» Совмещение профессий (должностей)


Совмещение профессий (должностей)


21.03.2010

Работу, выполняемую на условиях совмещения профессий (должностей), часто путают с работой по совместительству. В этой статье определимся с понятием совмещения профессий (должностей), рассмотрим отдельные особенности оформления работ на условиях совмещения профессий (должностей), а также порядок оплаты таких работ.

Определение понятия совмещения профессий (должностей)

Статья 60.2 ТК РФ регулирует такую форму организации труда, как совмещение профессий (должностей). В соответствии с этой статьей с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Содержание и объем выполняемой дополнительной работы, а также срок, в течение которого работник будет ее выполнять, устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Причем работник вправе досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Кроме положений Трудового кодекса работу, выполняемую на условиях совмещения профессий (должностей), продолжает регулировать частично действующее Постановление Совмина СССР от 04.12.1981 N 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (далее — Постановление N 1145)*(1).
В пункте 2 этого постановления приведено более расширенное толкование совмещения профессий (должностей). В нем указано, что такая форма организации труда представляет собой выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы допускаются на одном и том же предприятии, в учреждении, организации с согласия работника в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества продукции, выполняемых работ, обслуживания населения.
Исходя из представленных определений выполнение дополнительной работы на условиях совмещения профессий (должностей) может осуществляться работником только в его рабочее время и только по основному месту работы. Это является необходимым и принципиальным признаком совмещения.

Выполнение работ на условиях совмещения профессий (должностей)

В соответствии с п. 1 Постановления N 1145 руководители учреждений имеют право разрешать по согласованию с комитетами профсоюзов рабочим, инженерно-техническим работникам и другим специалистам, служащим и младшему обслуживающему персоналу выполнять работы на условиях совмещения профессий (должностей).
В пункте 3 этого постановления указано, что совмещение профессий (должностей) разрешается, как правило, в пределах той категории персонала, к которой относится данный работник (рабочие, инженерно-технические работники, служащие и другие).
В то же время допускается совмещение профессий (должностей) работниками, относящимися к разным категориям персонала, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Для работников высших и средних специальных учебных заведений утвержден Перечень профессий и должностей*(2), по которым могут устанавливаться доплаты за совмещение профессий (должностей). В нем приведены должности и профессии, которые занимает работник, и одновременно указано, по каким должностям (профессиям) он может выполнять работы на условиях совмещения профессий (должностей). Например, старший бухгалтер может дополнительно выполнять работу экономиста, воспитатель детского дошкольного учреждения — няни, диспетчер факультета — инспектора, статистика, заведующий складом, центральным складом — подсобного рабочего, грузчика, кладовщика, кассир, старший кассир — бухгалтера.
Пункт 15 Постановления N 1145 запрещает совмещение профессий (должностей) таким категориям работников, как руководители учреждений, их заместители и помощники, главные специалисты, руководители структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместители. Однако Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25.03.2003 N КАС03-90 положения п. 15 Постановления N 1145 были признаны не действующими по отношению к руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителям; данные работники получили право совмещать другие должности и получать за это соответствующую доплату.
Решением Верховного Суда РФ от 20.10.2003 N ГКПИ03-1072 положения п. 15 Постановления N 1145 также были признаны не действующими по отношению к работникам из числа главных специалистов, поэтому указанная категория работников получила полное право на совмещение других должностей.
Следовательно, в настоящее время существуют ограничения на совмещение должностей только руководителями предприятий, их заместителями и помощниками.

Оплата труда при совмещении профессий (должностей)

Оплату труда при совмещении профессий (должностей) регулирует ст. 151 ТК РФ. Согласно данной статье работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности), производится доплата за совмещение профессий (должностей). Ее размер устанавливается по соглашению сторон трудового договора. Начисление доплат зависит от методики, утвержденной в локальных актах учреждения, но с учетом положений Трудового кодекса РФ.
Согласно п. 4 Постановления N 583*(3) доплата за совмещение профессий (должностей) устанавливается в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ.
Рассмотрим пример, когда локальным актом учреждения доплата за выполнение работы в порядке совмещения предусмотрена в твердой денежной сумме.

Пример 1.
Трудовым договором с работником предусмотрено совмещение профессий водителя (основная профессия) и экспедитора (дополнительная профессия) с доплатой в размере 2 000 руб. к заработной плате по основной профессии. В июле работнику по основной профессии начислены следующие денежные суммы:
— оклад — 7 000 руб.;
— премия за июль — 800 руб.
Заработная плата работника с учетом доплаты за совмещение должностей составит 9 800 руб. (7 000 + 800 + 2 000).
Локальным актом доплата может устанавливаться в процентах к тарифной ставке (окладу) по основной должности.

Пример 2.
На секретаря учреждения с окладом 4 000 руб. возложены обязанности инспектора кадров (оклад по штатному расписанию — 5 000 руб.). Приказом руководителя организации за совмещение должностей ей установлена доплата в размере 40% от оклада по основной должности (процентная ставка утверждена коллективным договором).
В данном примере оплата труда будет производиться не из расчета 5 000 руб., а из расчета 4 000 руб.
Оплата труда секретаря составит 5 600 руб. (4 000 + 4 000 х 40%).

*

Доплаты, выплачиваемые работникам за совмещение профессий (должностей), включаются в средний заработок во всех случаях его исчисления, то есть для оплаты отпусков, за дни временной нетрудоспособности и в других случаях (п. 2 положений N 922*(4), N 375*(5)).

*

Документальное оформление совмещения профессий (должностей)

Поручение работнику дополнительной работы должно быть документально оформлено, так как первоначальные условия трудового договора о трудовой функции и об оплате труда на период, пока будет длиться совмещение, изменятся (ст. 72 ТК РФ).
Рассмотрим, какими документами нужно оформить совмещение профессий (должностей), внесение изменений в условия совмещения, а также прекращение работы по совмещению. Следует обратить внимание, что унифицированных форм документов для перечисленных операций не утверждено (за исключением формы дополнительного соглашения к трудовому договору*(6)), поэтому содержание предлагаемых ниже образцов документов в учреждениях может быть иным.
Как было указано выше, возложение на работника трудовых обязанностей, связанных с совмещением, возможно только с его согласия, выраженного в соответствующем заявлении.
Оформление совмещения производится путем подписания дополнительного соглашения к трудовому договору, содержащего вносимые в трудовой договор в связи с совмещением изменения и дополнения.
После оформления дополнительного соглашения издается приказ о совмещении должностей или профессий. В приказе должны быть указаны размер доплаты, содержание работы, срок, на который установлена доплата.
Если в процессе работы возникнет необходимость изменить размер надбавки, то оформляется уведомление.
Досрочный отказ работника от выполнения дополнительной работы и отмена руководителем поручения о ее выполнении оформляются дополнительным соглашением к трудовому договору, на основании которого издается приказ об отмене совмещения.

И. Зернова,
редактор журнала «Бюджетные учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение»

«Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», N 4, апрель 2009 г.

————————————————————————
*(1) На основании ст. 423 ТК РФ нормативные акты бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.
*(2) Перечень профессий и должностей работников высших и средних специальных учебных заведений и других учреждений и организаций, опытных (экспериментальных) участков (установок) научно-исследовательских учреждений системы Министерства высшего и среднего специального образования СССР, которым могут устанавливаться доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, утв. Приказом Минвуза СССР от 01.09.1982 N 962.
*(3) Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
*(4) Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
*(5) Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию».
*(6) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 N 424н «Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме».



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит