» История глазами главного бухгалтера


История глазами главного бухгалтера


21.03.2010

В этом году Российскому государственному архиву кинофотодокументов исполнилось 80 лет. Мне стало любопытно, кто занимается бухгалтерским учетом в столь интересном учреждении.
В небольшой подмосковный городок Красногорск я приехала для того, чтобы познакомиться с главным бухгалтером Российского государственного архива кинофотодокументов. Спросив у местной жительницы о том, где находится здание архива, я поймала на себе удивленный взгляд: об этом тут знают все — от мала до велика. Благодаря подсказке прохожей здание РГАКФД — именно так сокращенно называется средоточие всех официальных фотодокументов и кинохроник нашей страны — я нашла довольно быстро.
Длинные коридоры, какой-то уютный запах — кажется, что пришла в гости к бабушке. А ведь и впрямь похоже — на стенах старинные фотографии, где лица, которые хочется назвать ликами, — таких теперь не бывает. Лестница с колоннами, приветливые сотрудники: «Вы к кому? Вам в 61-й кабинет». Скромная дверь с надписью «Бухгалтерия». Здесь и работает главный бухгалтер Российского государственного архива кинофотодокументов Людмила Князькова.

Как все начиналось…

По специальности Людмила инженер, химик-технолог. Закончив Ярославский политехнический институт, она попала на работу (по распределению) в Красногорск на одно из оборонных предприятий и проработала там немало. Но смутные 90-е внесли свои коррективы. На предприятиях оказались лишними тысячи квалифицированных специалистов, и Людмила попала в их число. Поскольку в новое время одной из самых востребованных профессий стала бухгалтерская, Людмила решила освоить именно ее. Окончив соответствующие курсы, она отправилась в большое плавание в мире под названием капитализм. Сначала устроилась на работу в одну из московских фирм, которая через год распалась. Да и каждый день ездить на службу так далеко от дома было очень неудобно. К тому же на руках у новоиспеченного бухгалтера было двое маленьких детей.
— Вот так я и попала в архив, который как бухгалтера меня не сразу устроил. И получилось, что пришла сюда работать случайно, да так и осталась на целых одиннадцать лет.

Кадры решают все

Людмила рассказала, что хоть архив и большое учреждение, но в подчинении у нее совсем немного людей. Но зато каких!
— Непосредственно под моим началом работает шесть человек. В основном это бывшие «оборонщики», кто-то работал раньше на заводе, есть бывшие педагоги. Коллектив у нас дружный, отношения замечательные, все люди ответственные, все стараются помогать, замещают друг друга. И вот уж действительно — кадры решают все.
Коль скоро зашла речь о кадрах, я не преминула спросить Людмилу о новых сотрудниках в архиве. С этим, как оказалось, проблемы: молодые специалисты, в том числе кандидаты наук, которые работают в отделах учреждения, нередко увольняются — не каждого устраивает бюджетная зарплата. С другой стороны, далеко не каждого могут взять на работу, где востребованы специалисты только высокого класса. В основном работают люди старше среднего возраста. Более половины коллектива работает свыше двадцати лет. А на прошедшем недавно юбилее архива чествовали сотрудницу, которая отдала ему пятьдесят лет службы. Иногда уволившиеся возвращаются: перевешивает огромный интерес к той важной работе, которую они выполняют.
О своей работе Людмила может рассказывать бесконечно. Еще бы — ведь среди экспонатов есть уникальные кино- и фотоматериалы с Нюрнбергского процесса, фронтовые съемки времен Второй мировой войны и многое другое. Словом, живая история, которую можно потрогать и посмотреть.
Мне стало интересно, кто же сегодня приходит в архив, кто интересуется документами, запечатлевшими еще Николая II, Владимира Ленина, трагические и судьбоносные страницы нашей (и не только нашей) истории. Оказывается, архив — это источник для материалов многих программ на нашем телевидении. Помимо этого, здесь часто проходят фотовыставки, которые может посетить каждый желающий. Да и это не все. Сотрудники иногда помогают людям отыскать на фотоснимках и кинопленках своих близких.
— А как попадают к вам ценные материалы? — поинтересовалась я у своей собеседницы.
— Иногда люди отдают свои семейные хроники бесплатно, реже архив изыскивает средства внебюджетных поступлений. Но перед тем как принять что-нибудь на хранение, проводится государственная экспертиза, которая утверждает или опровергает ценность и значимость того или иного документа.

О цифрах и не только

РГАКФД входит в систему Федерального архивного агентства, а оно, в свою очередь, — в систему Министерства культуры. Архив с 1997 года занесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации еще указом президента Бориса Ельцина. Помимо Красногорского архива, в этом списке еще 63 объекта, таких как Московский Кремль, Исторический музей, Эрмитаж.
Я заинтересовалась статусом архива, предположив, что он в какой-то степени является музеем. Это оказалось не совсем так.
— Мы лишь выполняем некоторые функции музея — проводим тематические экскурсии, экскурсии по ознакомлению с деятельностью архива, у нас бывают регулярные экспозиции, — говорит моя собеседница.
Понятно, что такая обширная деятельность предполагает наличие большого бухгалтерского хозяйства. Оказалось, что на балансе архива стоят здания и сооружения, оборудование, материальные ценности, а сами свидетельства истории — это отдельная система учета документов архивного фонда России.

Ложка дегтя

За всем этим хозяйством скрывается кропотливая работа бухгалтерского отдела, и не всегда эта работа бывает легкой. Последнее десятилетие прошлого века далось сотрудникам архива очень тяжело, деньги из бюджета выделялись только на выплату зарплаты. И даже коммунальные услуги приходилось оплачивать из внебюджетных средств. С небольшой помощью государства целых десять лет строилась газовая котельная. Но есть и положительная тенденция: последние лет пять финансирование увеличивается, и сейчас примерно половина средств — это деньги федерального бюджета, другая половина — собственный заработок архива за счет оказываемых им услуг.
— Дополнительные сложности в нашей работе возникают из-за несовершенства налогового законодательства, — рассказывает главный бухгалтер. — В нем много противоречий, и подчас сами инспекторы не могут в них разобраться. Возьмем, например, налог на землю. Наш земельный участок не является объектом налогообложения, но тем не менее мы регулярно подаем пустую декларацию по этому налогу. Но все это рабочие моменты, от них никуда не денешься.
Конечно, я не могла удержаться от традиционного вопроса: в каком виде сдается отчетность?
— Мы пока отчитываемся в бумажном виде, прилагая дискету. Иногда случается, что налоговики принимают и без дискеты, но такое бывает редко. Видимо, это связано с выходом новых форм налоговой отчетности.
— А почему вы не переходите на электронную сдачу? — задала я очередной вопрос.
— Такой способ сейчас активно пропагандируют, но — вечная проблема бюджетных организаций — дополнительные средства, избытком которых мы не можем похвастаться. Да и в конце концов это для удобства налоговой придумано, а мы и в очереди постоять можем. Пока мы эти деньги платим нашим работникам в виде премий. А вот с 2008 года перейдем обязательно.

Налоговая: друг, товарищ и брат

За одиннадцать лет работы в бухгалтерии дела архивные и бухгалтерские так тесно переплелись в жизни Людмилы, что ей уже невозможно представить одно без другого.
— Мы, конечно, не занимаемся непосредственно материалами, которые к нам поступают, на нас в основном техническая сторона, — скромно замечает моя собеседница, — но все равно работа очень интересная.
На вопрос о том, как часто бывают проверки налоговой, Людмила охотно ответила:
— У нас плановые выездные проверки раз в три года, практически всегда эти сроки соблюдались. Камеральные проверки стали проводиться чаще, но это нас не очень беспокоит, так как документация у нас в порядке, с налоговиками отношения хорошие.
На мой вопрос о том, проверяет ли организацию еще кто-нибудь, например, Счетная палата, Людмила ответила, что это ведомство ревизует вышестоящую организацию, а сюда регулярно наведывается Территориальное управление Федеральной службы финансово- бюджетного надзора Московской области.
— Все проверяющие отмечают, что у нас строгая финансовая дисциплина, и сравнивают то, что есть у нас, с советской системой. А мы на это отвечаем, что мы от этой самой системы сохранили все хорошее, то есть мы применяем все новые методики, но и не забываем то положительное, что досталось нам в наследство.

Архивная бухгалтерия

Много вопросов нужно решать главному бухгалтеру такого сложного учреждения. Да и сама она считает, что у них простых задач не бывает по определению. Бухгалтеры госархива ведут практически две бухгалтерии, поскольку у него два источника финансирования: средства, которые выделяет архиву государство, и деньги, которые он зарабатывает сам.
Бухгалтерия работает по смете доходов и расходов, по бюджетному плану счетов, и все, что зарабатывает архив, он тратит на свое содержание. Вот и получается, что каждый отдельный вид финансирования — это раздельный учет по Налоговому кодексу.
Что касается налоговых льгот, они у архива есть. РГАКФД (согласно п. 5 ст. 381 НК) освобожден от налога на имущество как особо ценный объект культурного наследия. К тому же учреждение не платит земельный налог, земельный участок (по п. 2 ст. 389 НК) не является объектом налогообложения.
— Это существенная налоговая поблажка, и она есть далеко не у всех организаций. У нас по стране порядка двух-трех объектов особо ценного культурного наследия, если рассматривать систему госархивов. Плюс ко всему есть льгота по НДС.

Обратная сторона медали

К концу беседы мы вновь вернулись к вопросу, который явно волнует всех, кто здесь работает, — о финансировании архива из федерального бюджета. Средства, которые им выделяют, уходят, помимо выплаты зарплаты, на содержание здания и сооружений, на техническое обслуживание оборудования, которое попало сюда лет 15-20 назад, до этого уже побывав в употреблении.
Уникальные экспонаты нуждаются в соответствующих условиях хранения, что, в свою очередь, требует средств и немалых. На мой вопрос, есть ли какие-то перспективы в плане модернизации архива, Людмила лишь развела руками.
— Пока выделяется недостаточно средств. Но мы не отчаиваемся, довольствуемся тем, что есть. Главное ведь — это делать свое дело, а не оглядываться на кого-то и жаловаться на трудности. По Федеральной целевой программе «Культура России», рассчитанной на 2006-2010 годы нам выделялись дополнительные средства в этом году, и они предназначались не только на оборудование, но и на реставрацию и страховое копирование особо ценных кинофотодокументов фондового хранения, на обеспечение пожарной безопасности. Поэтому есть надежда, что все наладится.
Уезжала я из Красногорска в приподнятом настроении: отрадно думать, что, несмотря на все трудности, находятся люди, которые не жалуются, а просто делают свое дело.

Т. Ищенко

«Расчет», N 1, январь 2007 г.



Поиск вакансий


Кадровое агентство Фаворит