапов:
Этап 1. Определение цели и задач исследования.
Этап 2. Определение объема и критериев формирования выборки.
Этап 3. Сбор информации (самый сложный и трудоемкий этап).
Этап 4. Обработка результатов.
Этап 5. Интерпретация результатов.
По результатам исследования оформляется аналитический отчет в том виде, в котором его желает видеть клиент (кому-то важна аналитика, кто-то предпочитает преобладание графиков, схем и т.д.)

Результаты

Внедрение антикризисного пакета услуг может позволить кадровому агентству:
— максимально эффективно перераспределить ресурсы;
— предоставить возможности для роста профессиональных компетенций сотрудников;
— повысить качество предоставляемых клиентам услуг;
— укрепить отношения с существующими клиентами;
— удержать долю рынка по направлению «постоянное трудоустройство» и отвоевать долю у конкурентов;
— в условиях финансового кризиса удержать объемы бизнеса на максимально возможном уровне.
Реализация внедрения антикризисного пакета услуг поможет компаниям сохранить и укрепить позиции на рынке кадровых услуг в настоящий момент, а также позволит это сделать и в будущем, к моменту возобновления темпов роста спроса на поиск и подбор персонала.

М. Степанова,
консультант кадрового агентства Coleman Services

Словарь рекрутинга

Аутплейсмент (outplacement) — программа адаптации сокращенных сотрудников, а также комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи сокращенным сотрудникам клиента.

«Кадровик. Рекрутинг для кадровика», N 8, август 2009 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит