» О некоторых вопросах материального стимулирования военнослужащих за счет средств, получаемых от приносящей доход деятельности военных образовательных учреждений высшего профессионального образования


О некоторых вопросах материального стимулирования военнослужащих за счет средств, получаемых от приносящей доход деятельности военных образовательных учреждений высшего профессионального образования


21.03.2010

Серьезным внебюджетным источником финансирования на материальное стимулирование военнослужащих может являться разрешенная приносящая доход деятельность военных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
При правовом регулировании отношений по привлечению дополнительных средств за счет оказания платных услуг такими образовательными учреждениями применяются положения Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ, а также Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования» от 31 января 2009 г. N 82.
Пунктом 8 ст. 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательным учреждениям предоставлено право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц.
Кроме того, согласно п. 10 ст. 41 указанного Закона государственным образовательным учреждениям среднего и высшего профессионального образования предоставляется право осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.
Основные положения, касающиеся возможности привлечения дополнительных финансовых средств государственными образовательными учреждениями, изложены в ст.ст. 45 и 47 названного Закона. Так, в частности, государственные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися с углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.
Доход от указанной деятельности государственного образовательного учреждения используется им в соответствии с уставными целями.
Так, п. 50 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования» от 31 января 2009 г. N 82, устанавливается, что высшее военно-учебное заведение осуществляет приносящую доход деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном федеральным органом.
Высшее военно-учебное заведение вправе осуществлять деятельность, приносящую доход, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям.
Таким образом, рассматриваемая деятельность носит вспомогательный характер и направлена на обеспечение жизнедеятельности вуза и в итоге на выполнение им главной задачи — подготовку высококвалифицированных офицерских кадров.
Вместе с тем, в результате указанной деятельности материально стимулируется и труд профессорско-преподавательского состава вуза. Так, например, в соответствии с приказом МВД России «Об утверждении Положения о порядке осуществления военным образовательным учреждением высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации платной деятельности в области образования» от 1 ноября 2005 г. N 879 военно-учебное заведение осуществляет платную деятельность, в частности, в целях стимулирования труда профессорско-преподавательского состава и научных работников военно-учебного заведения.
По нашему мнению, материальное стимулирование профессорско-преподавательского состава из числа военнослужащих в ходе платной образовательной деятельности заключается в возможности получения им дополнительных денежных средств за преподавание, а также получения денежных премий по итогам платной образовательной деятельности. Это способствует сохранению профессорско-преподавательского состава вуза.
При организации и ведении преподавательской деятельности актуальным является вопрос соблюдения требований военного законодательства о соответствии осуществляемой деятельности статусу военнослужащего. Ведь зачастую преподаватели-военнослужащие ведут преподавание в служебное время (например, преподавание студентам очной формы обучения), хотя в соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие вправе заниматься оплачиваемой педагогической, научной и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Например, в соответствии с п. 13 Положения о порядке осуществления военным образовательным учреждением высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации платной деятельности в области образования привлечение военнослужащих внутренних войск МВД России к такой деятельности осуществляется сверх регламента их служебного времени*(1).
Военнослужащие могут осуществлять указанную деятельность в соответствии с гражданско-правовым договором или трудовым договором с работодателем. Например, в соответствии с гражданско-правовым договором военнослужащий может брать на себя обязательство по преподаванию определенной дисциплины на определенный в договоре срок. При этом, трудовое законодательство на данного военнослужащего распространяться не будет.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих (если в установленном указанным Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей) при исполнении ими обязанностей военной службы. Следовательно, военнослужащие не при исполнении ими обязанностей военной службы могут работать по трудовым договорам с оформлением на них трудовых книжек.
Мы согласны с мнением Л.Н. Сморчковой о том, что в процессе материального поощрения военнослужащих за счет денежных средств, полученных военным учреждением из внебюджетных источников, возникают два концептуально проблемных момента: во-первых, пределы распоряжения начальником военного учреждения полученными внебюджетными денежными средствами, а во-вторых, формы материального обеспечения военнослужащих и других сотрудников военного учреждения за счет этих средств с точки зрения соблюдения принципа справедливости распределения*(2).
Оплата труда и премирование лиц, участвующих в организации и оказании платных образовательных услуг, осуществляются из фонда заработной платы, создаваемого согласно смете доходов и расходов на финансовый год.
Премирование осуществляется в целях усиления материальной заинтересованности и стимулирования лиц, участвующих в организации и ведении образовательной деятельности.
По нашему мнению, необходимо очень внимательно подходить к определению круга премируемых лиц не из числа профессорско-преподавательского состава по итогам платной образовательной деятельности. Как уже было сказано, в соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие вправе заниматься оплачиваемой педагогической, научной и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению ими обязанностей военной службы, т.е. законодателем четко определен круг возможной деятельности военнослужащих, помимо исполнения ими обязанностей военной службы.
Таким образом, если военнослужащий участвует в организации и ведении платной образовательной деятельности, например, в качестве водителя, бухгалтера, юриста, то он может быть премирован по итогам такой деятельности, если она входит в круг его должностных обязанностей.
Таким образом, при организации деятельности по получению доходов из внебюджетных источников начальнику военного образовательного учреждения высшего профессионального образования необходимо четко определять круг лиц, который будет этой деятельностью заниматься, а также определять их должностные права и обязанности в этой сфере.
По нашему мнению, наиболее приемлемой формой материального стимулирования военнослужащих военного образовательного учреждения, которые не участвуют в «зарабатывании» денежных средств, за счет внебюджетных средств с точки зрения соблюдения принципа справедливости их распределения являлось бы их премирование по итогам служебной деятельности. В военном образовательном учреждении могло бы разрабатываться положение о премировании (материальном стимулировании) военнослужащих по итогам служебной деятельности за счет средств, получаемых из внебюджетных источников, в котором были бы четко прописаны критерии, при соблюдении которых выплачивается премия (условия и показатели премирования), порядок представления к премированию, а также размеры премий и денежных средств, выделяемых на премирование.
В настоящее время пределы распоряжения начальником военного образовательного учреждения денежными средствами, полученными из внебюджетных источников, нормативно не определены, в том числе не определен размер средств, которые можно расходовать на материальное стимулирование военнослужащих, поэтому размер таких средств может быть определен начальником военного образовательного учреждения по итогам рассмотрения вопроса ученым советом военно-учебного заведения.

С.Н. Бордин,
подполковник юстиции

«Право в Вооруженных Силах», N 5, май 2009 г.

————————————————————————
*(1) Аналогичная норма предусмотрена Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации 2004 г. N 25.
*(2) Сморчкова Л.Н. Особенности материального обеспечения военнослужащих за счет средств, получаемых из внебюджетных источников // Российский военно-правовой сборник. 2006. N 7. С. 237.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит